Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы установления причинной связи.

Поиск

Причина – такая объективная связь между 2 явлениями при которой одно явление вызывает наступление другого.

Второе наступающее явление – следствие.

-метод сходства – если два и более случая исследуемого явления сходны в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и является причиной этого явления.

-метод различий – если случай, в котором исследуется явление наступает и случай, в котором оно не наступает различны только одним обстоятельством, то это обстоятельство скорее всего и есть причина этого.

-метод сопутствующих изменений. – если какое-либо явление изменяется определенным образом, всякий раз когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления находятся в причинной связи друг с другом.

-метод остатков – если из сложного явления авс вызываемого причиной АВС вычесть изученную часть зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшегося обстоятельства.

Эти методы относятся к сложным методам рассуждения.

Аналогия и ее основные виды.

Умозаключения по аналогии(от греческого «сходство, соответствие») представляет собой сходство или подобие объектов

-представляет собой движение мысли от общности и подобия одних свойств и отношений у сравнимых объектов к общности других свойств и отношений.

-важное условие – принадлежность явлений и объектов к одному классу

-идея

Черты:

-представляет собой правдоподобие исследуемых объектов и выражает знание с некоторой степенью вероятности

-процесс формирования аналогии начинается с обыденного сознания и с личных знаний каждого субъекта об окружающем мире

-выводы всегда имеют вероятностный проблематичный характер

На практике в большинстве не могут иметь непосредственной доказательной силы.

Виды зависят от того, что берем за основание:

1.исходя из предмета анализа:

- аналогия свойств и качеств

Рассматривает нескольких единичных объектов и переносимыми признаками выступают свойства этих предметов.

Основа - закономерная взаимосвязь объектов внутри одного класса

Каждый предмет этого класса неминуемо обладает признаками, которые свойственны этому классу.

- аналогия отношений

Проявляется в том, что 2 и более объектов принадлежащие к одному классу могут проявлять себя по отношению к третьему объекту одинаково.

2. Исходя из степени достоверности ожидаемого вывода:

- строгая аналогия

Наличие необходимой связи общих признаков с переносимым признаком

- нестрогая аналогия – это такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым и признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности.

Моделирование – такой метод исследования, при котором изучение свойств и признаков реального объекта производится на другом, специально созданном для этих целей объекте – модель.

Модель и моделируемый объект должны быть аналогичны в своих признаках, качествах и свойствах

3 правила аналогии:

1) При сопоставлении объектов необходимо всесторонне изучить их свойства и различия существ. Признаков.

2) В процессе аналогии необходимо выявлять у объектов как можно больше разных сходных признаков,связанных с сопоставленным признаком

3) В процессе необходимо выявлять связь общих признаков с переносимым на данный объект признаком.

Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных при помощи аналогии. Значение умозаключений по аналогии.

Условия, повышающие степень вероятности выводов

1сходство уподобляемых предметов в значительном числе существенных признаков

2отсутствие существенных различий между уподобляемыми предметами

3степень вероятности знания о зависимости между сходными и переносимыми признаками.

Значение умозаключений по аналогии???

Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов (или процессов) к общности других свойств и отношений. Сущность умозаключения по аналогии может быть представлена следующим образом. Изучаются два предмета (явления), при этом одно уже достаточно исследовано. Во втором предмете (явлении) известны лишь некоторые его признаки. Оба предмета (явления) сравниваются между собой. Если ряд признаков сравниваемых двух предметов (явлений) совпадает, то делается вывод о том, что и остальные признаки второго предмета (явления) будут такими же.

Доказательство: общая характеристика и строение.

Доказательство – это выведение одного знания из другого, истинность которого ранее установлена и проверена человеческой практикой.

Теоретической сверкой с реальной действительностью.

Необходимо как в науке так и в ходе практической деятельности

Термин доказательство используется в нескольких основных значениях:

-факты, при помощи которых обосновывается истинность какого-либо положения.

-обозначается источник сведения о факте, который используется

-процесс мышления, в ходе которого происходит обоснование истинности какого-либо положения.

Доказательство организует совокупность действий.

Доказательство – логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается истинность каких-либо мыслей.

С помощью других положений, подтвержденных теорией и практикой в рамках существующих систем взглядов.

Доказательство должно быть подкреплено объективными фактами, в которых невозможно усомниться.

Доказательство имеет состав:

тезис – положение, истинность которого требуется доказать. Доказательство целиком подчинено тезису.

Может быть сформулирован как в начале доказательства, так и любой другой момент.

Доказательства:

-простые – имеется единый неделимый тезис.

-сложные – имеются основные и частные тезисы.

Основной тезис – положение, которому подчинено основание других положений.

Частный(вспомогательный) – положение, которое выступает в качестве тезиса лишь потому что при его помощи обосновывается основной тезис.

Будучи доказанным – становится аргументом в доказательстве основного тезиса.

аргументы(основания доказательства) – те суждения, которые приводятся для доказательства тезиса. Доказать тезис, привести такой набор тезисов, которого было бы достаточно для обоснования.

Может быть призвана любая доказанная мысль, если она содержит связь с тезисом.

Роль аргументов выполняют:

-факты – это явления или события, имевшие место в действительности.

Один из важнейших видов. Обладают достоверностью.

Нужно использовать в процессе доказательства

-законы- (природы, общества, нормы общественного бытия)

-аксиома – положение, не требующее доказательств

-определение – общепризнанное, истинное.

демонстрация – способ логической связи тезиса с аргументами.

Процесс выведения тезиса из аргумента и есть демонстрация. Выражается в форме умозаключения.

Продемонстрировать – значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

Виды доказательств.

-Прямые – в которых тезис обосновывается непосредственно аргументами. если приводятся такие аргументы, из которых непосредственно вытекает истинность тезиса, то это прямое доказательство.

Доказательство в науке, правоприменительной деятельности, в статистических отчетах.

Основной задачей является подбор таких аргументов, из которых логически вытекает тезис.

Бывает:

дедуктивным – выражает подведение частного случая под общее правило.

индуктивным – логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определённого рода, к тезису, обобщающему эти случаи.

по аналогии – прямое обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления.

-Косвенные – при которых истинность выдвигаемого тезиса доказывается не непосредственно, а путем исследования других положений, которые связаны с выдвигаемым тезисом.

Эта связь такова, что из установления ложности этих положений вытекает истинность основного тезиса. Задача - в выяснении ложности положений, обусловливающих истинность доказанного тезиса.

Апагогические – истинность выдвигаемого тезиса доказывается путём установления ложности антитезиса (суждение противоречащее выдвигаемому тезису)

1 этап – выдвигается антитезиса

2 этап – из антитезиса выводятся следствия, с намерением найти среди них хотя бы одно ложное.

3 этап – при установлении, что в числе следствий есть ложные, делается вывод, что антитезис неверен.

4 этап - из ложного антитезиса на основании закона исключенного третьего делают вывод, что выдвигаемый тезис истинный.

Косвенное апагогическое доказательство часто называется сведением к абсурду.

Разделительные – выдвигаемый тезис рассматривается как одно из нескольких предположений, сумма которых исчерпывает все возможные по данному вопросу предположения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.011 с.)