Понятие логики. Логика как наука и её предмет. Место логики среди других наук о мышлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие логики. Логика как наука и её предмет. Место логики среди других наук о мышлении.



Понятие логики. Логика как наука и её предмет. Место логики среди других наук о мышлении.

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336— 264 гг. до н.э.) Как известно, Аристотель (384--322 гг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» — это понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

В русском языке слово «логика» используется для обозначения:

· а) необходимой, закономерной связи предметов и событий в окружающем мире, связи последующего с предыдущим (логика вещей, логика событий, логика действительности, физическая, предметная, причинно-следственная логика, объективная логика и т. п.);

· б) столь же закономерно взаимосвязанного, последовательного рассуждения, размышления (логика рассуждения Иванова, Петрова или Сидорова, «железная логика», субъективная логика и т. п.);

· в) науки о формах и законах мысли.

Если говорить о логике в последнем значении этого слова — о логике как науке, то ей можно дать следующее определение. Это - наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов.

П сихология - особенности мышления в процессе развития человека, в процессе его обучения, воспитания, труда; мышление групп, классов, наций; условия нормального развития мышления, влияние на мышление других сторон психики; мышление детей, взрослых, стариков и пр.

Формальная логика - структура мыслительных форм и исследует их как общечеловеческие, одинаковые для всех, безотносительно к национальности, классам, возрасту или историческому процессу.

Физиология высшей нервной деятельности - мышление со стороны материального механизма деятельности мозга человека, т. е. механизма, лежащего в основе мыслительных процессов, не затрагивая мыслей самих по себе.

Формальная логика - отвлекаясь от материальных механизмов, интересуется лишь мыслью как таковой, мыслью самой по себе, ее строением и связями.

Гносеология и диалектика (диалектическая логика), как раздел философии - пользуются формами и законами мысли для исследования процесса мышления, его исторического формирования, его развития.

Формальная логика отвлекается от истории развития форм мысли и изучает лишь законы их внутреннего строения, законы связи их между собой.

Из предложенного сопоставления наук специфика предмета логики достаточно очевидна. Логика изучает формы мысли как бы существующие сами по себе, независимо и от тех средств (знаковых систем), в которых мысль выражается, и от тех предметов, которые мысленно отражаются. Логика не отрицает всех этих связей, но они не входят в предмет науки логики.


Мышление и его основные формы в структуре познавательных способностей человека; взаимосвязь чувственного и рационального уровней познания.

Мышление в целом есть способ отражения действительности, но не сама эта действительность. В философии предмет отражения называется объектом, а отражающий предмет — субъектом. Субъект отражает объект посредством присущих ему по природе и посредством сформировавшихся в условиях общества способов: непосредственно, чувственно и опосредованно, мысленно, рационально, или как зачастую говорят, логическими формами.

Чувственные формы предшествуют рациональным и обусловливают их, а рациональные формы, опираясь на чувственные, диалектически «снимают» их, сохраняя в себе в свернутом виде их существенные достоинства и свойства.

К чувственным формам отражения относятся ощущения, восприятия и представления, которые, в свою очередь, опираются на еще более простые формы материального отражения. Поскольку логика не исследует чувственные формы отражения, определение этим формам заимствованы из психологии.

Ощущение — это отражение отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, действующих непосредственно на органы чувств. Это — зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные и другие ощущения.

Восприятие — отражение с помощью органов чувств предмета или явления в целом, в совокупности его внешних свойств и признаков. Восприятие опирается на многообразие отдельных ощущений.

Представление — это воспроизведение в голове (в памяти) человека образов ранее наблюдавшихся предметов и явлений, отсутствующих в момент представления перед органами чувств; либо комбинация их (воображение). Представление обладает следующими свойствами — отвлеченность, опосредованность и обобщенность, поскольку представление не в состоянии воспроизвести ранее наблюдавшееся во всем бесконечном многообразии его свойств и признаков.

