Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».



Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему

30. Социальное взаимодействие– это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий. Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:

1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:

а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;

б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;

в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;

2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий:

а) незначимый жест;

б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.

Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.

Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.

Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.

Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.

Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми;

3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли;

4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.007 с.)