Античный период становления логики как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античный период становления логики как науки



 

Логика как наука имеет очень интересную историю. Истоки логики восходят к первому тысячелетию до н.э. Во многих источниках по истории логики повествование начинается с античного древнегреческого мыслителя Аристотеля, которого называют основоположником логики, а ещё точнее – логики Аристотеля (384-322 до н.э.). Разрабатывая основы логики, Аристотель опирался на работы многих предшественников.

Правда, зародилась логика в лоне единой нерасчлененной науки — философии, например, античной философии, которая тогда объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. В ту эпоху логика имела преимущественно онтологический характер, т. е. отождествляла законы мышления с законами бытия. Онтология (греч. оntoc – сущее, logoc – мысль, мышление, разум, наука) по Аристотелю – учение об общих закономерностях бытия, или учение о бытии (сокращённо). Так, логический закон тождества древнегреческим философом Парменидом (вторая половина VI — начало V в. до н. э.) характеризуется, как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Логический закон достаточного основания в истолковании древнегреческого философа Демокрита (ок. 460— 370 до н. э.) выражает то положение, что ничего в мире не происходит беспричинно и без основания. «Ни одна вещь,— говорил он,— не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Известно, что в VI-Vв.в. до н.э. отдельные вопросы логики рассматривались в работах греческих мыслителей (индукция, суждение, понятие, правила доказательства и др.). Уже имелось большое количество работ по философии (Гераклит, Демокрит, Платон и др.), по истории (Геродот, Фукидид, Ксенофонт и др.), по медицине и естествознанию. Всё это давало богатейший материал для разработки основных начал науки о логическом мышлении.

ДЕМОКРИТ (ок. 460—370 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, один из основателей атомистики. К. Маркс и Ф. Энгельс называли его «первым энциклопедическим умом» среди греков. Источник познания — ощущения, но сущность, по Демокриту, постигается только разумом, ибо чувственное восприятие дает только «темное» знание. Демокрит — один из зачинателей индуктивной логики, в которой много внимания уделялось аналогии (см.). Истину, считал он, можно познать,.если идти от чувственного восприятия и наблюдения единичных фактов — к обобщениям, которые образуются разумом на основе данных восприятия. Суждение, по Демокриту,— связь субъекта и предиката.

Демокрит онтологически интерпретировал закон достаточного основания: «ничто не происходит беспричинно, но все имеет достаточное основание». Более развернуто эту мысль он выразил так: «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком нибудь основании и в силу необходимости». Известно его выражение: «Я предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести персидский престол».

Логическое учение Демокрита оказало огромное влияние на все последующее развитие логики. Известно, что Аристотель широко использовал идеи Демокрита. На его логическое наследство опирался основоположник индуктивной логики Фр. Бэкон (1567—1626).

По свидетельству его современников, Демокрит написал трактат «О логике», или «Каноны», но он не дошел до нас (сохранилось лишь немного отрывков в цитатах доксографов). Из них видно, что это сочинение было направлено против релятивизма софистов, отрицавших объективный характер истины.

Итак, на возникновение логики Аристотеля не может не оказать влияния величайших материалистов античного мира Гераклита Эфесского (ок. 544-483 до н.э.) и Демокрита. Гераклит – древнегреческий философ-материалист и наивный, стихийный диалектик, один из основоположников диалектики. Гераклит подчёркивал роль чувственного познания, высоко ценил разумную, логическую ступень познания. Природа, говорил он, познаётся чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет «грубые души», - плохие свидетели. Роль логического рассуждения подчёркивал и Демокрит, говоря, что более тонкое знание получается посредством разума, что нельзя останавливаться на ступени только чувственных данных, что чувственное восприятие даёт только «тёмное» знание. Демокрит – один из зачинателей индуктивной логики, в которой много внимания уделялось аналогии. Истину Демокрит считал возможно познать только, если идти от чувственного познания и наблюдения единичных фактов – к обобщениям. Суждение, по Демокриту, - связь субъекта и предиката. По свидетельству его современников Демокрит написал трактат «О логике», или «Каноны», но он не дошёл до нас, сохранилось лишь немного обрывков в цитатах доксографов. Из них видно, что это сочинение было направлено против релятивизма софистов, отрицавших объективный характер истины.

