Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1994. -С.316-329.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма Подлинным основоположником теоретической системы символического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социологической теории Мида - понятие межиндивидуального взаимодействия. Именно совокупность процессов взаимодействий конституирует общество и социального индивида. Анализ процесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия жеста. Жест как индивидуальный акт служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест предполагает наличие некоторого референта, «идеи», соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании воспринимающего тот же отклик, что и в сознании совершающего жест Другими словами, жест является символом Важнейшим из жестов-символов является, по Миду, слово (голосовой жест). В связи с этим язык рассматривается как конституирующий фактор сознания. Реакция на жест-символ не является непосредственной. Жест и реакция на него опосредуются значением Значение, таким образом, выглядит как редуцированное взаимодействие, существующее в поле социального опыта индивидов. А некоторая относительно целостная совокупность значений выступает как символическое содержание сознания, содержание опыта индивида. В терминах значений объясняются не только индивидуальные аспекты опыта, но и общие понятия - универсалии. Тождественность восприятия голосового жеста и «принимающим», и «передающим» предполагает в качестве фундаментального элемента взаимодействия возможность того, что Мид называл «принятием роли другого». В случае же более сложного взаимодействия с участием многих индивидов учитывается и обобщается мнение группы относительно общего объекта взаимодействия, т. е принимается, как говорил Мид, «роль обобщенного другого» «Действительная универсальность и безличност^ мысли и разума-писал Мид,- является результатом принятия индивидом установок других людей по отношению к себе и последующей кристаллизации этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой "обобщенного другого"». Открытие Мидом феномена обобщенного другого дало социологам и социальным психологам возможность не ограничиваться анализом исключительно непосредственных взаимодействий (на это, как мы помним, была ориентирована социально-психологическая концепция Кули), а анализировать поведение в сложной социальной среде, а психологам - объяснить процессы образования общих понятий. Таким образом, Мид обнаружил перспективу построения социально-психологической, или лучше даже сказать социолого-психологической, концепции, способной объединить подходы, свойственные социологии, психологии, семиотике, лингвистике и другим наукам социального цикла. В ней отражались одновременно логика и история становления общества и социального индивида. Стадии принятия роли другого, 'других, обобщенного другого - все.это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально. Главная его характеристика - умение становиться объектом для самого себя, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие заложенных в том или ином индивидуальном «Я» реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействий, в которых «Я» участвует. Структура завершенного «Я», считает Мид, отражает единство и структуру социального процесса. Констатировав тождественность структуры «Я» и социальных структур, Мид оказался бы вынужденным рассматривать социальное поведение как нетворческое, стандартизованное Конечным пунктом такого пути было бы отождествление социального процесса с социальной структурой... Чтобы избежать этого тупика, Мид обращается к анализу динамики «Я». Он выделяет в системе Я две подсистемы: «I» и «те» Если те представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок других, т е. интернализованную структуру групповой деятельности, то I имеет автономный характер В этом понятии отражено своеобразие реакции индивида на социальные стимулы I является в социальной системе как бы агентом всеобъемлющего эволюционного процесса, реагируя отклоняющимся от ожиданий способом, оно вносит в структуру взаимодействия изменения, которые, суммируясь, изменяют содержание самого социального процесса, не давая ему кристаллизоваться в жесткий социальный порядок. Игра социальных сил происходит, таким образом, внутри «Я» путем диалектического взаимодействия I и те, их внутреннего диалога Me - это как бы вопрос, задача, которую ставит общество перед I, одновременно открывая перед ним пути стандартизованного ответа и решения I - ответ Мид пишет «Каков будет этот ответ, I не знает, и не знает никто другой Реакция на ситуацию, какой она является в непосредственном опыте, не очевидна, и именно это реакция конституирует I». Всегда в настоящем, оно есть непосредственность восприятия и действия, нерефлексивный элемент Я. I оценивает действие лишь тогда, когда оно в прошлом, и оценивает с точки зрения интернализованной структуры установок других, тес точки зрения те Таким образом, через тонкий анализ динамики человеческого «Я» Мид пытается уловить нерефлексивный, ускользающий от сознания самих участников, эмерджентный момент социального процесса. В проблеме структуры и динамики Я как бы резюмируется все содержание социально-психологической концепции Мида История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З. -М., 1998. -С. 276-280. Словом Я переводится мидовское понятие «I», «me» мы оставляем без перевода из-за отсутствия удовлетворительных русских эквивалентов. ДЖ.