Раздел 3. Философская антропология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Философская антропология



Тема 7. Проблема человека в философии и науке

 

Занятие 1

1. Человек как предмет философского анализа.

2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.

3. Человек и общество. Соотношение природного, социального и духовного в развитии человеке.

4. Человеческая субъективность и экзистенциональные характеристики личности: сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни.

Темы рефератов

 

  1. «Новая философская антропология» о человеке
  2. Деятельность как сущностную характеристику человека;
  3. Игра как феномен бытия человека.
  4. Концепция «человека массы» Х. Ортеги-и-Гассета.
  5. Концепция человека в классическом и неклассическом психоанализе.
  6. Концепция человека Э. Фромма
  7. Образ человека в восточной и западной философских традициях.
  8. Образование и коммуникацию как важнейшие факторы формирования человеческого бытия.
  9. Проблема «богочеловечества» в русской религиозной философии.
  10. Проблема смысла жизни человека.
  11. Свобода и ответственность как важнейшие характеристики личности
  12. Свобода как ценность человеческого бытия.
  13. Социализацию как важнейший фактор становления и развития личности;
  14. Сущность и существование как экзистенциональные характеристики личности
  15. Феномен «жизни после смерти» и его интерпретации.

Литература

 

 

1. Антропология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – Москва: МарТ, 2008. – 304 с. Адуло, Тадеуш Иванович. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ / Т. И. Адуло, О.А. Павловская. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 311 с.

2. Бердяев, Николай Александрович. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н. А. Бердяев; ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 132с. Серия"Духовное единение").

3. Макаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. – М., 1986.

4. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, ХІХ век / [П. С. Гуревич [и др.]; сост. П. С. Гуревич]. – Москва: Республика, 1995. – 528 с.

5. Филарет (Вахромеев К.В.; Митрополит Минский и Слуцкий) Человек в истории / митрополит Филарет (Вахромеев) – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2008. – 192 с.

6. Щёкин Н.С., Новикова О.В. Проблема выбора жизненной стратегии человека восточнославянской цивилизации в современном мире // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2009. – № 2

 

 

Основные положения темы

1. Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией.

Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного. В качестве интегрального определения сущности человека здесь уместно привести следующее: «Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами»[1], дополнив его указанием о духовном предназначении человека.

2 – 3. Имеются серьезные основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела.

Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека.

4. Сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни и др. являются важнейшими характеристиками человеческой субъективности и экзистенциональными чертами личности

Важнейшей характеристикой сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает. Противоположным свободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности.

Занятие 2

1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа.

2. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Темы рефератов

 

1. Анализ сознания в феноменологической традиции.

2. Марксистская концепция сознания

3. Многообразие состояний сознания

4. Природа коллективного бессознательного в аналитической психологии К. Юнга.

5. Психоаналитическая концепция сознания

6. Сознание и бессознательное: современный взгляд на проблему

7. Сознание и мозг: сущность психофизиологической проблемы

8. Сознание и нейролингвистическое программирование

9. Структура человеческой психики в интерпретации З. Фрейда.

10. Феномен массового сознания

Литература

 

1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

2. Основы современной философии: Учеб. для вузов / М.Н. Росенко, А.С. Колесников, Ю.А. Сандулов и др. – СПб.: Лань, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

Основные положения темы

1. Сознание– это особое состоянии бытия, в котором человеку одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание – способность человека фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Интерес к проблеме сознания проявляют многие науки, прежде всего, физиология, психология, социология, в которых оно обычно обозначает высший уровень психической деятельности человека как социального существа.

Согласно современной науке, сознание характеризуется такими чертами, как: активность, интенциональность, связь с мозгом как его материальным субстратом Оно обычно наделяется также творческим характером, проявляющимся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов, способностью к самопознанию, рефлексии, внутреннему диалогу, знаково-символическим способом выражения, связью с бессознательным.

В философии продуктивными стратегиями анализа сознания являются:

· феноменологическая концепция сознания (Э.Гуссерль). В данной концепции главным признаком сознания считается его направленность на (интенциональность) определенный объект. Это означает, что если я выделяю предмет посредством интенции, он становится объектом моего сознания;

· марксистская диалектико-материалистическая концепция сознания, согласно которой сознание есть осознанное бытие, способом существования которого является идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Согасно К.Марксу, общественное бытие определяет общественное сознание;

· психоаналитическая концепция сознания (З.Фрейд и его последователи).

2. Важнейшей проблемой изучения феномена сознания является проблема соотношения сознания и бессознательного. З.Фрейд открыл феномен бессознательного. Ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяином в собственном доме», а сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.165 (0.012 с.)