Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов

Поиск

...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общепринятых систем соотнесения и посредством кото­рых усваиваются общепринятые системы соотнесения. Этот осо­бый вид взаимодействия я буду называть коммуникацией.

/ТТроцессы установления норм и коммуникация взаимно зависят друг от друга. Нормы возникают в процессе.коммуникации, которая, в свою очередь, делается возможной потому, что уже существуют нормьЦКаждый ребенок появляется на свет в обществе, члены ко­торого практикуют общепринятые способы восприятия предметов. Он усваивает их системы соотнесения просто потому, что, делая это, он удовлетворяет свои потребности тысячью способов. Чем более значимо то, что он хочет сообщить другим, тем более остры

Ньюком Теодор М. (1903) - американский социальный психолог и социолог, профессор Мичиганского университета.

его разочарования до тех пор, пока он не научится воспринимать это так, как это принято другими.

Итак, нормы формируются по отношению к чему-либо и всему, что является предметом интереса, разделяемого двумя и более людьми, которые взаимодействуют друг с другом. Однако из всего того, по поводу чего формируются нормы, ничто не может срав­ниться по своей важности с другим человеком. Как никогда не ус­тают отмечать социологи, основной факт взаимозависимости лю­дей -— не только в детстве, но и на протяжении всей жизни - дела­ет это неизбежным. Итак, мы обнаруживаем во всех известных об­ществах и, в несколько отличных проявлениях, во всех стабильных группах систему норм, в соответствии с которыми люди различают­ся и воспринимаются общепринятыми способами. Наилучший для социальной психологии способ принять в расчет этот факт состоит, л использовании понятий «позиция» (или «статус», как предпочитают называть это некоторые антропологи и социологи), и «роль»...

«Роль»... слагается из ограниченного набора типов поведения, «связанных вместе» общим пониманием функций позиции. Не все эти типы поведения будут осуществляться каждым из занимающих эту позицию, и они не будут одинаково осуществляться любыми двумя лицами, лишь только они приняли одну и ту же роль. Реаль-! ное поведение любого индивида при принятии роли должно быть резко отделено от самой роли, которую нужно определить доста-; точно широкодля того, чтобы понятие «роль» могло быть прило-:.жимо ко всемГзанимающим какую-либо позицию. Обусловленное ролью поведение отличается от других типов поведения не только какими-либо фенотипическими характеристиками, но и степенью, в которой оно является функцией общепринятых способов воспри­ятия любых ролей, участвующих во взаимодействии, т. е. разде­ляемых индивидом, осуществляющим поведение, и теми, с кем он взаимодействует. Тем самым поведение, обусловленное ролью, является формой коммуникативного поведения. Процессы, посред­ством которых оно устанавливается, не являются загадочными, хотя они и не просты.

Каждая роль, таким образом, обязательно определяется путем соотнесения с одной или более другими ролями_}Роль матери не­мыслима без роли ребенка. Но ее роль, хотя функционально опре­деляется через ребенка, включает в себя, помимо этого, отноше-^ ния с другими лицами, к примеру с ее мужем, учителем ребенка, или соседями. Предписанная ей роль включает в себя типы пове­дения, относимого к ним, так же как и к ее ребенку, но всегда таким

образом, что включает ребенка. Поэтому смысл любой роли может быть понят лишь при рассмотрении совокупности или системы ро­лей, частью которой она является.

Значение взаимозависимых ролей не только в том, что они создают общепринятую систему соотнесения, с помощью которой люди могут ее передавать сообщение друг о друге (как они обме­ниваются сообщениями о палках и камнях); общее понимание ро­лей дает людям возможность общаться друг с другом. Важным (и, возможно, уникальным) во взаимоотношениях людей является то, что эти взаимоотношения в значительной степени связаны с процессами составления общего мнения друг о друге и обмена мнениями друг с другое, и это возможно вследствие разделяемых систем соотнесения, с помощью которых общающиеся индивиды воспринимают сами себя, друг друга и тех, о ком они говорят.

Систему соотнесения как норму восприятия нельзя отделить от социальных установок. Действительно, мне представляется необ­ходимым определить социальную установку по отношению к чему-либо как устойчивое состояние готовности воспринимать, действо­вать, думать и чувствовать что-либо таким взаимообусловленным способом, чтобы достичь определенной цели. Если это верно, то предрасположенность воспринимать нечто определенным образом есть просто часть социальной установки индивида по отношение к этому нечто...

