Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Философская антропологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 7. Проблема человека в философии и науке
Занятие 1 1. Человек как предмет философского анализа. 2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке. 3. Человек и общество. Соотношение природного, социального и духовного в развитии человеке. 4. Человеческая субъективность и экзистенциональные характеристики личности: сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни. Темы рефератов
Литература
1. Антропология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – Москва: МарТ, 2008. – 304 с. Адуло, Тадеуш Иванович. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ / Т. И. Адуло, О.А. Павловская. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 311 с. 2. Бердяев, Николай Александрович. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н. А. Бердяев; ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 132с. Серия"Духовное единение"). 3. Макаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. – М., 1986. 4. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, ХІХ век / [П. С. Гуревич [и др.]; сост. П. С. Гуревич]. – Москва: Республика, 1995. – 528 с. 5. Филарет (Вахромеев К.В.; Митрополит Минский и Слуцкий) Человек в истории / митрополит Филарет (Вахромеев) – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2008. – 192 с. 6. Щёкин Н.С., Новикова О.В. Проблема выбора жизненной стратегии человека восточнославянской цивилизации в современном мире // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2009. – № 2
Основные положения темы 1. Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного. В качестве интегрального определения сущности человека здесь уместно привести следующее: «Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами»[1], дополнив его указанием о духовном предназначении человека. 2 – 3. Имеются серьезные основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела. Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека. 4. Сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни и др. являются важнейшими характеристиками человеческой субъективности и экзистенциональными чертами личности Важнейшей характеристикой сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает. Противоположным свободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности. Занятие 2 1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа. 2. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Темы рефератов
1. Анализ сознания в феноменологической традиции. 2. Марксистская концепция сознания 3. Многообразие состояний сознания 4. Природа коллективного бессознательного в аналитической психологии К. Юнга. 5. Психоаналитическая концепция сознания 6. Сознание и бессознательное: современный взгляд на проблему 7. Сознание и мозг: сущность психофизиологической проблемы 8. Сознание и нейролингвистическое программирование 9. Структура человеческой психики в интерпретации З. Фрейда. 10. Феномен массового сознания Литература
1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. 2. Основы современной философии: Учеб. для вузов / М.Н. Росенко, А.С. Колесников, Ю.А. Сандулов и др. – СПб.: Лань, 2001. 3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. Основные положения темы 1. Сознание– это особое состоянии бытия, в котором человеку одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание – способность человека фиксировать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Интерес к проблеме сознания проявляют многие науки, прежде всего, физиология, психология, социология, в которых оно обычно обозначает высший уровень психической деятельности человека как социального существа. Согласно современной науке, сознание характеризуется такими чертами, как: активность, интенциональность, связь с мозгом как его материальным субстратом Оно обычно наделяется также творческим характером, проявляющимся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов, способностью к самопознанию, рефлексии, внутреннему диалогу, знаково-символическим способом выражения, связью с бессознательным. В философии продуктивными стратегиями анализа сознания являются: · феноменологическая концепция сознания (Э.Гуссерль). В данной концепции главным признаком сознания считается его направленность на (интенциональность) определенный объект. Это означает, что если я выделяю предмет посредством интенции, он становится объектом моего сознания; · марксистская диалектико-материалистическая концепция сознания, согласно которой сознание есть осознанное бытие, способом существования которого является идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Согасно К.Марксу, общественное бытие определяет общественное сознание; · психоаналитическая концепция сознания (З.Фрейд и его последователи). 2. Важнейшей проблемой изучения феномена сознания является проблема соотношения сознания и бессознательного. З.Фрейд открыл феномен бессознательного. Ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяином в собственном доме», а сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.007 с.) |