Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Основные проблемы политической философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1 1. Феномен власти в жизни общества 2. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество. 3. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства. 4. Философские основания теории и практики государственного управления Темы рефератов 1. Анализ власти в современной политической философии 2. Власть и политика 3. Власть: философский аспект 4. Классические философские концепции власти 5. Неклассические философские концепции власти 6. Основы идеологии белорусского государства: концептуальный анализ 7. Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность 8. Современные концепции власти 9. Теории и практики государственного управления: философско-методологические аспекты 10. Феномен идеологии: современные походы анализа 11. Философия политики: достижения и проблемы Литература
1. Дугин, А. Г. Философия политики: учебное пособие / А. Г. Дугин. – Москва: Арктогея, 2004. – 614 с. – (Новый Университет). 2. Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений:[пособие для вузов] / Р. Т. Мухаев. – Москва: [Приор], 2000. – 1104 с. 3. Основы идеологии белорусского государства. История и теория: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Н. Князев, В. И.Чуешов, А. А. Лазаревич [и др.]; Под общ. ред. С. Н. Князева, В.И.Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 312с. 4. Панарин, А. С. Философия политики: учебное пособие для вузов / А. С. Панарин; Институт "Открытое общество". - Москва: Новая школа, 1996. – 424 с. 5. Сорокина, Ю. В. Государство и право: философские проблемы: Курс лекций / Ю.В. Сорокина. – М.: Городец, 2004. -208 с.
9. Решетников С.В., Антанович Н.А. Политическая наука в Республики Беларусь: традиции и инновации // Проблемы управления. 2008. – № 4 (29). – С. 64-69
Основные положения темы 1.Важное значение в жизни общества имеют властные отношения. Философский анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение смысла данного понятия. Поскольку властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, то неудивительно, что в современной науке предпринимаются попытки создать особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (гр. kratos – власть и logos – учение). Это направление исследований формируется в политической науке. С позиций обыденного сознания, власть – это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних. Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с образованием самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Любое общество – это сложная, управляющаяся и самовоспроизводящаяся система, требующая постоянной координации деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Отношения власти сначала основывались на силе и принуждении, но постепенно в ходе истории эволюционируют в сторону правовых и интеллектуальных форм. В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов: а) директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер); б) функциональный (Т. Парсонс); в) информационно-знаниевый (М. Фуко, О. Тоффлер); г) коммуникативный (Х.Арендт, Ю.Хабермас, Н.Луман). Каждый из них в качестве атрибутивного свойства власти принимает или силу, господство, или мобилизацию ресурсов на достижение некоторой цели, или информацию, знание или тип коммуникации. 2. Государство – центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих. Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов. Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами. Государство – основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство – единственен властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления. Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство. Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как: · верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка; · разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная) В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы. Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др. Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.). В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно. Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они – люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений. 3.Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее. В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Его дальнейшее понимание заставляет нас обратиться к истории формирования понятия «идея», к особенностям его истолкования мифологией, религией, философией. Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804). Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя. Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в том, чт о идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя. Основными функциями идеологии являются: Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с определенными целями и задачами. Содержание воспитательной функции идеологии конкретизируется в ориентировочной, мобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. По мнению современных ученых, идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции. Итак, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. Как показывает история философии государственного управления, философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека. 4. Философия исходит из того, что управление является функцией организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация характеристик некоторой системы, сознательное воздействие на ее внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет. При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится его наиболее общим свойствам, фиксируемым с помощью категорий субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание) сознательного и стихийного и пр. Поскольку общество – целостная система, элементы которой взаимодействуют друг с другом, применительно к нему проблема управления имеет два аспекта – управление обществом как целым и управление каждой из его частей. Чем сложнее социальная структура и выше динамика общества, тем сложнее проблемы управления им. Социальное управление имеет различные формы. Философия является методологической основой не только теории и практики социального управления, но теории и практики государственного управления. Важным разделом философии государственного управления является его методология. Методология государственного управления – учение о методах и способах воздействия на управляемый объект, с целью обеспечения достижения желаемого результата в сфере государственной жизни. Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется какое-либо воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц. В методологии государственного управления разрабатываются также общенаучные методы, позволяющие более эффективно изучать и решать проблемы современной управленческой деятельности. Сложной философской проблемой государственного управления является вопрос о взаимосвязи государства как субъекта управления и общества как его объекта. В ответе на него формируются философские основания современных концепций государственного управления – неоинституционализма, нового государственного менеджмента, синергетической и сетевой концепций государственного управления. Они призваны раскрыть суть государственного управления в условиях процессов рыночных и демократических преобразований, усиливающихся с каждым днем тенденций глобализации современного мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.008 с.) |