Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Программа лекционного курса

Поиск

Академия управления при Президенте

Республики Беларусь

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

МИНСК


УДК 1(07)

ББК 87.1

Ф 56

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Я.С. Яскевич, кандидат философских наук, доцент Т.И. Матюшкова.

Философия: Учебно-методическое пособие /Под общ. ред. проф. В.И. Чуешова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 209с.

Учебно-методическое пособие подготовлено на основе типовой учебной программы по курсу философии для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД-СГ.010/тип. В пособии определены цели, задачи и содержание дисциплины, ее место в учебном процессе, содержатся основные требования, планы семинарских занятий, тематика рефератов, основная литература для подготовки к практическим занятия, перечень вопросов к экзамену по философии, а также задания предметной олимпиады по курсу «философия»

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика» всех форм обучения. В составлении учебно-методического пособия принимали участие: доктор философских наук, профессор В.И. Чуешов; кандидат философских наук, доцент И.И. Таркан; кандидат философских наук, доцент Н.С.Щёкин.

 

ISBN 985-457-134-3 © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий, теории и практики государственного управления

Программа курса ориентирована на приобретение знаний, умений и навыков для эффективного управления и совершенствование системы государственного управления

Программа рассчитана для очной формы обучения на 76 аудиторных часов, в том числе лекций – 42 часа, семинарских занятий – 34 часов; для заочной формы обучения на 76 часа, в том числе лекций – 42 часа, семинарских занятий – 34 часов.

Целью преподавания и изучения дисциплины «Философия» является:

формирование у студента современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах управленческой деятельности; овладение студентом основами мировой и отечественной философской культуры;формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.

Задачи изучения дисциплины:

  • сформировать у студентов целостное философское мировоззрение,

отвечающего требованиям современной общественной жизни и включающего в себя ценности идеологии современного белорусского государства;

  • освоить наследие мировой и отечественной философской мысли; изучить мировую и национальную философскую мысль в контексте философского осмысления проблем современности;
  • повысить общекультурный и гуманитарный потенциал будущего специалиста-управленца, развить способности к вдумчивому философскому анализу социокультурных явлений современного общества.

 

В результате изучения курса необходимо:

Знать:

· важнейшие направления в истории философской мысли;

· основные категории и понятия философского знания;

· ведущих представителей мировой и национальной философии;

· социокультурную обусловленность философского знания и его место в духовном опыте человечества.

 

уметь характеризовать:

· специфику философского знания;

· социокультурную обусловленность философии;

· основные философские проблемы и понятия;

· связь философии с теорией и практикой государственного управления;

· философскую проблематику в широком историко-культурном и современном контексте идеологии белорусского государства.

 

уметь анализировать:

· место и роль философии в жизни общества и человека;

· особенности и специфику различных философских учений в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами того или иного общества, исторической эпохи;

· роль философии в решении глобальных проблем человечества и выборе стратегий общественного развития;

· современное состояние философской мысли.

 

приобрести навыки:

· анализа и интерпретации философских текстов;

· философского обоснования своей мировоззренческой и жизненной позиции;

· философской аргументации и культуры толерантности;

· творческого отношения к духовно-культурному наследию человечества;

· философско-методологической культуры анализа государственного управления.

Дисциплина «Философия» опирается на предварительное изучение других дисциплин гуманитарного цикла, предусмотренных учебным планом по специальности, таких как «Культурология», «Социология», «Политология»

 

II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»

 

№ п/п     Название разделов (модулей)     Количество часов
Общее количество часов по разделу (модулю) Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия
  Введение. Философия и жизненный мир человека          
  Философия в исторической динамике культуры          
  Философия бытия          
  Философская антропология          
  Теория познания и философия науки          
  Социальная философия          
  Итого:        

 

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
  2. Генезис, особенности и основные типы философского мировоззрения
  3. Предмет, структура и функции философии

 

Темы рефератов

1. Природа и специфика философского мышления

2. Проблема начала философии

3. Философия и наука: проблемы соотношения

4. Философия и религия: сравнительный анализ

5. Философия и искусство: диалектика взаимоотношения.

6. Роль философии в современном обществе.