В IV в. до н. э. логика начинает развиваться под влиянием возросшего интереса к ораторскому искусству. Это характерно не только для античной Греции. Такой характер носят зачатки логики также в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Риме и в феодальной России. Как известно, в первом сочинении Аристотеля (384—322 до н. э.) по логике проблемы логики рассматривались в связи с теорией ораторского искусства, и называлось оно «Топика» (топика — это один из разделов риторики — ораторского искусства). Кстати, первый русский фундаментальный труд по логике, написанный основоположником материалистической философии и логики в России — М. В. Ломоносовым (1711—1765), называется «Краткое руководство к красноречию» (1748) [23].

Аристотель (Aristoteles) (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и логик, ученый энциклопедист. Он творчески обобщил в своих сочинениях первые успехи философии и логики, физики и астрономии, биологии и психологии, этики и эстетики, истории и социологии.

Аристотель явился основоположником формальной традиционной логики. Его основные сочинения в области логики впоследствии получили общее название «Органон», куда включены: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики. Первая и вторая», «Топика» и «О софистических опровержениях». Сам Аристотель свое логическое учение называл «Аналитикой». Термин «логика» впервые появился, по-видимому, в трудах стоиков.

Классики марксизма-ленинизма высоко ценили вклад Аристотеля в развитие человеческих знаний. К. Маркс и Ф. Энгельс называли его «исполином мысли». По характеристике Ф. Энгельса, он исследовал «существеннейшие формы диалектического мышления». У Аристотеля, писал В. И. Ленин, «везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания» [22].

В области философии Аристотель колебался «между идеализмом и материализмом». Высоко оценив веру Аристотеля в силу разума, В. И. Ленин вместе с тем отметил, что для греческого философа характерна и «наивная запутанность, беспомощно жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного — понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления» [22].

Учителем Аристотеля был Платон, лекции которого он слушал в течение 19 лет.

Платон (ок. 427—347 до н» э.) — древнегреческий философ, объективный идеалист, ученик Сократа (469— 399 до н. э.). Восприняв от своего учителя учение об общих понятиях как сущности вещей, Платой полностью оторвал эти общие понятия от вещей и человека и изобразил их некими вечными, неизменными абсолютными идеями, существующими в особом потустороннем мире, представляющими собой «истинное бытие». Абсолютные идеи первичны, а мир чувственных вещей — это всего лишь тень мира идей. Источник познания — воспоминания бессмертной души о мире идей, в котором она пребывала до того, как оказалась в «темнице» человеческого тела, чувства же не дают истинного знания. Чувственно воспринятый материал нужен лишь для того только, чтобы вызвать в душе воспоминания.

В произведениях Платона изложены его логические взгляды. Основным элементом мышления он считает суждение, которое является единством подлежащего и сказуемого, соединением понятий и в котором содержится или утверждение или отрицание. Суждение, а не понятие содержит истину о бытии, но судить о чем-либо — это устанавливать отношение между терминами. Если в суждении соединены несоединимые понятия, то суждение в таком случае ложно.

Понятия, которые лежат в основе суждения, Платон изобразил в виде пирамиды, на вершине которой находится понятие блага. Наиболее универсальными понятиями являются такие категории, как бытие, покой, изменение, тождество и различие. Понятие Платон отличал от идеи. Понятие является объектом рассудочного мышления, а идея познается только интуитивно. Идея вечна и неизменна, она лежит в основе понятия. Поэтому истинное знание надо искать в интуиции.

Платон много занимался исследованиями дефиниций. Он уже знал определение понятия через ближайший род и видовое отличие, указывал на недопустимость порочного круга в определении. Платон знал прием дихотомического деления объема понятия. Дихотомия (от греч. Dicha и tome) – разделяю на две части [12].

