Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет логики и ее значение. Логика как наука.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет логики и ее значение. Логика как наука. Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает мышление как средство познания; её предметом являются законы и формы, приёмы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знании, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Значение логики. Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Связь логики и мышления. -логика оперирует абстрактным мышлением -процессами ощущения- это отражение реальных свойств предмета, который мы востпринимаем через органы чувств. восприятия- это целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующее на органы чувств. представления- это чувственный образ какого-то объекта, который человек воспринимает не сейчас, а ранее. Основана на них(процессах), но не оперирует ими. Объектом логики как науки выступает абстрактное мышление. Формы абстрактного мышления: -понятие- есть форма мышления, отражающая предмет в его существенных признаках. -суждение- форма мышления, при которой что-либо отрицается или утверждается. Умозаключение- форма мышления, при которой из одного или нескольких исходных суждений по определённым правилам логики выводится другое суждение.
Соотношение мышления и языка в логике. Виды логик: формальная, диалектическая и математическая (символическая). Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мысли, означает, что выявление логических структур возможно лишь путём анализа языковых выражений. Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Язык передаётся через знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета. - знаки-образы имеют определённое сходство с обозначаемыми предметами. - знаки-символы не имеют данного сходства. Множество исходных знаков составляют алфавит. По происхождению языки бывают естественными и искусственными. Естественные – исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Искусственные – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Так же существуют смешанные языки, базой которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящиеся к конкретной области знаний. Формальная логика – наука о формах мышлениях(дедуктивная + индуктивная логики) Выявляет структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Она изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления. Особенность состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Диалектическая логика – Впервые представленная Гегелем и с материалистической разницей переработанная в философию марксизма. Изучает законы развития человеческого мышления, а так же методологические принципы и требования, которые формируются на их основе: объективность и второстепенность, раздвоение единого на противоположные стороны. Символическая логика – основу составляет учение о силлогизме. Состоит из множества разделов: - многозначная логика – множество значений истинности. - модальная логика – значения «возможно», «невозможно», «необходимо» и др. - вероятностная логика – исследует высказывания, принимающие множество степеней правдоподобности – от 1 до 0. ???? 3. Понятие как форма мышления. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаки бывают: -существенные -необходимые признаки, которые делают данный предмет этим предметом, без которых он существовать не может -несущественные- признаки, которые не определяют его сущности, они меняются, а предмет остается самим собой. -случайные Ряд отличий представления от понятия: 1) Представление всегда непрерывно связано с конкретным человеком, с его опытом. 2) Представление всегда конкретно, а понятие лишено конкретики. 3) Представление отличается от понятия тем, что в нем в совокупности существенные и несущественные признаки, а в понятии только существенные. 4) Представления могут возникать непроизвольно, могут быть активированы нашими воспоминаниями, поэтому в ряде случаев они могут быть расплывчатыми, нечеткими. Понятие и слово: 1) Понятие выражается словом(всегда существительное!!) или словосочетанием. 2) Не всякое слово, может выражать понятие, только существительное может выражать понятие. 3) Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу. Термины(граница с лат.) – это понятия, которые предельно точно выражают содержание понятия. Основными логическими приемами образования понятий являются: 1) Сравнение – мысленное выявление сходства и различия объектов по их существенным и несущественным признакам. 2) Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные части с целью выявления существенных и несущественных признаков. 3) Синтез – процедура мысленного соединения признаков, выделенных в ходе анализа в единое целое. 4) Абстрагирование – прием, при котором осуществляется мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных в данном случае признаков объекта. 5) Обобщение – прием мысленного объединения существенных признаков в некое понятие ???? 