Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социальной стратификацией тенденции социальной мобильностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Есть один хороший способ составить представление о структуре социальной стратификации западного общества - это рассмотреть ее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кратко охарактеризовав некоторые из ряда различных измерений этой структуры, я бегло обрисую перемены, происходившие в каждом из Барбер Бернард - американский социолог. 190 этих измерений в ходе истории Запада начиная с времен средневековья; далее я покажу, каким образом эти перемены влияли на процессы и тенденции мобильности. Разумеется, всегда существовали и сохраняются до сих пор некоторые национальные различия в этих переменах, процессах и тенденциях. Но сейчас для меня важно опустить эти различия и сделать упор на преобладающие черты сходства, которые.уже имеются в настоящее время и которые будут неуклонно возрастать. Первым среди ряда равнозначных измерений стратификации. которые мы собираемся рассмотреть, является престиж профессий. Во всех обществах мужчина - глава семьи (и своих ближайших родственников) дифференциально оценивается в категориях функционального вклада, вносимого им в общество в «производительных» ролях, которым он посвящает свое более или менее полное рабочее время. Подобные роли всегда различаются по величине их функционального вклада и соответственно дифференциально оцениваются, то есть наделяются различным престижем. В наше время мы называем все такие роли «профессиями»., но в прошлом некоторые из этих ролей, например религиозные или военные, могли и не подпадать под такое определение. Однако принцип оставался тем же... На протяжении последних шести-семи веков в западном обществе произошли коренные изменения в структуре профессионального престижа. В прежние времена военные, землевладельческие, хозяйственные, правительственные и религиозно-официальные роли оценивались несколько выше, чем коммерческие, промышленные, научные, преподавательские и всевозможные прочие профессиональные роли. Это совсем не значит в противоположность тому, как изображает иной раз дело утвердившаяся идеология нашей эпохи, что последние из перечисленных ролей не наделялись вообще никаким престижем. Но в силу того, что они были относительно менее ценимы, люди стремились переместиться сами или поместить своих сыновей в роли первой из упомянутых категорий, как только им представлялась такая возможность. В наше время последние из упомянутых ролей, как правило, обладают таким же престижем, как и первые. Следовательно, ныне через эти последние роли осуществляется большая социальная мобильность, чем прежде, и лица, получившие такую мобильность, обычно не считают переход в традиционно более престижные роли предпочтительным по сравнению с дальнейшим пребыванием в своих «современных» ролях... Второе измерение стратификационной структуры состоит 'в ранжировании по степени власти и могущества. Власть (authority) можно определить как законную способность к достижению целей в социальных системах, а могущество (power) - как ее незаконное подобие. Вполне очевидно, что и то и другое играет функциональную (а при некоторых обстоятельствах и дисфункциональную) роль во всех социальных системах, больших и малых. В любых обществах некоторые роли заключают в себе больше власти или могущества, другие - меньше, в результате чего происходит стратификация их структур. До самого недавнего времени стратификация власти и могущества в западных странах имела характер остроконечного пика, причем весьма значительная доля и того и другого находилась в руках высшей знати и духовенства... Мобильность в структуре власти и могущества для отдельных представителей буржуазии обычно означала попасть в дворянские роли в индивидуальном качестве, а не объединиться с другими представителями буржуазии как класса, выступающего против дворянства. Однако мало-помалу, а в некоторых местах, например во Франции, и довольно внезапно, все большая доля власти и могущества переносилась ив правительственных, клерикальных и землевладельческих ролей в более современные. Кроме того, с постепенным предоставлением права голоса большинству населения в западном обществе власть и могущество подверглись еще более широкому дроблению, причем низшие группы служащих и рабочий класс увеличили свое относительное влияние. Когда большинство людей имеет право голоса и существует демократический, политический и социальный процесс, массы, состоящие из средних и низших слоев населения, могут объединить свои индивидуальные малые доли власти и оказывать общее влияние, достаточно сильное для того, чтобы по меньшей мере уравновешивать влияние высших социальных классов, а порой и брать над ними верх. Этот новый шаблон структуры власти и могущества предоставляет людям в средних и ниАших слоях общества более