Сократ (469—399 до н. э., был приговорен к смерти через принятие яда) — древнегреческий философ-идеалист, ученик софиста Продика (ок. 470 — ок. 460 до н. э.) и учитель Платона (427—347 до н. э.). Сущность вещей, по его мнению, непознаваема. Человек может знать только самого себя. Поэтому прежде чем приступить к какой-либо практической деятельности, надо заняться самопознанием. Если мне станет известно, что есть Я сам, то, следовательно, Я знаю и то, кем Я должен быть. Чтобы стать государственным мужем, надо, говорил он, научиться управлять собой. Отсюда его знаменитый лозунг: «Познай самого себя».

Знание, учил Сократ, есть понятие об общем. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. Наиболее верный путь к истине, по Сократу,— обнаружение противоречий в суждениях оппонента. Наличие противоречий в понятиях о предмете свидетельствует о мнимом знании. Чтобы устранить мнимое знание, надо раскрыть противоречие. Но чтобы установить, кто прав из оппонентов, надо сравнить их суждения с истинным общим понятием, которое вечно в неизменной и одинаковой для всех людей форме пребывает в истинном знании. При этом Сократ рекомендует пользоваться такими приемами исследования, как индукция и дефиниция. Индукция — восхождение от единичных примеров повседневной жизни ко все более общим понятиям. Наличие индуктивных рассуждений в беседах Сократа отмечал уже Аристотель. Но, конечно, это еще не была индукция в том виде, какой ей придали впоследствии Фр. Бэкон (1561—1626) и Дж. Ст. Милль (1806—1873). Дефиниция — это процесс все более точного определения понятия, что достигается в ходе спора. Этот метод Сократ называл «майевтикой, т. е. искусством повивальной бабки, которое «помогает родиться мысли». Сократ ничего не писал. О его учении нам известно лишь на основании свидетельств, оставленных Платоном и Аристотелем в их сочинениях [12].

Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, но в ответе на вопрос, что считать истинным знанием, он последовательно придерживался материалистических позиций: истина — это соответствие мысли действительности; мерилом (критерием) истины является соответствие мысли реальным предметам. Если в суждении понятия соединены между собой так, как соединены б действительности предметы, отображенные в понятиях, то суждение истинно; если же в суждении делается попытка соединить разъединенное в реальной действительности или разъединить соединенное в реальной действительности, то такое суждение ложно.

Аристотель показал, что правильные рассуждения подчиняются небольшому числу неизменных законов, независимых от частной природы объектов, о которых идет речь., Ему принадлежит заслуга открытия и точной формулировки первых трех основных законов традиционной логики.

Основным принципом мышления Аристотель считал закон противоречия. Он формулируется им так: «Самым достоверным из всех началом [надо считать] то, по отношению к которому невозможно ошибиться; ибо такое начало должно быть наилучшим образом познаваемым... и должно выступать как безусловное. Действительно, начало, которым должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь, такое начало — не гипотеза; а то, что необходимо знать человеку, если он познает хоть что-нибудь, это он должен иметь в своем распоряжении уже с самого начала. Таким образом, ясно, что начало, обладающее указанными свойствами, есть наиболее достоверное из всех; а теперь укажем, что это за начало. Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле.

Особенность этих законов мышления Аристотеля состоит в том, что в них отобразились наиболее обычные связи и отношения вещей, с которыми каждый человек встречается буквально всюду. Так, каждый предмет природы и общества имеет определенные, присущие только ему конкретные свойства, отличающие его от других предметов и устойчиво сохраняющиеся в течение всего времени существования данного предмета. Естественно, что и наша мысль о предмете должна отобразить эти определенные, устойчивые свойства предмета и сама быть определенной и устойчивой.

Поскольку эта черта обязательно должна быть присуща каждой нашей мысли, постольку требование определенности принимает силу закона. Законы логического мышления являются результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Законы логики, говорил В. И. Ленин, это «не пустая оболочка, а отражение объективного мира» [22].