Литература

 

1. Вундт, Вильгельм. Введение в философию / В. Вундт. - [Изд. 3-е]. – Москва: Добросвет, 2006. – 356 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

3. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: Изд-во АСТ, 2000.

  1. Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.С.Степин и др./ Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.
  2. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра – Системс, 1998.

Основные положения темы

1. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к самому себе. Мировоззрение – исходный пункт и духовная основа освоения и изменения человеком окружающего мира.

В структуре мировоззрения выделяют, во-первых, принципы, т.е. наиболее общие идеи, которыми человек руководствуется в реальной жизни; во-вторых, ценности (т.е. представления о том, что для человека имеет смысл и значение) и идеалы, или представления о высших ценностях и наиболее общих целях жизни человека и т.п. Важно помнить о том, что принципы и наиболее общие представления человека о мире и своем месте в нем становятся мировоззренческими только в том случае, когда они являются убеждениями. Убеждениями называются такие мысли человека, к которым он эмоционально и ценностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента. Человечество выработало три исторических типа мировоззрения – мифологию, религию и философию.

2. Философское мировоззрение возникло в VI – V в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Его возникновение (генезис) было связано с отделением умственного труда от физического, возникновением демократической формы государственной власти и разложением мифологического и религиозного мировоззрения. Генезис философского мировоззрения был также связан с формированием зачатков конкретно-научных знаний человека о мире и своем месте в нем, развитием искусства, формированием новых механизмов социальной коммуникации людей. В отличие от мифологии и религии, которые основываются на вере в сверхъестественное и некритическом отношении человека к миру, главной особенностью философского мировоззрения является опора на человеческий разум.

Философское мировоззрение не только рационально, т.е. основано на разуме человека, но и критично, т.е. предполагает всестороннюю проверку и аргументацию предлагаемых убеждений. По содержанию философское мировоззрение является отражением своей эпохи, т.е. социально-историческим.

Философское мировоззрение отражает многообразие социально-исторических типов наиболее общих отношений человека к миру. Оно делится на различные типы. Типами философского мировоззрения являются: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; скептицизм и агностицизм; рационализм и эмпиризм и т.п. Специфика данных типов философского мировоззрения раскрывается в содержащихся в них ответах на вопросы о том, что первично – материя или сознание; развивается ли мир, или он находится в состоянии покоя; является ли мир познаваемым; что является источником наших знаний о мире – чувственный опыт или разум и т.п.

3. Объектом философии как мировоззрения являются отношения человека с миром; предметом философии являются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности. Важнейшей особенностью философии является понимание мира как целостного образования.

Философиярациональное и критическое, системное и аргументированное мировоззрение. Она призвана вскрывать смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение как для теории и практики государственного управления, так и для разработки основ идеологии, в том числе идеологии белорусского государства. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Мировоззренческая и методологическая функции философии конкретизируются с помощью производных от них других ее функций. Не претендуя на их исчерпывающий перечень, укажем на онтологическую (ontos – бытие), гносеологическую (gnosis – знание), аксиологическую, аргументологическую, социальную и др. функции философии

Философское знание как особая мировоззренческая наука имеет определенную структуру. Элементами структуры философии являются следующие ее основные разделы (философские дисциплины, науки): онтология (от. греч. ontos – бытие, logos – учение) - учение о бытии, сущем, его принципах и основах; гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение) - учение о познании. В англоязычной литературе чаще используется другое имя данной философской науки – эпистемология (от греч. episteme – истинное знание, logos – учение), учение по преимуществу о научном познании; аксиология (от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях; методология ( от греч. metodos – путь исследования и logos – учение) – учение о формах и методах познания и преобразования действительности; философская антропология (от греч. antropos — человек и logos – учение) – учение о человеке; социальная философия – учение об обществе и его истории; логика – учение о законах и формах мышления; аргументология – философия теории и практики аргументации; этика – учение о морали, нравственности; эстетика – учение о прекрасном и наиболее общих законах искусства и дизайна; история философии – учение о возникновении и развитии философского знания.

Занятие 1

  1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
  2. Древнеиндийская философия: основные школы.
  3. Философские учения Древнего Китая.
  4. Место и роль философии Древнего Востока в формировании культуры государственного управления.

