Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам. Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации. Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явления, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп. Вознаграждение соответствует роли и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает нормальное функционирование общества. Конфликтный подход к анализу социальной стратификации опирается на теорию борьбы между различными социальными группами. Таким образом, социальная стратификация не является необходимой, ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества. По мнению одного из представителей этого направления М. Вебера, в основе социального неравенства лежит не только уровень доходов и владение собственностью, как у Маркса, но и неравенство статусов. В современной социологической науке существует классификация элементов стратификационной системы, которые выделяются в зависимости от того или иного социального критерия Выделенные элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции: 1) активизация процессов общественного развития; 2) обеспечение функционирования всех социальных институтов; 3) формирование типа общественно-политического устройства государства. Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную. Западная стратификационная система включает семь структурных элементов: 1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.); 2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий; 3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников; 4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями; 5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей); 6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров; 7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики. Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения. 1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение. 2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя. 3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя». 4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию. 5. «Отверженные» (парии). Необходимо отметить, что в современных условиях обществ с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. 23. Понятие «социальная мобильность» ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого, – совокупность всех членов общества как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Социальное пространство, по Сорокину, представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую – нисходящей мобильностью. Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, например, переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства. В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную, характерную для стабильно развивающегося общества, и групповую мобильность, связанную с кардинальным перемещением в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп и классов. В социологии выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений, например, сын рабочего становится президентом страны, вторая – изменение статуса в рамках одного поколения. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности можно представить как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Социальная мобильность – важный показатель и характеристика для любого общества, которая раскрывает степень его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписываемому статусу и всячески затрудняет переход из одного слоя в другой 25. Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав». Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г. Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий: 1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности; 2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей; 3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил; 4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Институты имеют свои отличительные признаки: 1) культурные символы (флаг, герб, гимн); 2) кодексы поведения (присяга, клятва); 3) идеологию, философию (миссия). Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций: 1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности; 2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения; 3) социализация – передача социального опыта; 4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей; 5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами; 6) автоматизация – стремление к самостоятельности. Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными. Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля. Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей. Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации: 1) переориентация старых социальных институтов; 2) создание новых социальных институтов; 3) переориентирование общественного сознания. В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов: 1) семья – воспроизводство рода и социализация личности; 2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть; 3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг; 4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации; 5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни. 26. Степень формализации структуры организации. Различают формальные и неформальные структуры. Между этими основными полюсами можно выделить промежуточные состояния, которые отражают степень формализации организационной структуры: полуформальные, неформальные, неформальные с наличием элементов формальных связей и др.
Формальная структура организации. Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Условия жесткой стандартизации норм и отношений состоят в существовании следующих моментов:
? обязательного для выполнения всеми участниками формального кодекса организации, в котором декларируются рамки организационных норм и тщательно разработанная система санкций, применяемых в случае их нарушения;
? иерархической системы ролей и статусов, жестко закрепленных за членами организации (выход за пределы роли ограничен соответствующими нормами и по крайней мере не поощряется);
? тщательно разработанной системы поощрений за выполненные задания;
? бюрократического аппарата для осуществления контроля и управления организацией и ее подразделениями;
? системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо разработаны или отсутствуют.
Подобная структура представляет собой идеальную модель управления (полностью формализованная структура организации дана в работах М. Вебера и Ф. Тейлора), т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления. Формальная структура организации схематично представлена на рис. 17.
Генеральный директор
Рис. 17. Формальная структура организации
В формальной структуре организации все линии коммуникации и полномочий соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства.
Незащищенность отдельного работника, вынужденного общаться только с руководством, приводит по крайней мере к двум последствиям:
? руководители стараются максимально использовать прерогативы власти и контроля;
? работники стремятся избегать общения с руководством и налаживать неформальные социальные контакты.
Формальная организация может быть признана полезной только при выполнении условий, что нет альтернатив принятия управленческих решений и не возникает существенных побочных факторов, оказывающих влияние на деятельность руководителей. При соблюдении этих условий формальная организация позволяет достаточно быстро и без двусмысленностей доводить до подчиненных свои решения, а также реализовать необходимый контроль. Но в других случаях формальная структура может быть признана малоэффективной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.238 (0.008 с.) |