Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как предмет философского анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гносеология как философское учение о познании. Теория познания или гносеология, – раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, отношение знания к реальности. Учение о познании разрабатывалось со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. С Канта гносеология определилась как учение о научном познании. Как соотносятся человеческие знания с объективным порядком вещей? В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм. Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании. Агностицизм (греч. «а» – отрицание, gпоsis – знание) говорит о принципиальной непознаваемости мира. Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Современный скептицизм (Р. Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Субъект и объект познания. Различаются субъект и объект познания. Познающий человек, познающее человечество выступает в этом отношении как субъект познания. Фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность человека, именуется объектом познания. У каждого объекта имеется множество сторон, свойств, аспектов. Тот аспект объекта, который исследуется, называется предметом познания. Модели субъект-объектного взаимодействия. Каким образом отдельный, ограниченный в своих возможностях человек может претендовать на объективность и всеобщность открываемых им истин? В рамках классической гносеологии оформляются два основных подхода к решению этой проблемы: объектно-натуралистический и субъектно-рефлексивный. Объектно-натуралистический подход (Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.) отталкивается от объекта как источника и основания познавательной деятельности. Объективная реальность воздействует на наши органы чувств, при этом познание, если оно не искажено заблуждениями и предрассудками, выступает как зеркальное отражение действительности. Достоверность знаний подтверждается их опытной проверкой, т. е. также через их соотнесение с объектом. Субъектно-рефлексивный подход (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Гегель и др.) акцентирует творческий статус субъекта, разум которого выступает в качестве наиболее достоверного и безусловного начала познания. Знание общего предшествует индивидуально-конкретному чувственному опыту и организует его. Проверка истины осуществляется посредством рациональной рефлексии над полученными знаниями. В целом для классической гносеологии характерны: а) жесткая демаркация субъекта как носителя разума и объекта, от этого разума не зависящего; б) установка на «зеркальность» отражения, обеспечиваемая последовательным очищением сознания от предрассудков; в) созерцательность (субъект только наблюдает объект, но не вправе воздействовать на него). Неклассическая гносеология исходит из коррелятивной взаимосвязи субъекта и объекта познания. При этом субъект никогда не является «чистым разумом». Поскольку человек социальное и культурное существо, он осмысляет мир сквозь призму представлений своей эпохи. Неклассическая гносеология отличается следующими позициями: а) объект скоррелирован с познавательными установками субъекта, зависим от точки наблюдения, используемых познавательных средств; б) субъект – не «чистый разум», он всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, обуславливающий специфику его познавательного интереса и возможностей; в) творческий статус субъекта по отношению к объекту, где достоверность познания обеспечивается практической эффективностью знаний. Постнеклассическая философия во многом развивает герменевтический проект «множественности интерпретаций». Структура познавательного процесса. В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств, фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов. В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. • Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). • Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Рациональное познание отличается постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности. Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. • Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. • Суждение – форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. • Умозаключение – форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту. В классической философии способность к умозаключению являлась уже привилегией разума как рассуждения о сверхопытных (метафизических) связях и основаниях действительности. Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция – это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. В историко-философской традиции проблема исходных оснований познавательного процесса, как правило, решалась через абсолютизацию одной из его сторон. Рационализм, апеллируя к всеобщности рационального познания, усматривал именно в разуме его источник и критерий достоверности. Эмпиризм и сенсуализм отталкивались от производности разума от чувственного опыта. Человек рождается как tabula rasa (чистая доска), на которой природа оставляет свои письмена. Общее знание здесь – это результат индуктивного обобщения данных чувств. Интуитивизм и мистицизм акцентировали интуицию, преодолевающую ограниченность чувств и разума, непосредственно соединяющую человека с истиной и дарующую не просто знание последней, но ее понимание и переживание. Современная философия и психология отталкиваются от идеи системной взаимосвязанности всех уровней и элементов познания. Вместе с тем очевидно, что для различных форм познания характерен приоритет определенных познавательных механизмов, например, разума для философии, чувств для искусства, интуиции для религии и т. п. Проблема истины. Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности. Вместе с тем, как определить достоверность наших знаний? Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина – это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Начиная с И. Канта, философия приходит к выводу, что объект познания всегда скоррелирован с познавательными возможностями и интересами субъекта, а истина описывает не столько объективное положение дел, сколько сферу человеческой субъективности, учитывая динамизм которой проблематично говорить о вневременном и абсолютном характере истинных знаний. Основными концепциями истины являются: корреспондентская: истина есть – точное и полное соответствие («тождество») содержания знания об объекте самому объекту (его «копия») (Аристотель, Дж. Локк, французские материалисты XVIII в., теория отражения диалектического материализма и др.); когерентная: истина – логическое соответствие некоторого высказывания (теории) другому (другим) высказываниям (теориям), принятым за истинные. Предельный случай соответствия — выведение одного высказывания из других, принятых за истинные (логическое доказательство его истинности) (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.); конвенционалистская: истина – конвенция, условное соглашение об адекватности (истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом, теорий и определений) (А. Пуанкаре, П. Дюгем, Р. Карнап и др.); прагматистская: истина – это высказывание, теория, концепция, принятие которых приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся проблем (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.); инструменталистская: истина – знание, представляющее собой описание некоторой совокупности действий (операций), ведущих к достижению определенной (конкретной) цели или решению конкретной задачи (П. Бриджмен, Ф.Франк и др.); консенсуалистская: истина есть – результат длительных когнитивных коммуникаций («переговоров») и достижения когнитивного консенсуса между членами дисциплинарного научного сообщества о признании определенных высказываний и теорий в качестве истинных (М. Малкей, Г. Лаудан, С. Уолгар и др.); интуитивистская: истина – это знание, содержание которого интуитивно очевидно исследователю и не нуждается в каком-либо дополнительном эмпирическом обосновании или логическом доказательстве (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кант, А. Гейтинг, А. Бергсон и др.); постмодернистская: истина – это знание, которое временно и условно принимается в науке за определенное и безусловное (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт и др.).
Основные понятия Восприятие – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета. Интуиция – процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей. Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом. Объект – то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Ощущение – форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире. Познание – процесс постижения действительности и приобретения знаний. Понимание – в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание связывается с доказательством истинности или ложности понятого. Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Представление – форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии. Субъект познания – носитель человеческой активности, направленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний. Суждение – форма логического мышления, выступающая как связь понятий; в языке, как правило, выражается повествовательным предложением. Умозаключение – форма логического познания, заключающаяся в выводе из исходных суждений (посылок) новой мысли (заключения), содержащей знание более общего либо частного характера в сравнении с исходным. В зависимости от направления вывода различают индуктивные и дедуктивные умозаключения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.011 с.) |