Эти свойства становятся самыми существенными на уровне рационального отражения. Переход от представления к понятию выступает качественным скачком, ибо представление невозможно без непосредственного контакта предмета отражения и органов чувств, а понятие по природе своей не нуждается в этом контакте. Мысль, таким образом, — идеальная форма отражения, форма опережающего, активного, деятельного отражения.

Рациональная, или логическая ступень отражения складывается из таких форм как понятие, суждение, умозаключение, идея, принцип, закон, категория, проблема, вопрос, доказательство, опровержение, гипотеза, теория и т.п., основными свойствами которых являются опосредованность, отвлеченность (неочевидность), обобщенность, абстрактность, идеальность и прогностичность, предсказательность.

Формы чувственного отражения исследуются многими науками, но не логикой. Формы рационального отражения исследуются логикой и исследуются ею как особые конструкции, как уже готовое целое, имеющее определенные законы своего внутреннего строения. Логику интересуют формы мысли, а не процесс и история их формирования; формы мысли как таковые, как идеальные образования, с их структурой и закономерностями.


Исходные понятия формальной логики: предмет мышления; логическая форма; логический закон; истинность и формальная правильность мысли.

Предмет логики как науки определен через понятия формы мышления и закона мышления. Формы мышления иначе называют логическими формами, а законы мышления - логическими зако­нами.

Для того чтобы выявить логические формы, необходимо отвлечься от содержания, заключенного к какой-либо знаковой системе (языковой структуре). Подставим вместо конкретных знаков символы:

(1) Все люди смертны Все М есть Р

(2) Сократ есть человек S есть М

(3) Сократ смертен S есть Р

В приведенном выше рассуждении посредством введения символики можно легко обнаружить некоторые элементы, совокупность которых об­разует некую структуру. Так каждый из трех символов S, М, Р обозначает понятие. Сгруппировав эти понятия попарно, получаем суж­дения: (1) Все М есть Р. (2) S есть М, (3) S есть Р. Взятые вместе, эти сужде­ния образуют умозаключение. Таким образом, какое бы рассуждение ни рассматривалось, в любом из них мы обнаружим эти элементы и объеди­няющую их структуру. Это означает, что многообразное содержание наших мыслей воплощается в определенных логических формах, и, прежде всего, в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Логическая форма - это структура мысли, характеризующая способ связи ее элементов.

Как показывает историческая практика мышления, знание логических форм не гарантирует от логических ошибок. Всякий мыслительный про­цесс протекает согласно совокупности законов и принципов. Только их сознательное применение является отличительной чертой правильного мышления.

Логический закон - это необходимая, существенная, устойчивая и по­вторяющаяся связь мыслей, детерминирующая правильность мышления.

Применение логических законов обеспечивает формальную правиль­ность рассуждений. Формально правильным является рассуждение, по­строенное в соответствии с логическими законами.

Однако формально правильное рассуждение не всегда приводит к верному результату, так как помимо формы мышление имеет и другую сторону - содержание, которое также определяет значимость результата мыслительной деятельности. Поэтому в рамках последней необходимо учитывать истинность рассуждения. Рассуждение является истинным, если оно соответствует действительности. Рассуждение, не соответствующее действительности, является ложным.

Таким образом, всякое рассуждение приведет к верному результату, если оно является, во-первых, формально правильным, и, во-вторых, ис­тинным по содержанию.


4. Понятие как исходная форма мысли. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Структурной единицей мышления в логике выступает предмет мышления. Содержанием его являются предметы реальной действительности, а также их свойства и отношения. Логической формой предмета мышления выступает понятие. Свойства и отношения предметов реального мира фик­сируются в мышлении в виде признаков предмета мышления.

Признаки могу принадлежать различ­ным предметам мышления и быть для них общими, образуя класс предме­тов, обладающих данным признаком. В свою очередь, определенная группа предметов мышления в представленном классе может обладать отличительным признаком который принадлежит только ей. На его основании образуется особый, подкласс. Отличительный признак, который принадлежит исключительно данному классу, выступает границей множества предметов данного класса, а потому является достаточным для отождествления с самим предметом мышления. Признак, без которого предмет (класс) не может мыслиться, является необходимым. Приз­нак (или их совокупность), который принадлежит предмету мышления не­обходимым образом и одновременно выступает достаточным отличитель­ным признаком, является существенным. Совокупность существенных признаков составляет качественную специфику предмета мышления и вы­ступает основой для формирования понятия.