Опираясь на открытые им законы логики, Аристотель создал стройное логическое учение, изложенное им в ряде произведений. Он открыл и описал не только логические законы, но и основные формы человеческого мышления: суждение, понятие и умозаключение.

Сам Аристотель не употреблял термина «логика». Впервые это слово вводится в обиход науки в III—II вв. до н. э. стоиками. В I в. до н. э. аристотелевские книги по логике получили одно общее название «Органон» (орудие знания). В «Органон» входят пять сочинений: «Категории», «Об истолковании», «Первая и Вторая Аналитики», «Топика» и «О софистических опровержениях». Много интереснейших мыслей об основных понятиях, категориях и принципах логики содержится и в других произведениях Аристотеля — в «Физике», «О душе», «Риторике» и особенно в «Метафизике» [2].

В «Категориях» излагается учение о высших родах всех вещей. Высший род — это класс предметов с наиболее общими признаками, который обнимает огромное количество предметов. Такой класс отображается в человеческом сознании в наиболее общих понятиях, которые и были названы Аристотелем категориями. Всего подобных категорий он насчитывал десять: субстанция (например, человек), количество (в три локтя), качество (ученый), отношение (больше)> место (в Лицее), время (вчера), положение (лежит), состояние (обут), действие (разрезает), страдание (разрезается).

В книге «Об истолковании» рассматривается суждение как нечто целое, выражающее различные отношения и видоизменения мысли. Суждение, по Аристотелю,— это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов объективного мира. Утверждать — значит приписывать что-либо чему-нибудь, отрицать — отделять что-либо от другого. Аристотель различает частные и общие суждения, показывает, в каких случаях они противны и противоречащи, рассматривает суждения со стороны их возможности, случайности и необходимости.

Логические формулировки закона противоречия имеют свою основу в реальном бытии. В самом бытии, по Аристотелю, непреложным законом является следующее: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Это Аристотель назвал «самым достоверным из всех начал», «началом для всех других аксиом». А если это так, то очевидно, продолжал он, что одному и тому же человеку невозможно вместе принимать, что та же самая вещь существует и не существует, иначе у человека «были бы вместе противоположные мнения».

Открытый Аристотелем закон противоречия словесно произносится следующим образом: «Для всякого х не может быть одновременно истинным утверждение х и отрицание того же х». И далее: «Если теперь ложь есть не что иное, как отрицание истины, то все не может быть ложным; ибо один из двух членов противоречия должен быть истинным... отрицание и утверждение не могут быть оба ложными» [2].

Закон исключенного третьего, по Аристотелю, неприложим к анализу будущих событий.

Относительно закона тождества и его места в логическом учении Аристотеля существуют различные точки зрения. Некоторые авторы полагают, что закон тождества у Аристотеля не играет роли основного закона. Другие же наоборот, считают, что Аристотель понимал значение этого закона для мышления.

Что касается закона достаточного основания, то название такого закона в сочинениях Аристотеля не встречается. Но это не значит, что греческий мыслитель не замечал действия этого закона мышления. Так, «Вторую Аналитику», Аристотель начинает словами: «Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании» [1].

Основным и лучшим из аристотелевских произведений по логике являются «Аналитики». Они разделяются на «Первую аналитику» и «Вторую аналитику». В первой книге излагается теория умозаключения (силлогизма), его принципы, формы и достоинства (силлогизм — это умозаключение, в котором два суждения связываются с помощью третьего термина). Аристотель всесторонне исследовал первые три фигуры силлогизма. В конце «Первой аналитики» изложено учение о превращении силлогизмов, о приеме «приведения к нелепости», о некоторых видах ложных умозаключений, а также об индукции, во «Второй аналитике» — учение о доказательстве [1].

В «Топике» Аристотель изложил учение о вероятных доказательствах. В сочинении «О софистических опровержениях» раскрыты источники неправильных умозаключений и доказательств, показаны средства открытия и разрешения ошибок.

