Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1. Особенности неклассической философии. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. 2. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба. 3. Позитивистская философия: основные этапы развития и круг проблем. Темы рефератов 1. «Философия жизни» Ф. Ницше 2. Классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Миль) 3. Концепция научных революций Т. Куна. 4. Марксистская философия: история и современность 5. Позитивизм в правоведении. 6. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд) 7. Проблема анализа научного знания в неопозитивизме 8. Философия А. Шопенгауэра 9. Философская антропология К. Маркса Литература 1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.
4. Фишер, Куно. Артур Шопенгауэр: [Пер. с нем.]; [Примеч. И послес А.Б.Рукавишникова]. – СПб.: Лань, 1999. – 608 с., [1] л. портр. – (История новой философии). 5. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.
Основные положения темы 1. Неклассическая философия возникла в результате критического преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была представлена, прежде всего, в немецкой классической философии. Эта философия была следствием фундаментального испытания на прочность идеалов разума и критики, свободы, равенства и братства не только со стороны не известного ранее нового философского интеллекта, но и самой жизни. Первыми представителями неклассической философии были: французский философ О. Конт – родоначальник позитивизма; датский философ С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма; немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели философии исторического и диалектического материализма; немецкий философ Ф. Ницше – основатель современного иррационализма; австрийский ученый и философ З. Фрейд – первооткрыватель бессознательного. Следует также иметь в виду, что философское учение Ф. Ницше было одним из теоретических источников философии экзистенциализма, а философские идеи З. Фрейда о бессознательном как источнике психики человека оказали серьезное влияние практически на все типы неклассической философии. 2. Теоретическими источниками философии К. Маркса и Ф. Энгельса была, во-первых, немецкая классическая философия, прежде всего, объективно-идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах, начав еще до Маркса и Энгельса критический анализ философии Гегеля, не только обнаружил связь объективного идеализма Гегеля с религиозным мировоззрением, но и попытался доказать неустранимость из философского мировоззрения проблем человека, я и ты, мужчины и женщины. Во-вторых, важное влияние на философию марксизма оказали идеи представителей английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, которые увидели в экономических интересах и потребностях людей не зависящие от их воли и сознания объективные законы. В-третьих, философия марксизма была тесно связана с идеологией утопического социализма и коммунизма – идеями Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также организацией и развитием Интернационала – международной организации рабочего класса. В основе философии марксизма лежали следующие идеи – общественное бытие (экономические отношения между людьми, способ производства материальных благ) определяет общественное сознание (право, мораль, религию, искусство и философию). Способ производства материальных благ характеризует социально-исторический тип общества – его общественно-экономическую формацию. Высшим типом общественно-экономической формации является коммунизм – такое общество без классов и государства, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства. В основе познания человека лежит общественно-историческая практика, которая является не только основой, но целью и критерием истинности человеческого знания. Главной задачей идеологии марксизма было всестороннее обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии и творца нового коммунистического общества. 3. С программой преодоления умозрительного и абстрактного характера философии Гегеля выступил О. Конт – родоначальник позитивизма. Позитивизмом называется философия конкретно-научного (позитивного) знания, отрицающая познавательную и практическую ценность классической философии. Представителями первой исторической формы позитивизма (классический позитивизм) были Конт, Спенсер и Дж.Ст. Милль. Второй исторической формой философии позитивизма был эмпириокритицизм, созданный Э. Махом и Р. Авенариусом. Эмпириокритицизм – позитивистское философское учение, которое выступило с программой критики научного опыта и очищения его от умозрительных понятий. Третьей исторической формой философии позитивизма был новый позитивизм, или неопозитивизм. У его истоков стояли Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Важным центром разработки идей неопозитивизма был так называемый Венский кружок, представители которого выступили с программой соединения математической логики и семиотики, с одной стороны, и идей эмпиризма – с другой. Активными членами Венского кружка были М. Шлик, Р. Карнап и др. В 60-80-е гг. ХХ в. отрицанием и критическим преодолением идей неопозитивизма стал так называемый постпозитивизм. В нем выделяются историческая школа философии науки Т. Куна и И. Лакатоса, историческая логика С. Тулмина и др. учения. Занятие 2 1. Проблема человека в философии экзистенциализма. 2. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. 3. Философия постмодернизма Темы рефератов 1. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс) 2. Неопротестантизм (К.Барт, П.Тиллих) 3. Неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон) 4. Особенности неклассической философии и её основные направления (неомарксизм, феноменология, аналитическая философия) 5. Постмодернизм: основные представители и круг проблем 6. Проблема человека в философии экзистенциализма (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) 7. Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв. (философская герменевтика, структурализм, постструктурализм) 8. Философские взгляды Ж.Бодрийяра 9. Философские взгляды Ж.Делеза 10. Философские взгляды Ж.Дерриды 11. Философские взгляды Ж.Лиотара 12. Философские взгляды К.Барта
Литература 1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. 2. Современная западная философия: учебное пособие для вузов / [Т. Г. Румянцева [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2000.– 493 с. 3. Хайдеггер, Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы: [пер. с нем.] / М. Хайдеггер. – Минск: Современное слово, 1998. – 384 с. 4. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.
