Государственно-правовые основы социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые основы социальной работы



Одно из основных социально-экономических прав человека — право на социальное обеспечение. Оно закреплено в некоторых важных международных актах, в частности: в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Конвенции ООН о правах ребенка (1989), в документах всемирных форумов на высшем уровне по социальным проблемам.

Международные нормы, которые касаются отношений в сфере социального обеспечения, направлены на усовершенствование системы внутреннего национального права социального обеспечения.

Формой международно-правового регулирования социального обеспечения являются также конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Конвенции являются юридическими документами, которые имеют значение международного договора и вступают в силу при условии их ратификации не менее чем двумя государствами — членами МОТ. В каждом государстве — члене МОТ конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти, когда данное государство берет на себя международно-правовые обязанности. За более чем 80-летний период функционирования МОТ приняла более 20 конвенций, касающихся социального обеспечения. Среди них можно назвать

конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (1952), о страховании по болезни в промышленности и сельском хозяйстве (1927), о страховании по старости, на случай инвалидности, о страховании на случай потери кормильца (1933), о безработице (1934), о медицинском обслуживании (1944), о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (1967), о медицинской помощи и пособии по болезни (1969), о профессиональной реабилитации инвалидов (1983) и др.

В настоящее время в России приоритет международных норм над внутригосударственными закреплен в Конституции РФ (1993). В частности, п. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора"

На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной работы отражаются в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, распоряжениях министерств и ведомств, а также в актах местной власти.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Она наделена высшей юридической силой. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы вообще имеет ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

В статье 39 Основного закона говорится о том, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Конституция РФ закрепляет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41); защиту материнства, детства и семьи (ст. 38). Главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению принадлежит законам, которые принимаются Государственной Думой при условии последующего одобрения Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

Основополагающее значение имеет Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" В нем дано понятие социального обслуживания как деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуги материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан.

В Законе сформулировано определение понятия "трудная жизненная ситуация", которое является ключевым для оказания социальных услуг. Важно и то, что в этом Законе закреплены принципы социального обслуживания (адресность, доступность, добровольность, гуманность и др.), установлены права граждан на социальное обслуживание в государственной системе служб по основным видам, определенным в данном документе.

Закон устанавливает ответственность за его нарушение, порядок обжалования действий (бездействия) социальных служб в органах государственной власти, местного самоуправления или через суд.

Заметным шагом в развитии права граждан Российской Федерации на охрану здоровья явилось принятие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Правовой статус инвалидов определен Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Права пожилых граждан и инвалидов на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Нормативный характер носит Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

В целом правовая система социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений.

Таким образом, сформировалась новая государственная система социального обеспечения, под которой чаще всего понимают форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений. В систему отношений, которые, например, связаны с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов, включающие как стационарное и полустационарное, так и срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативную помощь, реабилитационные услуги и т. д. Отношения по социальному обслуживанию детей включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях, обслуживание детей- инвалидов в домах-интернатах, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отнести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан.

Отдельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, в том числе профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, уход за больными, предоставление бесплатно или со скидкой лекарственных средств для отдельных категорий граждан.

В настоящее время основными источниками социальной поддержки граждан являются специализированные внебюджетные фонды социального страхования. К федеральным фондам социального страхования относят: Пенсионный фонд Российской Федерации, который создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; Фонд социального страхования РФ (создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 "О фонде социального страхования Российской Федерации"), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (основаны в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица — работодатели, так и физические лица — наемные работники, индивидуальные предприниматели.

От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" устанавливает, что страховые взносы с работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного уровня, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.

Организационной формой осуществления конституционного права граждан на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Это касается госслужащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности и членов их семей, а также других категорий граждан в соответствии со спецификой их деятельности.

Данные средства перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам из федерального бюджета.

Важной организационно-правовой формой социального обеспечения служит социальная помощь (поддержка). Правовая основа для ее создания заложена Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Право на получение государственной социальной помощи имеет семья (одиноко проживающий гражданин) в случае, если уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии, единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви), дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, дотации на оплату коммунально-бытовых услуг, помощь престарелым и инвалидам на дому, полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых, содержание детей в детских приютах и др.

Таким образом, в условиях формирования российской государственности значительно меняются правовые подходы к социальному обеспечению граждан. Существенные изменения происходят в пенсионном обеспечении, в системе пособий безработным, гражданам, имеющим детей, и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.014 с.)