Характеризуя логику Аристотеля, В. И. Ленин говорит: «У Аристотеля везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания» [22]. Аристотель правильно исходил из того, что познание невозможно без ощущений. Ощущения — это надежные, достоверные свидетельства о вещах. Они возникают лишь в результате воздействия материального тела на органы чувств. Без объективно существующего предмета, без ощущаемого, не может быть и ощущения. Истина — это соответствие мысли действительности.

Во «Второй Аналитике» Аристотель выражает требование закона достаточного основания следующим образом: «Про каждую вещь мы думаем, что ее знаем безусловно, а не софистически, по случайным <признакам>, когда мы думаем, что знаем причину, в силу которой данная вещь есть, следовательно, что она причина ее и что это не может обстоять иначе» [1].

Огромно богатство идей Аристотеля в его учении о формах мышления. Суждением он называл высказывание о присущности или не присущности чего-либо чему-либо. Изложенное в виде речи, суждение выражает истину или ложь. Термины «истина» и «ложь», по его мнению, неприменимы к ощущениям, восприятиям и интуициям разума, так как в этих формах познания вещи отображаются такими, какими они существуют в действительности, в чем, конечно, он не был прав.

Но не всякое предложение Аристотель считал суждением. Так, в вопросительных и побудительных предложениях не содержится ни истины и ни лжи, и потому они не являются суждениями. Больше того, Аристотель не относил к суждениям условные и разделительные предложения. В этом справедливо видна метафизическая ограниченность учения Аристотеля о суждении, поскольку тем самым ограничивается круг достоверных суждений. Собственно суждениями он называл только категорические суждения, которые он классифицировал по качеству (утвердительные и отрицательные), по количеству (общие, частные и неопределенные, а в другой работе — общие, частные и единичные) и по модальности (простые, необходимые и возможные). Аристотель исследовал модальные суждения. Он выделял такие модальные функторы, как «необходимо», «возможно», «невозможно», «случайно».

Оценивая учение Аристотеля о суждении и понятии, необходимо справедливо отметить, что в этом учении сказывается колебание греческого логика между материализмом и идеализмом, между диалектикой и метафизикой. Положительным является то, что он с материалистических позиций определяет истинность суждения как соответствие его действительности, но признает интуицию разума таким же достоверным источником знания, как ощущение и восприятие. В этом сказалось его идеалистическое учение о приоритете формы над содержанием.

В учении о понятии особенно заметно проявились колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом, между диалектикой и метафизикой. Как мы уже говорили, В.И. Ленин отметил беспомощно-жалкую запутанность Аристотеля в диалектике общего и отдельного, а именно — понятия и чувственно воспринимаемого предмета. А проявилось это следующим образом.

Аристотель не был согласен с тем, что Платон оторвал общее понятие от вещей и превратил в существующие самостоятельно и независимо от природы и человека сущности. Это была критика идеализма с позиций материализма. Но сам Аристотель, правильно понимая, что общее объективно, что оно находится в единичных вещах, ошибочно решил, что это общее — более совершенное бытие, чем единичные вещи, поскольку оно вечно и неизменно.

Понятие, по Аристотелю,— это то общее, что присуще всем предметам данного рода или вида, оно выражает сущность вещей. Он подробно рассмотрел виды отношений между понятиями (тождественные, контрарные (от лат. contarius - противоположный), контрадикторные (от лат. contradictorius - противоречащий), подчиненные, соподчиненные и т. п.). Логический процесс, учил Аристотель, идет от менее общих понятий к более общим и завершается самыми широкими понятиями — категориями, которые стоят на вершине иерархической лестницы понятий.

Сам Аристотель главной своей заслугой в области логики считал открытие им силлогизма. В сочинении «О софистических опровержениях» он пишет: «Что касается риторики, то о ней сказано много и притом давно, но относительно учения о силлогизмах мы не нашли ничего, что было бы сказано до нас, но тщательное исследование этого предмета стоило нам труда в течение долгого времени».

