Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектический материализм как высшая форма методологии науки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Историческая миссия диалектического материализма состоит в творческом развитии научного мировоззрения и обще-методологических принципов исследования в области естественных и общественных наук. Как прозорливо отмечал Энгельс, есть «... мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках» [50]. Каждая наука исследует качественно определённую систему закономерностей в мире. В различных областях научного познания постоянно и чем дальше, тем всё больше возникает внутренняя потребность в рассмотрении логичного аппарата познавательной деятельности, характера теории и способов её построения, анализа эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий науки и методов постижения истины. Многие из этих проблем являются задачами философского исследования. Однако комплексное решение этих проблем современная наука предполагает объединение усилий представителей специальных наук и философии. В современном мире революция в науке превратилась в научно-техническую революцию. В этих условиях особенно актуальны слова Энгельса, воспроизведённые В.И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», что «... „с каждым, составляющим эпоху, открытием даже в естественно-исторической области... материализм неизбежно должен изменять свою форму“...» [19]. Преобразования в современной науке столь глубоки, что они касаются самих её теоретико-познавательных основ. Потребности развития науки вызывали к жизни существенные, изменения в трактовке большинства категорий диалектического материализма — материи, пространства и времени, сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета научного познания резко усложнило и саму процедуру, приёмы познавательной деятельности. Прогресс науки не только ставит перед диалектическим материализмом новые вопросы, но и обращает внимание философской мысли на некоторые стороны старых проблем. Одной из важнейших тенденций современного научного познания является превращение ряда специальных понятий в общенаучные и философские категории. К их числу относятся: вероятность, система, структура. Принципы, законы и категории диалектического материализма активно участвуют в синтезе новых научных представлений, находясь в тесной связи с эмпирическими и теоретическими представлениями соответствующей науки. Многообразнее проявляется эвристическая роль диалектического материализма в синтезе современной научной картины мира. Так, например, развитие науки в ХХ и начале ХХI вв. раскрыло новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных процессов. Из теории относительности и экспериментальных фактов современной физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением её к скорости света возрастает масса, относительно сокращаются линейные размеры в направлении движения, замедляются все процессы по сравнению с состоянием относительного покоя тел. Замедление временных ритмов происходит также под действием мощных гравитационных полей, создаваемых большими массами вещества (что проявляется, например, в красном смещении спектральных линий излучения так называемых белых карликов и квазаров, обладающих очень высокой плотностью и мощными полями тяготения). При количественном возрастании плотности вещества (до значений порядка 1094 г/см3 и более) должны качественно меняться метрические, а возможно, и некоторые тонко-логические свойства пространства и времени. Из наблюдательных данных внегалактической астрономии следует, что средней плотности вещества в Метагалактике порядка 10-31 г/см3 соответствует незамкнутое пространство отрицательной кривизны. Однако эти данные нельзя распространять на весь мир в целом, поскольку материя неоднородна и в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями. В связи с этим следует помнить, что, хотя каждая конкретная (специальная) наука исследует качественно определённую систему закономерностей в мире, но ни одна специальная наука не изучает закономерности, общие для бытия и мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом философского познания. Диалектический материализм преодолел искусственный разрыв между учением о бытии (онтологией), теорией познания (гносеологией) и логикой. Диалектический материализм отличается от специальных наук качественным своеобразием своего предмета, его универсальным, всеобъемлющим характером. В пределах каждой специальной науки имеются различные уровни обобщения. В диалектическом материализме обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук. Философские обобщения поднимаются, таким образом, на самые верхние «этажи» интегрирующей работы человеческие разума. Диалектический материализм сводит в единое целое результаты исследований во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания универсальных законов бытия и мышления. Предмет научного познания определяет и характер применяемых в подходе к нему методов. Основным орудием философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, а достижения всех наук и культуры в целом [44]. Знание всеобщих законов служит руководящей основой изучения специфических законов. В свою очередь, все общие законы развития мира и познания и конкретные формы их проявления можно изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением частных законов. Это взаимоотношение общих и специфических законов составляет объективное основание взаимной связи диалектического материализма и конкретных наук. Будучи самостоятельной философской наукой, диалектический материализм даёт единственно научный метод познания, адекватный закономерностям объективного мира. Таким методом является материалистическая диалектика, «... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» [26,47].