Основные положения темы 1. Теоретическими источниками философии экзистенциализма были учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, в которых был показан ограниченный характер притязаний человеческого разума на монополию в постижении предельных оснований бытия человека. На формирование философии экзистенциализма серьезное влияние оказал феноменологический метод Э. Гуссерля. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования. Экзистенция – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого она приобретает неповторимую уникальность и индивидуальность и которая проявляется в специфических эмоциональных переживаниях человека. Представителями философии экзистенциализма были немецкие ученые М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские мыслители Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для Сартра, например, свобода – высшее понятие философии, синоним экзистенции; она – выбор человеком собственного бытия. Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно, учил Сартр, и свободно примириться с какой-либо конкретной жизненной ситуацией, и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не всегда нужны практические действия. 2. Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями (конфессия - вероисповедание). Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, неоавгустинизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, "теология кризиса" и "новая радикальная теология". В рамках православия сформировались "академическая философия", "метафизика всеединства", а также философия "нового религиозного сознания". Следует подчеркнуть, что сегодня философские идеи разрабатываются также с использованием догм ислама, буддизма и других религий. Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом. Заметную роль в современной религиозной философии играет персонализм. Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи и положения средневекового философа схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представителями являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Персонализм – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность, первооснова бытия. В религиозной философии сложились противоположные тенденции – обновления и догматизации символа веры. Традиционалисты, не поддерживая перемен, недовольны тем, что современная церковь становится слишком открытой миру. Их оппоненты, наоборот, недовольны догматичностью, робостью предпринимаемых современной церковью реформ. 3. Термин «постмодерн» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Деррида (1930 - 2004), Жорж Батай (1987 – 1962), Жиль Делез (1925—1995 Ричард Рорти (род. 1931) и др. Первую собственно философскую работу, в названии которой присутствовало понятие постмодернизма, написал Ж.-Ф.Лиотар (род. 1924). Ее название " Ситуация постмодерна " (1979). Разбросанный в текстах разных ученых постмодернизм сегодня еще не всегда складывается сам по себе в единое философское целое. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Принципы и правила постмодернистского осмысления культурных и философских традиций предельно свободны, их теоретики (и практики) поэтому отказываются от многих философско-эстетических категорий, понятий и принципов традиционного философского мышления и заменяют их неоднозначно трактуемым рядом как бы новаторских (во всяком случае по названию) принципов и понятий: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и т.п., – формируя на с их помощью некое новое смысловое поле и игровое пространство (систему культурного пространства). Оценивая постмодернизм как некоторое целостное явление, полезно иметь в виду, что присущая этой философской тенденции эклектичность не позволяет видеть в ей целостную философскую концепцию. В то же время постмодернизм сохраняет претензии на статус идеологии информационного общества, глобализации, пытаясь освободить мышление от упрощающих схем и стереотипов, отживших мифологем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.147 (0.008 с.) |