4. Общая характеристика понятия. Понятие обладает 2 компонентами: 1) Объем понятия – совокупность всех предметов, которые мыслятся в этом понятии, т.е. все, что есть, были и будут. 2) Содержание понятия – совокупность существенных признаков того объекта, который мыслится в этом понятии. Логический класс – эта такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются собственным понятием. Могут включать в себя более мелкие классы. Понятие, из которого выделяют элементы – это род, а элементы, которые выделяют – это виды, а, в общем, это родовидовые отношения. Виды понятий. Понятия По объекту: По содержанию: *общие(стул-множество объектов) * конкретные(реально существующие объекты *единичные(один объект-первый космонавт) *абстрактные(неопределенные-любовь,скука,синева) *нулевые(не могут существовать-вечный двигатель) *безотносительные(существ.вне связи с чем-либо) *относительные(существ.во взаимосвязи с чем-либо) *положительные(наличие признака) *отрицательные(отсутствие признака) *собирательные(экипаж,класс,команда) *Не собирательные(понятия,которые можно применить к каждому предмету входящему в его объем) Понятия делятся на: · сравнимые -имеющие общие признаки · не сравнимые -не находящиеся ни в каких отношениях Сравнимые понятия по своему объему могут быть · совместимые -такие понятия,объемы который совпадают полностью или частично,могут находиться между собой в трех видах отношений · несовместимые - не имеют общих признаков,но входят в более общее понятие Отношения совместимых понятий: 1. Равнозначность, тождественность- понятия, объемы которых совпадают полностью. А-город основанный Петром 1 В-столица Российского государства с 1812 по 1918гг С-второй по численности жителей город России А-живой В-не живой 5. Языковые формы выражения понятий. Логические приемы образования понятий. Языковой формой выражения понятий являются слова и словосочетания (общие имена, сроки, предложения). Одни и те же понятия могут иметь разные языковые формы выражения. Смысл связывает слово с соответствующим предметом, и слово выступает как непосредственный представитель этого предмета, неся в себе определенное значение. Поскольку понятия вне слова не существует, может сложиться мнение, будто они находятся в исключительно жесткой взаимосвязи, даже в отношении тождественности. Однако понятие и слово отличаются по своей природе (слово материально, а понятие идеально), и связь между ними в определенной степени условна. Об этом свидетельствует и то, что одни и те же понятия в разных национальных языках обозначаются разными словами; и наличие таких явлений, как омонимия и синонимия; и то, что одно понятие нередко выражается не одним словом, а целым словосочетанием. Понятие и слово: 1) Понятие выражается словом(всегда существительное!!) или словосочетанием. 2) Не всякое слово, может выражать понятие, только существительное может выражать понятие. 3) Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу. Термины(граница с лат.) – это понятия, которые предельно точно выражают содержание понятия. Основными логическими приемами образования понятий являются: 1) Сравнение – мысленное выявление сходства и различия объектов по их существенным и несущественным признакам. 2) Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные части с целью выявления существенных и несущественных признаков. 3) Синтез – процедура мысленного соединения признаков, выделенных в ходе анализа в единое целое. 4) Абстрагирование – прием, при котором осуществляется мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных в данном случае признаков объекта. 5) Обобщение – прием мысленного объединения существенных признаков в некое понятие. 6. Логическая структура понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Понятие обладает 2 компонентами: 1) Объем понятия – совокупность всех предметов, которые мыслятся в этом понятии, т.е. все, что есть, были и будут. 2) Содержание понятия – совокупность существенных признаков того объекта, который мыслится в этом понятии. Логический класс – эта такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются собственным понятием. Могут включать в себя более мелкие классы. Понятие, из которого выделяют элементы – это род, а элементы, которые выделяют – это виды, а, в общем, это родовидовые отношения. Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. Классификация понятий. Понятия По объекту: По содержанию: *общие(стул-множество объектов) * конкретные(реально существующие объекты *единичные(один объект-первый космонавт) *абстрактные(неопределенные-любовь,скука,синева) *нулевые(не могут существовать-вечный двигатель) *безотносительные(существ.вне связи с чем-либо) *относительные(существ.