Вопросы для повторения содержания главы 4
1.Дайте определение и раскройте понятие «метод». 2.Какие Вы знаете основные понятия методологии науки? 3.Объясните соотношение понятий: «модель» и «закон», «аксиома» и «постулат». 4.Какие функции выполняет понятие «модель» в кибернетике и теории систем? 4.Расскажите о классификации моделей систем 5.Какеи Вам известны критерии классификации моделей систем? 6.В чём состоит различие мысленных моделей от реальных? 7.Перечислите виды мысленных моделей систем. 8.Что такое «реальное моделирование» и его модели? 9.Сформулируйте определение понятию «методология» и раскройте его содержание. 10.Каковы исторические корни понятия «методология»? 11.Расскажите об онтологии понятия «методология науки» в XVII-XVIII в.в. 12.Охарактеризуйте развитие понятия «методология науки» в XIX веке. 13.Каким образом трактуется понятие «методология науки» в настоящее время? 14.Что такое «науковедение»? 15.Как Вы понимаете тезис о том, что диалектический материализм есть высшая форма методологии науки? Заключение
Из содержания учебного пособия видно, что оно базируется на триаде: логика-диалектика-материализм. Поэтому и заключение целесообразно посвятить этим трём разделам
Заключение к разделу «Логика науки» На протяжении многих столетий менялось понимание и истолкование законов и форм логики, источников их возникновения, но сами законы и формы в течение известной нам по сохранившимся памятникам письменной истории не претерпели сколько-нибудь существенного изменения. Исследование законов и форм логического мышления показывает, что современная структура суждений, понятий и умозаключений была заложена еще в глубокой древности. Аристотель в своих сочинениях только подвел итог длительной абстрагирующей работы человеческого мышления за многие тысячелетия, предшествовавшие его эпохе. Логический строй мышления не изменяется в связи с изменением экономического базиса. Одними и теми же формами и законами связи мыслей в рассуждении пользовались древние греки и население средневековых городов. Все люди, когда они мыслят и спорят правильно,— мыслят и спорят по одним и тем же законам и правилам, хотя многие, может быть, никогда не задумывались над этими законами и правилами. Но применение законов и правил мышления в таком случае является неосознанным. Отличительной чертой науки логики является то, что она дает правила об образовании мыслей и связи мыслей в процессе рассуждения, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Она дает правила для образования суждений, понятий, умозаключений, имея в виду не какие-либо конкретные суждения, понятия и умозаключения, а вообще всякие суждения, понятия, умозаключения безотносительно к данному конкретному содержанию того или иного суждения, понятия и умозаключения. Структура суждения, понятия и умозаключения одинакова как в рассуждениях относительно химических явлений, так и относительно биологических явлений, как в рассуждениях, касающихся исторических событий, так и в рассуждениях, касающихся математических объектов. Отвлекаясь от частного и конкретного в суждениях, понятиях и умозаключениях, логика берет то общее, что лежит в основе образования мыслей и связи мыслей в рассуждении, которое является цепью умозаключений, и находит логические законы. Немецкий логик Г. Клаус правильно замечает, что логика «не рассматривает конкретные понятия, суждения, умозаключения и т. д., а, абстрагируясь от частного и конкретного, исследует лишь то общее, что лежит в основе образования и определения понятия, построения суждений и умозаключений» [11]. А.Тарский называет логику «основой всех других наук», но не в том смысле, что это какая-то всеобщая методология. Он правильно сводит ее роль к исследованию законов связи понятий в процессе вывода. «Логика справедливо рассматривается как основа всех других наук,— пишет он,— хотя бы по той причине, что в каждой аргументации мы употребляем понятия, взятые из области логики, и каждое заключение производится в согласии с законами этой дисциплины» [40]. От конкретного содержания, т. е. от качественной определенности предмета отвлекается и математика. Да и не только эти науки при изучении явлений абстрагируются от ряда свойств. Это делает и диалектическая логика. Так, в законе о переходе количественных изменений в качественные