Литература

 

1. Конфуций. Изречения / Конфуций. – М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 160 с. – (Антология гуманитарных наук).

2. Степанянц, М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанянц Российская академия наук, Институт философии, Российский центр гуманитарного образования. – Москва: Восточная литература, 1997. – 504 с.

3. Томпсон, Мел. Восточная философия: [Пер. с англ.] / Мел.Томпсон. – М.: Гранд, 2001. – 384 с. – (Грандиозный мир)

4. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. / под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. Ч. 1. С. 6-92

5. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.

6. Чуешов В.И. Философия государственного управления в древнем мире: монография. – Минск: изд-во АУ, 2008.

 

Темы рефератов

1. Буддизм как философия.

2. Древневосточная философия: история и современность

3. Конфуций и конфуцианство.

4. Общее и особенное в философской мысли Древнего Китая и Древней Индии

5. Особенности философской традиции Древней Индии

6. Проблемы государства и государственного управления в философии Древнего Востока

7. Философия даосизма.

Основные положения темы

1. Термин «философия» как любомудрие, возникший в рамках западноевропейской культуры, имел свои синонимы и использовался в виде понятий «даршана», как обозначение системы взглядов в Индии, или учение в древнем Китае.Вместе с тем, на востоке любовь к мудрости не всегда связывалась с разработкой теоретических мировоззренческих концепций, направленных на поиск истины эмпирическим или рациональным способом, но испытывала на себе существенное влияние со стороны религиозно-мифологического мировоззрения, в рамках которого реализовывалось познание и самопознание человека не только через аскезу, но и ритуальную, а также мистическую практику. В этом отношении на востоке нередко подчеркивалось, что путь к истине всего лишь следствие нравственного совершенствования человека, а не первоначало человеческого бытия. К особенностям философии в культуре древних цивилизаций Востока обычно относят:

§ целостный (холистичный) характер философского мировоззрения, отсутствие в нем привычной для европейской культуры дифференциации знаний на отдельные отрасли;

§ религиозно-этическую и (или) государственно-практическую направленность философских исканий;

§ тесную связь философии с жизненно-практической мудростью, как умением человека жить достойно и нравственно;

В культуре древних цивилизаций Востока философ нередко предстает перед нами в обличье пророка, религиозного деятеля, проповедника, практически действующего политика, а не как кабинетный ученый.

2. В истории философии Древней Индии выделяют два основных периода: ведический и эпический.

Основным источником древнеиндийской философии служит обширный комплекс литературных памятников, объединяемых общим названием Веды (буквально «ведение», «знание»), написанных на древнеиндийском языке санскрите. В Ведах и Упанишадах (важнейшем философском тексте Вед) наряду с религиозными идеями содержались и философские представления о единой духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Карме). В зависимости от отношения к священным текстам Вед выделяются ортодоксальные философские школы и неортодоксальные школы философии Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным – чарвака, джайнизм, буддизм, адживика.

3. Среди школ древнего Китая главными были следующие шесть: школа служилых людей (конфуцианцев); школа моистов (последователей Мо-цзы); школа даосистов (последователей Лао-цзы, центральной категорией в которой было «Дао»); школа законников (легистов); школа мин-цзя (номиналистов, или школа имен); школа натурфилософов – иньян-цзы.

Данные философские школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории Китая, но в целом они анализировали одно и то же проблемное поле государственного управления и имели единый категориальный каркас.

4. Особое место среди памятников древнеиндийской культуры и философии, посвященным проблемам философии государственного управления занимал поли­тико-экономический трактат «Артхашастра, или Наука политики» (наука о государствен­ном устройстве). Данное произведение содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древ­него индийского общества. «Артхашастра», согласно индийской традиции, приписывается мудро­му брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяже­нии длительного времени, между первыми веками до н. э. и первыми веками н. э., суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями. По своему содержанию и значению это произведение не только представляет собой философское руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической и военной мысли в Древней Индии; это настоящая энциклопедия жизни той эпохи.

