Материализм во взглядах на общество. Марксистский закон развития общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материализм во взглядах на общество. Марксистский закон развития общества.



Общая философия-диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса-исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие:- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление), -принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание, -принцип познаваемости мира, мера его познанное™, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика; -принцип развития. Весь мир находится в непрерывном диалектическом развитии, источник которого-возниковение и разрешение противоречий; -принцип преобразования мира в целях достижеия свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства. Диалектический материализм впервые распространяет мат.понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса. Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмчивания и распредмечивания. Для Маркса обхект-это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта(чел.общ.гос). Действительность берется не созерцательно а в форме приложения человеческой чувствительной деятельности. Основные виды практики-обработка природы людьми(материально-производственная деят.) И обработка людей людьми(социально-преобразующач деят.) вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологии, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести материализм гЗ] в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: (од основа любого человеческого общества-добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой-политикой, юридической, общественной и др.. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил, когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития(предметы производства, знания и опыт, человек). Когда производственное отношения отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религич, искусство), отношений между людьми-суды, партии, церковь... Общественно-экономические формации-первоб, рабовл, феод, капитал, коммун. 1стадия-социализм. Эта теория позволяет исследовать исторические события в рамках истолкования их причин, искать общие черты разных стран на одной ступени общ.развития(исп.общенаучный критерий повторяемости). Общество-единый соц организм. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят историю, но не по произволу, т.к. находятся в нектр. экономических условиях,что обуславливает мотивы их действий. Карл Маркс: «капитал», Энгельс: «Диалектика природы». Были сторонниками диалектики, законы Гегеля сохранаются, но главное – материя. Враждебное отношение к религии. Не делят мир на страны, рабочие едины.

30. русская философия 19-20 веков. Общая характеристика основных направлений.

Первые элиты философского знания появляются во времена Екатерины II. Философия как модное направление знания.

Эпоха просвящения абсолютизма – предпосылки формирования философии как отдельного вида знания. XIX – период стабильного формирования России. Школа декабристов – первая философская школа России. Главные вопросы:

1. Отмена крепостного права;

2. Ограничение самодержавия (парламент, конституция).

Идеи в европейском духе, свобода и конституционная монархия. Заговор высшей знати: аристократы и офицеры. Ключевую роль сыграла война 1812г. Порядок устройства общественной жизни европейский стран захотели перенести в Россию. Декабристы потерпели неудачу.

Славянофилы и западники. Славянофилы – у России свой путь развития, опора на православную веру коллективизм; ПетрI – анархист, т.к. европейский путь губителен для России; идеал – допетровская Русь, лозунг – Москва третий Рим (Поляков, Кириевский). Западники - у России нет своего самобытного пути; необходимо принимать опыт с запада; не противопоставлять себя другим; православие – часть христианства; опора на опыт др. государств (Герцен, Белинский).

Философия Толстого и Достоевского. Достоевский признавал достижения запада, но опирался на народную почву. Очень ценил чел-ка. Тема – драма чел-ка, его переживания, поиск себя. Душа – арена борьбы дьявола и Бога, добра и зла. Раскольников – толпа и те, кто выше толпы. Попытка поставить себя над людьми. Человекобог – тот, кто пытается занять место Бога. Богачеловек – тот, кто пытается походить на Бога. Русская идея – идея мессианского назначения русского народа, Толстой: толстовство – непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. Власть и церковь подавляют людей. Их критика. Жить в крестьянской общине, поохать землю. Главная тема опрощение «быть ближе к народу».

Философия А.А.чаодаева. взгляды близки к западникам. Отстаивание из-за огромной территории сложно контролировать. Необходим деспотизм для контроля над страной. Стремился к единой церкви, высоко ценил католицизм. География и её влияние на гос-во, близок к Монтескье. «философии письма», «апология сумасшествия».

Патриотизм – не любовь к Родине, а раскрытие её недостатков. Конец 19века – период формирования слоя партии:

1. Консервативно-охранительная (православие, самодержавие, народность) опора на монархию, почетания царя, борьба против всего нового, реформ.

2. Либерализм (поддержали существующий 1 строй, но не хотели его реформировать). Введение конституции, парламента.

3. Революционная (путь неприятия власти, смены режима) народовольци, эсеры – социалисты- революцианеры (мысь о крестьянском опыте), -анархисты (не признавали власть, люди не должны ни кому подчиняться), - социал-демократы (РСДРП: меньшевики, большевики) революция 1917г., пролетарская революция, марксизм, отмена частной собственной.

Владимир Соловьев «Философия всеединства» (оправдание добра, единство Бога и чел-ка; красота, добро, любовь приблежают нас к Богу). Учении Софии – 4 исповедь Бога, женское божественное начало.

20 век Русская религиозная философия (Родоначальники – Булгаков, Флоренский, Соловьев). Философия хоз-ва. Люди ведут совместное хоз-во – объект отношений. Экономика +богословие+ философия. Булгаков был выслан из России на пороходе вместе с др. деятелями науки и искусства. Флоренский – идея непосредственного восприятия Бога душей, а не разумом сразу и навсегда (сослан в каторгу). Естественнонаучное направление (Сеченов, Темирязев, Павлов). Этап связан с практическими успехами науки. Русский космизм (попытка объединить небесное и земное. Космос – общее достояние всех людей) космическая нравственность (Циалковский и Вернадский (сфера разумного – стать выше, умнее, лучше)). Федоров – идея борьбы со смертью. Смерть – зло. Бессмертие - главная идея. Люди должны жить вместе, чтобы творить. Все близкие люди нуждаются в том, чтобы их реанимировали. Общее дело – победа над смертью.

Советский период (после 1917г.). философия стала частью партийного аппарата.

1. Первый этап (1917-1930гг) – время дискуссий и споров (Бухарин и Троцкий). Идея – мировая революция.

2. Второй этап (1930-1953гг) – укрепление гос-ва, во главе Сталин, время воин. Философия марксистско-ленинская (теория+практика). 1953г – смерть Сталина, переход к Хрущеву;

3. Третий этап (либерализации) - 1953-1964 публикация ранее запрещенных книг, перемещение людей в хрущевки.

4. Четвертый этап - застой Брежнева (64-82гг) – стабильность благосостояния. К 80-м наростание негативных тенденций, коррупции, спекуляции, война в Афганистане. Андропов – борьба за дисциплину.

5. Пятый этап – Горбачев (85-91гг) – перестройка, уменьшается смертность, бурный рост информации.

Питирим Сорокин (1889-1968гг) – русский филосов живщий и работающий в США, сделал главной темой своей философии проблемы чел-ка и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации, социальные мобильности.

Стратификация – разделение общ-ва на многочисленные соц. Группы (по ур-ню дохода, профессии, нацианальности, влиянию)- страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общ-ва явл. социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в др.

История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для чел-ва в современный период стали представлять рост бездуховности и неогр. развитие науки и техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)