Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет логики как науки. Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины. Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической. В настоящее время понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки. Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности.
Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
Объектом логики является правильное абстрактное мышление. Предметом логики являются законы, формы и приемы абстрактного мышления. Особенности абстрактного мышления: - мышление отражает действительность в обобщенных понятиях; - мышление – процесс опосредованного отражения действительности; - мышление неразрывно связанно с языком; - мышление – процесс активного отражения действительности Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Предметом правого мышления и его целью предопределенны некоторые его особенности, прежде всего его рациональность и намеренный недостаток эмоциональности. Правое мышление связано с высокими требованиями к его личности, подчеркнутым значением в правовом мышлении логики. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли
Логическая форма – это способ связи содержательных частей некоторого контекста, при отвлечении от конкретного содержания этих частей.
Пример: Если мы имеем истинные посылки «Все А есть В» и «Все В есть С», то из этого следует, что «все А есть С», что бы мы ни понимали под А, В, С. Логическая форма будет выглядеть:
Все А есть В Все В есть С Все А есть С
Формальная правильность мысли – это соответствие структуры мысли определенным правилам и законам логики. Критерий правильности умозаключений: умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок обязательно получим истинное заключение. Истинность мысли – это соответствие результатов мышления действительности. Логика определяет необходимые, но не достаточные условия истинности содержания мышления.
Язык как знаковая система.
Язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации. Язык состоит из знаков. Знак – это материальный объект, для некоторого интерпретатора выступающий в качестве представителя какого – то предмета. Предметом трактуется в данном случае широко – как любой материальный объект или идеальный объект, на который направлена наша мысль. Предметом составляет значение знака. Интерпретатор – это человек, способный осмысленно употреблять данные знаки. Понятие как форма мышления. Образование понятий. Понятие является основной формой мышления, посредством которой мы выделяем определенные классы вещей и отличаем их друг от друга. Понятие выступает, во – первых, как результат абстракции и сравнения, т.е. мысленного выделения и отделения существенных свойств вещей от несущественных, а, во – вторых, как обобщение этих существенных свойств в едином понятии. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков:
7. Объем и содержание понятий, их соотношение. Содержание понятия - совокупность признаков предмета, на основе которых в нем обобщаются и выделяются предметы определенного класса. Основное содержание понятия составляет совокупность признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от других. Объем понятия - это множество объектов, выделяемых и обобщаемых в данном понятии. Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот. Виды понятий
По содержанию
Отношения между понятиями
Совместимые: 1. Тождество. т.е объёмы сравнимых понятий совпадают 2. Пересечение... Объёмы частично совпадают
3. Подчинение... объем одного из которых полностью входит в объем другого
Несовместимые 1. Соподчинение - В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию 2. Противоположность -
Противоречие- одно понятие указывает на признаки, а другое эти признаки отрицает.
Номинальные реальные
Также делятся на явные и неявные. 1. Явными -определения, в которых указываются признаки, присущие определённому предмету. Имеющие равенство А=dfB 2. Неявные - это определения, не имеющие вид равенства А=dfB. К числу неявных определений относятся: 1. Аксиоматические опр-я, используемые в математике 2. Индуктивные опр-я 3. Конструктивные - опр-я, в которых некоторый контекст использования определяемого понятия приравнивается к другому контексту, не включающему определяемое понятие.. Такие определения используются при переводах с иностранного языка. Правила определения: 1. Правило соразмерности т.е Объём определяемого понятия должен быть равен объёму определяющего т.е. они должны обозначать один и тот же предмет. Ошибки: Слишком широкое определение 2. Правило запрета круга: в опр-ии не должно содержаться круга. Ошибка: круг в определении. (порочный круг, тавтология) 3. Правило неотрицательности. Определение по возможности не должно быть отрицательным. 4. Правило ясности. Определение должно быть чётким и ясным. Приёмы, сходные с определением: - Описание - характеристика - сравнение - различие - остенсивное определение- определение путём прямого указания на предмет.
