Мировоззрение, его виды и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его виды и формы



 

Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер.

 

Мировоззрение включает компоненты:

 

1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

 

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.

 

Классификация типов мировоззрения:

 

А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор);

* социоцентризм – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное) – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое;

* пессимистическое.

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.

 

Виды знаний

 

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

 

Классификация видов знаний в зависимости от:

 

носителя информации: знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

 

Виды знаний:

 

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

 

Формы знаний:

 

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

 

Понятие истины, ее критерии

 

Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант): а) чувственное познание – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

 

Формы (источники, ступени) познания:

 

1. Чувственное (эмпирическое) познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания: а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием). Виды умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), традуктивные (по аналогии).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания: 1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания: научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания: анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

 

Формы ненаучного познания:

 

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

 

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека

 

* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

 

Мышление и деятельность

 

Исследовать мышление начали античные философы и ученые (Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель) с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. прагматики утверждали, что мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. В XX в. появились теории: бихевиоризм (мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулами и реакциями), психоанализ (изучает бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей); психологическая теория деятельности (мышление – прижизненная способность к решению задач и преображению действительности) и др.

Мышление – активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность (первобытный человек); большие обобщающие способности (современный человек).

Этапы мышления: 1) формулирование задачи (вопроса); 2) решение; 3) достижение нового знания.

 

Типы мышления:

 

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое). Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

 

Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Основные виды мыслительных (логических) операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение.

Мышление является основой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, так как в ее процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, творческо-преобразующее отношение к окружающему миру.

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.064 с.)