Критерии эффективности социальной политики социального гос-ва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии эффективности социальной политики социального гос-ва



Социальная политика изучает сущность, основные принципы и категории социальной политики, ее влияние на отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения. Это предметная область курса. В качестве объектов в учебном курсе «Социальная политика» рассматриваются различные отраслевые блоки общества, изменение условий функционирования которых может отразиться на уровне жизни населения и социальной структуре общества. Эти отраслевые блоки объединены понятием социально-трудовая сфера (СТС).

Социальная эффективность - это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.

1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)

2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)

3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).

4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).

5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).

7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).

Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.

 

22)Понятие социальной ответственности гос-ва(на примере обращения путина к федеральному собранию)

Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя.

В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.

Функции социальной ответственности

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:* корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев -- в этом состоит существенное значение социального государства;

* определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

* обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности,

* создает минимально необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества.

Если в обществе культивируется представление о том, что создание собственной фирмы -- дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.

Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.

Виды социальной ответственности

Основные виды социальной ответственности можно свести к следующим:

- Обязательства перед человеком,

- социальная защита тех групп людей, кто в этом нуждается

- доступность в получении образования, предоставление качественных медицинских услуг. Развитие социальной ответственности государства происходит в современном обществе следующим образом и базируется на следующих принципах:

· гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;

· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам, при их обращении в органы социальной защиты, за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;

· комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;

· адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;

· динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;

· самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;

· межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.

«Концепцией социальной защиты» в качестве главных целей социальной ответственности, программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:

· сохранение минимальных социальных гарантий;

· ослабление социальной напряженности в регионе.

Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.

Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.

В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:

Следует отметить определённые положительные результаты по ряду направлений:

· активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;

· продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.

Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.

Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.

В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных

Стратегическими целями социальной ответственности на ближайшие годы являются:

· гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;

· обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

· достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;

· развитие социальной инфраструктуры.

 

23) Основные направления социальной политики российских бизнес-структур/ корпоративная соц. политика

Социальная политика корпораций (крупных бизнес - структур) становится в России значимым компонентом общей социальной политики, реализуемым в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Эффективность социальной политики для корпораций определяется необходимостью накопления ими социального капитала. Эта политика может быть направлена как на внешнюю социальную среду предприятия, так и на персонал предприятия (условно можно выделять внешнюю и внутреннюю социальную политику). В настоящее время приоритетом в социальном инвестировании российских корпораций является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работников компании. В то же время социальная политика корпораций существенно способствует социальному развитию и обеспечению политической стабильности на территориях их деятельности.

В настоящее время в самом общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития.

Таблица 1. Модель корпоративной социальной деятельности2

Принципы корпоративной социальной ответственности Институциональный принцип легитимности. Общество обеспечивает бизнес легитимностью и наделяет его властью. Организационный принцип публично-правовой ответственности. Организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их «первичного» и «вторичного» взаимодействия с обществом. Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора. Менеджеры являются моральными агентами. На каждом этапе КСО они должны сделать выбор, который приведёт к социально-ответственным результатам.
Процесс корпоративной социальной восприимчивостиОценка среды ведения бизнеса (контекст). Управление заинтересованными сторонами (действующие лица). Управление проблемами (интересы).
Результаты корпоративного поведенияВоздействие на общество. Социальные программы. Социальная политика.

Корпоративные социальные инвестиции (КСИ) – это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта.

Развитие КСО в России

· 1-й этап (начало – середина 1990-х). Резкое сокращение социальной инфраструктуры предприятий. Стихийный и неконтролируемый процесс сбрасывания «социалки» с предприятий. В итоге более двух третей социальных объектов перешло от предприятий к муниципалитетам.

· 2-й этап (1998-2000). Период стабилизации социальной инфраструктуры. Предприятия стали применять долгосрочный горизонт планирования, взвешивать краткосрочные выгоды от сбрасывания «социалки» и долгосрочные выгоды от её сохранения. В итоге процесс передачи социальной инфраструктуры муниципалитетам замедлился.

· 3-й этап (2000-е гг.). Оптимизация профильной деятельности социальной инфраструктуры. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной социальной политики. Актуальными стали проблемы социальной ответственности. Происходило взросление бизнеса в стране.

Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.

Внешняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий9.

Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.

Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:

· развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;

· формирование корпоративной культуры;

· рекреация и оздоровление работников и членов их семей;

· привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;

· спортивные программы;

· оказание материальной помощи;

· помощь ветеранам;

· реализация разнообразных детских программ.

Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.

Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:

· участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;

· содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);

· поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;

· помощь в организации культурно - досуговой деятельности;

· проведение образовательных проектов для населения;

· поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;

· поддержка незащищённых групп населения.

Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.

В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.

 

24) МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. М.с. — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. К наиболее существенным признакам, характеризующим природу М.с. в РФ, следует отнести следующие:

1. М.с. есть форма выражения власти народа РФ и одна из основ конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, М.с. обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому М.с. является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Признание М.с. в качестве одного из конституционных принципов организации и осуществления власти предполагает учреждение независимой от органов государственной власти децентрализованной системы управления, закрепление демократических основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов власти. Очевидно, что для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (РФ и субъектов РФ) и местных, т.е. общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть М.с. Особую роль играет М.с. в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

2. М.с. в РФ — это право каждого гражданина на осуществление М.с. и право населения (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел. Участие граждан в осуществлении М.с. гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы М.с, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы М.с, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов М.с., самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы М.с, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов М.с. Признавая это право, государство признает самостоятельность М.с. в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. В соответствии с Конституцией РФ М.с. самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя РФ и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения М.с. в системе публичной власти. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы М.с, имеют равный доступ к муниципальной службе, вправе обращаться в эти органы и к их должностным лицам, а последние обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

М.с. есть форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, при этом такая власть осуществляется как непосредственно самим населением (посредством участия в муниципальных выборах, в местных референдумах, в собраниях или сходах, в реализации народной правотворческой инициативы, через обращения граждан, разнообразные формы территориального общественного самоуправления), так и опосредованно, через выборные и иные органы. Таким образом, М.с. представляет собой определенную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих институтов власти, обеспечивающих конституционное право каждого гражданина на М.с. Через институты местного самоуправления граждане непосредственно включаются в систему демократии.

М.с. в РФ есть деятельность, которая исходит из интересов населения и обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Тем самым организация и деятельность М.с. в РФ в полной мере способны отобразить местную природно-географическую и экономическую специфику, уклад жизни людей (местного сообщества), их общение, язык, культуру. В то же время М.с. в РФ позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее М.с. в РФ позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.

М.с. в РФ характеризуется присущими ему атрибутами: наличие определенной территории, населения, выборных органов власти и форм непосредственного участия населения в М.с., местных финансов (муниципальной собственности, муниципального бюджета, местных налогов и сборов), муниципальных нормативных актов.

Правовая основа организации и деятельности (правовая оформленность), система М.с., компетенция его органов, границы осуществления и гарантии деятельности определяются законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.048 с.)