Силлогизмом Аристотель называл «высказывание, в котором при утверждении чего-либо из него необходимо вытекает нечто отличное от утвержденного и именно в силу того, что это есть. Под словами же «в силу того, что есть», я разумею, что это отличное вытекает благодаря этому, а под словами «вытекает благодаря этому» — что оно не нуждается ни в каком постороннем термине. Аристотель дает и более узкое определение силлогизма, как умозаключения, где один из терминов должен находиться в утвердительной посылке и один должен быть взят во всем объеме, ибо без общей посылки правильный силлогизм не может иметь место. Причем, первую фигуру простого категорического силлогизма он считал совершенным силлогизмом [12].

Софизм (греч. sophisma — измышление, хитрость) — логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное. Как правило, софистическое рассуждение по форме основано на внешнем сходстве явлений, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на том, что событие вырывается из общей связи событий, на двусмысленности слов и на подмене понятий и т.д.

СОФИСТЫ — греческие философы, вошедшие в историю античной философии под названием учителей «мудрости» и «красноречия». По своим философским и логическим взглядам они делились на несколько групп.

Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифон) исследовали вопросы политики, этики, государства, права, языкознания. Bсе прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили только относительными. Но этот релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известен афоризм Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», что каждый человек имеет свою особую истину. Горгий пошел еще дальше, объявив в своем сочинении «О несуществующем, или о природе», что вообще «ничто не существует», в том числе не существует и природа. Присоединяясь к этому тезису Горгия, софист Ксениад заявлял, что нет истинных суждений, что все высказывания людей ложны.

Младшие софисты (Критий, Гипподам) настолько абсолютизируют релятивизм, что софистика у них уже вырождается в жонглирование словами, в фальшивые приемы «доказательства» истины и лжи одновременно.

Во все времена софистика подвергалась порицанию и критике не только со стороны прогрессивных деятелей науки и политики, но и со стороны всех людей здравого смысла. Еще Аристотель (384—322 до н. э.) называл софистов учителями «мнимой мудрости».

Софисты пытались уверить, что никакой объективной истины нет, что по любому вопросу, взятому в одно и то же время и в одном и том же отношении, можно сказать и «да» и «нет».

Опасность софистики для науки увидел еще Демокрит и начал борьбу против нее. Но первый серьезный удар по софистике нанес Аристотель. Глубоко для того времени изучив закономерности мышления, он, в ходе борьбы с софистикой, заложил основы науки о мышлении, которую назвал «аналитикой». Исходным принципом этой науки Аристотель назвал принцип непротиворечивости мышления: две противоположные мысли, взятые в одно и то же время, в одном и том же смысле, в одном и том же отношении вместе не могут быть истинными. Так было положено начало логике как науке о мышлении, ведущем к познанию истины как соответствии мысли отображаемому предмету. Вообще, под логикой понимают также сами законы правильного мышления, правильное сочетание мыслей в рассуждении, когда, например, говорят: «где у вас логика», «в его рассуждении нет логики». Встречается и третье значение слова «логика», когда имеют в виду связи, отношения, законы развития вещей и явлений материального мира (так, говорят о «логике вещей», о «логике революционной борьбы» и т. п.). Но это третье значение — чисто условное понимание слова «логика», так как в самих вещах нет речи, мысли, разума.

Термин «логика» для обозначения самостоятельной науки стал употребляться, по-видимому, стоиками. Правда, этот термин, они употребляли в более широком смысле, чем тот, в котором он стал пользоваться позже. Под логикой они понимали и науку о мышлении и науку о языке (грамматику). Поэтому предметом логики стоики считали изучение и словесных знаков, и обозначаемых ими мыслей. Считается, что название «логика» стало упрочиваться лишь с XIII в., а окончательно утвердилось в XVII в [12].