во взаимосвязи с чем-либо) *положительные(наличие признака) *отрицательные(отсутствие признака) *собирательные(экипаж,класс,команда) *Не собирательные(понятия,которые можно применить к каждому предмету входящему в его объем) А-живой В-не живой Правила и ошибки деления. - должно быть соразмерным – объем членов деления должен быть равен по сумме объёму делимого понятия. нарушение – деление с остатком, неполное деление. - должно производиться по одному основанию - члены деления должны взаимоисключать друг друга. Следует из предыдущего правила. - должно быть последовательно – в процессе деления видового понятия необходимо переходить к ближайшему виду не пропуская их. в случае нарушения – скачок в делении. Классификация и ее виды. Классификация - особый вид деления, представляющий собой распределение предметов по группам(классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Целью классификации является систематизация знания, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и тп. Но вместе с тем всякая классификация относительна. Кроме того с развитием знаний классификация как правило изменяется либо заменяется на новую более точную. Поэтому никакую классификацию нельзя рассматривать как завершенную. Существуют операции с классами: - Объединение классов(сложение) - Вычитание классов - Пересечение классов(умножение) - Образование дополнения(отрицание) Конъюнктивные суждения. Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество, относится к умышленным преступлениям». Если первое обозначать р, а второе — q, то соединительное суждение символически можно выразить как р ^ q, где р и q — члены конъюнкции (или конъюнкты), — ^ символ конъюнкции. В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», «несмотря на», «одновременно» и другими. Дизъюнктивные суждения. Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или». Например, суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить р, а второе — q, то разделительное суждение символически можно выразить как р v q, где р и q — члены дизъюнкции (дизъюнкты), v — символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным: р v q v... v п. 1) Нестрогая дизъюнкция — суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении (символ v). Например: «Холодное оружие может быть колющим или режущим» символически р v q. 2 ) Строгая дизъюнкция — суждение,, в котором связка «или» употребляется в разделительном значении (символ ¥). Например: «Деяние может быть умышленным или неосторожным», символически р ¥ q. Члены строгой дизъюнкции, называемые альтернативами, не могут быть одновременно истинными. Полным или закрытым называют дизъюнктивное суждение, в котором перечислены все признаки или все виды определенного рода. Символически это суждение можно записать следующим образом: <р v qv r>. Например: «Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в символической записи обозначается знаком <...>) определяется тем, что не существует, помимо указанных, других видов лесов. Неполным или открытым называют дизъюнктивное суждение, в котором перечислены не все признаки или не все виды определенного рода. В символической записи неполнота дизъюнкции может быть выражена многоточием: р v qv r v... В естественном языке неполнота дизъюнкции выражается словами: «и т.д.», «и др.», «и тому подобное», «иные» и другими. Импликативные суждения. Условным, или импликативным, называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...». Например: «Если предохранитель плавится, то электролампа гаснет». Первое суждение — «Предохранитель плавится» называют антецедентом (предшествующим), второе — «Электролампа гаснет» —консеквентом (последующим). Если антецедент обозначить р, консеквент — q, а связку «если..., то...» знаком «—>», то импликативное суждение символически можно выразить как p-^q. Суждения эквивалентности. Эквивалентным называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если—, то...». Например: «Если и только если человек награжден орденами и медалями (р), то он имеет право на ношение соответствующих орденских планок (q)». Эквивалентность выражают и другим знаком: р = q. В естественном языке, в том числе и в юридических текстах, для выражения эквивалентных суждений используют союзы: «лишь при условии что..., то...», «в том и только в том случае когда..., тогда...», «только тогда когда..., то...» и другие. Дедуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения -такое умозаключение, в котором мысль движется от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключения, вытекающие из посылок с логической необходимостью носят достоверный характер. Единство общего и единичного в окружающем мире. Правила определяются характером суждений. В зависимости от количества использованных посылок умозаключения подразделяются на: -непосредственные – которые делаются из одной единственной посылки Формулировка вывода осуществляется путём использования одного из четырёх видов преобразований исходной посылки: -превращение -обращение -противопоставление предикату -преобразование по логическому квадрату Превращение – это такая разновидность непосредственного дедуктивного умозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения её количества 2 способа осуществления: 1)способ двойного отрицания – отрицание ставится перед связкой и перед предикатом S есть P-- S не есть не Р справедливое следствие: двойное отрицание = утверждение 2)перевод отрицания из предиката в субъект S есть