Закон единства и борьбы противоположностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон единства и борьбы противоположностей.



Диалектические противоположности

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет ис­точник развития и связей всех природных, социальных и духов­ных объектов, раскрывается через категории "противополож­ность", "противоречие", "единство", "борьба противоположно­стей", "тождество", "различие".

Объекты бытия представляют собой определенную целост­ность со своими противоположностями. Уже в древности утвер­ждалось, что все существующее в мире есть результат столкно­вения противоположных сил: доброго и злого начал (в египет­ском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской ми-фхшогии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, на­слаждения и страдания, честного и нечестного, левого и пра­вого и т. д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Антиномии, по Канту, - это противоположения (тезис и антитезис), которые мо­гут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из про­стых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господ­ствует необходимость (детерминированность) - в мире сущест­вует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыден­ного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, краси­вое - безобразное и т. д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В на­учном познании мира выделяются ключевые противо­положности (основные стороны, тенденции, силы пред­мета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глу­бинную суть* предметов и является источником развития. В не­органической природе это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяже­ния и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т. д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целе-полаганием и стихийностью и пр. В математике, с количествен­ной стороны отражающей мир, противоположностями выступа­ют плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодейст­вуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или про­цесс представляет собой не только взаимоотношение двух проти­воположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессозна­тельно осуществляющийся процесс на определенном этапе поро­дила из себя свою противоположность - общество, т. е. сферу че­ловеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием со­знания. Материя в своем развитии раздваивается на самое себя -материальное и свою противоположность — идеальное.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрица­тельную. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребно­стей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненнонеобходимых и творческих мотивов деятель­ности, конкурентности и коллективистской солидарности, произ­водственной эффективности и социальной защищенности, соци­ального равенства и различий в доходах.

Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития. Дифференциация в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть усло­вие образования атомов, а затем и молекул. Дифференциация на' разнородные химические элементы (в частности, на металлы и неметаллы) - условие образования сложных химических соеди­нений, а в конечном счете - возникновения жизни. Деградация (антипод дифференциации) характеризует разрушение сложных структур, возрастание однородности и однообразия.

Противоречивость бытия и познания

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Гераклит истолковал противоре­чия как движущий принцип возникновения и гибели в природе: враждующееся соединяется, из расходящихся начал складывает­ся гармония, все происходит через борьбу. Гегель, раскрывая са­моразвитие понятий, утверждал, что в противоречии заключен "корень всякрй жизненности и пульсации", "источник всякого движения". "Противоречие - вот что на деле движет миром..."111. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассо­гласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является ре­зультатом нечеткости, нелогичности. Многие метафизики проти­воречия допускали в качестве феномена мышления, возникающе­го из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности свя­зей и развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диа­лектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей..."11.

Субъективная диалектика (противоречия, возникающие в по­знании, логике мышления) обусловлена объективной диалекти­кой (природы, общества). Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностя-ми) и субъект-объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть, экономическая эффектив­ность и социальная справедливость, политическая интеграция и национально-государственный суверенитет, социальное равенст­во и различие людей в их способностях и т. д.). Диалектика тре­бует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разре­шая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностя­ми материального и духовного бытия. Вероятно, субъективная диалектика есть не только логика и познание, но и преобразова­ние мира человеком.

Во взаимодействии противоположностей одна из сторон вы­полняет функцию сохранения существующего противоречия, другая — его упразднения. В динамике противоположностей охра­нительная и отторгающая роли меняются местами. Так, на на­чальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимули­рующую и до определенной поры охранительную роль в разви­тии последних, лишь затем превращаясь в тормоз и нацеливаясь на устранение данного способа материального производства.

Выделяются противоречия основные (содержащиеся в самой сущности предмета) и неосновные (между взаимосвязанными яв­лениями), внутренние и внешние, антагонистические и неантаго­нистические.