говорится о скачке вне связи с каким-то конкретным содержанием, а именно — при каких конкретно условиях совершается скачок, например, в химических, физических, биологических процессах,— этого диалектическая логика сказать не может, ибо чтобы это сказать — надо изучить сами химические, физические, биологические процессы. Но, отвлекаясь от конкретного содержания этих рассуждений, логика находит в них общую логическую структуру, одинаковую форму связи между мыслями и выводит правило, которое имеет силу для всех подобных рассуждений, независимо от того, к какой области знания относятся эти мысли Законы правильного построения мыслей в процессе рассуждения едины для всех людей. Это совершенно ясно отмечает Маркс: «Так как процесс мышления сам вырастает из известных условий, сам является естественным процессом, то действительно постигающее мышление может быть лишь одним и тем же, отличаясь только по степени, в зависимости от зрелости развития, следовательно, также и от развития органа мышления, 'Все остальное — вздор» [28]. Мысль об общности форм человеческого рассуждения очень хорошо выразил два столетия назад великий русский ученый М. В. Ломоносов в следующих словах: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням» [23]. Мышление, как и язык, порождается не тем или иным базисом внутри данного общества, а всем ходом истории общества в течение многих веков. Мышление является продуктом деятельности не одного какого-либо класса, а всего общества, всех классов общества, многих сотен поколений людей. Немецкий логик Г. Клаус справедливо пишет, что «формальная логика необходима для человеческого познания, ее законы должны непременно соблюдаться и не может быть речи о том, чтобы в различных общественно-экономических формациях и у различных классов существовали какие-то особые, отличные друг от друга логики» [11]. Содержание мышления все время изменяется, существующий фонд понятий пополняется новыми понятиями, в которых отображается развитие производства, культуры, науки и т. п. Устарелые понятия отпадают, но сохраняются понятия, проверенные практикой. Формы же мышления, или логический строй мышления, законы мышления, изменяются более медленно, чем содержание мышления. Так же как и грамматический строй языка, логический строй мышления совершенствуется, улучшает и уточняет свои правила, но основы логического строя сохраняются в течение долгого времени. Одни и те же формы и законы связи мыслей в рассуждении применяются людьми в течение всех эпох. Формальная логика изучает структуру отдельной мысли и различных сочетаний мыслей в сложной форме, какой является умозаключение, рассуждение, доказательство, опровержение, гипотеза. При этом формальная логика абстрагируется от конкретного, специфического содержания каждой отдельной мысли, от процессов ее возникновения, формирования и развития и делает предметом своего исследования то общее, что присуще каждой мысли. Поэтому законы, открываемые логикой, распространяются на рассуждения из любых областей знания, ив любых конкретных дисциплин (физика, химия, биология, история и т. д.). Например, формальная логика открыла общий для всех без исключения наук прием определения понятия (определение «понятия» через ближайший род и видовое отличие). Знание логики дает возможность в затруднительном случае опереться на соответствующее логическое правило, подобно тому, как мы опираемся на знание того или иного грамматического правила при анализе трудного в синтаксическом отношении предложения. Само слово «логика» происходит от греч. слова «логос» (logos), что значит слово, мысль, мышление, разум. Оно употребляется в двух смыслах: логика как связь мыслей в наших рассуждениях, т. е. то, что объективно присуще мыслительному процессу, и логика как наука об этой связи мыслей. Логика как связь мыслей в рассуждении, как правильное построение мыслей в ходе размышления — это то, что присуще самому мышлению как естественному процессу, и не зависит от субъективного сознания отдельной личности, партии, класса, нации. Законы связи мыслей, правильного построения их в процессе рассуждения проявляют безразличие к классам и партиям. Как известно, состав наших знаний складывается из знаний двоякого рода: непосредственных и опосредствованных. Непосредственными знаниями являются все те