12. Правила определения. Ошибки в определениях. 1. Правило соразмерности. Определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего, т.е. они должны обозначать один и тот же предмет. Ошибки, возникающие при нарушении этого правила: а). «слишком широкое определение» (объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия). Например, как в определении Платона: «Человек есть двуногое бесперое существо»; б). «слишком узкое определение (объем определяющего понятия уже объема определяемого понятия). Например, «Студент – это учащийся университета». 2. Правило запрета круга. В определении не должно содержаться круга. а). «порочный круг», когда понятие А определяется через понятие В, а понятие В, в свою очередь, определяется при помощи понятия А. Такая ошибка содержится в следующих определениях: «Корень (слова) – это общая часть родственных слов», «Родственные слова – это слова, имеющие общий корень»; б). «тавтология», когда определяемое и определяющее понятия выражены одинаковыми терминами. Например, «Либерал - это человек либеральных взглядов», «Математика – это то, чем занимаются математики». 3. Правило неотрицательности. Определение, по возможности, не должно быть отрицательным. Отрицательные определения являются малоинформативными, они не раскрывают сущности предмета. Но когда речь идёт о малоисследованных предметах, отрицательных определений избежать не удаётся. 4. Правило ясности. Определение должно быть чётким, ясным, не содержащим двусмысленностей. Из этого правила вытекают следующие требования: а). в научных определениях не должны применяться художественно-образные средства – метафоры, сравнения и др., например, «Нефть – это черное золото»; б). научное определение должно формулироваться в однозначно определенных терминах; в). нельзя определять неизвестное через неизвестное.
Деление понятий и его виды. Деление понятий – важная логическая операция, раскрывающая объем понятия путём выделения в нем возможных видов объектов. Виды деления:
Основные законы логики. Выделяется четыре основных закона:
1. Закон тождества. В схеме выражается формулой: А→А (Если А, то А) или: А=А (А тогда и только тогда, когда А).
Содержательная формулировка: «Один и тот же термин в одном и том же рассуждении должен употребляться в одном и том же отношении, в одном и том же смысле и применительно к одному и тому же времени». 2. Закон непротиворечия. Формула такова: (А&A), т.е «Неверно, что А и не-А». Формула (А&A) называется противоречием. Закон указывает на его недопустимость.
Содержательная формулировка: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».
3. Закон исключенного третьего. Формула: А\/А. Содержательная формулировка: «Из двух противоречащих суждений истинным следует считать только одно».
4. Закон достаточного основания. Содержательная формулировка: «Никакое высказывание А не может утверждаться без достаточного основания. Их виды. Особенностью силлогистического вида умозаключений является то, что выводы делаются на основе соотношения терминов, входящих в структуру простых суждений (то есть субъекта и предиката). Силлогистические умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные.
Непосредственные умозаключения – это выводы из одной посылки, представленной категорическим суждением.
К числу непосредственных умозаключений относятся: 1) выводы по логическому квадрату 2) превращение 3) обращение 4) противопоставление предикату.
Превращение – логическая операция, при которой в категорическом суждении связка и предикат меняются на противоположные. Количество суждения остается неизменным. 1. «Все S есть Р» -- «Ни один С не есть не-Р» 2. «Ни один С не есть Р» -- «Все С есть не-Р» 3. «Некоторые С есть Р» -- «Некоторые С не есть не-Р» 4. «Некоторые С не есть Р» -- «Некоторые С есть не-Р»
Обращение – это логическая операция, состоящая в преобразовании категорического суждения таким образом, что субъект исходного суждения становится на место предиката, а предикат – на место субъекта. 1. «Все С есть Р» -- «Некоторые Р есть С» 2. «Ни один С не есть Р» -- «Ни один Р не есть С» 3. «Некоторые С есть Р» -- «Некоторые Р есть С» 4. Частноотрицательные суждения обращению не подлежат! Противопоставление предикату – это преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом – субъект исходного суждения. 1. «Все С есть Р» -- «Ни один не-Р есть С» 2. «Ни один С не есть Р» -- «Некоторые не-Р есть С» 3. «Некоторые С не есть Р» -- «Некоторые не-Р есть С» 4. Частноутвердительные суждения противопостановлению предикату не подлежат! 32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма. Простой категорический силлогизм — рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на бОльшую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения — на модусы.
