Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
Понятие социальной реальности. Основные стратегии ее исследования в современной философии. Социальная реальность – существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии это понятие употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество». Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией. Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику социальной реальности, ее взаимодействие с духовным миром людей, виды общественных отношений, роль социальных институтов. В широком смысле слова под обществом понимается отделившаяся от природы часть материального мира. В чем же специфика социальной реальности, т.е. чем бытие общества принципиально отличается от природного бытия? Специфику социальной системе придает ее основной элемент – человек, который, в отличие от животных, обладает способностью познания и возможностью свободно выбирать формы деятельности. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др. Таким образом, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей. Общество отличается от природы также характером действия законов. В отличие от необходимо действующих законов природы законы общества проявляют себя как вероятностные, статистические закономерности. Например, процессы индустриализации и урбанизации (т.е. развитие промышленности и городов) привели к формированию однодетной семьи (в большинстве городских семей сейчас только один ребенок). Но при этом, как исключение, есть и многодетные семьи. А законы природы не знают исключений, они действуют автоматически во всех случаях. Важнейшая методологическая проблема социальной философии – какова природа социальной реальности, т.е. что такое общество? К середине XIX в. сложились, а в дальнейшем получили развитие натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы в понимании общества. Натуралистический подход (Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Л. Н. Гумилев и др.) полагает, что общество подчинено природным – биологическим, географическим, космическим – факторам. Культуроцентристский подход (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, В.Дильтей) рассматривает общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами и нормами культуры. Психологический подход (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето, 3. Фрейд, К. Юнг) характеризует общество как особую психическую реальность. Все эти подходы сводили общественную жизнь либо к природным, материальным проявлениям, либо к духовным, субъективным. Такая односторонность не могла правильно отразить системный характер общества.
В социальной философии конца XIX в. возникли такие влиятельные течения, как социологизм и историцизм. Социологизм – социально-философская традиция, связанная с пониманием общества как объективно функционирующей надындивидуальной, духовной либо материальной, реальности (Э.Дюркгейм,К.Маркс). Общество есть особого рода целостность, не сводимая к простой сумме живущих в нем людей. К.Маркс показал, что социально-политические и духовные процессы общественной жизни обусловлены внешними для них (т.е. объективными) экономическими условиями. Историцизм (В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Тойнби) –традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею внутреннего включения в социальную и историческую реальности познающего их субъекта. Законы общества действуют через людей, осознанно или неосознанно идущих к каким-то целям. Односторонность социологизма и историцизма проявились в том, что первое течение страдало объективизмом, а второе – субъективизмом. В социальной философии XX в. эти позиции подверглись критике со стороны целого ряда синтетических социально-философских программ (их авторы – М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Бурдье и др.) Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом (наличием множества подходов). Важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы к обществу. Соединение этих подходов позволило рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования.
Общество как система. Общество – это системное целостное образование, которое соединяет множество взаимодействующих элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации (связи между людьми); система отношений между большими социальными группами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др. Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью системно-деятельностного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационную и духовную деятельность. Им соответствуют четыре основные подсистемы (или сферы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Значение экономической сферы общественной жизни в том, что она создает материальную базу существования общества, непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы) и политические процессы, влияет на духовную сферу жизни. Хотя вся общественная жизнь не сводится только к производству материальных благ, но основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменения в экономике ведут к изменению всего общества. Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, здравоохранения, образования, социальной защиты; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса национальных, классовых и групповых отношений. Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство– система органов, осуществляющих государственную власть. Государство – это политический институт, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Основными функциями государства являются: представительная – представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая – защита национально-государственных интересов на мировой арене.
Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы. В марксизме наиболее важным компонентом духовной сферы считается общественное сознание, при этом признается обусловленность изменений его содержания изменениями общественного бытия. Однако общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: оно может опережать развитие общественного бытия или отставать от него, а также оказывать позитивное или негативное воздействие на ход социального развития. Кроме того, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и преемственности его развития. Все подсистемы общества связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает определенной степенью самостоятельности. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Социальная структура общества – это система внутреннего устройства общества, основанная на экономических (разделение труда, собственность на средства производства) и национальных различиях; это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (групп, слоев, классов, наций, народностей). По отношению к социальной структуре современного общества имеются два основных подхода: – классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
– стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп (страт) – профессиональных, демографических и т. д., дополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; этот подход развивался в западной философии (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.). Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества. Определяющим элементом социальной структуры общества являются классы. Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы. Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относятся обладающие достаточным уровнем дохода и потребительскими возможностями жители той или иной страны (в США, например, 2/3 населения). А поскольку многие классы и слои как бы постепенно растворяются в среднем классе, то возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. В современных политических теориях средний класс считается основой рыночно-демократических преобразований и стабильного функционирования современных демократий. В социальной сфере современного общества присутствуют также особые группы, называемые маргиналами: безработные, бродяги, бомжи, недавние иммигранты. По разным критериям можно выделить также профессиональные, конфессиональные (религиозные), этнические, демографические, возрастные и другие социальные группы. Особое значение в социальной сфере современного общества имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность – основа нормального существования общества и самореализации каждого человека. Высокая социальная мобильность характерна для демократических стран, а также для любых обществ, находящихся в процессе революций или реформ. Тенденцией развития современного общества является превращение его во все более однородное; происходит сглаживание противоречий, разницы между стратами, а также усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп». Типы социальной структуры общества: – глобальная социальная структура, основными элементами которой являются страны и государства;
– социальная структура как совокупность устойчивых связей между сферами (подсистемами) общественной жизни; – социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными институтами и организациями; – социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными статусами и ролями; – социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными общностями, группами и слоями. Основные понятия Классы (по В.И. Ленину) – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Нация – это исторически сложившаяся в условиях капиталистического способа производства совокупность людей, признаками которой являются общность территории, языка, экономической жизни, возникшей на основе хозяйственной специализации различных районов и упрочения торгово-обменных связей между ними,черт психического склада, закрепленных в менталитете данного народа. Общественное бытие – материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные отношения, которые складываются в ходе этого производства. Общественное сознание – это осознание и оценка обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественные отношения – совокупность взаимодействий между людьми, возникающая в процессе общественного производства; определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения. Общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей. Социальная общность – объединение людей по какому-либо основанию или признаку; разновидностью социальной общности является социальная группа, слой или страта. Социальная философия - это система наиболее общих теоретических знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества. Социальный институт – это совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений. Стратификация – разделениекакой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.016 с.) |