Концепция социальной мобильности; ее формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция социальной мобильности; ее формы



Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных ти­па социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещени­ем, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры

горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются пере­мещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социаль­ного положения индивида или социального объекта в вертикаль­ном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при переме­щении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения су­ществует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и вос­ходящие течения экономической, политической и профессиональ­ной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Вос­ходящие течения существуют в двух основных формах: проникно­вение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и про-никновение''всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погру­жение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пла­сты или падения с высокого социального уровня на низкий привыч­ны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму со­циального восхождения, опускания, подъема и падения групп сле­дует рассмотреть подробнее.

Следующие исторические примеры могут служить в качестве иллюстраций. Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не рас­полагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей

кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи явля­ется примером второго типа социального восхождения. Возвыси­лась вся группа в целом, и все ее члены in corpore* заняли то же положение. До принятия христианства Константином Великим ста­тусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской импе­рии. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвы­шения представители духовенства и, особенно, высшие церковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневеково­го общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов со- • временного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века... Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного вы­сокого положения. Во время революции эта группа преодолела ог­ромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение

в русском обществе. В результате все ее члены en masse** были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широ­кое распространение отраслей сделало их самыми важными про­мышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промыш­ленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму ^»сходя­щих и нисходящих течений в социальной мобильности. Всю ситуа­цию в целом можно обобщить следующим образом:

в полном составе (лат.) в целом (фр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.006 с.)