Основные принципы диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы диалектики



Основными принципами диалектики являются:

· принцип всеобщей связи;

· принцип системности;

· принцип причинности;

· принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутренне единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

· внешние и внутренние;

· непосредственные и опосредованные;

· генетические и функциональные;

· пространственные и временные;

· случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где она порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

· вечность, неуничтожимость истории, мира;

· его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики

Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

· сущность и явление;

· форма и содержание;

· причина и следствие;

· единичное, особенное, всеобщее;

· возможность и действительность;

· необходимость и случайность.

Основные исторические формы диалектики

Основные исторические формы диалектики:

· диалектика античных философов; стихийная диалектика (Сократ, Гераклит, Платон, Зенон, Аристотель и др.);

· идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель);

· материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

 

Вопрос 36. Диалектика

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через: i/ законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занима ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов,
категорий, принципов — основополагающими являются законы
диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук {физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития - их
источник, механизм перехода от старого к новому, связи
старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;
*/ переход количества в качество;

отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том,
что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи
едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­
лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­
янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и
переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой,
но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­
телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­
рона ^переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить
только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­
мощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг
другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­
ствуют в одном направлении);

•* нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-
либо дела стороны должны действовать только вместе и не
могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду,'- оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

t/ незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из ноюго в старое и отрицается все более новым.

Примеры: i/ смена общественно-экономических формаций (при форма-

ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

|/ смена вкусов в культуре, музыке;

 

эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой
ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­
вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия ~ дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие - только поступательный процесс, переход от низ­
ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как

восходяшим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же

восходящая. Примеры:

i/ организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­
вития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился
ее падением, но затем последовало новое развитие Европы
по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;
i/ принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: i/ внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядочение. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи н целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность, неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми
оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­
блем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

t/ единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;
s/ необходимость и случайность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 4196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.028 с.)