Внутренние противоречия - это взаимодействие противопо­ложных сторон данного предмета. Внешние противоречия -отношения предмета с окружающей его средой, с предметами этой среды. Механицизм и плоский эволюционизм источник раз­вития либо полностью, либо преимущественно усматривал в воз­действии лишь внешних факторов (например, в теории Е. Дюринга). В современной зарубежной социологии главный источник конфликтов по Р. Дарендорфу, - неизбежная в общест­ве система управления (т. е. внешний фактор) с ее господством и подчинением, порождающая столкновение интересов. Но ведь управление выступает и как средство согласования, сбалансиро­вания интересов. К тому же, управление может (и должно) осу­ществляться, согласуясь с логикой развития объекта.

Разделение противоречий на внутренние и внешние относи­тельно. Например, взаимное противостояние капитализма и со­циализма в рамках всего человечества было внутренним проти­воречием, а по отношению к каждой из этих систем - внешним. Это противоречие отвлекало материальные и интеллектуальные силы от решения мирных созидательных задач, но в еще большей степени активизировало внутренние ресурсы каждой из систем.

Определенного рода антагонизмы имеются в живой природе -между отдельными типами бактерий, хищными и нехищными животными, некоторыми растительными организмами.

Антагонистические противоречия оживляются в конфронта-ционные периоды истории, когда интересы эксплуататоров и эксплуатируемых непримиримо враждебны. Совокупность про­тивообщественных действий - бандитизм, пронизывание госап­парата мафией, коррупция, хищения, злоупотребление властью и пр. - находится в антагонизме к правовому обществу. При со­циализме, по Ленину, антагонизмы исчезнут, останутся только противоречия. Иную позицию занимал Сталин, предсказывавший нарастание классовой борьбы по мере продвижения общества к социализму. Общество в варианте "государственного социализма", как продемонстрировала практика, объективно заряжено коллизиями ввиду несовпадения интересов большинства народа и привилегированной административно-бюрократической вер­хушки населения. В современном переходном состоянии нашего общества, характеризующегося граничностью, столкновением тенденций многих формаций и укладов, цивилизаций, возмож­ность антагонистических противоречий возрастает. Они преодо­леваются овладением противоречиями путем применения в соци­альных действиях метода соединения противоположностей; уст­ранением одной из сторон мерами экономического и политиче­ского характера, включающих в необходимых случаях примене­ние насилия государственными органами.

Борьба противоположностей и ее стадии

Противоречивое отношение между противоположными сто­ронами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противо­положностей, их "взаимоотрицание". "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в но­вую категорию составляют сущность диалектического движе­ния"113. Применительно к обществу борьба может быть в бук­вальном смысле (социальных, политических сил за свои интере­сы). В целом же слово "борьба" употребляется метафорически.

"Противоречие выступает только там, где есть отношение"'14. Начальный этап развертывания взаимодействия противополож­ных сторон единого обозначает категория "тождество". Она так­же характеризует: синоним единства, взаимосвязи противопо­ложностей; самотождественность объекта или процесса самому себе; динамизм, возможность при определенных условиях проти­воположностям превращаться друг в друга. Относительное тож­дество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей.

Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собст­венно противоречие**. К. Маркс между тождеством и различием (на примере развертывания стоимостного отношения) дополни-

Здесь мы мысленно отвлекаемся от того, что борьба (взаимодействие) проти­воположностей не существует вне их единства.

Первая ступень -неопределенного бытия - характери­зует становление нового предмета. Предмет есть, ибо он уже ста­новится, и предмета нет, так как он лишь становится. Ступень определенного бытия показывает предмет как ставший, но еще не отчлененный от старого. Третья ступень характеризует новое как приобретшее относительно самостоятельное бытие, но вынужденное опираться на старое, ибо новое еще не имеет соб­ственных оснований. На стадии реального бытия новое функционирует на собственных основаниях. На пятой ступени новое достигает зрелости, предмет становится органической це­лостной системой, которая сама продуцирует условия собствен­ного функционирования.