Большинство психологов плохо осознает то, что исследование социальной организации и групповой структуры дает им много больше, чем просто формальный план территории, на которой оби­тают их испытуемые. Исследования социальной организации, если они проводятся социальным психологом должным образом, обес­печивают его необходимой информацией.о его собственном пред­мете, а именно коммуникации, в частности ее содержании и кана­лах, по которым она Осуществляется. Групповая структура и соци­альная организация Являются не только примерами социальных норм; они являются также детерминантами процессов коммуника­ции между членами группы. Что и кому сообщается, каково содер­жание того, что сообщается, детерминировано в такой же степени природой групповой структуры, как и личными требованиями об­щающихся индивидов. Следовательно, если мы будем считать изу­чение коммуникации нашей областью исследований, мы должны воспользоваться всей доступной информацией о групповой струк­туре как об одной из Детерминант коммуникации.

...С точки зрения социальной психологии отличительной чер­той группы, по крайней мере, является то, что ее члены разделяют.какие-то общепризнанные нормы. Общепринятые нормы могут ох­ватывать большую или меньшую область, но как минимум должны включать все то, что является специфическим для общих интере­сов членов группы - будь то политика или покер. Они неизбежно включают в себя также и нормы, касающиеся ролей членов группы - ролей, которые являются, если определить их в эквивалентных терминах, сопряженными...

До сих пор я пытался провести мысль, что неизбежные собы­тия жизни группы могут быть рассмотрены способами, доступными психологам. Теперь я хотел бы отметить, что^д и наково неотвра­тимые события внутриличностной жизни могут и должны рассмат­риваться так, чтобы быть доступными социологам. Для целей ил­люстрации я коротко остановлюсь на понятии «Я» (self). С одной стороны, нет ничего столь личностного, столь строго внутриинди-видуального, как чье-либо «Я», под чем я подразумеваю просто «индивида, каким он известен этому индивиду». И все же процесс, посредством которого индивид приходит к познанию себя, равно как и содержание этого «знания», разными способами детермини­ровано социальными нормами и, в частности, системой ролей об­щества и подгруппы, членом которой является индивид.

ГВсе мы знакомы в общих чертах с процессом, посредством ко­торого индивиды учатся отличать себя от предметов и других лиц. 'Если справедливы мои предположения о том, что чем более важна для личности возможность вступать в коммуникацию с другими по поводу чего-либо, тем больше уверенности в том, что он будет разделять с ними систему соотнесения, в которой воспринимает это нечто/, то практически неизбежно, что люди будут воспринимать себя самих на основе общепринятых систем соотнесения. Поэтому естественно, что самовосприятие будет основываться на группо­вых нормах восприятия людей, т. е. на основе позиций и ролей^

...Я хотел бы отметить, что процесс группового подкрепления индивидуальных мотивов и установок, если он понят в контексте социальных норм, играет важную роль в.иутегративной теории со­циального поведения. Я остановлюсь на важности этого процесса в условиях, проявления группового конфликта и в условиях проявле­ния групповой солидарности.

Мы уже давным-давно привыкли искать источники враждебно­сти индивида к членам других групп в нормах группы, членом кото­рой является сам индивид... Но мы не всегда правильно понимаем,

какую роль играют социальные нормы в поддержании, росте и уменьшении враждебности к членам других групп. Сохранение или изменение такой враждебности, равно как и ее источников, зависит от норм, которые и обусловливают различные степени или формы враждебного поведения, присущие ролям членов групп.

Когда степень враждебности установки или поведения членов одной группы по отношению к другой нарастает, следует рассмат­ривать взаимодействие между членами этой группы как один из источников (и, я думаю, главный) изменения. Иногда происходит, скажем, инцидент, интерпретируемый как воинственный или чем-либо угрожающий собственной группе, который снижает порог вра­ждебности со стороны некоторых из наиболее влиятельных членов этой группы^ Своим поведением они демонстрируют убежденность в том, что групповые нормы предписывают в этих условиях враж­дебное поведение. Под их влиянием другие члены этой группы воспринимают инцидент как угрожающий; порог для враждебного поведения, в свою очередь, понижается и т. д. Чем более экстре­мальны формы поведения, тем более экстремальны непосредст­венно наблюдаемые границы, в которых возможно осуществление нормативно предписываемого поведения. В данных утверждениях нет ничего особенно нового, но я хотел бы подчеркнуть, что нормы поведения не являются только лишь образцами суждений, которые навсегда усвоены индивидами. Скорее, они являются объектом постоянного пересмотра в свете того, как воспринимается то, что делают другие люди. Принятие роли не только результат уже суще­ствующих социальных норм; принятие роли обеспечивает также их источник и-постоянную поддержку.

