Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии



Занятие 1

1. Особенности неклассической философии. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

2. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.

3. Позитивистская философия: основные этапы развития и круг проблем.

Темы рефератов

1. «Философия жизни» Ф. Ницше

2. Классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Миль)

3. Концепция научных революций Т. Куна.

4. Марксистская философия: история и современность

5. Позитивизм в правоведении.

6. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)

7. Проблема анализа научного знания в неопозитивизме

8. Философия А. Шопенгауэра

9. Философская антропология К. Маркса

Литература

1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

  1. Марксистская философия в XIX в.: В 2 кн. – М., 1979.
  2. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

4. Фишер, Куно. Артур Шопенгауэр: [Пер. с нем.]; [Примеч. И послес А.Б.Рукавишникова]. – СПб.: Лань, 1999. – 608 с., [1] л. портр. – (История новой философии).

5. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.

  1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – Мн., 1998.

Основные положения темы

1. Неклассическая философия возникла в результате критического преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была представлена, прежде всего, в немецкой классической философии. Эта философия была следствием фундаментального испытания на прочность идеалов разума и критики, свободы, равенства и братства не только со стороны не известного ранее нового философского интеллекта, но и самой жизни. Первыми представителями неклассической философии были: французский философ О. Конт – родоначальник позитивизма; датский философ С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма; немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели философии исторического и диалектического материализма; немецкий философ Ф. Ницше – основатель современного иррационализма; австрийский ученый и философ З. Фрейд – первооткрыватель бессознательного. Следует также иметь в виду, что философское учение Ф. Ницше было одним из теоретических источников философии экзистенциализма, а философские идеи З. Фрейда о бессознательном как источнике психики человека оказали серьезное влияние практически на все типы неклассической философии.

2. Теоретическими источниками философии К. Маркса и Ф. Энгельса была, во-первых, немецкая классическая философия, прежде всего, объективно-идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах, начав еще до Маркса и Энгельса критический анализ философии Гегеля, не только обнаружил связь объективного идеализма Гегеля с религиозным мировоззрением, но и попытался доказать неустранимость из философского мировоззрения проблем человека, я и ты, мужчины и женщины. Во-вторых, важное влияние на философию марксизма оказали идеи представителей английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, которые увидели в экономических интересах и потребностях людей не зависящие от их воли и сознания объективные законы. В-третьих, философия марксизма была тесно связана с идеологией утопического социализма и коммунизма – идеями Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также организацией и развитием Интернационала – международной организации рабочего класса.

В основе философии марксизма лежали следующие идеи – общественное бытие (экономические отношения между людьми, способ производства материальных благ) определяет общественное сознание (право, мораль, религию, искусство и философию). Способ производства материальных благ характеризует социально-исторический тип общества – его общественно-экономическую формацию. Высшим типом общественно-экономической формации является коммунизм – такое общество без классов и государства, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства. В основе познания человека лежит общественно-историческая практика, которая является не только основой, но целью и критерием истинности человеческого знания. Главной задачей идеологии марксизма было всестороннее обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии и творца нового коммунистического общества.

3. С программой преодоления умозрительного и абстрактного характера философии Гегеля выступил О. Конт – родоначальник позитивизма. Позитивизмом называется философия конкретно-научного (позитивного) знания, отрицающая познавательную и практическую ценность классической философии. Представителями первой исторической формы позитивизма (классический позитивизм) были Конт, Спенсер и Дж.Ст. Милль. Второй исторической формой философии позитивизма был эмпириокритицизм, созданный Э. Махом и Р. Авенариусом. Эмпириокритицизм – позитивистское философское учение, которое выступило с программой критики научного опыта и очищения его от умозрительных понятий. Третьей исторической формой философии позитивизма был новый позитивизм, или неопозитивизм. У его истоков стояли Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Важным центром разработки идей неопозитивизма был так называемый Венский кружок, представители которого выступили с программой соединения математической логики и семиотики, с одной стороны, и идей эмпиризма – с другой. Активными членами Венского кружка были М. Шлик, Р. Карнап и др. В 60-80-е гг. ХХ в. отрицанием и критическим преодолением идей неопозитивизма стал так называемый постпозитивизм. В нем выделяются историческая школа философии науки Т. Куна и И. Лакатоса, историческая логика С. Тулмина и др. учения.