Проиллюстрируем динамику взаимодействия сторон целого на примере развития капитализма. (1). Становящийся капитализм был сугубо феодальным производством, излишки которого пред­назначались для продажи и в конечном счете для получения воз­росшей стоимости. (2). Капитализм поначалу использовал фео­дальные внеэкономические средства ("огораживание", примене­ние труда крепостных на заводах). Новый способ производства уже всецело ориентирован на рынок, но способ соединения ра­ботника со средствами производства остался феодальным. (3). Перейдя к применению наемного труда и тем самым отойдя от феодального способа соединения работника со средствами про­изводства, капитализм сохранял феодальный способ присвоения прибавочного труда (за счет удлинения рабочего дня). (4). В ре­зультате промышленной революции капитализм опирается не на увеличение рабочего времени, а на интенсификацию производства. (5). Капитализм в результате НТР, автоматизации и компьютериза­ции производства ориентирован на получение прибавочной стоимо­сти за счет роста производительности труда, что влечет увеличение капиталовложений в рабочего как главную производительную си­лу. Экономика становится все более социально ориентированной. I Социальная направленность экономики может явиться основанием Для развития общества по "синтезному" варианту (см. 8.3).

Этапы взаимодействия сторон целого - тожде-|ства, двойного существования, различия, противоположности и собственно противоречия - вызывают состояние гармонии, дис­гармонии и конфликта противоположностей.

Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармо­нии свойственно взаимоукрепление, каждая из сторон содейству­ет более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается динамизм, пластичность, ус­тойчивость, надежность системы. Дисгармония связана с расша­тыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обост­рением взаимоотношений между противоположностями, преоб­ладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовмес­тимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению но­вого объекта или процесса.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита "Война - отец всех вещей".

Приверженцы выдвинутой в XIX в. позитивистами теории равновесия противоречия, нарушающие "нормальное" равновес­ное состояние системы, считали чем-то случайным и несущест­венным. Т. Парсонс в рамках структурно-функционального ана­лиза (XX в.) рассматривает общество как стабильную систему, стремящуюся самоподдерживать состояние социального поряд­ка, гармонии и равновесия. В обеих теориях устойчивое состоя­ние системы изображается как отсутствие в ней внутренних про­тиворечий, преувеличивается единство противоположностей.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противо­положностей, исходит из принципа дополнительности. "Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь"116. Идея примирения противоположностей у Гегеля предстала как обоснование ценности гражданского общества и общественного договора. В лоне русской философии и культуры XIX - начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П. Я. Чаадаев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась славянская (прежде всего русская) идея соборности (А. С. Хомяков, Е. Н. и С. Н. (Трубецкие), где под­черкивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общин­ного самоуправления, казачьего круга, земства.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть од­новременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополне­ние) сосредоточенности в точке (частица) и протяженность в пространстве (волна). В социуме через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию выражается принцип дополнитель­ности, согласно которому нет непримиримого противостояния двух начал с предполагаемой победой одного из них и поражени­ем другого.

Акцент на единство противоположностей направляет мысль на осознание того, что на место нескончаемой борьбы - классо­вой, межнациональной, межгосударственной и т. д. - заступают поиски терпимости во всех опасных направлениях, нахождения взаимоуравновешенности, определенного баланса противопо­ложных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство проти­воположностей* (как и их борьбу). Помимо линии на достижение "симфонии" (консенсуса) противоположностей, тенденция их ка­кофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антаго­низм систем, регионов, государств, народов. В целом интеграци­онные мировые процессы поднимают значение единства проти-' воположностей (нарастает взаимозависимость в едином целост­ном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы -борьбы противоположностей.

Классическая диалектика гласит, что борьба противополож­ностей абсолютна, а единство относительно**. Между тем в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению сис­темы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчи вость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объек­тивны. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разво­дить моменты "единства" и "борьбы" противоположностей оши­бочно.

Закон отрицания отрицания.

Диалектика отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.

В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрица­тельное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - соз­дает нечто новое и лучшее.

Ряд философских направлений упрощенно трактует отрица­ние: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление ни­гилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышле­нии, особенно в негативных эмоциональных состояниях созна­ния. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов.

Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалекти­ческой философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсе­гда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем ви­дит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и унич­тожения"118.