не Р – S не есть Р Превращению поддаются все 4 вида суждений при этом А превращается в Е, Е в А, I в О, О в I. полученное заключение уточняет знание, устанавливает отношения между субъектом и предикатом предикат – с новой стороны. предмет не может иметь или не иметь какого-либо свойства. Обращение – такая разновидность непосредственного дедуктивного умозаключения, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества связки. Обращение подчиняется правилу распределенности -субъект распределен в общих и нераспределен в частных суждениях -предикат распределен в отрицательных и нераспределен в утвердительных суждениях. все S есть Р – некоторые Р есть S ни одно S не есть Р – ни одно Р не есть S некоторые S есть Р – некоторые Р есть S Обращению не подлежат частноотрицательные суждения. Противопоставление предикату – такая форма непосредственного дедуктивного умозаключения, в которой предполагается получение знаний или заключения, где субъект является понятием, противоречащим предикату исходного суждения, а предикат становится субъектом исходного суждения. Заключение зависит от количества и качества исходного суждения Противопоставление предикату осуществляется следующим образом: -Все S есть Р – ни одно не Р не есть S -ни одно S не есть Р – некоторые не Р есть S Частноутвердительные суждения путём противопоставления предикату не преобразуются некоторые S не есть Р – некоторые не Р есть S Преобразование по логическому квадрату – такая форма непосредственного дедуктивного умозаключения, которая позволяет получать выводы, учитывающие правила соотношения истинности и ложности между категорическими суждениями типа А, Е, I, О. - опосредованные - такие умозаключения, в которых вывод осуществляется из 2-х и более суждений логически взаимосвязанных между собой 3 вида: -категорический силлогизм -условное умозаключение -разделительное умозаключение Энтимема. Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом или энтимемой. Широко используются энтимемы простого категорического силлогизма, особенно выводы по первой фигуре. Полный силлогизм строится по первой фигуре. Пропущенной может быть не только большая, но и меньшая посылка, а также заключение. Пропущенные части силлогизма подразумеваются. В зависимости от того какая часть силлогизма пропущена, различают три вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой с пропущенным заключением Умозаключение в форме энтимемы может быть построено и по второй фигуре, по третьей фигуре оно строится редко. Форму энтимемы принимают также умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения. Виды энтимем: -Условно категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой Здесь пропущена большая посылка – условное суждение. -разделительно категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой Большая посылка – разделительное суждение. -разделительно категорический силлогизм с пропущенным заключением. Заключение, отрицающее все другие альтернативы, обычно не формулируется. Использование сокращенных силлогизмов обусловлено тем, что пропущенная посылка или заключение либо содержит известное положение, которое не нуждается в устном или письменном выражении, либо в контексте выраженных частей умозаключения она легко подразумевается. Но поскольку в энтимеме выражены не все части умозаключения, скрывающуюся в ней ошибку обнаружить труднее, чем в полном умозаключении. Для проверки правильности рассуждения следует найти пропущенные части умозаключения и восстановить энтимему в полный силлогизм. Сорит, его виды. Полисиллогизм, в котором пропущены некоторые посылки, называется СОРИТОМ. (от греческого «куча» - куча посылок) Виды: -прогрессивный полисиллогизм с пропущенными большими посылками эписиллогизмов –е (гоклиениевский) – получается из прогрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих силлогизмов и больших посылок последующих. Прогрессивный сорит начинается с посылки, содержащей предикат заключения, и заканчивается посылкой, содержащей субъект заключения. Схема прогрессивного сорита: Все А суть В Все С суть А Все D суть С ----------------- Все D суть В -регрессивный полисиллогизм с пропущенным меньшими посылками(аристотелевский) получается из регрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений просиллогизмов и меньших посылок эписиллогизмов. В просиллогизме меняем местами посылки. Регрессивный сорит начинается с посылки, содержащей субъект заключения, и кончается посылкой, содержащей предикат заключения. Все А суть В Все В суть С Все С суть D ---------------- Все А суть D Эпихейрема. Эпихейремой называется сложносокращённый силлогизм, обе посылки которого являются энтимемами Первую посылку эпихейремы составляют заключение и меньшая посылка силлогизма. Вторую посылку эпихейремы также составляют заключение и меньшая посылка силлогизма Заключение эпихейремы получено из первого и второго силлогизмов Развёртывание эпихейремы в полисиллогизм позволяет проверить правильность рассуждения, избегать логических ошибок, которые могут остаться незамеченными в