Занятие 2

1. Проблема человека в философии экзистенциализма.

2. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

3. Философия постмодернизма

Темы рефератов

1. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс)

2. Неопротестантизм (К.Барт, П.Тиллих)

3. Неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон)

4. Особенности неклассической философии и её основные направления (неомарксизм, феноменология, аналитическая философия)

5. Постмодернизм: основные представители и круг проблем

6. Проблема человека в философии экзистенциализма (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр)

7. Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв. (философская герменевтика, структурализм, постструктурализм)

8. Философские взгляды Ж.Бодрийяра

9. Философские взгляды Ж.Делеза

10. Философские взгляды Ж.Дерриды

11. Философские взгляды Ж.Лиотара

12. Философские взгляды К.Барта

 

Литература

1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

2. Современная западная философия: учебное пособие для вузов / [Т. Г. Румянцева [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2000.– 493 с.

3. Хайдеггер, Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы: [пер. с нем.] / М. Хайдеггер. – Минск: Современное слово, 1998. – 384 с.

4. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.

 

Основные положения темы

1. Теоретическими источниками философии экзистенциализма были учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, в которых был показан ограниченный характер притязаний человеческого разума на монополию в постижении предельных оснований бытия человека. На формирование философии экзистенциализма серьезное влияние оказал феноменологический метод Э. Гуссерля. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования. Экзистенция – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого она приобретает неповторимую уникальность и индивидуальность и которая проявляется в специфических эмоциональных переживаниях человека. Представителями философии экзистенциализма были немецкие ученые М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские мыслители Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для Сартра, например, свобода – высшее понятие философии, синоним экзистенции; она – выбор человеком собственного бытия. Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно, учил Сартр, и свободно примириться с какой-либо конкретной жизненной ситуацией, и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не всегда нужны практические действия.

2. Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями (конфессия - вероисповедание). Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, неоавгустинизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, "теология кризиса" и "новая радикальная теология". В рамках православия сформировались "академическая философия", "метафизика всеединства", а также философия "нового религиозного сознания". Следует подчеркнуть, что сегодня философские идеи разрабатываются также с использованием догм ислама, буддизма и других религий.

Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом. Заметную роль в современной религиозной философии играет персонализм. Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи и положения средневекового философа схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представителями являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Персонализм – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность, первооснова бытия. В религиозной философии сложились противоположные тенденции – обновления и догматизации символа веры. Традиционалисты, не поддерживая перемен, недовольны тем, что современная церковь становится слишком открытой миру. Их оппоненты, наоборот, недовольны догматичностью, робостью предпринимаемых современной церковью реформ.

3. Термин «постмодерн» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Деррида (1930 - 2004), Жорж Батай (19871962), Жиль Делез (1925—1995 Ричард Рорти (род. 1931) и др.

Первую собст­венно философскую работу, в названии которой при­сутствовало понятие постмодернизма, написал Ж.-Ф.Лиотар (род. 1924). Ее название " Ситуация постмодерна " (1979). Разбросанный в текстах разных ученых постмодер­низм сегодня еще не всегда складывается сам по себе в еди­ное философское целое.

Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр.

Принципы и правила постмодернистского осмысления культурных и философских традиций предельно свободны, их теоретики (и практики) поэтому отказываются от многих философско-эстетических ка­тегорий, понятий и принципов традиционного философского мышления и заменяют их неоднозначно трактуемым рядом как бы новаторских (во всяком случае по названию) принципов и понятий: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и т.п., – формируя на с их помощью некое новое смысловое поле и игровое пространство (систему культурного пространства).

Оценивая постмодернизм как некоторое целостное явление, полезно иметь в виду, что присущая этой философской тенденции эклектичность не позволяет видеть в ей целостную философскую концепцию. В то же время постмодернизм сохраняет претензии на статус идеологии информационного общества, глобализации, пытаясь освободить мышление от упрощающих схем и стереотипов, отживших мифологем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.93.126 (0.013 с.)