Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: диалектика как учение о развитии мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики. Законы диалектики. 3. Категории диалектики. Метафизика как способ познания мира. Основные понятия: диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Философия развития // Данильян О.Г., Таранец В.М. Философия. М., 2006. Стр. 211. 2. Диалектика бытия и всеобщие законы развития// Философия. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. М., 2004. Стр. 408. 3. Основные философские категории. // Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. Стр. 53. 4. Диалектика// Философия под ред. В.П.Кохановского., М., 2004. Стр. 130.
На предыдущих семинарах мы рассматривали, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском знании нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают. · Почему мир развивается? · Как происходит его развитие? · Существует ли направленность в его изменениях? Эти вопросы, с одной стороны, решены в философии концептуально диалектикой и метафизикой; с другой стороны, они проблемны для философии и находятся в центре ее изысканий. Методические рекомендации к изучению темы: Рассматривая исторические формы диалектики важно понять, что содержание диалектики формировалось в течение длительного периода развития философии. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой создается система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. В современном понимании диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения.
Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Таким образом, метафизика противостоит диалектике, · во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; · во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика. Современную форму диалектики от предшествующих ей исторических форм (стихийная диалектика античности, натурфилософская диалектика мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, идеалистическая диалектика представителей немецкой классической философии и др.) отличает ряд принципиальных особенностей: 1. Она отражает состояние мира на современном уровне достижений естественных, технических, общественных наук. 2. Мыслит развитие в рамках системной парадигмы. 3. Признает исходной, фундаментальной теоретической основой понимания всех процессов развития - принципы эволюции и самоорганизации материальных систем. 4. Отрицает понимание развития как линейного процесса, детерминированного динамическими закономерностями. Рассматривает этот процесс с позиций нелинейности, вероятности (статистичности), неопределенности. 5. Интенсивно обогащается категориальный аппарат диалектики – «сложная система», «хаос», «порядок», «статистическая детерминация» и т.д. 6. Признает возрастающую роль разумной деятельности человека, находящую свое конкретно-научное выражение в концепции «направляемого развития». Тождество и различие объективной и субъективной диалектики: 1. Объективная диалектика первична, субъективная вторична, детерминирована объективной.
Диалектика может быть представлена в следующем виде: I. Принципы диалектики: II. Основные законы диалектики: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные. 2. Закон единства и борьбы противоположностей. 3. Закон отрицания отрицания. III. Категории (неосновные законы) диалектики: 1. Сущность и явление. 2. Единичное, особенное, всеобщее. 3. Форма и содержание. 4. Причина и следствие. 5. Необходимость и случайность. 6. Возможность и действительность. Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуются в законах и категориях, но и законы, входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и преходящие. Законы диалектики · Создают единую системную картину мира, · Все законы не проявляются в «чистом виде», а взаимосвязаны между собой. Они взаимнодополняют друг-друга. · Они объясняют развитие мира. · Они последовательно отвечают на вопросы – почему происходит развитие, как происходит (каков механизм развития) и в каком направлении происходит развитие. Заполните таблицы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.007 с.) |