По мнению А.С. Ахманова, впервые термин «логическое» для учения о критериях истины и правилах познания ввел Демокрит, озаглавивший сочинение, посвященное этим вопросам, «О логическом или о правилах»... Однако Аристотель логическими, или диалектическими, называл только такие рассуждения, в которых исходят лишь из вероятно истинного без аналитического установления оснований истинности и которые поэтому носят условный, гипотетический характер; исследования же, посвященные науке о доказательстве, т. е. науке о средствах установления объективных истин, он назвал «Аналитиками» [1].

Логика стои — логика, разрабатывавшаяся представителями стоической школы — Зеноном (ок. 336— 264 до н. э.), Хрисиппом (ок. 281—208 до н. э.), Аристоном из Хиоса, Посидонием (ок. 135—50 до н. э.) и другими философами. Они впервые ввели термин «логика» для обозначения науки, исследующей законы мыслительной деятельности. Аристотель, как известно, науку о законах и формах мышления называл аналитикой. К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, что «после Аристотеля, они явились главными основателями формальной логики и систематики вообще» [25]. Логика рассматривалась ими как первая часть философии, наряду с другими частями философии — физикой и этикой. Цель логики — оградить ум человека от заблуждений и найти пути и критерий истины. Логика нужна, чтобы «охранять» этику, пищу для которой поставляет физика.

Предмет логики понимался стоиками несколько иначе, чем он начал истолковываться впоследствии. Логика должна, по их мнению, изучать не только суждения, понятия и умозаключения, но и слова и предложения, т. е. грамматику. Стоическая школа существовала в течение нескольких столетий. Поздние стоики: Сенека (ок. 4—65 н. э.), Эпиктет (ок. 50—138), Марк Аврелий Антонин (121— 180) и другие жили уже в I—II вв. н. э. Понятно, что на протяжении такого длительного времени взгляды стоиков на предмет логики и на отдельные проблемы этой науки не могли не меняться.

В стоическую логику входили два раздела: диалектика и риторика. Диалектика в свою очередь подразделялась на грамматику и теорию познания. Поэтому они определяли логику как науку о знаках и обозначаемом ими. Знак они определяли, как правильное условие, которое содержится в первой части условного суждения. Так, в формуле «Если Р, то Q» Р есть знак для Q. Стоики полагали, что отношение знаков к обозначаемым ими предметам является сущностью всякого рассуждения.

На Аристотеля не могли не оказать влияния учения величайших материалистов античного мира Гераклита Эфесского (около 540—480 до н. э.) и Демокрита (около 460—370 до н. э.). Известно, что Гераклит, подчеркивая роль чувственного познания, высоко ценил разумную, логическую ступень познания. Природа, говорил он, познается чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет «грубые души»,— плохие свидетели. Роль логического рассуждения подчеркивает и Демокрит, говоря, что более тонкое знание получается посредством разума, что нельзя останавливаться на ступени только чувственных данных. По свидетельству современников, Демокритом была написана специальная книга по логике «Каноны», но, к сожалению, она до нас не дошла.

На возникновение науки логики Аристотеля оказали влияние также древнегреческие софисты — эти первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия. Примыкавшая к рабовладельческой демократии основная группа софистов (Протагор, Гиппий и др.) придерживалась в общем материалистической теории познания. Но среди софистов были и такие философы, которые развивали идеалистические взгляды. Это особенно было характерно для поздних софистов, принадлежавших к аристократическому лагерю. Они то в спорах и начинают прибегать к приемам, которые получили название софистических. Софисты брались доказывать истинность и ложность любого положения. Этих «учителей» Аристотель называл учителями «мнимой мудрости». Если бы люди, говорил он, встали на позиции таких софистов, то научное знание стало бы невозможным.

В противовес софистике и платоновскому идеалистическому учению, Аристотель разработал науку о мышлении, основывающуюся на устойчивых объективных принципах. Первым таким принципом всякого рассуждения Аристотель считал принцип непротиворечивости мышления. Нельзя правильно мыслить, говорил греческий логик, если не признать в качестве исходного положения то, что утверждение и отрицание об одном и том же, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. Правильное умозаключение должно быть прежде всего свободно от противоречия самому себе. Этот принцип в современной логике называется законом [12].

