Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и ее социокультурный статусСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие науки и ее основные функции. Наука – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как: 1) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) социальный институт. Как система знаний наука – совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания. Наука как особый вид познания представляет собой активную целенаправленную деятельность исследователя, ориентированную на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. В качестве социального института наука предстает как система специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции, стажировки и т.д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование. Роль науки в жизни современного общества характеризуют следующие ее основные функции: культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки); непосредственная производительная сила – все достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания; социальная сила – наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности). Научное познание и его специфика. Основные особенности научного познания следующие: Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Рациональность научного знания. Наука – детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, интуицию и т. д. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. Формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики и т. д.: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. Логическая строгость, точность и однозначность, что обеспечивается точной фиксацией полученного знания путем использования специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается нередко возникающая в естественных языках смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему. Взаимосвязь и единство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними. Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, их единство и различие. В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования и 3) особенности метода. – Между предметом теоретического и эмпирического исследования существуют различия. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Эмпирический и теоретический уровни различаются по средствам. – Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования чаще всего включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредствованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам. Научный метод – это система предписаний, регламентирующих содержание и последовательность познавательных действий, операций, процедур исследователя . Методы эмпирического исследования: Наблюдение – метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим данный процесс (показывающим что и как наблюдать). Описание – метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений, данных в наблюдении. Измерение – метод исследования, в основе которого лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям посредством эталона и установление их количественных характеристик. Эксперимент – метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием. Методы теоретического исследования: Мысленный эксперимент – метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которой невозможна. Идеализация – метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования. Формализация – метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Математическая гипотеза – метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную. Этика науки и социальная ответственность ученого. Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. К основным принципам относятся: • универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений); • всеобщность – результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества; • незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вне-научных факторов; • организованный скептицизм – критичность и самокритичность в оценке научных достижений. Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм, которым должны следовать современные ученые: • гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; • отсутствие права на опасный эксперимент; • добросовестное отношение к научному труду: ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег; • решение научных споров исключительно научными средствами, не превращать теоретические разногласия в личную неприязнь; • ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности. Словарь основных терминов
Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории. Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности. Научный метод – система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя. Парадигма – способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции. Теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам. Факт – основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.011 с.) |