Структура простого категорического силлогизма и термины: В силлогизм входит ровно три термина: S — меньший термин: субъект заключения (входит также в меньшую посылку); P — больший термин: предикат заключения (входит также в большую посылку); M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение. Подлежащие S (субъект) — то, относительно чего мы высказываем (делится на два вида): Определенное: Единичное, Частное, Множественное Единичные [суждения] — в которых подлежащее является индивидуальным понятием. Прим: «Ньютон открыл закон тяготения» Частное суждение — в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объема. Прим: «Некоторые S суть P» Множественное суждение — это те, в которых несколько подлежащих классовых понятий. Прим: «насекомые, пауки, раки есть членистоногие» Неопределенное. Прим: «светает», «больно» и т. п. Сказуемое P (предикат) — то, что мы высказываем (2 вида суждений): Повествовательные — это суждение относительно событий, состояний, процессов или деятельности скоропроходящих. Прим: «Роза в саду цветет». Описательные — когда одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство. Субъектом всегда является определенная вещь. Прим: «Огонь горяч», «снег бел».
Отношение между подлежащим и сказуемым: Суждения тождества — понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объем. Прим: «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник» Суждения подчинения — понятия с менее широким объемом подчиняется понятию с более широким объемом. Прим: «Собака есть домашнее животное» Суждения отношения — именно пространства, времени, отношения. Прим: «Дом находится на улице»
При определении отношения между подлежащим и сказуемым важна четкая формализация терминов, поскольку бездомная собака хоть и не является домашней с точки зрения проживания в доме, все равно относится к классу домашних животных с точки зрения принадлежности по социально-биологическому признаку. То есть следует понимать, что «домашнее животное» по социально-биологической классификации в отдельных случаях может быть «недомашним животным» с точки зрения места обитания, то есть с социально-бытовой точки зрения. Пример силлогизма: Всякий человек смертен (бо́льшая посылка) Сократ — человек (меньшая посылка) ------------ Сократ смертен (заключение)
Фигуры силлогизма. Фигурой силлогизма называется форма соотношения посылок и вывода, определяемая положением среднего термина.
Существуют четыре фигуры силлогизма, каждая из которых характеризуется определенной схемой соотношения крайних и среднего терминов. Из этих фигур только первая является "совершенной", так как к силлогизмам первой фигуры сводятся (редуцируются) силлогизмы всех остальных фигур.
І фигура.
В первой фигуре средний термин является субъектом меньшей посылки и предикатом большей.
Пример первой фигуры:
Все студенты 2 курса (M) семинарии успевают (P);
Иванов (S) является студентом 2 курса семинарии (M);
Следовательно, Иванов (S) является успевающим студентом (P).
II фигура.
Во второй фигуре средний термин является предикатом в обеих посылках.
Пример второй фигуры:
Все студенты 2 курса (P) успевают (M);
Иванов (S) не успевает (M);
Следовательно, Иванов (S) не является студентом 2 курса (P).
III фигура.
B третьей фигуре средний термин является субъектом в обеих посылках.
Пример третьей фигуры:
Все студенты 2 курса (M) успевают (P);
Все студенты 2 курса (M) поют в хоре (S):
Следовательно, некоторые, поющие в хоре (S), являются успевающими студентами (P).
IV фигура.
В четвертой фигуре средний термин является предикатом большей посылки и субъектом меньшей.
Пример четвертой фигуры:
Все студенты 2 курса (P) успевают (M);
Ни один успевающий студент (M) не пересдает экзамены (S):
Следовательно, ни один пересдающий экзамены студент (S) не есть студент 2 курса (P).
Каждая из этих фигур, кроме четвертой, имеет собственную познавательную ценность. По первой фигуре решают задачи, требующие подведения частного случая под общее правило Вторую фигуру используют для опровержения каких-либо выводов. Третья фигура помогает обосновать частный случай или исключение из общих правил.
Если в фигуре силлогизма указать тип суждений, стоящих на местах посылок и заключений, то получим разновидность данной фигуры, называемую модусом силлогизма.
