ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ



Понятие социальной реальности. Основные стратегии ее исследования в современной философии. Социальная реальность – существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии это понятие употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество». Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, называется социальной философией. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику социальной реальности, ее взаимодействие с духовным миром людей, виды общественных отношений, роль социальных институтов.

В широком смысле слова под обществом понимается отделившаяся от природы часть материального мира. В чем же специфика социальной реальности, т.е. чем бытие общества принципиально отличается от природного бытия? Специфику социальной системе придает ее основной элемент – че­ловек, который, в отличие от животных, обладает способностью познания и возможностью свободно выбирать формы деятельности. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др. Таким образом, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей.

Общество отличается от природы также характером действия законов. В отличие от необходимо действующих законов природы законы общества проявляют себя как вероятностные, статистические закономерности. Например, процессы индустриализации и урбанизации (т.е. развитие промышленности и городов) привели к формированию однодетной семьи (в большинстве городских семей сейчас только один ребенок). Но при этом, как исключение, есть и многодетные семьи. А законы природы не знают исключений, они действуют автоматически во всех случаях.

Важнейшая методологическая проблема социальной философии – какова природа социальной реальности, т.е. что такое общество? К середине XIX в. сложились, а в дальнейшем получили развитие натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы в понимании общества. Натуралистический подход (Т. Гоббс, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, Л. Н. Гумилев и др.) полагает, что общество подчинено природным – биологическим, географическим, космическим – факторам. Культуроцентристский подход (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, В.Дильтей) рассматривает общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами и нормами культуры. Психологический подход (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето, 3. Фрейд, К . Юнг) характеризует общество как особую психическую реальность. Все эти подходы сводили общественную жизнь либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным. Такая односторонность не могла правильно отразить системный характер общества.

В социаль­ной философии конца XIX в. возникли такие влиятельные течения, как социологизм и историцизм. Социологизм – социально-философская традиция, связанная с пониманием общества как объективно функционирующей надындивидуальной, духовной либо материальной, реальности (Э.Дюркгейм,К.Маркс). Общество есть особого рода целостность, не сводимая к простой сумме живущих в нем людей. К.Маркс показал, что социально-политические и духовные процессы общественной жизни обусловлены внешними для них (т.е. объективными) экономическими условиями. Историцизм (В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Тойнби) –традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею внутреннего включения в со­циальную и историческую реальности познающего их субъекта. Законы общества действуют через людей, осознанно или неосознанно идущих к каким-то целям. Односторонность социологизма и историцизма проявились в том, что первое течение страдало объек­тивизмом, а второе – субъективизмом.

В социаль­ной философии XX в. эти позиции подверглись критике со стороны целого ряда синтетических со­циально-философских программ (их авторы – М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Бурдье и др.) Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом (наличием множества подходов). Важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы к обществу. Соединение этих подходов позволило рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

Общество как система. Общество – это системное целостное образование, которое соединяет множество взаимодействующих элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации (связи между людьми); система отношений между большими социальными груп­пами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жиз­ни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью системно-деятельностного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационную и духовную деятельность. Им соответствуют четыре основные подсистемы (или сферы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребле­ние материальных благ. Значение экономической сферы общественной жиз­ни в том, что она создает материальную базу существования общества, непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы) и политические процессы, влияет на духовную сферу жизни. Хотя вся общественная жизнь не сводится только к производству материаль­ных благ, но основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменения в экономике ведут к изменению всего об­щества.

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделе­нии труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, здравоохранения, образования, социальной защиты; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса национальных, классовых и групповых отношений.

Политическая сфера общества– совокупность учреждений и орга­низаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществля­ют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы обще­ства являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является госу­дарство– система органов, осуществляющих государственную власть. Государство – это политический институт, осуществляющий управ­ление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Основными функциями государства являются: представительная – представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая – защита национально-государственных интересов на мировой арене.

Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы.

В марксизме наиболее важным компонентом духовной сферы считается общественное сознание, при этом признается обусловленность изменений его содержания изменениями общественного бытия. Однако общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: оно может опережать развитие общественного бытия или отставать от него, а также оказывать позитивное или негативное воздействие на ход социального развития. Кроме того, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и преемственности его развития.

Все подсистемы общества связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает определенной степенью самостоя­тельности.

Социальная структура общества. Типы социальных структур.Социальная структура общества – это система внутреннего устройства обще­ства, основанная на экономических (разделение труда, собственность на средства производства) и национальных различиях; это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (групп, слоев, классов, наций, народностей).

По отношению к социальной структуре современного общества имеют­ся два основных подхода:

– классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

– стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп (страт) – профессиональных, демографических и т. д., дополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; этот подход развивался в западной философии (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

Основными элементами социальной структуры общества являют­ся: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, пред­ставители физического и умственного труда, социально-демографичес­кие группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее разви­тия и изменения выступают производство, форма собственности и рас­пределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества. Определяющим элементом социальной структуры общества явля­ются классы. Существование классов связано с развитием материального произ­водства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.

Важное место в современной западной социологии занимает тео­рия «среднего класса», к которому относятся обладающие достаточным уровнем дохода и потребительскими возможностями жители той или иной страны (в США, например, 2/3 насе­ления). А поскольку многие классы и слои как бы постепенно раство­ряются в среднем классе, то возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. В современных политических теориях средний класс считается основой рыночно-демократических преобразований и стабильного функционирования современных демократий. В социальной сфере современного общества присутствуют также особые группы, называемые маргиналами: безработные, бродяги, бомжи, недавние иммигранты. По разным критериям можно выделить также профессиональные, конфессиональные (религиозные), этнические, демографические, возрастные и другие социальные группы.

Особое значение в социальной сфере современного общества имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность – основа нормального существования общества и самореализации каждого человека. Высокая социальная мобильность характерна для демократических стран, а также для любых обществ, находящихся в процессе революций или реформ.

Тенденцией развития современного общества является превращение его во все более однородное; происходит сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами, а также усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

Типы социальной структуры общества:

– глобальная социальная структура, основными элементами которой являются страны и государства;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между сферами (подсистемами) общественной жизни;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными институтами и организациями;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными статусами и ролями;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными общностями, группами и слоями.

Основные понятия

Классы (по В.И. Ленину)большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Нация это исторически сложившаяся в условиях капиталистического способа производства совокупность людей, признаками которой являются общность территории, языка,экономической жизни, возникшей на основе хозяйственной специализации различных районов и упрочения торгово-обменных связей между ними,черт психического склада, закрепленных в менталитете данного народа.

Общественное бытие материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные отношения, которые складываются в ходе этого производства.

Общественное сознание это осознание и оценка обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественные отношения совокупность взаимодействий между людьми, возникающая в процессе общественного производства; определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения.

Общество это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей.

Социальная общностьобъединение людей по какому-либо основанию или признаку; разновидностью социальной общности является социальная группа, слой или страта.

Социальная философия - это система наиболее общих теоретичес­ких знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Социальный институт это совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений.

Стратификацияразделениекакой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.015 с.)