 

 

Занятие 2

 

  1. Генезис, основные этапы и круг проблем античной философии.
  2. Натурфилософия досократической философии.
  3. Философия Платона и Аристотеля.
  4. Философия эллинизма: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
  5. Античная философия государственного управления

Темы рефератов

1. Концепция атомизма в древнегреческой философии

2. Понятие космоса в досократической философии

3. Проблема первоначала в философии досократиков

4. Проблемы государства и государственного управления в философии Аристотеля

5. Проблемы государства и государственного управления в философии Платона

6. Римский стоицизм (Л. Сенека, Марк Аврелий).

7. Софисты и софистика

8. Феномен Сократа в античной философии

Литература

 

1. Аристотель. Политика. Афинская полития. /Предисл. Е.И.Темнова. – Мысль, 1997. – 458 с.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 400 с.

3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: пер. с лат. и древнегреч. – Москва: АСТ, 2003. – 830 с. – (Классическая мысль)

4. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

5. Платон. Государство. Законы. Политик /Предисл. Е.И.Темнова. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.

6. Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч. / Платон. – М.: АСТ, 2002. – 240 с. – (Серия "Философия. Психология"; Вып. 5).

7. Целлер, Эдуард. Очерк истории греческой философии: [пер. с нем.] / Э. Целлер. – Москва: Канон, 1996. – 336 с. – (История философии в памятниках).

8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.

9. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. / под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. Ч. 1. С. 101-247

10. Чуешов В.И. Философия государственного управления в древнем мире: монография. – Минск: изд-во АУ, 2008.

 

 

Основные положения темы

 

1. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) возникла в конце VI – начале V в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями европейского рабовладельческого общества. Возникшая из мифологического сознания античная философия в своем развитии прошла три этапа: досократовский, классический, эллинистический. К первому этапу относятся: милетская школа, элейская школа; пифагорейская школа; его представителями были Гераклит Эфесский, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Главной особенностью этого этапа развития античной философии был поиск ответов на вопрос о первооснове всего сущего. Его основным принципом было положение о том, что мир должен быть понят исходя из него самого. На этом этапе был совершен прорыв человеческой мысли от мифа к логосу.

2. Первый период античной философииохватывает время с VI до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, именуются досократики.

Философия этого периода начиналась с поиска ответов на вопросы, уже поставленные в мифологии, – о происхождении и первооснове мира. Философия, однако, их в рационально-критическом виде и сумела найти их принципиально новое решение с помощью учения о разнообразных первоначалах (архе). Важнейшим представителем данного периода является Сократ.

Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение в устной форме, в форме бесед, диалогов, споров, дошли до нас в изложении его учеников, прежде всего, Платона. С именем Сократа принято связывать поворот в истории мировой философской мысли к изучению человека. Этот поворот иногда называют антропологическим. «Познай самого себя» – основной лозунг Сократа – был своеобразной визитной карточкой этого поворота. Сократа интересовали не вопросы о сущности мира в целом, а проблемы добродетели, морали, права. Основной принцип сократовской философии: знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины в диалоге.

3. Платон (428/427 – 347 до н.э.) – выдающийся ученик Сократа, создатель концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб философии сыграли его теории идей, бессмертия души, познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона была обоснована необходимость отказаться от некритического доверия к показанию чувств, данным человеческого чувственного опыта в пользу чисто рационального постижения мира. Мир платоновских идей мог быть схвачен лишь с помощью интеллекта, т.к. был умопостигаемым, умозрительным. Первоосновой мира, по Платону, являются идеи, или эйдосы, представляющие собой модели, порождающие образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, или своеобразный эталон, в соответствии с которым он изготовлен. Если конкретная вещь конечна и изменчива, то идея (эйдос) – вечна, не подвержена разрушению. Высшими идеями, или эталонами существования общества, являются этические и политические принципы – благо (добро), прекрасное, справедливость.

Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо от человека. Он называется бытием. Идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, однако между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, и его гносеология была построена на этой вере. Сущностью процесса познания древнегреческий мыслитель считал анамнезис – воспоминания. Он утверждал, что душа человека в процессе познания припоминает то, что она до своего воплощения в теле человека созерцала, находясь в мире идей.

Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н.э.), основатель Афинской школы, получившей название «Ликей». Творчество Аристотеля было энциклопедично разносторонним. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Центральную часть его наследия образует все же философия, первая философия, названная через несколько веков после его смерти метафизикой. Первая философия, или метафизика Аристотеля, была наукой «о причинах и началах». Под бытием Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая взаимодействовала и с перводвигателем – божественным умом и идеальной формой. В философии государственного управления Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал достойными существования, или правильными: монархию, аристократию и политию, а три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

4 Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм – философские школы эллинистической эпохи, в которых всесторонне исследовались проблемы личной жизни человека. Невозмутимость, покой, безмятежность являются идеалом человеческой жизни для скептиков. У стоиков человек должен во всем следовать природе. По их мнению, рок, судьба управляют миром, а от человека требуется достойно держать удары судьбы. Цель счастливой жизни заключается, по Эпикуру, в душевном спокойствии (атараксии). Душевное спокойствие – состояние, при котором человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.

5. Теоретическое наследие Аристотеля имеет большое значение для современной социальной философии, теории и практики государственного управления. Сначала сочинения представителей классической философии древнего мира Платона, а затем и Аристотеля оказали определяющее значение на формирование и развитие последующей европейской классической философии. Работы Аристотеля – «Политика» (8 книг), «Никомахова этика» (10 книг), «Афинская полития», «Экономика» (3 книги), «Поэтика» вошли в золотой фонд источников по современному осмыслению феномена политики, экономики, природы государства и государственного управления, эстетики.

Особое значение в творческом наследии Аристотеля имеют работы по философии государственного управления - « Политика » и «Афинская полития ». «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, напоминающее «Государство» или «Законы» Платона. Второе – почти конкретно-социологичекий анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V века до н.э. (первая часть) и конца IV века до н.э. (вторая часть). Подчеркнем, что и то, и другое произведение в сильной степени связано с философским исследованием реальной жизни греческих полисов, и они «пропитаны» духом античной эпохи.

 

Занятие 3

 

1. Философия поздней античности и становление христианской традиции.

2. Особенности цивилизации и приоритеты духовной культуры средневекового Запада.

3. Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.

4. Особенности развития философской мысли эпохи Возрождения

Темы рефератов

1. Арабская средневековая философия

2. Восточная патристика: представители и основные идеи

3. Европейская реформация: философские аспекты

4. Римская цивилизация и идеи раннего христианства

5. Соотношение веры и разума в философской традиции средних веков

6. Социально-политическая концепция Н. Макиавелли

7. Т. Мор и его «Утопия»

8. Философия Аврелия Августина

9. Фома Аквинский как христианский философ

 

Литература

 

  1. Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

2. Замалеев, Александр Фазлаевич. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья / А. Ф. Замалеев. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – 270 с. ил.

3. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

4. Коплстон, Фредерик. История философии. Средние века: Пер. с англ. /Ф. Коплстон. – М.: Центрполиграф, 2003. – 494 с.

 

 

Основные положения темы

1. Философские школы эллинистическо-римского периода (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм) подготовили почву для прихода христианской культуры. Особое значение для становления христианской традиции имели идеи неоплатонизма. Представителями неоплатонизма были Плотин, Прокл. Неоплатонизм занимался развитием и переработкой философских взглядов Платона в новых исторических условиях становления христианской традиции. Учение Плотина об эманации (постепенном нисхождении высшего бытия до неодухотворенной материи) является онтологической основой философской системы неоплатонизма.

2. Особенностью цивилизации средневековья были феодальные отношения, натуральное хозяйство, доминирование христианской религии, наличие абсолютных монархий. В духовной культуре средневекового Запада основополагающей была идея монотеистического Бога, а главным текстом – Священное Писание. Важную роль в ней играло искусство толкования, интерпретации Священного Писания, с которым и были связаны возможности философского творчества в рамках христианского канона. Средневековая культура имела символический характер. В ней каждый религиозный образ представал как символ священной и человеческой истории.

3. Средневековая философия – основывалась на принципах теоцентризма, креационизма, провиденциализма, имела текстологический, сакральный, назидательный характер. В развитии этой философии можно выделить два важнейших этапа: патристику и схоластику.

