![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М., 1998. -С. 841-860.Карл Юнг (1875-1961)
Caм Фрейд одно время считал Юнга своим приемным сыном и наследником психоаналитического движения... После того, как их дружба полностью распалась в 1914 году, Юнг начал разрабатывать собственный вариант аналитической психологии, как он ее называл, полностью противоположный фрейдовской системе... Аналитическая психология
Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу. я жизненная энергия либидо проявляется в росте и размно-жении ,а также в других видах деятельности - в зависимости от того в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека.. Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяю-щих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть про-дукт своих детских переживаний, Для Юнга же человек определя-ется не только прошлым, но в равной мере и своими целями ожи-даниями и надеждами на будущее. По его мнению формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может ме-няться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животныхпредков(коллективное бессознательное). Коллективное бессознательное Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень -коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного. Архетипы Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие названиеархетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное -русло, в чем-то схожее с тем. каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а так-же с реакцией на смертельную опасность... Четыре ... архетипа встречаются чаще других - это персона, анима и анимус, тень и Я. Персона - это та маска, которую каждый из нас надевает, об- щаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не сов-пасть с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга анолагично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы говорим так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы дей-действовали в тех или иных ситуациях. Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские черты в мужском характере, а анимус - мужские (москулинные) характеристики в женском. Как и большинство дру-гих архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщи-ны осваивали определенные эмоциональные и поведенческие тен-денции противоположного пола. 'Архетиптени -.это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшед-шее тем, что на наснечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наибо-лее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого по-рыва. внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормаль-ная, полноценная человеческая жизнь также невозможна. Но наиболее важным архетипом Юнг считал Я. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, Я создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача Я - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал Я с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности... Интроверты и экстраверты Юнговские понятия интроверзии и экстраверзии в наши дни широко известны. Экстраверты - это такие люди, которые направ-ляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций. У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности, интроспекции Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты. В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроветированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы. Психологические типы Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собственно, ориентироваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление представляет собой концептуальный процесс, ведущий к осознанию значения и пониманию. Чувства - это субъективный процесс взвешивания и оценивания. Ощущения образуют сознательное восприятие физических объектов. Интуиция же включает в себя восприятие на бессознательном уровне. Юнг полагал, что мышление и чувства образуют рациональный уровень восприятия мира, поскольку включают в себя причинные. суждения. Ощущение и интуиция же, напротив, представляют со-; бой нерациональный уровень, поскольку не предполагают использования понятия причины. Внутри каждой пары таких функций только одна может доминировать в каждый отдельный момент времени. Подобная доминирующая функция в сочетании с той или иной психологической направленностью (интроверзия-экстраверзия) образует восемь психологическихтипов(например, экстравертный мыслительный тип, или интровертный интуитивный тип). Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 437, 440-443^ к.г. юнг |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.38.49 (0.005 с.) |