широкие возможности для мобильности как в самой этой структуре, так и в других видах стратификационной структуры постольку, поскольку на них оказывает воздействие измерение, касающееся зласти и могущества. Третье измерение стратификационной структуры составляет доход или богатство. Различные профессиональные роли в обществе обладают разной способностью к получению дохода и к накоплению богатства в виде капитала. Столь же различны в силу семейных связей и шансы на получение богатства в наследство. Иной раз роли, обладающие высоким престижем и властью, например роль папы Римского, способны принести лишь незначительный денежный доход. Иной же раз роли низкого престижа, например роли воров, могут способствовать накоплению больших сумм денег. Происходящая в результате этого стратификация по доходу и богатству может приобрести либо пирамидальную, либо ромбовидную форму, с более или менее выраженными пиками в том и другом случаях.'В целом западное общество эволюционирует от более пирамидального к более ромбовидному типу стратификационной структуры по доходу и богатству, хотя даже при новой форме сохраняется значительная пикообразность, пожалуй не меньшая, чем раньше... Доход и приобретенное либо унаследованное богатство всегда служили средством как для все большего обогащения, так и для приобретения за деньги доступа к более высокооцениваемым ролям, как это имеет место при «покупке» образования, либо аристократических титулов, либо женихов и невест (например, когда дочери богатых родителей выходят замуж за небогатых, но пользующихся престижем аристократов). Таким образом, как в прошлом, так и в настоящем деньги занимали большое место в ряде процессов мобильности. Но не исключена возможность, что в западном обществе значение денег будет уменьшаться по мере того, как доступ к образованию да и к самим высокооцениваемым ролям ставится во все более прямую зависимость от проявляемых способностей. Возможно, мы эволюционируем в сторону того, что Майкл Янг назвал «меритократией»*, в которой деньги играют очень незначительную роль в процессах социального размещения и мобильности. Причем, как он полушутя-полусерьезно отметил, подобное общество не свободно от своих собственных специфических социальных напряжений и дисфункциональных воздействий. Четвертое измерение стратификационной структуры - это образование или знание. Люди в обществе всегда пользовались неодинаковым доступом, к образованию и знанию, что имело важные последствия не только для выполнения ими различных ролей, назначенных им с рождения, но также и для их возможностей продвигаться в те из других, зачастую более престижных ролей, для выполнения которых они наилучшим образом приспособлены благодаря своим «природным» талантам. Стратификация образования и *'6т английского merit - «заслуга», «достоинство».-Прим. пе-рев. знания в западном обществе вплоть до самого последнего времени носила ярко выраженный пирамидальный характер. Только с XIX века всеобщая грамотность стала рассматриваться в качестве социально необходимой и морально желательной цели; и даже сегодня полное равенство возможностей в области получения образования остается, несмотря на весь прогресс, достигнутый в этом направлении, скорее надеждой, чем реальностью... Однако социальные потребности управления высокоспециализированными индустриальными обществами, равно как и введение все более решительных эгалитарных норм, заставляют во все большей степени предоставлять равные возможности в области образования. Опять-таки на социальном горизонте вырисовывается перспектива «меритократии», которая занимает свое место 'в наиболее престижных и авторитетных частях общества благодаря своему праву на равный доступ к возможностям в области образования и благодаря продемонстрированной ею способности максимально использовать эти возможности. о Религиозная или ритуальная чистота представляет собой пятое измерение стратификационной структуры. В категориях функционально значимых религиозных идей, господствующих в том или ином обществе, люди могут в большей или меньшей степени обладать высокоценимыми качествами религиозной или ритуальной чистоты. В индуистском обществе в том, что касается этого измерения стратификационной структуры, существует заметное неравенство, имеющее значительные последствия также и для других стратификационных измерений. В западном же обществе, где христианская вера в идеале нашла выражение в таких принципах, как «братство людей во Христе» и «священство всех верующих», это имело своим важным последствием значительное уменьшение фактического неравенства в данном измерении и даже создание с помощью этой концепции равенства по религиозной и ритуальной чистоте определенной основы для более далеко идущего социального, экономического и политического равенства. В реальной социальной действительности неравенство в других измерениях стратификации, вероятно, постоянно