Аналитическая психология и мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая психология и мировоззрение



...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рационально ограниченную современность, прости­рающуюся лишь на короткий отрезок времени между рождением и смертью. Такое ограничение создает чувство случайности и бес­смысленности, а именно это как раз и мешает нам жить с той мно­гозначительностью, которая необходима, чтобы полностью исчер­пать жизнь. Жизнь становится банальной и уже не представляет человека полностью. В результате огромная часть непрожитой жизни достается бессознательному. Человек живет так, словно хо­дит в слишком тесной обуви. Качество вечности, столь характерное для жизни первобытного человека, в нашей жизни полностью от­сутствует. Окружив себя стеной рациональности, мы оказались изолированными от вечности природы. Аналитическая психология пытается пробить эту стену тем, что заново раскапывает образы фантазии бессознательного, которые когда-то отбросил рацио­нальный разум. Эти образы находятся по ту сторону стены, они относятся к природе в нас, которая оказалась глубоко засыпанной и от которой мы укрылись за стенами рационализма. В результате возник конфликт с природой, который стремится разрешить анали­тическая психология, но не через стремление вместе с Руссо «назад к природе», а через обогащение нашего сознания понима­нием природного духа, прочно удерживаясь при этом на благопо­лучно достигнутой современной ступени логического мышления.

Тот, кому удалось увидеть это, испытывает грандиозное впе­чатление. Но он не сможет долго им наслаждаться, потому что сразу же встает вопрос о том, каким образом новое приобретение может быть ассимилировано. То, что находится по эту и по ту сто­рону стены, поначалу оказывается несовместимым. Здесь вскры­вается проблема перевода на современный язык или, пожалуй, даже проблема нового языка в целом, а это сразу ставит вопрос о мировоззрении, то есть о мировоззрении, которое должно нам по­мочь найти такое созвучие с нашим историческим человеком, что­бы его глубокие аккорды не заглушались резкими тонами рацио­нального сознания и, наоборот, чтобы бесценный свет индивиду­ального духа не утонул в бесконечном сумраке природной души. Но, подойдя вплотную к этому вопросу, мы должны оставить об­ласть науки, ибо теперь нам придется доверить творческое реше­ние, нашу жизнь той или иной гипотезе; другими словами, здесь начинается этическая проблема, без которой мировоззрение не­мыслимо...

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени:

Пер. с нем. -М., 1994. -С.125-133; 136-137; 245-246.

К. юнг

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Эктопсихическая сфера Эндопсихическая сфера

Личностное бессознательное

Коллективное бессознательное

...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в окружающем мире, главным образом, с помо­щью мышления, то ваша поверхность и будет поверхность мысля­щего человека. Ведь вы осваиваете мир вещей и событий путем мышления и, следовательно, то, что вы при этом демонстрируете, и есть ваше мышление. Если же вы принадлежите к другому типу, то налицо будет проявление другой функции.

На диаграмме в качестве периферической функции выступает ощущение С его помощью человек получает информацию о внеш­нем мире. Второй круг - мышление, на основании информации, полученной от органов чувства, человек дает предмету имя. Затем идет чувство, которое будет сопутствовать его наблюдениям. И, в конце концов, человек осознает, откуда берутся те или иные явле­ния и что может произойти с ними в дальнейшем. Это интуиция, с помощью которой мы «видим в темной комнате». Эти четыре функции формируют эктопсихическую систему.

Следующая сфера в диаграмме представляет сознательный ЭГО-комплекс, к которому обращены функции. Начнем по порядку:

память, функция, контролируемая волей и находящаяся под кон­тролем ЭГО-комплекса. Субъективные компоненты функций могут быть подавлены или усилены силой воли. Эти компоненты не так контролируемы, как память, хотя и она, как вы знаете, несколько ненадежна. Теперь мы переходим к аффектам и инвазиям, которые контролируются только одной силой. Единственно, что вы можете сделать, это пресечь их. Сожмите кулаки, чтобы не взорваться, ведь они могут оказаться сильнее вашего ЭГО-комплекса.

Разумеется, никакая психическая система не может быть от­ражена в такой грубой диаграмме. Это, скорее, шкала оценок, пока­зывающая, как энергия или интенсивность ЭГО-комплекса, мани­фестирующая себя в волевом усилии, уменьшается по мере при­ближения к темной сфере - бессознательному. Прежде всего мы вступаем в личностное подсознание, некий порог в сфере бессоз­нательного. Это часть психики, содержащая те элементы, которые могут быть осознанными. Многие вещи именуются бессознатель­ными, но это относительно. Есть люди, для которых осознанно практически все, что может осознать человек...

В конце концов мы подходим к ядру, которое вообще не может быть осознано в сфере архетипического разума Его возможные содержания появляются в форме образов, которые могут быть по­нятны только в сравнении с их историческими параллелями. Если вы не распознаете определенный материал как исторический и не проведете параллели, то не сможете собрать все содержания в сознании, и последние останутся проектированными, как правило, когда коллективное бессознательное констеллируется в больших социальных группах, то результатом становится публичное поме­шательство, ментальная эпидемия, которая может привести к ре­волюции или войне и т.п. Подобные движения очень заразительны - заражение происходит потому, что во время активизации коллек­тивного бессознательного человек перестает быть самим собой. Он не просто участвует в движении, он и есть само движение.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара, 1996. -С. 150-152.

Природа гуманистической психологии

Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды...

Она также подвергала критике элементы жесткого детерми­низма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессоз­нательного и, соответственно, недостаточное внимание к созна­тельной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и со­ставляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на яв­ную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гумани­стическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые пре­жде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхо­да являются работы Абрахама Маслоу...

Абрахам Маслоу (1908-1970)

Маслоу можно в значительной мере назвать духовным отцом гуманистической психологии. Именно он вдохнул жизнь в исходные идеи и смог придать новому движению некоторые черты академи­ческой респектабельности. Прежде всего его интересовала про­блема наивысших достижений человека...

Самоактуализация

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребно­сти нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, поряд­ка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в само­уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

• объективное восприятие реальности;

• полное приятие своей собственной натуры;

• увлеченность и преданность какому-либо делу;

• простота и естественность поведения,

• потребность в самостоятельности, независимости и возмож­ности где-нибудь уединиться, побыть одному;

• интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний;

• доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

• нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

• демократический тип личности;

• творческий подход к жизни;

• высокий уровень социального интереса.

Высшие переживания - особо радостные и интенсивные пережива­ния в жизни каждого индивида. Маслоу связывает высшие переживания с сильным чувством любви, с наслаждением от соприкосновения с произ­ведением искусства или с исключительной красоты природой - Прим. пе-рев.

Обычно это люди среднего возраста и старше, как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода лю­ди составляют не более одного процента населения..

Теория самоактуализации поддается лабораторным исследо­ваниям довольно слабо, а в большинстве случаев - вовсе не под­тверждается.

Тем не менее, ее часто используют в сфере бизнеса и произ­водственной деятельности, то есть в тех областях, где большинст­во участников убеждены: потребность в самоактуализации - хоро­ший мотив для того, чтобы научиться получать удовлетворение от работы. Теорию Маслоу применяют также в сферах образования, медицины и психотерапии...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.011 с.)