МИД АЗИЯ Организованное сообщество (социальную группу), которое обеспечивает индивиду единство его самости, можно назвать обобщенным другим Установка обобщенного другого есть установка всего сообщества** Так, например; такая социальная группа, как бейсбольная команда, выступает в качестве обобщенного другого постольку, поскольку она проникает как организованный процесс или социальная деятельность - в сознание (experience) любого из своих индивидуальных членов , Р,пя развития данным человеческим индивидом самости в наиболее полном смысле слова ему недостаточно просто принять установки других человеческих индивидов по отношению к нему и друг к другу внутри человеческого социального процесса, вводя 'этот социальный процесс как целое в свое индивидуальное созна-мме лишь в этой форме Он должен тайже, таким же точно образом, как^м принимает установки других индивидов по отношению к себе Мид Джордж Гербет (1863-1931) - американский.философ, социальный психолог, один из основателей символического интеракционизма И неодушевленные объекты не в меньшей степени, чем человеческие организмы, обладают возможностью образовывать части обобщенного и организованного - полностью социализированного — другого для любого данного человеческого индивида постольку, поскольку он откликается на эти объекты социальным образом (посредством механизма мышления, интернализованного общения жестами). Любая вещь - любой объект или набор объектов, одушевленных или неодушевленных, человеческих или животных, или просто материальных, в направлении которых он действует или на которые он (социально) откликается, -'есть некий элемент, в котором для него (раскрывается) обобщенный другой Принимая установки последнего по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя в качестве объекта, или индивида, и, таким образом, развивает самость или индивидуальность Так, например, культ в своей примитивной форме есть просто социальное воплощение взаимоотношения между данной социальной группой (сообществом) и ее физическим окружением - организованное социальное средство, принятое индивидуальными чле-1 намй этой группы (сообщества) для вступления 'в социальные отношения с этим окружением или (в некотором смысле) для поддержания общения с ним. Это окружение, таким образом, становится частью всеобъемлющего обобщенного другого для каждого из индивидуальных членов данной со-циальной группы (сообщества) и друг к другу, принять их установки по отношению к разным фазам - или аспектам общей социальной деятельности или набору социальных предприятий, куда в качестве членов организованного сообщества или социальнрй группы все они вовлечены. Затем он должен, обобщая эти индивидуальные установки самого этого организованного сообщества (социальной группы) в целом, действо-, вать в направлении разнообразных социальных проектов, которые оно осуществляет в любой данный момент, или же в направлении различных более широких фаз всеобщего социального процесса, который составляет его жизнь и специфическими проявлениями которого эти проекты являются. Это введение крупномасштабных деятельностей любого данного социального целого или организованного сообщества в эмпирическую (experiential) сферу любого из индивидов, вовлеченных или включенных в это целое, является, иными словами, существенным основанием и предпосылкой наиболее полного развития самости этого индивида: лишь поскольку он принимает установки организованной социальной группы, к которой он принадлежит, по отношению к организованной кооперативной социальной деятельности или набору таких деятельностей, в которые эта группа как таковая вовлечена, постольку он развивает завершенную самость или обладает самостью такого уровня развития, какого ему удалось достичь. ' Но, с другой стороны, сложные кооперативные процессы деятельности и институциональное функционирование организованного человеческого общества также возможны лишь постольку, поскольку каждый вовлеченный в них или принадлежащий к этому обществу индивид может принять всеобщие установки всех других подобных индивидов по отношению к этим процессам, деятельно-стям и институциональному функционированию, а также и к организованному социальному целому устанавливающихся при этом эмпирических отношений и взаимодействий (experiential relations and interactions) и может соответствующим образом направлять свое •собственное поведение. Именно в форме обобщенного другого Социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т. е. сообщество осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов, ибо как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида. В абстрактном мышлении инди вид принимает установку обобщенного другого* по отношению к себе безотносительно к ее выражению в любых других конкретных индивидах; в конкретном же мышлении, он принимает эту установку постольку, поскольку она выражается в установках по отношению к его поведению тех других индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Но лишь принимая установку обобщенного другого по отношению к себе тем или иным из этих способов, он только и может мыслить вообще; ибо только так мышление - или интернализованное общение жестами, составляющее мышление,- может иметь место. И лишь благодаря принятию индивидами установки или установок обобщенного другого по отношению к ним становится возможным существование универсума дискурса как той' системы общепринятых или социальных смыслов, которую в качестве своего контекста предполагает мышление. , Самосознательный человеческий индивид,, далее, принимает или допускает организованные социальные' установки данной социальной группы (или сообщества, или какой-то их части), к кото-- рой вн принадлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкивается эта группа или сообщество в любой данный момент и которые возникают в связи' с различными социальными проектами или организованными кооперативными предприятиями, в которые вовлечена эта группа (сообщество) как таковая. И в качестве индивидуального участника этих социальных проектов или кооперативных предприятий он соответствующим образом управляет своим поведением. * Мы сказали, что внутреннее общение индивида с самим собой посредством слов или значимых жестов - общение, составляющее процесс или деятельность мышления,- поддерживается индивидом с точки зрения обобщенного другого. И чем абстрактнее это общение, тем абстрактнее становится мышление, тем дальше отодвигается обобщенный другой от всякой взаимосвязи с конкретными индивидами. Как раз применительно к абстрактному мышлению в особенности следует сказать, что упомянутое общение поддерживается индивидом скорее с обобщенным другим, чем с какими-либо конкретными индивидами. Так, например, абстрактные поня- тия суть такие понятия, которые формулируются в терминах установок всей социальной группы (сообщества) в целом. Они формулируются на основе осознания индивидом установок обобщенного другого по отношению к.