Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Теория познания и философия науки

Поиск

Тема 9. Теория познания и философия науки

Занятие 1

1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса

4. Проблема истины и ее критерия в теории познания.

Темы рефератов

 

1. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии.

2. Интуиция как гносеологический феномен

3. Современные философские концепции истины.

4. Специфика социально-гуманитарного познания.

5. Статус субъекта познания в неклассической философии и науке.

6. Синергетика как современная познавательная парадигма

7. Формы рационального познания: современные подходы анализа

8. Формы чувственного познания: современные аспекты

Литература

1. Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей / Сост. Н.Н. Трубникова, Н.Н. Шульгин. – М.: РОССПЭН, 2001. – 544 с.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

3. Основы современной философии: Учеб. для вузов / М.Н. Росенко, А.С. Колесников, Ю.А. Сандулов и др. – СПб.: Лань, 2001.

4. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: Изд-во АСТ, 2000.

 

 

Основные положения темы

1. Познавательное отношение человека к миру, или просто познание, – это процесс отражения действительности в сознании человека и ее творческого конструирования. Конечным результатом этого процесса является новое знание о мире.

Познавательная деятельность человека протекает в самых разнообразных формах. Она может быть научной или художественной, повседневной или профессиональной, продуктивной или репродуктивной и т.д.

Теория познания (гносеология, эпистемология) – это философская наука, осмысливающая природу познания, его возможности и формы, отношение знания к реальности. Основание теории познания образует вторая сторона основного вопроса философии, обычно выражаемая вопросом «Познаваем ли мир?»

Теория познания рассматривает познавательную деятельность человека безотносительно к ее конкретным проявлениям. Она опирается на достижения частных наук (психологии, логики, социологии и т.д.), предельно обобщая их.

2-3. В структуре познавательного отношения человека к миру выделяются чувственные и рациональные формы. К чувственным формам обычно относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональнымиформами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение –отражение предмета (ситуации, события) при его непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. С ощущения начинается реальное взаимодействие человека с действительностью.

Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувства называется восприятием.

В представлении теряется непосредственность отражения и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения.

Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному познанию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов.

Если с помощью понятия отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаключений.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторонами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума.

4. Что есть истина? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины, которую также называют теорией корреспонденции. По их мнению, истина есть соответствие мыслей действительности.

К числу альтернативных классической концепции истины относится когерентная (лат. cogaerentia – сцепление, связь) концепция истины. В ней проблема истинности знаний сводится к вопросу об их согласованности, непротиворечивости.

Альтернативой классической концепции истины является также прагматическая (гр. pragma – действие, практика) концепция. В соответствии с ней мышление – лишь средство приспособления к среде с целью успешного действия; идеи, понятия и теории – лишь инструменты и планы действия. Они истинны, если полезны, если обеспечивают успех в делах. Таким образом, ведущие направления неклассической концепции истины «устраняли» отмеченные гносеологические трудности, отказываясь от классической концепции истины, что, очевидно, не всегда обоснованно.

Важнейшими положениями марксистской концепции истины являются:

а) различение относительной и абсолютной истины.

Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины – приближенность и неполнота – органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других.

Противоположностью относительной истины является истина абсолютная. Каким бы односторонним и ограниченным ни было некоторое знание, оно содержит в себе элемент, который никогда не отбрасывается и не опровергается, выступает предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержится в его новых результатах. Это – абсолютная истина. Например, геометрия Евклида представляет собой относительное знание, поскольку обобщает человеческий опыт в привычных для нас трехмерных пространственных условиях и непригодна относительно больших пространств. Вместе с тем в рамках повседневного опыта она является абсолютной и вечной истиной, предельно полным и точным знанием.

Отказ от признания в относительной истине зерен абсолютной истины (релятивизм)ведет к отрицанию объективности познания, к агностицизму. Точно так же неверен и противоположный подход, когда игнорируется относительность истинных результатов познания в угоду признания их абсолютности (догматизм);

б) истина всегда конкретна и исторична. Принцип конкретности истины – один из главных принципов марксистского диалектического подхода к познанию. В соответствии с этим принципом требуется точный учет всех условий, в которых находится объект познания, рассмотрение главных, существенных связей, свойств, тенденций его развития вместе с их проявлениями. Крайний случай неконкретного подхода – рассуждения, претендующие на истинность не только в данном контексте, и в любом другом контексте. Истинное знание как социокультурное образование характеризуется историчностью, поскольку она связана с историческим временем, объективными и субъективными факторами той или иной эпохи.