мешало осуществлению христианского идеала полного равенства е| религиозной и ритуальной чистоте, причем в прошлом, пожалуй, в большей степени, чем ныне, хотя нам по-прежнему еще далеко до наступления «царствия божия» в этом отношении. Впрочем, идеал христианского и так называемого гражданского равенства (который отчасти уходит своими корнями в христианскую веру) носил радикальный характер и имел далеко идущие последствия для всех измерений стратифика- ционной структуры в американском обществе, особенно за последние 100-200 лет. Ранжирование по родственным и этническим группам составляет последнее наше измерение стратификационной структуры. Во всех обществах родственные группы - и их продолжения в форме этнических групп - выполняют независимые и существенно важные функции: воспроизводство потомства, социализация детей и обеспечение психологической, социальной и моральной поддержки в отношениях между родителями и детьми, самими родителями, братьями и сестрами и прочими родственниками, составляющими расширенные формы семьи, и этнической группой в целом. Родственные и этнические группы в свете того, каким образом они выполняют эти и другие функции для всего общества и- местных сообщностей, в которых они живут, оцениваются по-разному, именно как родственные и этнические группы, совершенно отдельно" от их профессионального престижа, степени власти или могу- , щества, уровня дохода или богатства. В результате этого повсюду, где существует этническая разнородность, происходит стратифи-, кация родственных и этнических групп. Эти различия в ранге влияют на самооценку членов конкретных семей и на отношение к ним -со стороны других., В более раннюю эпоху истории западного общества эта дифференцированная оценка родственных и этнических групп не только признавалась, но даже окружалась ореолом в качестве оплота стабильности общества. Однако позднее, по мере того как в западном обществе распространились и утвердились эгалитарные нормы, как в реальной действительности, так и в моральных идеалах возникла известная тенденция к принижению роли родственных и этнических групп. Партикуляристский характер связи с родственными и этническими группами пришел в противоречие с универсалистскими нормами западного общества. Тем не менее необходимые функции родственных и этнических групп сохранились, и их пришлось признать даже перед лицом их несовместимости с полным осуществлением универсалистских норм. Связь с определенными семьями и этническими группами по-прежнему считается достоинством или недостатком как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности. До тех пор пока функции родственных и этнических групп не будут заменены универсалистскими функциональными альтернативами - а пока ничего подобного не наблюдается, - эти группы будут и впредь дифференциально оцениваться и будет сохраняться определенный шаблон компро- мисса между этими оценками и требованиями универсалистских норм. Если семья в западном обществе больше и не занимает своего прежнего исключительного положения, она все же по-прежнему пользуется известным почетом и имеет некоторые важные последствия и как собственно стратификационная структура, и как фактор, влияющий на другие стратификационные измерения и процессы. Не будучи сами по себе независимым измерением стратификационной структуры в том смысле, в каком таковыми являются шесть рассмотренных нами измерений, господствующие в обществе институционализованные нормы относительно^ мобильности оказывают важное независимое влияние на объем и степень совершающейся в данном обществе мобильности. Разумеется, другие факторы, такие, как соответствующие структуры возможностей, также являются важными детерминантами... Как указывалось выше, несмотря на существование христиан-ского.идеала - равенства всех людей, господствующим типом нормы относительно социальной мобильности до самого последнего времени была в западном обществе так называемая «кастовая» норма, то есть норма, не одобряющая социальную мобильность. Человек может стремиться к социальной мобильности лично для себя, но на общих основаниях такая мобильность не одобрялась в качестве морального блага для всех. Пожалуй, лишь в прошлом веке произошел сдвиг в сторону преобладания типа нормы, получившей название нормы «открытого класса», которая одобряет мобильность в принципе. Прежний тип нормы опирался на органическую идеологию общества, которая оправдывала не только относительную неподвижность социальной структуры в целом, но и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком. Тип нормы открытого класса находит оправдание в идеологии, которая отдает предпочтение «изменениям» или «пршэессу»»в обществе и которая утверждает, что индивидуальная мобильность, основывающаяся на заслугах, является как необходимой предпосылкой этого прогресса, так и неотъемлемым правом личности. Тип нормы открытого класса явно представляет собой фактор, способствующий увеличению объема мобильности в новейший период истории западного общества. То, что в социологическом анализе получило.