ним как результат принятия им этих установок обобщенного другого и последующего отклика на них. И, таким образом, абстрактные высказывания формулируются в таком виде, который может воспринять любой Другой - любой другой разумный индивид. В политике, например, индивид отождествляет себя с целой, политической партией и принимает организованные установки всей этой партии по отношению к остальной части социального сообщества и по отношению к проблемам, с которыми сталкивается партия в данной социальной ситуации; он, следовательно, реагирует или откликается в терминах организованных установок партии как некоего целого. Так он вступает в особую конфигурацию социальных отношений со всеми другими индивидами, которые принадлежат к этой партии; и таким же образом он вступает в различные иные специфические конфигурации социальных отношений с различными классами индивидов, и индивиды каждого из этих классов являются другими членами какой-то из особых организованных подгрупп (определяемых в социально-функциональных терминах), членом которых он сам является в рамках всего данного общества или социального сообщества. В наиболее высокоразвитых, организованных и сложных человеческих'социальных сообществах - тех, которые развиты цивилизованным человеком, - эти различные социально-функциональные классы или подгруппы индивидов, к которым принадлежит каждый данный индивид (и другие индивидуальные члены, с которыми он, таким образом, вступает в некую особую конфигурацию социальных отношений), распадаются на два вида Некоторые из них представляют собой конкретные социальные классы или подгруппы, как, например, политические партии, клубы, корпорации, которые все действительно являются функциональными социальными единицами, в рамках которых их индивидуаль- ные члены непосредственно соотнесены друг с другом Другие представляют собой абстрактные социальные классы или подгруппы, такие, как класс должников и класс кредиторов, в рамках которых их индивидуальные члены соотнесены друг с другом лишь более или менее опосредованно и которые лишь более или менее опосредованно функционируют в качестве социальных единиц, но которые предоставляют неограниченные возможности для расширения, разветвления и обобщения социальных отношений между всеми индивидуальными членами данного сообщества как организованного и объединенного целого. Членство данного индивида в нескольких из этих социальных классов или подгрупп делает возможным его вступление в определенные социальные отношения (какими бы опосредованными они ни были) с почти бесконечным числом других индивидов, которые также принадлежат к тем или иным из этих социальных классов
или подгрупп (или включаются в них), пересекающих функциональные демаркационные линии, которые отделяют различные человеческие социальные сообщества одно от другого, и включающих индивидуальных членов из нескольких (в Иных случаях - из всех) таких сообществ. Из этих абстрактных социальных классов или подгрупп человеческих индивидов наиболее обширным является, конечно же, тот, который определяется логическим универсумом дискурса (или системой универсально значимых символов), обусловленным участием (participation) и коммуникативным взаимодействием индивидов. Ибо из всех подобных классов или подгрупп это именно тот (класс), который претендует на наибольшее число индивидуальных членов и позволяет наибольшему вообразимому числу индивидов вступить в некий род социального отношения (каким бы ни было оно опосредованным и абстрактным) друг с другом - отношения, вырастающего из универсального функционирования жестов как значимых символов во всеобщем неловеческом социальном процессе коммуникации Я указал далее, что процесс полного развития самости проходит две большие стадии На первой из этих стадий самость индивида конституируется просто организацией отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ними участвует. Лишь на второй стадии процесса полного развития самости она конституируется организацией не только этих отдельных установок, но также и социальных установок обобщенного другого или социальной группы, к которой он принадлежит, как некоего целого. Эти социальные или групповые установки привносятся в сферу непосредственного опыта (experience) индивида и в качестве элементов включаются в структуру или конституцию его самости - таким же образом, как и установки отдельных других индивидов. И индивид достигает их, ему удается принять их посредством дальнейшей организации, а затем обобщения установок отдельных других индивидов в терминах их организованных социальных значений или импликаций Таким образом, самость достигает своего полного развития посредством организации этих индивидуальных установок других в организованные социальные или групповые установки, становясь, тем самым индивидуальным, отражением всеобщей систематической модели социального или группового поведения, в которое она вовлечена наряду со всеми другими, - модели, которая как некое целое проникает в опыт (experience) индивида в терминах этих организованных групповых установок, которые посредством механизма своей центральной нервной системы он" принимает в себя, точно так же, как принимает он индивидуальные установки других
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.009 с.) |