в) истина есть процесс, в ходе которого совершается переход от незнания к знанию, от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному. Истине противостоит заблуждение, т.е. принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Было бы неверным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Заблуждение – вполне естественный этап в освоении новых, еще неизвестных сфер бытия.

 

Занятие 2

1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

2. Структура и динамика научного познания.

3. Понятие метода и методологии науки. Основные методы и формы научного познания.

Темы рефератов

1. Наука в контексте современной культуры.

2. Наука и ненаучные формы знания

3. Наука и религия: проблемы взаимоотношения

4. Наука и современные формы рациональности

5. Природа и типы научных революций

6. Проблема научной рациональности и ее современные интерпретации

7. Традиции и революции в истории науки.

 

Литература

 

1. Бабосов, Е. М. Философия науки и культуры / Е. М. Бабосов; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 582 с.

2. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В. Ф. Берков. – Москва: Новое знание, 2004. - 336 с.

3. История и философия науки: учебное пособие / [Б. Т.Алексеев [и др.]; под ред. А. С. Мамзина. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008. – 304 с.

4. Лукашевич, В. К. Философия и методология науки: учебное пособие / В. К. Лукашевич. – Минск: Современная школа, 2006. – 320 с.

5. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / [А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова; Белорусский государственный университет. – Минск: Асар, 2007. – 384 с.

6. Философия науки: учебное пособие для вузов / [С. А. Лебедев [и др.]; под ред. С. А. Лебедева. – Москва: Академический проект, 2006. – 736 с.

7. Яскевич, Я. С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену / Я. С. Яскевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 656 с.

 

Основные положения темы

1. Наука – это форма познавательной деятельности человека (ученого) (наряду с искусством, религией и т.д.), специфической функцией которой является получение объективных и истинных знаний. Наука также является социальным инстит утом и формой жизни. Результатом познавательной деятельности ученого является научное знание.

Объективно-истинное и (или) системно организованное, обоснованное знание издавна принято называть научным знанием. Вместе с тем, далеко не всякое истинное и объективное, системно организованное или обоснованное знание является научным. Наряду с научным, имеются многообразные формы ненаучного (не-, псевдо-, антинаучного и т.п.) знания – мифологическое, религиозное, художественное, повседневное и др.

Научные знания – это знания особого рода. Их следует отличать от обыденных, или житейских знаний. Основные специфические признаки научных знаний – их объективная истинность (то есть отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти познающего субъекта) и логическая обоснованность (то есть включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов).

2. В структуре научного познания выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования.

Эмпирический (от «empiria» – опыт) уровень непосредственно связывает научное исследование с практикой, чаще всего представляет собой опытно-экспериментальное познание. Эмпирическое научное познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. Формами эмпирического уровня научного исследования являются: научные данные и научные факты, а методами эмпирического исследования - наблюдение, измерение, предметное моделирование, эксперимент.

Теоретический уровень (от греч. «theoria» – рассматриваю, исследую) научного исследования направлен на изучение фундаментальных закономерностей объективного мира. Формами теоретического уровня научного исследованияявляются : научная проблема, гипотеза, теория, научная картина мира;

3. Метод (от греч.methodos – путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методах и формах познания и преобразования мира называется методологией. В философии науки методология научного познания уже в Новое время заняла важное место. Тогда же возникло и представление о том, что в науке человек с большими способностями, но не имеющий хорошего метода добьется меньше того, способности которого скромнее, а используемый метод лучше.

Научные методы можно классифицировать, разделить на различные группы по разным основаниям. В науке и жизни различают, например, методы общие и специфические, практические и теоретические, качественные и количественные.

0бщими называются методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими – те, которыми пользуются в том или ином виде познавательной деятельности. К первым относятся: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др. Их роль велика не только в обыденном, но и научном познании. К специфически научным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, а также гипотетико-дедуктивный метод и формализация, моделирование и аксиоматизация, исторический и логический методы, метод восхождение от абстрактного к конкретному и др. Некоторые из перечисленных методов, например, гипотетико-дедуктивный, были осмыслены еще в науке и философии Нового времени (Галилеем). В изучение природы логического метода, а также метода восхождения от абстрактного к конкретному большой вклад внесли Гегель и К.Маркс. В исследовании природы методов формализации и аксиоматизации велика заслуга философии неопозитивизма.

В конце XIX – XX вв. важнейшее место в научном познании стал занимать системный метод (подход), в основе которого лежит исследование объектов как систем различной степени сложности. Система (от греч. systēma – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя качественную целостность объекта. В современной науке системный, а также структурно-функциональный, кибернетический, синергетический подходы выступают важнейшими методологическими парадигмами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.17 (0.008 с.)