Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура диалектики и антидиалектики. Объективная и субъективная диалектика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалектика подразделяется на принципы, законы и категории. Материалисты трактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира. Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития. В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. "...Понятие закона, - писал В. И. Ленин, - есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса..."105. Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимые общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: специфические законы, охватывающие сравнительно узкий круг явлений (например, закон сложения скоростей действует только в механике, термодинамические законы -в тепловых процессах, законы квантовой механики - в микромире); присущие более широкому кругу явлений (закон сохранения и превращения энергии, которому подчиняются все явления природы, закон всемирного тяготения и т. д.). Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Общепризнанными являются три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. Вкатегориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию. В "Диалектике природы" Ф. Энгельс говорит о диалектике как "науке о всеобщей связи". Это положение фиксирует структурноустойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом и требует системно органического подхода к их изучению. Связь понимается как универсальное закономерное внутреннее взаимодействие. Наиболее характерное воплощение универсальной связи - пространство. Относительную устойчивость бытия, его "устройство", "организованность" отражают, прежде всего, категории "единичное - особенное-общее", "многое - единое", "сходство -различие", "качество - количество", "простое - сложное", "часть -целое", "конечное - бесконечное", "форма-содержание". События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Время -образ, характеризующий становление и превращение вещей, движение и развитие объектов. Предметы не только коррелятив-ны, устойчиво соотнесены между собой, но и подвержены возникновению и исчезновению, т. е. относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс в "Анти-Дюринге" определяет диалектику как "науку о всеобщих законах движения и развития". Преимущественно изменчивый план бытия отражается, прежде всего, в категориях "причина — следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность", "явление - сущность". Оба определения диалектики (науки о всеобщей связи и науки о всеобщих законах развития) выражают существо принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие предполагает связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления (онтологии и гносеологии, объекта и субъекта), устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Ранее данное подразделение категорий на отражающие относительную устойчивость и изменчивость бытия условно. Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, законов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимопредполагающих мнений и точек зрения. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимании связей и развития: диалектическое и метафизическое. Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" и определил 5мета-физику как антидиалектику. Метафизика сыграла определенную позитивную роль в развитии науки: открытия Нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизацию данных. Для "старой" (классической) метафизики (XVII-XIX вв..) характерно отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие Целостного (системного) взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по "Новая" метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно на фоне громадных достижений науки и общественной практики этого не заме гчать. Имея это ввиду, В. И. Ленин писал: "Две основные... конце; тщии развития... суть: развитие как уменьшение и увеличение, кахк повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник... (или сей источник переносится во вне - бог, субъект...). При второй концепции главное внимание устремляется" на познание источника "самодвижения^11. Первая концепция мертва... Вторая -жизненна. Только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового"''07. "Новая" метафизика в своих различных вариантах истс^лко-вывает развитие: лишь как количественные изменения ("пло..Ский эволюционизм"); как только качественные изменения, цепь с^кач-ков ("катастрофизм")*; как монотонное повторение со строгсо линейной направленностью; как движение по кругу, без возничкНО-вения нового; как движение, из которого изымается его сущноость противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его "попятных" движений. В отличие от классической (первоначальной) метафизики, благоговеющей перед незыблемостью и постоянством вещей, неометафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ; за изменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительность превращается в сплошной иррациональный поток, исключающий всякую определенность. При этом теряется равновесие в жизни, человек не улавливает свое собственное бытие, коль скоро в организме ежесекундно отмирают одни клетки и нарождаются новые, а все вещи, с которыми соприкасается субъект, мгновенно изменяются. Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики. Софистами в древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам, в том числе и красноречию. Слово "софистика" получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с "пустой" мудростью. Тем не менее софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления. Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывает случайные признаки. Это есть односторонний подход к явлениям, нарушение требований элементарной логики. Софистика оперирует всякого рода уловками (софизмами), замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам в софизме "рогатый". "То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, ты имеешь рога". За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущена подтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел. Софистический способ понимания мира разводит противоположности: живое мыслит как резко противоположное мертвому, доброе - злому, капитализм социализму, национальное интернациональному, индивидуальное общественному, личное коллективному и т. п. Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика произвольно сочетает разные признаки предмета, не умеет выделить определяющего, не способна синтезировать многообразное. В характеристике эклектики Гегель использовал образ платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н. К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу "взять хорошее отовсюду": от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма — мелкую собственность, общину. Или: неразумно стремление совместить такие принципиально чуждые друг другу явления, как демократию и тоталитаризм. В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для данных, конкретных условий определяющий признак, но не абсолютизирует его. Диалектика - теория и одновременно метод творческого осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.012 с.) |