Например, невозможно мыслить человека без наличия головного мозга, и этот признак является необходимым, но по нему нельзя отличить человека от других животных, обладающих тем же признаком, поэтому этот признак не выступает существенным. Наличие мягкой мочки уха у человека выступает отличительным (достаточным) признаком человека, но он не является необходимым, а потому также и существенным. Суще­ственными признаками, составляющими понятие "человек", оказываются такие, как "обладать сознанием", "иметь способность изготавливать ору­дия труда".

Понятие - есть исходная логическая форма, отражающая существен­ные отличительные признаки предметов. По­нятие фиксирует не все признаки предмета, а только существенные. В этом смысле оно, будучи абстракцией, беднее любого восприятия и представления. Но вместе с тем, понятие вернее и глубже отражает действительность, ибо отражает сущностную сторону предмета, фиксирует необходимые стороны его существования, которые скрыты в конкретности представления или восприятия, отражающих лишь внешнюю сторону существования вещей.

Например, представляя предмет мышления "плод", мы в состоянии воспроизвести одновременно только один образ конкретного плода - яблоко, апельсин и т.д., причем в их внешней форме. В понятии же мы способны воспроизвести одновременно существенные стороны всех мыслимых плодов, независимо от их внешних различий.

Как образуются понятия? Различают несколько логических приемов образования понятий: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез. Вместе они образуют последовательную цепочку, результатом ко­торой является понятие о предмете или множестве предметов.

В чувственных формах нам дана совокупность признаков, но неиз­вестно, какие из них существенные, а какие - нет. Поэтому необходимо предварительно мысленно расчленить предмет на составные части, сторо­ны существования, т. е. провести анализ.

Анализ есть мыслительная операция разложения предмета мысли на структурные элементы. Затем необходимо изучить эти элементы в сравне­нии друг с другом, а также в отношении к частям и сторонам функциони­рования других предметов. Здесь выполняется следующий шаг образова­ния понятий - сравнение.

Сравнение есть мыслительная операция установления тождества и различия признаков предмета. В результате выполнения этой операции устанавливается, какие признаки являются общими (тождество), а какие отличительными (различие).

Следующая операция - абстрагирование - позволяет существенно со­кратить количество рассматриваемых признаков.

Абстрагирование есть мыслительная операция выделения одних приз­наков предмета и отличия от других. В результате этой операции проис­ходит освобождение от множества несущественных признаков и появляет­ся возможность, на основании выделенных, составить класс мыслимых предметов, т.е. провести обобщение.

Обобщение есть мыслительная операция отождествления и объедине­ния отдельных предметов во множество однородных на основании нали­чия у них общих свойств и отношений.

Процесс образования понятия завершается сведением в совокупность перечисленных операций, т.е. синтезом.

Синтез есть мыслительная операция соединения составных частей и сторон функционирования предмета в единое целое. Таким образом, вы­полнение перечисленных мыслительных операций имеет результатом по­нятие предмета или множества предметов.

Например, в чувственной данности мы сталкиваемся с различными деревьями и другими растениями (трава, кустарник и т.д.). 1. В процессе образования по­нятия "дерево" мы предварительно мысленно выделяем разные свойства, присущие различным деревьям и другим растениям, например, иметь вет­ви, ствол, корень, листву; терять листву зимой, плодоносить осенью; суще­ствовать в течение одного года, быть многолетним. 2. Проведя сравнения, мы обнаружим, что всем деревьям присуши признаки наличия корня, ствола, ветвей и быть многолетними, а другие признаки - только некото­рым; что деревья многолетние в отличие от других растений, также имею­щих корни, стволы, ветви. 3.4. Выделяя одни признаки и отвлекаясь от других, мы можем выделить такие классы предметов среди растений, которые обладают признаками: первый – иметь ветви, второй – иметь ствол, третий – иметь корни, четвёртый – быть многолетним растением. 5. Синтезируя выделенные классы в один, мы получаем совокупность существенных признаков, составляющих понятие «дерево».