название «стиль жизни», опять-таки является,не столько независимым измерением социальной стратификации,'' сколько индикатором (термин Ла-зарсфельда) одного или нескольких из этих рассмотренных нами измерений. Иными словами, стиль жизни складывается из таких поступков людей и таких предметов собственности, которые истолковываются ими самими и окружающими как показатели или символы положения,.занимаемого ими в той или иной стратификационной структуре. Почти любой вид поведения, или любой предмет собственности, либо предмет'роскоши может стать показателем или составной: частью совокупности показателей стиля жизни, строящегося по классовому типу. Однако легче всего замечаются и чаще всего вызывают разговоры такие предметы потребления, которые бросаются в глаза. Вот почему, говоря о различиях в социально-классовых стилях жизни, американский социолог-экономист Торстейн Веблен употреблял выражение «заметное потребление». В наиболее общем социологическом смысле, применимом ко всем обществам, заметное потребление свойственно.любым классам. В силу пирамидального распределения богатства и относительной дефицитности потребительских товаров в более ранние периоды'истории западного общества различия в стилях жизни разных общественных классов носили гораздо более ярко выраженный характер, чем сегодня... На протяжении последнего столетия, несмотря на возникновение экономики массового потребления, классовые различия в сТй-лях жизни в западном обществе не исчезли, но приняли несколько более тонкую форму, чем раньше. Именно это мы имеем в виду, говоря сегодня о «малозаметном потреблении», под которым мы подразумеваем не полностью незаметное потребление, а лишь относительно менее заметное потребление. Под влиянием эгалитарных норм в наше время большее число людей по сравнению с прошлым пытается по крайней мере немного уменьшить относительную заметность своего потребления, связанного с классовым положением, хотя нам еще далеко до воплощения в жизнь той или иной утопии в этбм отношении, ожидаемой или действительной. Вообще же можно утверждать, что заметное потребление или различия в классовых стилях жизни будут в той или иной форме существовать и впредь, но что возникла и сохраняется тенденция в направлении того, что я назыраю шаблоном грубого равенства и тонкого неравенства. Эта тенденция отражает и подкрепляет аналогичные изменения в самих стратификационных структурах. Если и создается впечатление, что теперь исчезли различия по части престижа, власти, дохода или стиля жизни, это впечатление обычно оказывается иллюзорным и рассеивается при более пристальном взгляде на реальную социальную действительность. Теперь мне хотелось бы более подробно остановиться на изменениях в объеме и типах мобильности в западном обществе. Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина - глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений. Судя по всему, мобильность вверх и вниз существовала и существует в некотором объеме во всех обществах, и, конечно, в западном обществе на протяжении его длительной истории не было недостатка ни в той, ни в другой. В силу недавно начавшегося расширения структуры возможностей западного общества в последнее время, вероятно, имеет место большая мобильность вверх, чем в более отдаленном прошлом, но это вопрос степени, а не абсолютных различий. Как в прошлом, так и в настоящем мобильность осуществлялась и осуществляется в небольшой степени, иначе говоря, движение вверх или вниз касается лишь немногих рангов во всей шкале рангов любых стратификационных измерений. Впрочем, и в прошлом и в настоящем имел и имеет место также и определенный объем мобильности, осуществляемой в очень большой степени, то есть с самых или почти с самых низов до самой вершины или почти до самой вершины, и наоборот. Произошло ли в настоящее время значительное увеличение объема мобильности, осуществляющейся в высокой степени, это по-прежнему является открытым эмпирическим вопросом. Так или иначе, как в прошлом, так и в настоящем высокая степень мобильности представляет собой явление, затрагивающее сравнительно незначительный процент людей, мобильных хоть в какой-нибудь мере... На протяжении истории западного общества несколько изменились также и процессы или каналы социальной мобильности. Как мы уже указывали ранее, в последнее время относительно больший объем мобильности, вероятно, осуще^сйляется' через более современные профессиональные роли, хотя традиционные роли, скажем религиозные, военные и правительственные, продолжают служить каналами мобильности в модернизованной форме. Для всех ролей константой является возрастающее значение образования в процессах мобильности. По мере того как эгалитарные нормы расширяли