Социальная стратификация и мобильность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация и мобильность



 

Под социальной стратификацией (понятие введено социологом П. А. Сорокиным) понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Понятие «социальная дифференциация» подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или репрессией) разных форм деятельности.

 

Основания социальной стратификации

 

Естественная основа: социальные связи людей, в соответствии с которыми в любом обществе выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Данное основание позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, профессиональные группы, социальные институты и проч.), анализировать их характеристики (социальные статусы, нормы деятельности, роли), а также их взаимосвязи, которые различаются между собой по уровню устойчивости, структурной сложности.

Ценностно-символическая: связана с осмыслением социальных норм, наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментально-смысловым значением. Этот уровень анализа нацелен на изучение ценностей, предпочтений, символов разных социальных слоев.

Понятие меры, т. е. границ, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Речь идет о системе мотиваций, поощряющих одни действия, отношения, и о запретах, предупреждающих другие.

Биоприродные основания (явления паразитизма и «сотрудничества», доминирования и подавления у растений и животных, выделение строго разграниченных по функциям и по иерархическому положению групп в мире общественных насекомых и птиц, стадных млекопитающих и т. п.).

Антропологические основания: пол, физические, психологические способности, а также признаки, осваиваемые с первых дней жизни, – семейно-родственные связи, этнонациональные стереотипы и др.

 

Системы социальной стратификации

 

а) Закрытые системы: предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом.

Рабство – форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Ключевым признаком неравенства в этих обществах можно считать обладание гражданскими правами.

Касты – закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Кастовая система предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку, браки между представителями разных каст запрещаются. Социальная дифференциация основывалась на традициях, освященных религией.

Сословия – социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство и др.). В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Членство в сословии передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

б) Открытые системы: возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями.

Классы – принадлежность к классам определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов. К. Маркс указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов – угнетающее или угнетаемое.

В современной социологии среди основных признаков современного неравенства называют: величину доходов, объем власти, уровень образования и престиж профессии. Основная часть населения в современных обществах разделяется на высший, средний и низший классы.

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти (банкиры, собственники, президенты компаний, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены).

Средний класс – в состав среднего класса входят лица со средним уровнем потребления, который включает в себя отдельный дом или квартиру, определенный набор товаров длительного пользования, страховые полисы, оплату образования и медицинского обслуживания (врачи, юристы, технические работники, средние и мелкие предприниматели). Средний класс выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе: смягчает конфликт между высшим и низшим классами; является социальной основой стабильности; обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг; способствует созданию новых информационных технологий и экономическому прогрессу в целом.

В состав низшего класса входят лица, занятые ручным физическим или механизированным трудом: квалифицированные, а также средне– и низкоквалифицированные рабочие, люмпены и маргиналы. Последний слой – «социальное дно», в который входят преступные и полупреступные элементы (воры, бандиты, жулики, содержатели притонов, торговцы наркотиками, алкоголики, бродяги, бомжи и пр.).

Страты – группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т. д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт. Социальная стратификация показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство (источник расслоения в обществе) отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

 

Критерии стратификации

 

* Марксистская школа социологии: в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

* Функционалисты (К. Дэвис, Т. Парсонс, У. Мур): распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества.

* М. Вебер, кроме экономического критерия (отношение к собственности и уровень доходов), предложил такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда – власть, авторитет и влияние.

* П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур: экономическую (по критериям дохода и богатства); политическую (по критериям влияния и власти); профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

* Современная социология выделяет следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

престиж – общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой.

 

Формы социальной мобильности:

 

1) Вертикальная – изменение положения индивида, которое вызывает повышение (восходящая мобильность) или понижение (нисходящая мобильность) его социального статуса.

2) Горизонтальная – изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса (переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность).

3) Межпоколенная определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

4) Внутрипоколенная предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое – исключением.

В любом обществе одновременно существует индивидуальная (перемещение по иерархической лестнице совершается отдельным индивидом) и групповая мобильность (происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты). Причинами групповой мобильности могут быть социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, восстания, смены политических режимов.

Между стратами существуют определенные каналы, которые позволяют переместить индивидов из одной страты в другую. П. Сорокин называл их «мембранами», «отверстиями», «лестницами», «лифтами» или «путями». Среди них наибольшую роль играют армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак. Динамика социальной мобильности отражает степень открытости или закрытости общества.

 

Социальные группы

 

Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Отличия социальных групп от массовых общностей: устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокая степень сплоченности; отчетливо выраженная однородность состава, т. е. наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

 

Основные критерии выделения социальных групп и общностей: по демографическому критерию (пол, возраст, родство и брак); по этническому (представители племени, народности или нации); по расовому (представители европеоидной, негроидной или монголоидной расы); по поселенческому и территориальному; по профессиональному; по образовательному; по конфессиональному; по социально-классовому; по политическому.

 

Классификация социальных групп

 

1. По способу образования: стихийно возникшие (неофициальные); специально организованные (официальные); реальные; условные.

2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов: малые; средние; большие; контактные (первичные); дистанционные (вторичные).

3. По характеру совместной деятельности: практические (совместная трудовая деятельность); гностические (совместная исследовательская деятельность); эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); непосредственно коммуникативные; идеологические; общественно-политические.

4. По личностной значимости: референтные; элитарные.

5. По социальной значимости: социально положительные; асоциальные – социально деструктивные; антисоциальные – криминальные, преступные.

 

Разновидности социальных групп

 

1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д.).

Вторичная группа – более многочисленная группа, в которой взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется умению членов группы выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д.).

 

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа – обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.

 

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов:

Ингруппа – это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т. д.).

Аутгруппа – это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т. д.).

Референтная группа – это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Референтная группа в системе отношений «личность – общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

 

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Характерные черты малой группы: малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и длительность существования; высокая степень совпадения групповых целей, ценностей, норм и образцов поведения; интенсивность межличностных отношений; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность в группе; наличие в группе организующего начала (лидер, руководитель; функция руководства может быть распределена между членами группы); разделение и дифференциация персональных ролей; наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д.

 

Виды и характеристика больших социальных групп

 

* Целевые социальные группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов – получение образования);

 

* Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос – совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

* Общество – самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Коллектив – это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели. Характерные черты коллектива: сочетание интересов индивида и общества; общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции: предметную – решение той задачи, ради которой он создается; социально-воспитательную – сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков:

Реальные группы – группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол, возраст, доход, национальность, семейное положение, профессия (род занятий), место жительства.

Номинальные (условные) группы выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения.

Квазигруппа – неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер. Основными видами квазигрупп являются: аудитория (социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию; неоднородность данного социального образования обусловлена различием личностных качеств, культурных ценностей и норм входящих в него людей); толпа (временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния); социальные круги (контактные; профессиональные; статусные; дружеские).

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ).

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.

 

Функции социальной группы: место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам; инструментальная определяет место и формы работы; социальная – ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Специфической социальной группой являются маргиналы. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся за рамками характерных для данного общества основных социальных групп или господствующих социокультурных норм и традиций. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, паразитического поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.145.110 (0.064 с.)