Патристика – это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. Различают западную и восточную патристику. Наиболее ярким представителем западной патристики являлся Аврелий Августин (354 – 430). Важнейшие темы философии Августина: проблема взаимоотношений Бога и мира, веры и разума, добра и зла, вечности и времени, а также проблемы свободы и воли, смысла истории. Схоластика – это философские учения средневековых теологов, основанные на попытках рационального познания Бога. Важнейшими проблемами схоластической философии являлись проблемы рационального доказательства бытия Бога, а также универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Наиболее ярким представителем средневековой схоластики был Фома Аквинский (1225 – 1274).

4. Эпоха Возрождения – одна из самых ярких в истории человечества, поскольку именно с этой эпохой связывается появление гуманизма. К важнейшим чертам эпохи Возрождения относятся: рассмотрение человека как высшей ценности, антропоцентризм, пантеизм, индивидуализм, возрождение античной культуры. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Франциск Скорина и многие другие.

Особое место в философии Возрождения занимают проблемы государства (Н. Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла); проблемы новой космологии и натурфилософии (Н. Кузанский, Дж. Бруно).

Занятие 4

1. Западноевропейская философия XVII в. Эмпиризм и рационализм

2. Философия эпохи Просвещения

3. Немецкая классическая философия. «Критическая философия» И. Канта.

4. Философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха

Темы рефератов

1. «Гносеологическая революция» И. Канта

2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

3. Рационалистическая философия Р. Декарта

4. Теория общественного договора Т. Гоббса

5. Учение о естественном праве и государстве Дж. Локка

6. Учение о праве и государстве И. Канта

7. Ф. Бэкон об идолах и идеалах познания

8. Философия государства и права Г.Ф. Гегеля.

9. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

10. Этическое учение И. Канта

Литература

 

  1. Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

3. Бэкон, Фрэнсис. Фрэнсис Бэкон. Жизнь. Мировоззрение. Мысли. Максимы. Афоризмы / [перевод с английского]. – Минск: Современное слово, 1998. – 352 с.

4. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

  1. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1994.

6. Соколов, Василий Васильевич. Европейская философия ХV-XVIІ веков: учебник / В. В. Соколов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1996. – 400 с.

  1. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. – М., 1995.

 

 

Основные положения темы

1. Западноевропейская философия ХVII в. являлась идеологией формирующегося буржуазного общества. Ее важнейшей особенностью было мировоззренческое и методологическое обоснование идеалов свободы, равенства и братства. Объектом изучения данной философии была наука – прежде всего, экспериментальное естествознание, а также математика и используемые в них методы исследования. Родоначальниками европейской философии Нового времени были английский мыслитель Френсис Бэкон и французский ученый Рене Декарт. Бэкон доказывал, что индукция – метод восхождения от частых фактов к общим принципам – единственно научный метод исследования. Он был представителем философского эмпиризма. Декарт связывал научное познание не с экспериментальным естествознанием, а с математикой, логикой и дедукцией, т.е. методом выведения из бесспорных истин общих принципов. Философия Декарта, связанная с углубленным изучением дедукции как метода выведения частных следствий из общих принципов, была рационалистической. Заметными представителями философского эмпиризма в Новое время были Т. Гоббс, Дж. Локк. Они исходили из убеждения о том, что материя является первичной по отношению к сознанию. Их последователи и критики Дж. Беркли и Д. Юм были представителями идеалистического эмпиризма. Идеи рационализма Декарта продолжали и развивали Б. Спиноза и Г. Лейбниц.

2. Эмпиризм и рационализм ХVII в. получил дальнейшее развитие в философии Просвещения ХVIII в. Эта философия была тесно связана с обоснованием претензий человеческого разума на роль высшего арбитра в делах общества и спорах между людьми относительно устройства общества и природы человека. Французские философы – просветители ХVIII в. систематизировали известные им достижения человеческого разума, подготовив многотомную энциклопедию искусств, наук и ремесел.

3. Немецкой классической философией в узком смысле этого слова называется совокупность учений Канта, Фихте, Ше



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.017 с.)