равенство в области доступа к возможностям получения образования, а обществу требовалось все больше и больше высокообразованных людей для укомплектования его изменившейся структуры, системы и процессы образования становились все более важными определяющими факторами социальной мобильности. В результате постоянно выдвигаются все более настойчивые требования расширения системы образования на всех ее уровнях как в наиболее современных странах западного общества, так и в быстро модернизирующихся странах других районов мира. Нам остается рассмотреть одну, последнюю тему - изменения в форме западных стратификационных структур. Если каждого из мужчин - глав семьи (или своих прямых родственников) в любом обществе подвергнуть измерению по какой-либо из отдельных шкал социальной стратификации, совокупность этих измерений даст в результате распределение относительных рангов, которое можно представить в виде структурной фигуры наподобие того, как гауссовская кривая нормального распределения представляется фигурой колоколообразной формы. По целому ряду причин, связанных" с такими вопросами, как потребности социальных систем и распределение талантов у индивидов, занимающих то или иное положение в социальных системах, структуры относительных рангов обладают некоторой - большей или меньшей - степенью иерархии, то есть более или менее крутым заострением к вершине. С учетом факта иерархии двумя основными фигурами, образующимися при распределении стратификационных рангов, являются пирамида и ромб. Эти две фигуры показывают, что всегда имеется меньшинство, занимающее ранги ближе к вершине, - «элита» или совокупность «элит». Однако в пирамидальной фигуре, кроме того, сравнительно немного людей обладают средними рангами, а масса населения находится в низших рангах. В противоположность этому ромбовидная фигура характеризуется пропорционально большим сосредоточением людей в средних рангах, чем в низших, хотя в низших рангах остается достаточное количество лиц, чтобы образовать заострение в нижней части ромбовидной в основе своей фигуры. > ...западное общество проделало эволюцию преимущественно от пирамидального типа структуры в ее различных стратификационных измерениях к преимущественно ромбовидному типу. По мере развития специализации в разделении труда и повышения средних уровней квалификации и ответственности в различных «производительных» или профессиональных областях в западном обществе "увеличилась доля ролей среднего ранга. Благодаря взаимодействующим процессам социальной эволюции появилось пропорционально большее количество положений среднего ранга в таких стратификационных измерениях, как власть и могущество, доход и богатство. Это обычно и имеют в виду, говоря, что запад- мое общество характеризуется понятием «средний класс», а именно что самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних^ слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пирамид. Процент людей, принадлежащих к средним рангам, столь велик, что авторы некоторых трудов об обществе, в особенности противники этой недавно возникшей тенденции, ввели в употребление термин «средняя масса». В обществе современного типа, хронологическим и типологическим предтечей которого является западное общество, огромное большинство людей будет принадлежать к средним рангам, и их позиции сплошь и рядом будут символизироваться «белыми воротничками». Мы не хотим этим сказать, что устранены все трудности сравнительной оценки, - далеко нет. Как и всегда, проводятся различия в рангах - своих собственных и окружающих людей, но, когда множество лиц занимают близкие ДРУ Другу положения в средних рангах, эти различия носят более детальный и тонкий характер. Изменение пирамидальной в основе своей фигуры в стратификационных структурах западного общества преимущественно на ромбовидную означало постоянное расширение структур возможностей для лиц, находящихся в низших слоях общества; (По мере того как относительное количество положений в средних рангах продолжало увеличиваться, возрастало в силу этого и число возможностей для социальной мобильности вверх, возможностей, созданных меняющейся формой социальной системы, в отличие от таких возможностей, которые могут быть созданы самими индивидами даже в сравнительно статичном типе стратификационной структуры. В настоящее время, как и в прошлом, существует некоторая мобильность вниз, но, надо полагать, что сравнительный объем мобильности вверх увеличивается по мере расширения структур возможностей в западном обществе. Так, "расширение происходит в различных странах различными темпами и в различные периоды истории, и, хотя подобное расширение, по-видимому, имеет социологический предел, оно, вероятно, пока будет продолжаться в большинстве районов западного общества. Но основополагающая тенденция остается прежней. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.20.159 (0.016 с.) |