эпихейреме. Статистическая индукция. Статистическое обобщение – это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе(образце) переносится в заключении на се множество явлений рода. В посылках статистического умозаключения фиксируется следующая информация: Общее число составляющих исследуемую группу или образец случаев Число случаев, в которых присутствует интересующий исследователя признак Частота появления интересующего признака Статистическое обобщение, будучи выводом неполной индукции, относится к недемонстративным умозаключениям. Логический переход от посылок к заключению дает здесь лишь проблематичное знание. Степень обоснованности статистического обобщения зависит от специфики исследованного образца: его величины по отношению к популяции и представительности. ??? 46. Индукция на основе установления причинной связи. Научная индукция - умозаключение, в котором обобщение строится путём отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. 2 типа: -индукция методом отбора(селективная индукция) – это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу(множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса. -индукция методом исключения(элиминативная) – это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путём обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи. Познавательная роль элиминативной индукции – анализ причинных связей. Причиной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них – причина – предшествует и вызывает другое – действие. Важнейшие свойства причинной связи: всеобщность причинной связи, означает, что в мире не существует беспричинных явлений. последовательность во времени означает, что причина всегда предшествует действию. необходимость. это значит, что действие мет осуществляться лишь при наличии причины(отсутствие причины ведет к отсутствию действия) однозначность – проявляется в том, что каждая конкретная причина всегда вызывает вполне определенное, соответствующее ей действие. Виды доказательств. -Прямые – в которых тезис обосновывается непосредственно аргументами. если приводятся такие аргументы, из которых непосредственно вытекает истинность тезиса, то это прямое доказательство. Доказательство в науке, правоприменительной деятельности, в статистических отчетах. Основной задачей является подбор таких аргументов, из которых логически вытекает тезис. Бывает: дедуктивным – выражает подведение частного случая под общее правило. индуктивным – логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определённого рода, к тезису, обобщающему эти случаи. по аналогии – прямое обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления. -Косвенные – при которых истинность выдвигаемого тезиса доказывается не непосредственно, а путем исследования других положений, которые связаны с выдвигаемым тезисом. Эта связь такова, что из установления ложности этих положений вытекает истинность основного тезиса. Задача - в выяснении ложности положений, обусловливающих истинность доказанного тезиса. Апагогические – истинность выдвигаемого тезиса доказывается путём установления ложности антитезиса (суждение противоречащее выдвигаемому тезису) 1 этап – выдвигается антитезиса 2 этап – из антитезиса выводятся следствия, с намерением найти среди них хотя бы одно ложное. 3 этап – при установлении, что в числе следствий есть ложные, делается вывод, что антитезис неверен. 4 этап - из ложного антитезиса на основании закона исключенного третьего делают вывод, что выдвигаемый тезис истинный. Косвенное апагогическое доказательство часто называется сведением к абсурду. Разделительные – выдвигаемый тезис рассматривается как одно из нескольких предположений, сумма которых исчерпывает все возможные по данному вопросу предположения. Предмет логики и ее значение. Логика как наука. Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает мышление как средство познания; её предметом являются законы и формы, приёмы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знании, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Значение логики. Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Связь логики и мышления. -логика оперирует абстрактным мышлением -процессами ощущения- это отражение реальных свойств предмета, который мы востпринимаем через органы чувств. восприятия- это целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующее на органы чувств. представления- это чувственный образ какого-то объекта, который человек воспринимает не сейчас, а ранее. Основана на них(процессах), но не оперирует ими. Объектом логики как науки выступает абстрактное мышление. Формы абстрактного мышления: -понятие- есть форма мышления, отражающая предмет в его существенных признаках. -суждение- форма мышления, при которой что-либо отрицается или утверждается. Умозаключение- форма мышления, при которой из одного или нескольких исходных суждений по определённым правилам логики выводится другое суждение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 9002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.016 с.) |