Внутренняя противоречивость явлений предполагает скачко­образный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отри­цания. Превращение вещи в нечто существенно иное (отрицание) осуществляется не только вследствие свойственных ей внутрен­них, но и внешних противоречий. Внешнее воздействие на пред­мет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития. По­лученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человеческой популяции. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в сис­теме объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, ис­требляя слабых и больных, менее приспособленных особей, спо­собствуют оздоровлению, естественному отбору жертвы, т. е. прекращение индивидуального развития отдельных особей со­провождается в целом совершенствованием вида.

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, сущест­вует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожен ие храмов, ис­торических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный со­циализм как антикапитализм, приведшие к подавлению рынка, следствием чего стала "затратная" экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление насильственно, "заговором правящих группировок" (А. Д. Сахаров) формиро вать "чистый" капитализм без привнесения положительных моментов социа­лизма. И не случайно Иоанн Павел II в одном: из интервью (1993 г.) подчеркнул, что капитализм изменился "в основном благодаря социалистической мысли", которая породила такие "социальные амортизаторы", как профсоюзы и непосредствен­ный контроль со стороны государства. Как отмечают некоторые современные исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях. Наследием плановой социалистической экономики являются получившие широкий размах в предпринимательском мире процессы по формирова­нию надгосударственных союзов и объединений.

Противоположность диалектического и метафизического по­нимания отрицания заключается в следующем:

1) природа отрицания: с точки зрения диалектики - внутрен­нее отрицание (самоотрицание), с признанием внешних факторов отрицания, с точки зрения метафизики — лишь внешнее отри­цание;

2) роль отрицания: с позиций диалектики - м:омент связи и развития*, метафизики - уничтожение вообще;

3) характер связи нового и старого: по диалектике - преемст­венность, переход от низшей к высшей ступени, взаимодействие противоположностей по принципу "и - и", по метафизике - иг­норирование (иногда абсолютизация) преемственности, соотно­шение старого и нового по принципу "или — или".

Диалектическое отрицание включает в себя триединый про­цесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуля­ции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания представлены в практике об­новления общества в СНГ. Разрушается командно-администра­тивная система. Используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее перестроек, профессионализм кадров, традиции патриотизма, интернационализма и т. д. Конст­руктивное начало означает соединение внедрения новейших тех­нологий с планово-рыночным хозяйствованием, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуля­торами, правового государства с человеческим творчеством и т. д. Главное направление выхода общества СНГ из кризиса ле­жит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирова­ние гражданского общества, политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхожде­ние масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе ко­торого - гражданское согласие. Продвижение по пути общециви-лизационного прогресса не исключает, а предполагает сохране­ние и дальнейшее развитие самобытной культуры народов со­дружества. Конечно, конструктивный замысел далеко не всегда совпадает с его реализацией, сохраняются и "голые" отри­цания.

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвра­щался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Механизм действия закона отрицания отрицания.

В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания пи­сал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... по­вторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".

Спиралевидная форма развития означает сочетание циклич­ности, относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем:

1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в про­цессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, не­смотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отри­цания, как трансформация, где происходит переход от одной ста­дии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный.

4. Сохранение приобретений предшествующего периода в "снятом", т. е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание-синтез означает "прибавление". Напри­мер, в истории СССР было некое возрождение общественной собственности как повторение исходного (первобытного) на бо­лее высокой материальной базе. Это привело к тупику. К успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование органической системы всех выра­ботанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенарод­ная, формы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. коллекция множества физических объектов, а предстает как слож­ная сеть взаимоотношений различных частей единого целого.

Понятие "единство" не равнозначно понятию "единообра­зие". Например, в обществе единообразие (однообразие) выража­ется в монополизации, преувеличенной социальной интеграции, однопартийности в политике, что ведет к застою. В противовес этому выступает дифференциация жизни (см. 8.4.1), развитие параллельных структур: в экономике разнообразие путей научно-технического прогресса, форм хозяйствования, собственности, сочетание саморегулируемого рынка и стратегического планиро­вания; в политических институтах двухпартийность или много­партийность для создания властных балансов, повышения эф­фективности политических действий вследствие состязательно­сти; в социальной жизни не бесплодная уравниловка, а возраста­ние разницы потенциалов способностей и действий людей; в ду­ховной сфере состязательность подходов, стилей. Конечно, по­мимо дифференциации, действует тенденция интеграции обще­ственной жизни. Последняя не тождественна унификации социу­ма и предполагает многообразие проявлений, многомерность.