Существенная черта процесса социального подкрепления со­стоит в том, что чем более явно выражено поведение, восприни­маемое общепринятыми способами (т. е. ролевое поведение), тем более отчетливо оно воспринимается и тем.сильнее стимулирует других. Не обязательно они получают стимул к тому, чтобы вести себя точно так же (чего явно требует идея социального подкрепле­ния). Они скорее получают стимул к принятию сопряженных ролей, которые предусматривают сходные или дополнительные типы по­ведения. В любом случае/адекватное объяснение социального подкрепления зависит, как мне кажется, от членства в группе, оп­ределяемого на основе разделяемых норм и сопряженных ролеиТу

...Важным аспектом внутригрупповой коммуникации является влияние, которое оказывает на членов одной из групп их воспри­ятие поведения членов другой группы. За редким исключением,

каждый индивид воспринимает поведение не-члена группы в свете социальных норм собственной группы. В той мере, в которой члены одной группы воспринимают поведение членов другой группы как враждебное, уменьшается возможность коммуникации между эти­ми группами.

Теперь позвольте мне привести, в качестве последнего приме­ра, анализ взаимодействия внутри группы, отличающейся значи­тельной солидарностью или «высокой моралью». Условия, связан­ные'с такой группой, могут изучаться либо на индивидуальном, ли­бо на групповом уровне. Более конкретно мы можем изучать их или на основе индивидуальных отношений принадлежности или на ос­нове групповых характеристик, связанных со сплоченностью. Мно-гиелотребности могут быть удовлетворены при условии членства в ^руппе:'^апри'1иёр, потребность в занятии привлекательным или ' -необходимым делом, которое может осуществляться лишь вместе с другими; или просто потребность нахождения вместе с извест­ными и приятными людьми, располагающими к откровенности; или потребность в том, чтобы другие считали тебя принадлежащим к группе, доступной не всякому. Не пытаясь анализировать такие ис­точники удовлетворенности, мы можем сказать, что все они вместе создают привлекательность членства в группе для индивида, а его предрасположенность получить такую удовлетворенность от член­ства втруппе формирует у него ощущение принадлежности.

Ощущение принадлежности, как я предпочитаю думать о нем, •соответствует предрасположенности принять роль члена группы. Принятие роли есть не только осуществление определенного по­ведения, обусловленного ролью, оно связано с необходимостью быть объектом восприятия, мышления и чувства, а также других реакций со стороны остальных членов группы. Но нельзя принять роль без признания общепринятых норм, обусловливающих со­держание роли. Тем самым ощущение принадлежности включает в себя более или менее определенное ожидание реакций со стороны других, так как они приняли свои роли известным способом. Поэто­му мы можем, рассматривать индивидуальное ощущение принад­лежности как предрасположенность найти удовлетворение потреб­ностей на основе принятия роли члена группы, при ожидании, что его собственное понимание групповых норм разделяется другими членами группы. Мы знаем кое-что об условиях, при которых воз­никают и продолжают существовать такие отношения. Везде, где они есть, мы можем ожидать, что они в.то же время представляют собой условия, при которых группы являются наиболее сплочен­ными...

На сегодняшний день наилучшим предположением, касаю­щимся природы процесса взаимодействия в группах, характери­зующихся высокой моралью, является то, которое подсказывается принципом группового подкрепления. Чем чаще и чем более явно члены группы показывают своим поведением, что определенный* вид роли предписывается групповыми нормами, тем быстрее они обратят внимание друг друга на то, что существует ролевое 'прАд-писание, и тем в большей степени они будут воздействовать друг на друга, в плане принятия каждым соответствующей «должной» роли... Групповое подкрепление это не только вопрос о возрас- тающей мотивации делать то же, что делают другие вследствие возрастающего побуждения при наблюдении за их поступками; это процесс, посредством которого осуществляется, так сказать, когни­тивное уточнение того, каковы требования ситуации наряду с воз­растающей мотивацией принять собственную роль. Является ли эта роль подобной роли других или дополняющей их роли.

В этих условиях у нас есть другой пример взаимозависимости «Я» и группового членства. Как отмечал Лебон и многие другие, иногда индивиды становятся настолько «погруженными» в группу или в толпу, что они теряют чувство отдельной идентичности. При этих условиях происходит так (наряду с другими вещами), что то, что индивид хочет делать и что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того, как его все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможная роль, исполнения которой от него требуют. Единожды в его жизни другие ожидают от него, чтобы он был именно тем, кем бы он хотел быть. Его мир социальной действительности воспринимает его именно так, как он сам воспринимает себя.

...Социологи и этнографы показали нам, как группы и общества организованы на основе позиций и ролей. Психологи личности по­казали нам, как организуется индивидуальное поведение, в частно-, сти, посредством когнитивных процессов. Социальный психолог должен учиться наблюдать и изучать человеческое поведение как;

социально организованное потому, что многое в нем является ког­нитивно переживаемым как самим действующим индивидом, так и теми, кто его наблюдает. Взаимодействие, особенно в виде приня­тия и восприятия ролей, является необходимой частью того про­цесса, посредством которого индивидуальная организация и соци­альная организация одновременно имеют место. Итак, мне бы хо­телось, чтобы развитие социальной психологии шло по пути изуче­ния как психологических, так и социологических проблем...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.009 с.)