Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика Гегеля (принципы, законы, категории)

Поиск

Гегелем впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворение им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

1. Все – Мировой дух, «конечный дух» - чел-к, предмет и явление окружающего мира, процессы – содерж. В себе противополжные начала(день и ночь, тепло и холод);

2. Данные начала (стороны единого бытии и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению др. к др., но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

3. Единство и борьба противоположностей – основа развития и сущ-ия всего в мире. Развитии происходит от абстрактного к конкретному и имеет след. механизм:

• Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность;

• В рез-те взаимодействия 2-х противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, ктр., в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком ур-не развития;

• Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого ур-ня. По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Дух имеет три разновидности:

- объективный дух – следующая ступень духа «дух общества в целом».выражением объектов нового духа явл. правот – т.е. реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражения объективного являются нравственность, гражданское общ-во, государство;

- субъективный дух – душа, сознание отдельного чел-ка (так называемый «Дух для себя»);

- абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия. Искусство – непосредственное отображение чел-ом абсолютной идее. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая чел-у Богом в виде откровения. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понято гениальными людьми – философами. Гегель сформулировал «три закона диалектики»:

1) закон единства и борьбы противоположностей – противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития – единство и борьба противоположностей. Это присуще духу;

2) закон отрицания отрицания – голое отрицание – нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание – сохраняет нечто от первого объекта – т.е. воспроизведение этого объекта, но в др. кач-ве.;

3) закон перехода кол-ных изменений в кач-ные – при изменении кол-ых отношений после определенной стадии происходит изменение кач-ва из-за неразрушения меры. Гегель делит всю историю чел-ва на три больших эры: восточную, антично-средневековую,германскую. Восточная эра (эпоха Др. Египта, Кита и т.д.) – такой период истории, когда в общ-ве осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один чел-к – фараон, китайский император, а все остальные явл. его рабами и слугами. Антично-Средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава гос-ва, окружение, военачальники, аристократия, фиодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Марксистская философия. Диалектико-материалистическое понятие природы.

Она была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883гг) и Фридрихом Энгельсом (1820-1825гг) во второй половине 19в. И явл. составной частью более широкого учения – марксизма, ктр. на ряду с философией вкл. В себя экономику и социально-политическую проблематику. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

1. Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, Бекона, Гоббса и Локка Людвика Фейербаха);

2. Бурный рост открытий в науке и технике;

3. Крушение идеалов Великой Французской революции (свобода, рав-во, братство, идеи франц. Просвящения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

4. Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;

5. Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксистская философия материалистична по совему хар-ру и сост. Из 2-х больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Филосовским новаторством К.Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории. Суть исторического материализма в след.:

• На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особенные производственные отношения;

• Производственные отношения и уровень производительных сил образуют экономическую систему, ктр. явл. базисом для институтов государств и обществ, общественных отношений;

• Указанные гос-ые и общественные институты, обещственные отношения выступают в кач-ве надстройки по отношению к экономическому базису;

• Базис и надстройка взаимно влияют др. на др.;

• В зависимости от ур-ня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономическе формации - первобытно-общинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общ-ва); рабовладельческое общ-во (экономика основана на рабстве); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются след. понятия: средство производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация чел-ка чел-ом.

Средство производства – уникальный товар, ф-я труда высшего ур-ня, позволяющая производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - «рабочая сила». В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и от рез-ов труда. Основной товар – средство производства – сосредотачиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в кач-ве наменой рабочей силы за заработною плату стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница м/у ними, по Марксу, явл. прибавочной стоимостью, часть ктр. идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства для производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. В основу диаликтического материализма Маркса и Энгельса была положении диалектика Гегеля. Положения диалектического материализма:

• Основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие опр. сознание);

• Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• Материя нахождится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, он явл. идеальным образом, плодом чел-ой фантазии для объяснении явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству утешение и надежду. Бог не оказывает никакого влияния на окруж. Действительность;

• Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• Важным фактором развития явл. практика – преобразование чел-м окруж. Дейстительности и преобразование чел-ом самого чел-ка;

• Развитие происходит по законам диалектики – единство и борьбы противоположностей, перехода кол-ва в кач-во, орицание отрицания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.008 с.)