Тема 12. Основные проблемы политической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Основные проблемы политической философии



Занятие 1

1. Феномен власти в жизни общества

2. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.

3. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.

4. Философские основания теории и практики государственного управления

Темы рефератов

1. Анализ власти в современной политической философии

2. Власть и политика

3. Власть: философский аспект

4. Классические философские концепции власти

5. Неклассические философские концепции власти

6. Основы идеологии белорусского государства: концептуальный анализ

7. Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность

8. Современные концепции власти

9. Теории и практики государственного управления: философско-методологические аспекты

10. Феномен идеологии: современные походы анализа

11. Философия политики: достижения и проблемы

Литература

 

1. Дугин, А. Г. Философия политики: учебное пособие / А. Г. Дугин. – Москва: Арктогея, 2004. – 614 с. – (Новый Университет).

2. Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений:[пособие для вузов] / Р. Т. Мухаев. – Москва: [Приор], 2000. – 1104 с.

3. Основы идеологии белорусского государства. История и теория: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Н. Князев, В. И.Чуешов, А. А. Лазаревич [и др.]; Под общ. ред. С. Н. Князева, В.И.Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 312с.

4. Панарин, А. С. Философия политики: учебное пособие для вузов / А. С. Панарин; Институт "Открытое общество". - Москва: Новая школа, 1996. – 424 с.

5. Сорокина, Ю. В. Государство и право: философские проблемы: Курс лекций / Ю.В. Сорокина. – М.: Городец, 2004. -208 с.

  1. Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах – Минск: «ИВЦ Минфина», 2008. – 185 с.
  2. Карадже Т.В. Политическая философия. – М.: Мысль, 2007. – 512 с.
  3. Дугин А.Г. Философия Политики, М., Арктогея, 2004 – 616 с.

9. Решетников С.В., Антанович Н.А. Политическая наука в Республики Беларусь: традиции и инновации // Проблемы управления. 2008. – № 4 (29). – С. 64-69

 

Основные положения темы

1.Важное значение в жизни общества имеют властные отношения. Философский анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение смысла данного понятия. Поскольку властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, то неудивительно, что в современной науке предпринимаются попытки создать особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (гр. kratos – власть и logos – учение). Это направление исследований формируется в политической науке.

С позиций обыденного сознания, властьэто организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.

Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с образованием самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Любое общество – это сложная, управляющаяся и самовоспроизводящаяся система, требующая постоянной координации деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Отношения власти сначала основывались на силе и принуждении, но постепенно в ходе истории эволюционируют в сторону правовых и интеллектуальных форм.

В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов:

а) директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер);

б) функциональный (Т. Парсонс);

в) информационно-знаниевый (М. Фуко, О. Тоффлер);

г) коммуникативный (Х.Арендт, Ю.Хабермас, Н.Луман).

Каждый из них в качестве атрибутивного свойства власти принимает или силу, господство, или мобилизацию ресурсов на достижение некоторой цели, или информацию, знание или тип коммуникации.

2. Государство – центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.

Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

Государство – основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство – единствен­ен властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления.

Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как:

· верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;

· разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная)

В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.

Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.). В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно.

Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они – люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений.

3.Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее.

В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Его дальнейшее понимание заставляет нас обратиться к истории формирования понятия «идея», к особенностям его истолкования мифологией, религией, философией.

Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804). Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя. Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в том, чт о идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

Основными функциями идеологии являются:

Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с определенными целями и задачами. Содержание воспитательной функции идеологии конкретизируется в ориентировочной, мобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. По мнению современных ученых, идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции

Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Итак, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. Как показывает история философии государственного управления, философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека.

4. Философия исходит из того, что управление является функцией организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация характеристик некоторой системы, сознательное воздействие на ее внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.

При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится его наиболее общим свойствам, фиксируемым с помощью категорий субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание) сознательного и стихийного и пр.

Поскольку общество – целостная система, элементы которой взаимодействуют друг с другом, применительно к нему проблема управления имеет два аспекта – управление обществом как целым и управление каждой из его частей. Чем сложнее социальная структура и выше динамика общества, тем сложнее проблемы управления им. Социальное управление имеет различные формы.

Философия является методологической основой не только теории и практики социального управления, но теории и практики государственного управления. Важным разделом философии государственного управления является его методология.

Методология государственного управления – учение о методах и способах воздействия на управляемый объект, с целью обеспечения достижения желаемого результата в сфере государственной жизни. Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется какое-либо воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц. В методологии государственного управления разрабатываются также общенаучные методы, позволяющие более эффективно изучать и решать проблемы современной управленческой деятельности.

Сложной философской проблемой государственного управления является вопрос о взаимосвязи государства как субъекта управления и общества как его объекта. В ответе на него формируются философские основания современных концепций государственного управления – неоинституционализма, нового государственного менеджмента, синергетической и сетевой концепций государственного управления. Они призваны раскрыть суть государственного управления в условиях процессов рыночных и демократических преобразований, усиливающихся с каждым днем тенденций глобализации современного мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.022 с.)