5. Логическая структура понятия: объем и содержание. Закон обратного соотношения объема и содержания понятия.

Элементами структуры понятия выступают его содержание и объем.

Содержание понятия отражает совокупность существенных признаков предметов мысли, на основании которых они выделяются и обобщаются в данном множестве. В свою оче­редь содержание понятия включает в себя родовые и видовые признаки.

Родовой признак - это такой признак, который является общим для предметов более обширного множества (рода), из которого было выделено данное (вид). Видовой признак - это такой признак, на основании которого данное множество предметов мысли (вид) было выделено из более обширного (род).

Например, в содержание понятия "озеро" входит родовой признак "быть водоемом" и видовые: "иметь естественное происхождение", "быть замкнутым".

Объем понятия отражает множество предметов мысли, которые обладают признаками, составляющими удержание данного понятия. Объем понятия включает в себя следующие элементы: род, вид, индивид.

Род есть полное множество предметов, мыслимых в данном понятии. Вид есть выделенная по какому-либо признаку из полного множества частная совокупность предметов, мыслимых в данном понятии. Индивид есть отдельно взятый единичный предмет, мыслимый в дан­ном понятии.

Например: озеро (род) - озеро соленое (вид); озеро Иссык-Куль (индивид).

Содержание и объем понятия взаимосвязаны логи­ческим законом обратного соотношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия, т.е. числа существенных признаков, ведет к уменьшению его объема, т.е. совокупности предметов, мыслимых в дан­ном понятии, и наоборот. Этот закон справедлив только для сравнимых понятий.

Например, понятие "горная река" включает в себя больше признаков, чем понятие "река", но рек, мыслимых вообще, больше, чем мыслимых горных рек.


Суждение как форма мысли. Простые и сложные суждения. Различение простых суждений на виды (релятивные, экзистенциальные, атрибутивные) по характеру предиката. Структура простого атрибутивного суждения.

Суждение – это логическая форма, отражающая свойства и отношения предмета мысли посредством утверждения или отрицания.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Истинно – если в суждении утверждается существующая связь, или отрицается отсутствующая. Ложно, если утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается действительно существующая связь.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Но суждение и предложение не тождественны. Суждение выражается только повествовательным предложением. В котором содержится сообщение о чём-либо, а также предложениями вопросительно-риторическими.

Суждения могут быть простыми и сложными.

Простые делятся на атрибутивные, суждения с отношениями и суждения существования (экзистенциональные).

Атрибутивные – суждения о связи предмета и его признака. Состоит из двух понятий – терминов суждения: субъекта, отражающего предмет суждения, и предиката, отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и P. Также суждение включает в свой состав связку – элемент, который соединяет оба термина, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака («есть», «является»).

Суждения с отношением – отражающие отношения между предметами (равенство, неравенство, родство, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения). Символическая запись – ARB = "A находится в отношении R к B".

Суждения существования – отражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.

Сложные суждения – суждения, состоящие из нескольких простых, объединённых логическими связками.

В зависимости от функций связок: соединительные, разделительные, условные и эквивалентные суждения.

1. Соединительные (конъюнктивные) образуются посредством логического союза «И».

2. Разделительные (дизъюнктивные):

Нестрогая (соединительно-разделительная) истинна при условии истинности хотя бы одного её члена, образуется посредством логического союза «ИЛИ».

Строгая (исключающе-разделительная, альтернативная) истинна при истинности только одного из её членов, образуется посредством логического союза «ЛИБО».

3. Условные (импликативные) – утверждают достаточное условие.

Образуются посредством объединения простых суждений логическим союзом «ЕСЛИ, …ТО», называемым импликацией. Член импликации после слова «если» - антецедент, после слова «то» - следствие/консеквект.