знания, которые мы получаем в результате прямого воздействия внешних предметов на органы чувств. Такими знаниями будут, напр., знания того, что «данное яблоко сладкое», «данная калориферная батарея горячая», «данный цветок красный» и т. п. Истинность подобных высказываний очевидна, несомненна каждому нормальному человеку. Для доказательства ее не требуется приводить каких-либо дополнительных подтверждений. Но есть знания опосредствованные, или выводные. Б составе любой науки опосредствованные знания составляют главное содержание. Так, в геометрии огромное количество положений (теорем) о свойствах пространственных фигур выведены из сравнительно небольшого числа аксиом и определений. Если истинность непосредственных знаний прямо очевидна, ибо между воздействующим предметом и органами наших чувств устанавливается непосредственный контакт, то выяснение истинности опосредствованных знаний значительно сложнее. В самом деле, возьмем какой-нибудь простейший случай, когда новое знание получается нами не непосредственно, а в результате какого-то выведения из непосредственного знания. Напр., из знания о том, что «только квадраты являются равносторонними прямоугольниками», можно вывести такое новое знание: «все равносторонние прямоугольники являются квадратами». И это верно. Сама формальная логика не исследует диалектических законов мышления. Это — предмет теории познания диалектического материализма. Но формальная логика, как и любая конкретная, частная наука, руководствуется методологией диалектического материализма и свои законы и категории исследует с позиций этой методологии. Уже в учении Аристотеля формальная логика обогащалась диалектикой жизни, не устранялась от диалектики, а шла к ней. Аристотель, писал Ф. Энгельс, «самая универсальная голова» среди древних греческих философов, «уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления» [49]. Как известно, Ленин говорил, что «логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля...» [22]. Разрабатывая науку логики, советские ученые руководствовались указанием В. И. Ленина о необходимости внесения «поправок» в старую формальную логику. Формальная логика должна быть очищена от идеалистических и метафизических искажений, освобождена от схоластики, т. е. от занятий пустым умствованием. Некоторые противники формальной логики в этом видят «диалектизацию» формальной логики. Но этот двусмысленный термин можно было бы применить, если бы современные исследователи формальной логики занимались не изучением и применением законов этой логики — логики выводного знания, а изучением и применением законов диалектики, т. е. единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания и т. д. Но этого они не делают, хотя они, естественно, учитывают, если они стоят на позициях диалектического материализма, требования диалектики при разработке и развитии формальной логики (традиционной и математической). Обычно в «диалектизации» обвиняют представителей формальной логики те философы, которые упорно пытаются отождествить формальную логику с метафизикой. Последнее же идет еще от Гегеля. Уделяя много внимания разработке диалектической логики, Гегель не только пренебрег формальной логикой, но и нанес по последней незаслуженные удары. Он отождествил формальную логику с метафизикой. Сведя закон формальной логики (Закон тождества) к формуле А = А (хотя все корифеи формальной логики видели в этой формуле лишь символическое изображение этого закона, отнюдь не исчерпывающее сути закона тождества). Гегель без всяких оснований иронизировал, будто «здравый смысл в такой мере потерял свое почтительное отношение к школе, которая обладает такими законами истины и в которой их продолжают разрабатывать, что он из-за этих законов насмехается над нею...» [4]. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» законспектировал те места «Науки логики», в которых Гегель критикует формальную логику. Из этого некоторые философы поспешили сделать вывод, будто Ленин также ни во что ставил формальную логику. Но этот вывод явно противоречит истине. Ленин не только сам блестяще применял законы формальной логики в определении понятий, в построении выводов, в ходе доказательств, но и многократно обращал внимание на необходимость строгого соблюдения правил определения понятия, законов тождества, противоречия, исключенного третьего и других правил формальной логики. Формальная логика исходит из того, что мышлению присущи развитие, движение, изменение и противоречие. Это видно хотя бы из того, что один из основных законов формальной логики — закон противоречия — запрещает, в полном согласии с марксистско-ленинской философией, только один вид противоречия —• противоречие самому себе по одному и тому же вопросу, в одно и то же время и в одном и том же смысле, то, что Ленин называл «противоречием неправильного рассуждения», «выдуманным противоречием», которого «при условии, конечно, правильного логического мышления — не должно быть ни в экономическом ни в политическом анализе». И никаких запрещений против других противоречий в мышлении и в природе формальная логика не требует. По законам формальной логики, о любом предмете можно высказать противоречивые суждения, если взять его в разное время, в разных отношениях, в разных смыслах. А это опровергает не только положения о том, что формальная логика «устраняет всякие вообще противоречия», но и то ошибочное утверждение, будто формальная логика не замечает развития, движения и изменения мышления. Формальная логика исходит из того, что в разное время, в разных отношениях, рассмотренный в разных смыслах предмет может быть уже другим, т. е. предмет изменяется. В XIX в. возникает целое направление, занимающееся применением к области формальной логики математических методов, изучением процессов рассуждения и доказательства при помощи исчисления высказываний, которое получило название «математической логики». Это направление разрабатывается в трудах Буля, Больцано, Кантора, Порецкого, Фреге, Рассела, Гильберта, Жегалкина и др. С помощью математической логики решаются сложные задачи в математике, кибернетике, лингвистике и в других науках. Математическая логика — логическая наука по предмету исследования и математика — по методам, применяемым ею. Формальная и математическая логика — это две ступени одной логики. Математическая логика, которую отличает более глубокая формализация логических исчислений и более широкое использование математических методов, естественно, открыла новые закономерности формального вывода и доказательства. Знание этого в свою очередь обогащает и традиционную логику. Поэтому нельзя согласиться с раздающимися иногда утверждениями, что математическая логика «сняла» законы формальной логики в том смысле, что отбросила их. Это неверно, ибо все рациональное содержание традиционной формальной логики вошло в математическую и используется в последней. Кроме того, в СССР первая существовала в школьном обучении как пропедевтическая ступень ко второй, как наука, которая способствует логическому развитию учащихся. Были разработаны различные способы формально-уточненного «погружения» традиционной логики в математическую (Я. Лукасевич, В. Смирнов, А. Субботин и др.). Начало XIX в. отмечено разработкой диалектической логики как науки о наиболее общих законах развития мышления немецким философом Гегелем (1770—1831). Правда, уже и до Гегеля в работах ряда философов имелись элементы диалектической логики. Так, еще Аристотель, по словам Энгельса, «исследовал уже существеннейшие формы диалектического мышления». Элементы диалектики присущи логическому учению И. Канта (1724—1804). В отличие от предшественников Гегель дал энциклопедическое учение о всеобщих диалектических законах мышления. Но диалектическая логика Гегеля покоилась на идеалистической основе и это было ее ахиллесовой пятой. Гегелевская диалектическая логика в начале 40х годов XIX в. была критически освоена и материалистически переработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Диалектическая логика марксизма, адекватно отобразившая закономерности объективной действительности (природы и общества), явилась истинной наукой о наиболее общих законах мышления. В новых исторических условиях, в конце XIX — начале XX в. учение о диалектической логике дальше развил В. И. Ленин. Диалектическая логика — это философская, методологическая основа всех частных наук, в том числе формальной и математической логик [12]. Таким образом, «логика науки» - это область знания, научная дисциплина, которая применяет понятия и технический аппарат современных логик к анализу систем научного знания.