Борясь против софистической подмены понятий в процессе рассуждения, Аристотель открыл второй принцип логики — закон тождества.

Согласно этому закону, мысль, которая приводится в каком-либо рассуждении, в данной системе изложения, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Лица, начинающие обсуждение какого-либо вопроса, должны, говорил Аристотель, сначала прийти к соглашению относительно употребляемых понятий, чтобы собеседники понимали под ними одно и то же в процессе всего рассуждения. Аристотелю же принадлежит заслуга открытия третьего принципа логики — закона исключенного третьего, согласно которому две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время не могут быть вместе не только истинными, но и ложными.

Но уже в последующих трудах Аристотеля логика все больше начинает выступать не как одно из средств воздействия оратора на аудиторию, а как знание, указывающее путь к достижению истины. Этого, с одной стороны, требовала быстро развивавшаяся наука, а с другой стороны, борьба с широко распространившейся тогда софистикой, которую Аристотель называл «мнимой мудростью». Софисты, особенно поздние (IV в. до н. э.), сознательно применяли в дискуссиях разного рода уловки, замаскированные внешней, формальной правильностью, с целью выдать ложное за истинное. Широко известен, напр., такой древний софизм:

То, чего ты не потерял, ты имеешь;

Ты не потерял рогов;

Следовательно, ты имеешь рога.

 

В заключении к п. 2.5.1. необходимо отметить следующее:

1.Учитель Аристотеля – Платон – древнегреческий философ, объективный идеалист, ученик Сократа (469-399 до н.э.). Восприняв от своего учителя учение об общих понятиях как сущности вещей, Платон полностью оторвал эти общие понятия от вещей и человека и изобразил их некими вечными, неизменными абсолютными идеями, существующими в особом потустороннем мире, представляющими собой «истинное бытие». Источник познания – воспоминания бессмертной души о мире идей, в котором она пребывала до того, как оказалась в «темнице» человеческого тела, чувства же не дают истинного знания. Чувственно воспринятый материал нужен лишь для того только, чтобы вызвать в душе воспоминания.

2.В произведениях Платона изложены его логические взгляды. Основным элементом мышления он считал суждение, которое является единством подлежащего и сказуемого, соединением понятий и в котором содержится или утверждение или отрицание. Суждение, а не понятие содержит истину о бытии, но судить о чём-либо – это устанавливать отношение между терминами. В «Евтидеме», «Софисте» и «Государстве» Платон привёл довольно много высказываний, свидетельствующих о том, что он вплотную подходил к открытию основных законов формальной логики. Платон заметил онтологический закон противоречия, формулировку которого даёт через некоторое время Аристотель.

3.В противовес софистике к платоновскому идеалистическому учению, Аристотель разработал науку о мышлении, опирающуюся на устойчивых объективных принципах:

а)принцип непротиворечивости мышления (закон противоречия);

б)принцип логики – закон тождества;

в)принцип логики – закон исключённого третьего.

Аристотель не только открыл и описал логические законы, но и основные формы человеческого мышления: суждение, понятие и умозаключение. Хотя сам Аристотель своим основным достижением считал введение в науку понятия силлогизма (фигуры силлогизма).

4.Центральной идеей логического учения Аристотеля Г. И. Рузавин и П. В. Таванец [36] правильно считают теорию формального вывода и называют Аристотеля основателем или создателем этой теории. Именно он впервые ввел в логику переменные (буквы Л, В* С, обозначающие термины силлогизма) и логические постоянные (быть присущим всякому... некоторым; не быть присущим ни одному... некоторым). В своем логическом учении Аристотель оперировал с формами силлогизмов, отвлекаясь от конкретных примеров. Заслугу Аристотеля F. И. Рузавин и П. В. Таванец видят также в том, что он создал первую формально-логическую систему, имеющую аксиоматический характер, а также подробно разработал модальную логику (см.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.07 с.)