Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М., 1998. -С. 841-860. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М., 1998. -С. 841-860.



Карл Юнг (1875-1961)

 

Caм Фрейд одно время считал Юнга своим приемным сыном и наследником психоаналитического движения... После того, как их дружба полностью распалась в 1914 году, Юнг начал разрабаты­вать собственный вариант аналитической психологии, как он ее называл, полностью противоположный фрейдовской системе...

Аналитическая психология

 

Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу. я жизненная энергия либидо проявляется в росте и размно-жении ,а также в других видах деятельности - в зависимости от того в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека..

Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяю-щих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть про-дукт своих детских переживаний, Для Юнга же человек определя-ется не только прошлым, но в равной мере и своими целями ожи-даниями и надеждами на будущее. По его мнению формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может ме-няться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключает­ся в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательно­го глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измере­ние в понимание бессознательного: врожденный опыт человечест­ва как вида, унаследованный им от своих животныхпредков(коллективное бессознательное).

Коллективное бессознательное

Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в опре­деленные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, жела­ния и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на пове­дение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень -коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное со­держит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессоз­нательным. Мы не можем осознать его, каким либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессозна­тельного.

Архетипы

Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия человека в определенное -русло, в чем-то схожее с тем. ка­ким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а так-же с реакцией на смертельную опасность...

Четыре ... архетипа встречаются чаще других - это персона, анима и анимус, тень и Я.

Персона - это та маска, которую каждый из нас надевает, об- щаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не сов-пасть с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга анолагично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы говорим так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы дей-действовали в тех или иных ситуациях.

Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские черты в мужском характере, а анимус - мужские (москулинные) характеристики в женском. Как и большинство дру-гих архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщи-ны осваивали определенные эмоциональные и поведенческие тен-денции противоположного пола.

'Архетиптени -.это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с на­ми случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшед-шее тем, что на наснечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наибо-лее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого по-рыва. внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормаль-ная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

Но наиболее важным архетипом Юнг считал Я. Сочетая и гар­монизируя все аспекты бессознательного, Я создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача Я - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал Я с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей лично­сти...

Интроверты и экстраверты

Юнговские понятия интроверзии и экстраверзии в наши дни широко известны. Экстраверты - это такие люди, которые направ-ляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Люди подобного типа обычно подвержены воздейст­вию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций. У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности, интроспекции Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с други­ми людьми и внешним миром и менее социально приспосабливае­мы, нежели экстраверты. В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в опреде­ленной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроветированный человек может оказаться достаточно социально гиб­ким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Психологические типы

Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление представляет собой концептуальный процесс, ведущий к осознанию значения и пони­манию. Чувства - это субъективный процесс взвешивания и оцени­вания. Ощущения образуют сознательное восприятие физических объектов. Интуиция же включает в себя восприятие на бессозна­тельном уровне.

Юнг полагал, что мышление и чувства образуют рациональный уровень восприятия мира, поскольку включают в себя причинные. суждения. Ощущение и интуиция же, напротив, представляют со-;

бой нерациональный уровень, поскольку не предполагают использования понятия причины. Внутри каждой пары таких функций только одна может доминировать в каждый отдельный момент времени. Подобная доминирующая функция в сочетании с той или иной психологической направленностью (интроверзия-экстраверзия) образует восемь психологическихтипов(например, экстравертный мыслительный тип, или интровертный интуитивный тип).

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 437, 440-443^

к.г. юнг





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.034 с.)