В четырех фигурах силлогизма максимальное число комбинаций равно 64. Однако правильных модусов всего 19:
Первая фигура: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО
Вторая фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕIО, АОО
Третья фигура: AAI, IAI, АII, ЕАО, ОАО, ЕIО
Четвертая фигура: AAI, АЕЕ, IAI, ЕАО, ЕIО
В соответствии с этим называют модусы первой фигуры, модусы второй фигуры и т. д. Например, модус ААА 1-й фигуры, модус АЕЕ 2-й фигуры и т.д. Все другие модусы возможны, но они являются неправильными, так как в них нарушаются те или иные правила категорического силлогизма. Знание модусов дает возможность определить форму истинного заключения, когда даны посылки и известно, какова фигура данного силлогизма.
Знания специальных правил фигур являются производными от перечисленных выше общих правил силлогизма. Главная трудность при проверки правильности того или иного силлогизма состоит в том, чтобы правильно построить умозаключение. Правила простого категорического силлогизма не позволяют определить содержание посылок, но они указывают, каким требованиям эти посылки должны удовлетворять, чтобы их можно было связать между собой и сделать необходимое заключение.
Но умозаключения строятся не только из простых, но и из сложных суждений. Широко используются умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения, выступающие в разных сочетаниях друг с другом или с категорическими суждениями. (стр.112 учебника)
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем. Энтимема — сокращённый силлогизм, в котором в явной форме не выражена посылка или заключение, однако пропущенный элемент подразумевается.
Иногда к энтимеме прибегают нарочно, желая получить неожиданное заключение. Эффект остроумия в значительной степени зависит от энтимемы. В теории аргументации энтимема образована из неполно приведённого аргумента, недостающие части которого подразумеваются очевидными.
Виды энтимем - С пропущенной большей посылкой - С пропущенной меньшей посылкой - С пропущенным заключением
Чтобы убедиться в логической правильности рассуждения, выраженного в форме энтимемы, нужно восстановить её до полного силлогизма и проверить, соответствует ли она правилам.
Восстановление происходит в несколько шагов: 1. Нужно определить, что пропущено: посылка или заключение. (Как правило, бывает пропущена одна из посылок) 2. Определив заключение, можно тем самым определить меньший и больший термины силлогизма. 3. На основе имеющихся терминов и одной посылки можно определить средний термин. 4. С помощью уже определенных терминов, используя правила фигур, можно построить пропущенную посылку. При этом надо помнить, что она должна быть истинным суждением. 5. Восстановить полный силлогизм и проверить его по правилам силлогизма. (стр.117 учебника) Схема аналогии свойств А обладает признаками a, b, c. B обладает признакми b,c. Вероятно, B обладает признаком a Пример: У земли имеется атмосфера,вода,на Земле существует жизнь. На планете X обнаружена атмосфера,вода,следовательно,там,возможна жизнь. Схема аналогии отношений неформально может быть представлена так: Пусть прдмет а подобед предмету с,а предмет b подобен прдемету d Между предметами a и b имеется отношение R. Следовательно,вероятно,между предметами c и d также имеется отношение R Пример: «Ученье придает больше ума умному,но глупцу оно идет во вред. Точно так же солнце помогает видеть здоровым глазам и причиняет страдания глазам больного». Несмотря на вероятностый характер заключения аналогия имеет широкое применение не только в обыденном,но и научном мышлении. Степень вероятности заключений по аналогии может быть довольнго высокой, граничацей с достоверностью(строгая аналогия) Степень вероятности умозаключений по налоги повышается,если: а). больше общих признаков у сравниваемых предметов б). общие признаки имеют разнородный характер в). общие признаки являются существенными для данных предметов г). между общими и переносимыми признаками имеется закономерная связь Роль аналогии в науке Аналогию с полным правом можно назвать формой вывода, широко применявшейся на ранних стадиях развития мышления. Аналогия – частая форма вывода в рассуждениях ребенка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой форме историю развития человеческого мышления в целом. История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и технических открытий. Блестящая догадка Фарадея о физическом существовании магнитных линий, подобных линиям электрическим, а также проведенная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной стороны, и световыми лучами и магнитными линиями – с другой, послужили программой для дальнейших исследований и открытий Максвелла, Гершеля, Лебедева, Попова и других ученых. Большую роль в современной науке играет метод моделирования, в основе которого лежит умозаключение по аналогии. Он применяется в кораблестроении, аэродинамике, гидростроительстве, кибернетике и др. Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-исторических, приобретая нередко значение единственно возможного метода исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоизвестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, политической организации общества. Существенна роль умозаключения по аналогии в политологии и политике при разработке стратегических задач и определении тактической линии в конкретных условиях общественно-политического развития. К аналогии обращаются в особых случаях правовой оценки, а также в процессе расследования преступлений и проведении криминалистических экспертиз. Виды опровержения. Способы опровержения-это процедура опровержения(критики) доказательства в целом. Выделяют три способа: 1) Опровержение тезиса – обоснование ложности тезиса. Это может осуществляться либо путем прямого доказательства антитезиса,либо посредством метода «сведения к абсурду» 2) Опровержение аргументов – это рассуждение,устанавливающее необоснованность тезиса путем доказательства ложности используемых аргументов. 3) Опровержение демонстрации – обнаружение логических ошибок в форме доказательства (демонстрации),что ведет к уверждению необоснованности тезиса.