«Если предохранительно расплавился, то лампочка не горит» (p→q)

Выделяется и обратная импликация – репликация – утверждает необходимую связь.

«Только если контакт замкнут, лампочка горит» (p←q)

И л л и и л и л л и

Л и л и и и л л и л

Л л л л л и и и и и

 

+ Выделяющиеся – утверждается/отрицается принадлежность признака данному классу предметов и никаким другим: «Только некоторые S (b только они) есть P». Исключающие - утверждается/отрицается принадлежность признака всему классу предметов, за исключением какого-либо его подкласса: «Импликация истинная во всех случаях, кроме одного, когда...»


12. Простое категорическое суждение: определение, структурная характеристика (термины, связка, квантор)

Категорическое суждение -это такое простое суждение, в котором между субъектом и предикатом устанавливается категорическая (утвердительная или отрицательная)..

Структура простого категорического суждения обычно представляется трехэлементной, т.е. такое суждение состоит из субъекта, предиката и связки, что удобно представить в виде формулы: S - P. Но здесь опускается тот элемент, который связан с количественной характеристикой субъекта суждения, т.е. квантор. C учетом его говорят о четырех элементах простого категорического суждения.

 

Категорические суждения делятся по качеству и количеству.

По качеству: утвердительные – суждения выражающие принадлежность предмету некого признака, отрицательные – выражающие отсутствие у предмета признака.

 

По количеству:

Единичные – что-либо утверждается или отрицается об одном предмете (Это здание – памятник архитектуры).

Частные – утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Имеют в своём составе слова «некоторые», «многие», «немногие», «большинство», «меньшинство», «часть». В неопределённом частном слово «некоторые» = «некоторые, а может быть и все» и «по крайней мере, некоторые». В определённом – «только некоторые».

Общие – что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса. В их состав входят слова «все», «ни один», «каждый», «любой» и т.д.

 

Выделяющие и исключающие суждения.

Выделяющие – отражают факт принадлежности (непринадлежности) признака только данному предмету.

Исключающие – отражают факт принадлежности (непринадлежности) признака всем предметам, за исключением некоторой их части.

 

 


Категорическое суждение

P S P S P S

S P

S

S, P P S P


Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками.

Алетическая (от греч. «истинность») модальность – логическая характеристика суждения, выражающая необходимость, возможность или случайность взаимосвязи свойств и отношений предметов или терминов суждения.

Различают логическую и онтологическую (физическую) алетические модальности.

Онтологическая (фактическая) модальность - характеристика необходимости, возможности или случайности взаимосвязи свойств и отношений предметов действительности, объективной реальности (т.е. характеристика объективной детерминированности).

Онтологически необходимым является суждение, в котором выражается отношение, основанное на законах науки: «Суммарная энергия изолированной системы остаётся постоянной».

Онтологически случайным является суждение, в котором выражается отношение, не основанное на законах науки? «Наполеон умер в 1821 году».

Онтологически возможным является суждение о принципиально допустимых событиях, выражающее отношение принципиально совместимых предметов и их признаков: «На Филиппинах в этом году возможно землятрясение».

Онтологически невозможным является суждение, выражающее отношение принципиально несовместимых явлений: «На Луне невозможна жизнь».

Алетические модальные категории: «необходимо» (□), «возможно» (◊), «случайно» взаимосвязаны:

Необходимо p (□ p) ≡ Невозможно не-p (~ ◊ ~ p)

Необходимо не-p (□ ~ p) ≡ Невозможно p (~ ◊ p)

Случайно p (~ □ ~ p ^ ~ □p) ≡ Возможно p (◊ p ^ ◊ ~ p)

Закон тождества

Всякая мысль тождественна сама себе, а есть а (или а=а), где а обозначает любую мысль. Из сущности этого закона вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

Закон тождества, таким образом, одно из важнейших свойств логического мышления - определенность.

Закон противоречия

Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно.

Закон противоречия можно выразит формулой: ~ (а ^ не-а) (неверно, что а и не-а одновременно истинны). Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.