Заключение по разделу «Диалектика науки» Природа, по Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и её изучение по существу невозможно без учёта диалектики; при этом к диалектическому «...пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления» [26]. Поскольку законы диалектики— это прежде всего законы природы (а потом уже истории и мышления), постольку они неизбежно имеют силу и для теоретического естествознания, которое изначально заключало в себе элементы диалектики. Своё теоретическое осмысление диалектики природы нашла в открытии закона сохранения и превращения энергии, в эволюционном учении Дарвина, в создании Менделеевым таблицы химических элементов, в теории относительности Эйнштейна, в создании квантовой механики, в разработке генетики, кибернетики, астрофизики и др. Современная научная картина мира насквозь диалектична. Физика, например, освободилась от метафизического представления об извечно существующих простых частицах материи, выяснив, что элементарные частицы рождаются и исчезают, испытывая многообразные превращения. Установлены взаимосвязь массы и энергии, массы и скорости движения, двойственный, прерывисто-непрерывный характер структурных форм материи. При переходе от макромира к микромиру или мегамиру скачкообразно изменяются многие основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. Если прежде астрономия рассматривала Вселенную главным образом в статике, то благодаря новым открытиям стало возможным рассматривать её в эволюции. В области химии прежняя картина строения вещества (атом, молекулы, макротело) сменилась новой картиной (атомы, молекулы, радикалы, ионы, комплексы, мицеллы, микромолекулы и т. д.). Различные виды частиц — это последовательные уровни развития материи. Дискретные частицы различных ступеней являются узловыми точками, обусловливающими различные качеств, формы существования материи. Поскольку современные науки вплотную заняты проблемой саморазвития изучаемых ими объектов, постольку методом их теоретической «стратегии» неизбежно становится диалектика, края во главу угла ставит внутреннюю связь вещей, рассматривая любую систему как конкретное единство и внутри себя расчленённую целостность. Самим ходом развития науки противоречие возводится ныне в руководящий принцип научного исследования. Фундаментальными проблемами диалектики природы являются прежде всего: - противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развёртывания, становления; - соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количеств, изменениями; - иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; - порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу. Диалектика общественной жизни. Если процессы природы совершаются сами собой, то история общества делается людьми, поведение которых мотивировано определенными потребностями, интересами и целями. «Исследовать движущие причины, которые... непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей,— это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории...» [50]. Кардинальными проблемами социального познания являются: - диалектика объективного и субъективного в истории; - взаимодействие производительных сил и производственных отношений; - взаимосвязь производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания; - взаимоотношение общества и природы, личности и общества и др. Выявляя противоречия исторического процесса во всех сферах социальной реальности, диалектика показывает, что каждая ступень общественного развития (обществ, формации) носит исторически преходящий характер. В положительное осмысление существующего диалектика вместе с тем включает понимание его отрицания, его необходимой гибели. Однако было бы серьёзной методологической ошибкой абсолютизировать «разрушительный» аспект диалектики в ущерб положительному пониманию существующего. В таком случае она превращается в «негативную диалектику», «критическую теорию общества». Подлинно научное понимание социальной диалектики исходит из того, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» [27]. Социальная практика и социальная теория предполагают и диалектически совмещают в себе как положительную, созидательную, так и разрушительную, критические стороны жизни общества, утверждая единство как преходящего в данном социальном организме, так и его наличные и скрытые потенции и перспективы. Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу.
Заключение к разделу «Диалектический материализм и методология науки» Диалектический материализм - это научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм основывается на достижениях науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Диалектический материализм — высшая форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли. Материя и сознание. Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является основным вопросом любой философии, в том числе и диалектический материализм. Материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания. Диалектический материализм, исходящий из принципа материалистического монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические физические и химические явления, жизнь растений и животных, человек и его сознание, жизнь общества. Но при всём качеств, многообразии составляющих мир вещей и процессов — мир един, поскольку всё, что входит в его состав, — лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые некоторым всеобщим законам. Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе которого, например, в пределах планеты Земля, совершился переход от неорганической к органической материи (в виде растительного и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу. Материя существовала до появления сознания, обладая в своём «фундаменте» лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения. На уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных. С возникновением человеческого общества возникает общественная форма движения материи, носителем которой является человек; как субъект общественной практики он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира. Согласно диалектическому материализму, сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психическая деятельность вообще возникает и развиваются из реального взаимодействия человека с миром' через его обществ, отношения. Таким образом, за пределами гносеологии сознание не противостоит материи. Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же — это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания. Теория познания. Исходными моментами теории познания диалектического материализма являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания обществ, практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно исторических условиях общественной жизни. Практика — основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания. Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувств, ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувств, познания к логическому мышлению является скачком от знания об единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувственное отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса. Человеческое мышление, будучи историческим явлением, предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Познание мира отдельным человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление современного человека есть, таким образом, продукт общественно-исторического процесса. Из историчности человеческого познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость исторического метода, который находится в диалектическом единстве с логическим методом. Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное сод<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.87 (0.021 с.) |