Наиболее сильным и эффективным является опровержение тезиса, так как только в этом случае мы делаем вывод – «Тезис является ложным». ВО всех остальных случая мы можем лишь утверждать,что тезис не обоснован,не доказан. Но необоснованность или недоказанность тезиса не обязательно означает ложность(примером является юр практика освобождения подозреваемого «за недоказанность» преступления)
Виды аргументации. Цель аргументации – принятие выдвигаемых положений аудиторией. Предметом теории аргументации является изучение тех многообразных дискурсивных (рассудочных) приемов, которые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории. Виды аргументации выделяются по различным критериям. Наиболее важными являются следующие разновидности аргументации, встречающиеся в диалоговых ситуациях. 1. Доказательство – разновидность аргументации, при которой тезис логически выводится из аргументов, истинность которых уже установлена; тем самым доказательство вынуждает признать истинность тезиса По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, а именно – устанавливают ложность высказывания, находящегося в некотором логическом отношении к тезису, что позволяет затем говорить об истинности тезиса. Разновидностями косвенного доказательства являются: а) апагогическое доказательство (лат. apagoge – уводящий, отводящий), при котором устанавливается ложность антитезиса, т. е. высказывания, противоречащего тезису. б) разделительное доказательство истинность тезиса устанавливает путем исключения всех противостоящих ему альтернатив. 2. Опровержение устанавливает ложность тезиса. Опровержение может протекать двояко: · опровержение путем доказательства антитезиса (самостоятельно доказывается высказывание, противоречащее опровергаемому тезису); · опровержение тезиса путем установления ложности вытекающих из него следствий (≪сведение к абсурду≫). 3. Подтверждение состоит в выведении истинных следствий из наличного гипотетического положения. 4. Возражение (оспаривание) направлено на ослабление тезиса 5. Объяснение некоторого явления – это указание, следствием какой причины оно является, или раскрытие его сущностных характеристик. 6. Интерпретация в логике – это приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы; формальная система не обоснована, пока не имеет интерпретации, то есть не превращена в язык, описывающий ту или иную предметную область.
7. Оправдание применяется по отношению к некоторому действию, практическому или умственному. Оправдать действие – значит привести в качестве довода некоторое ценностное соображение, т. е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что является для нас долгом, предпочтением, идеалом.
Требования к ответу. 1. Ответ должен быть ясным, однозначным, лаконичным. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловит трудно. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. ≪Толкут воду в ступе≫, - говорят в таких случаях. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен заключаться в указании на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В-третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки. 4. Запрещается отвечать вопросом на вопрос. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: ≪Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом… - Да что ты говоришь? Неужели?≫.
Опровержение. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предметов или установлением их отсутствия. Наиболее распространенный способ опровержения сложных гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, - это опровержение посредством приведения к абсурду, дополненной проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза - сложное утверждение.
Гипотезы могут опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы. Одним из способов доказательства гипотез является разделительное логическое доказательство. Оно заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного. Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более общих положений. Сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности такие, которые после доказательства получают статус теорий, нельзя доказывать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, но содержат и истину абсолютную, поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются, а иногда уточняются. Доказательством таких гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Из этого следует, что вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Поэтому, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении определенных связей между следствиями происходит переход количественных изменений в каче
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.018 с.) |