Формально-логические противоречия - это противоречия путаного, неправильного рассуждения, не являющиеся отражением жизненных, диалектических противоречий. Противоречия, существующие объективно, отражаются мышлением при помощи диалектических законов.

Закон противоречия действует в отношении противоположных (A - E) и противоречащих (A – O, E - I).

Закон исключенного третьего

Два противоречащих суждения (A – O, E - I) не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое - необходимо ложно; третье суждение исключено.

Закон исключенного третьего можно выразит формулой: а не-а (истинно или а, или не-а), где а - любое суждение, не-а - отрицание суждения а. Суждение а и его отрицание не-а соединены при помощи дизъюнкции.

Нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу высказывай и искать нечто третье между ними.

Виды дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения на основе операций с простыми категорическими суждениями (обращение, превращение, противопоставление субъекту и предикату). Пример.

Среди дедуктивных умозаключений различают простой категорический силлогизм, т.е. умозаключение из двух исходных простых категорических суждений; условный силлогизм, в котором хотя бы одна из посылок — суждение условное; разделительный силлогизм, в котором хотя бы одна из посылок — разделительное суждение; и из их сочетаний. В итоге, среди дедуктивных умозаключений выделяют: простой категорический силлогизм, чисто условный силлогизм (когда обе посылки — условные суждения), условно-категорический силлогизм, чисто разделительный силлогизм (когда обе посылки — разделительные суждения), разделительно-категорический силлогизм и условно-разделительный.

Непосредственное умозаключение – вывод заключения из одной посылки.

Противопоставление - логическая операция изменения качества исходного суждения и его предиката на противоречащий с одновременной перестановкой S и P, т.е. последовательное выполнение превращения и обращения.

(А) Все люди смертны

(Е) Ни один бессмертный не человек

Вид посылки Вид заключения, полученного путём
обращения превращения противопоставления предикату
А если Р(-): I (PS) если Р(+): A (PS) E (S ~P) E (~PS)
Е Е (PS) A (S ~P) I (~PS)
I если Р(-): I (PS) если Р(+): A (PS) O (S ~P) не противопоставляется
O не обращается I (S ~P) I (~PS)

Виды дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения на основе свойств отношений между простыми категорическими суждениями (“умозаключения по логическому квадрату”). Пример.

Среди дедуктивных умозаключений различают простой категорический силлогизм, т.е. умозаключение из двух исходных простых категорических суждений; условный силлогизм, в котором хотя бы одна из посылок — суждение условное; разделительный силлогизм, в котором хотя бы одна из посылок — разделительное суждение; и из их сочетаний. В итоге, среди дедуктивных умозаключений выделяют: простой категорический силлогизм, чисто условный силлогизм (когда обе посылки — условные суждения), условно-категорический силлогизм, чисто разделительный силлогизм (когда обе посылки — разделительные суждения), разделительно-категорический силлогизм и условно-разделительный.

Отношения между типами простого категорического суждения можно выразить с помощью схемы - логического квадрата.

Вершины – простые категорические суждения, стороны и диагонали – логические отношения.

 
 


Умозаключения по логическому квадрату можно свести в таблицу:

Вид посылки и её значение (истина, ложь,? – неопределён) Вид заключения и его значения, полученного из отношения
а) противоречия б) противоположности в) перекрещивания г) подчинения
Аи -
Ал E? - I?
Еи -
Ел A? - O?
- O? A?
-
Ои - I? E?
Ол -

Примеры:

а) (Аи) Все люди ошибаются

(Ои) Некоторые люди не ошибаются

б) (Iл) Некоторые люди совершенны

(Ои) Некоторые люди несовершенны

в) (Аи) Все люди ошибаются

(Ел) Ни один человек не ошибается

г) (Iл) Некоторые люди совершенны

(Ал) Все люди совершенны


S M S M M S M S

S P S P S P S P

В фигуре выделяют модусы.

