![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Основные проблемы политической философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1. Феномен власти в жизни общества 2. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество. 3. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства. 4. Философские основания теории и практики государственного управления Темы рефератов 1. Анализ власти в современной политической философии 2. Власть и политика 3. Власть: философский аспект 4. Классические философские концепции власти 5. Неклассические философские концепции власти 6. Основы идеологии белорусского государства: концептуальный анализ 7. Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность 8. Современные концепции власти 9. Теории и практики государственного управления: философско-методологические аспекты 10. Феномен идеологии: современные походы анализа 11. Философия политики: достижения и проблемы Литература
1. Дугин, А. Г. Философия политики: учебное пособие / А. Г. Дугин. – Москва: Арктогея, 2004. – 614 с. – (Новый Университет). 2. Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений:[пособие для вузов] / Р. Т. Мухаев. – Москва: [Приор], 2000. – 1104 с. 3. Основы идеологии белорусского государства. История и теория: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Н. Князев, В. И.Чуешов, А. А. Лазаревич [и др.]; Под общ. ред. С. Н. Князева, В.И.Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 312с. 4. Панарин, А. С. Философия политики: учебное пособие для вузов / А. С. Панарин; Институт "Открытое общество". - Москва: Новая школа, 1996. – 424 с. 5. Сорокина, Ю. В. Государство и право: философские проблемы: Курс лекций / Ю.В. Сорокина. – М.: Городец, 2004. -208 с.
9. Решетников С.В., Антанович Н.А. Политическая наука в Республики Беларусь: традиции и инновации // Проблемы управления. 2008. – № 4 (29). – С. 64-69
Основные положения темы 1.Важное значение в жизни общества имеют властные отношения. Философский анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение смысла данного понятия. Поскольку властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, то неудивительно, что в современной науке предпринимаются попытки создать особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (гр. kratos – власть и logos – учение). Это направление исследований формируется в политической науке. С позиций обыденного сознания, власть – это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних. Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с образованием самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Любое общество – это сложная, управляющаяся и самовоспроизводящаяся система, требующая постоянной координации деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Отношения власти сначала основывались на силе и принуждении, но постепенно в ходе истории эволюционируют в сторону правовых и интеллектуальных форм. В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов: а) директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер); б) функциональный (Т. Парсонс); в) информационно-знаниевый (М. Фуко, О. Тоффлер); г) коммуникативный (Х.Арендт, Ю.Хабермас, Н.Луман). Каждый из них в качестве атрибутивного свойства власти принимает или силу, господство, или мобилизацию ресурсов на достижение некоторой цели, или информацию, знание или тип коммуникации. 2. Государство – центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих. Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов. Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами. Государство – основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство – единственен властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления. Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство. Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как: · верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка; · разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная) В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы. Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др. Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.). В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно. Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они – люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений. 3.Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее. В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Его дальнейшее понимание заставляет нас обратиться к истории формирования понятия «идея», к особенностям его истолкования мифологией, религией, философией. Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804). Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя. Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в том, чт о идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя. Основными функциями идеологии являются: Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с определенными целями и задачами. Содержание воспитательной функции идеологии конкретизируется в ориентировочной, мобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. По мнению современных ученых, идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции. Итак, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. Как показывает история философии государственного управления, философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека. 4. Философия исходит из того, что управление является функцией организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация характеристик некоторой системы, сознательное воздействие на ее внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет. При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится его наиболее общим свойствам, фиксируемым с помощью категорий субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание) сознательного и стихийного и пр. Поскольку общество – целостная система, элементы которой взаимодействуют друг с другом, применительно к нему проблема управления имеет два аспекта – управление обществом как целым и управление каждой из его частей. Чем сложнее социальная структура и выше динамика общества, тем сложнее проблемы управления им. Социальное управление имеет различные формы. Философия является методологической основой не только теории и практики социального управления, но теории и практики государственного управления. Важным разделом философии государственного управления является его методология. Методология государственного управления – учение о методах и способах воздействия на управляемый объект, с целью обеспечения достижения желаемого результата в сфере государственной жизни. Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется какое-либо воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц. В методологии государственного управления разрабатываются также общенаучные методы, позволяющие более эффективно изучать и решать проблемы современной управленческой деятельности. Сложной философской проблемой государственного управления является вопрос о взаимосвязи государства как субъекта управления и общества как его объекта. В ответе на него формируются философские основания современных концепций государственного управления – неоинституционализма, нового государственного менеджмента, синергетической и сетевой концепций государственного управления. Они призваны раскрыть суть государственного управления в условиях процессов рыночных и демократических преобразований, усиливающихся с каждым днем тенденций глобализации современного мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.) |