Модусы – определённые сочетания определённых видом суждений в фигурах силлогизма. Логически правильный модус – модус, гарантирующий истинность заключения при условии истинности посылок. Логически неправильный модус не гарантирует истинности заключения при условии истинности посылок.

ФI ФII ФIII ФIV

--------------------------------

AAA EAE AAI AAI

EAE AEE IAI AEE

AII EIO AII IAI Сильные

EIO AOO EAO EAO

OAO EIO

EIO

--------------------------------

AAI EAO AEO

EAO AEO Слабые

Правила демонстрации

1. Демонстрация должна быть правильным умозаключением:

а) для дедуктивных должны соблюдаться правила силлогизмов, модусов;

б) для индуктивных правила следования, полноты обобщения;

в) для аналогий – правила аналогии.

Пример доказательства:

1. Все щелочные металлы разлагают воду при комнатной температуре.

2. Натрий – щелочной метел.

4. Следовательно, натрий разлагает воду при комнатной температуре.

3. Полученный в лаборатории металл не разлагает воду при комнатной температуре.

Тезис: следовательно, полученный в лаборатории металл не является натрием.

Для доказательства тезиса имеются аргументы: 1, 2, 3. Все три – истинные. Первый – итог индуктивного общения, второй – известный науке факт, третий – устанавливается путём непосредственного наблюдения.

Процедура демонстрации состоит в построении двух силлогизмов или проводится по правилу прогрессивного полисиллогизма.


Критика тезиса

а) Опровержение фактами

б) Доказательство истинности антитезиса - доказывается суждение, находящееся в отношении противоречия к опровергаемому

в) Установление ложности следствий, вытекающих из тезиса - тезис принимается за истинный, из него выводят следствия, хотя бы одно из которых ложно, тезис опровергнут.

2. Критика аргументов направлена на показ несостоятельности аргументов, используемых для доказательства тезиса.

а) Прямое или косвенное опровержение аргументов

б) Через закон достаточного основания, когда указывается, что данных аргументов недостаточно для обоснования тезиса

в) Указание на сомнительность источника информации (слухи и т.д.)

3. Критика демонстрации – указывается на отсутствие логической связи между доказательством тезиса и аргументами. Здесь необходимо проанализировать способ доказательства (дедукцию, индукцию, аналогию) и обнаружить нарушение правил или логических законов, т.е. найти логические ошибки.

Правила опровержения:

1. Необходимость тождества тезиса, высказанного и опровергаемого.

2. Критика должна быть направлена на логическую форму и содержание тезиса, аргументов, демонстрации, а не на личность оппонента или чьи-либо интересы.

3. Способ опровержения должен соответствовать способу доказательства.


 

Понятие логики. Логика как наука и её предмет. Место логики среди других наук о мышлении.

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336— 264 гг. до н.э.) Как известно, Аристотель (384--322 гг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» — это понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

В русском языке слово «логика» используется для обозначения:

· а) необходимой, закономерной связи предметов и событий в окружающем мире, связи последующего с предыдущим (логика вещей, логика событий, логика действительности, физическая, предметная, причинно-следственная логика, объективная логика и т. п.);

· б) столь же закономерно взаимосвязанного, последовательного рассуждения, размышления (логика рассуждения Иванова, Петрова или Сидорова, «железная логика», субъективная логика и т. п.);

· в) науки о формах и законах мысли.

Если говорить о логике в последнем значении этого слова — о логике как науке, то ей можно дать следующее определение. Это - наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов.

П сихология - особенности мышления в процессе развития человека, в процессе его обучения, воспитания, труда; мышление групп, классов, наций; условия нормального развития мышления, влияние на мышление других сторон психики; мышление детей, взрослых, стариков и пр.

Формальная логика - структура мыслительных форм и исследует их как общечеловеческие, одинаковые для всех, безотносительно к национальности, классам, возрасту или историческому процессу.

Физиология высшей нервной деятельности - мышление со стороны материального механизма деятельности мозга человека, т. е. механизма, лежащего в основе мыслительных процессов, не затрагивая мыслей самих по себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.153 с.)