8.6.2. Часть - целое. Системность. Структурность

Долгое время под частями понимали то, что в своей совокуп­ности образует более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля, утвер­ждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Николай Ку-занский ввел представление о противоборстве частей внутри це­лого, предстающего, в свою очередь, как единство более высоко­го порядка. Трактовка о соотношении части и целого дополня­лась понятием связи и обогащалась категориями "элемент", "структура", "система". Древние учения пифагорейцев о гармо­нии, стоиков о мировом порядке были отдаленными провозвест­никами системных представлений. Проводилась мысль, что по­рядок или организация у целого (системы) выше, чем у изолиро­ванных частей. Идея организации воплотилась в учении о клетке, а интерпретация порядка как результата случайных процессов нашла свое выражение в концепции естественного отбора Дар­вина. Понятие системы в немецкой классической философии применялось главным образом к познанию. Кант разъяснял: нау­ка - не агрегат, а система, в которой целое - четкая взаимосвязь соответствующих знаний - важнее всего. Благодаря Чарлзу Ро­берту Дарвину (1809-1882) и К. Марксу системный подход стал применяться к биологической и социальной сферам. В XX в. на­ряду с теорией управления и моделями обратной связи возникли теории динамического "текущего" равновесия, тектология А. А. Богданова (1873-1928), общая теория систем Л. Берта-ланфи, системотехника.

Система — общенаучное понятие, которое выражает сово­купность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Для сложноорганизованных систем, как правило, существует несколько альтернативных пу­тей развития; хаос может выступать в качестве созидающего на­чала, конструктивного механизма эволюции.

Элемент - неразложимый далее компонент (единица анали­за) сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность вы­ступает не в форме первичного объекта и события, а как их ас­пект, который можно понять лишь в его отношении к исходному целому.

Все существующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят нестабильный характер (например, в раз­личных конгломератах - куче камней, случайном скоплении лю­дей), и такие, в которых явственно выражены системные связи.

Типы связей образуют структуру системы, обеспечи­вают ее упорядоченность, организованность, направленность, ус­тойчивость, стабильность, качественную определенность. Широ­кое распространение структурных методов в различных сферах знания (математике, кибернетике, лингвистике и т. д.) породило необоснованные попытки структурализм как конкретно-научную методологическую ориентацию противопоставить диалектике. Структурно-функциональный анализ преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб но­ваторству индивидов, их преобразовательной деятельности, со­циальной статики в противовес социальной динамике.

Поступательное развитие объекта осуществляется в рамках системности. Так, системный подход потенциально способен принести успех преобразованию нашего общества. Суть концеп­ции обновления - борьба за утверждение и расширение прав и свобод человека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократии в связке с дисциплиной, устранение всех видов угнетения вместе с развитием конкурентности за эф­фективность деятельности, рост экономической отдачи наряду с утверждением социальной защищенности, расширение коллекти­вистской солидарности и в то же время развитие индивидуализа­ции. Здесь системность предстает как единство взаимодопол­няющих противоположностей, выступающих в парной обособ­ленности. Системность выражается также в целом через сово­купность звеньев (противоположности и звенья выступают в ро­ли элементов системы). Так, в комплекс направлений обновления нашего общества (в идеале) входят: научно-технический про­гресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отно­шений собственности и выход на смешанную экономику, приве­дение в действие эффективных видов мотивации труда; форми­рование правового государства. В совокупности эти (и другие) звенья обеспечивают естественность развертывания процессов (позитивный хаос) в сочетании с упорядоченностью, динамич­ную стабильность функционирования нашего общества.

В целом работы в области теоретических основ системных исследований охватывают ряд проблем (направлений): систем­ность как сущность объектов мира (онтологический аспект сис­темности); системные принципы и методологические установки теории познания; системная включенность объекта в человече­скую деятельность (праксиологический срез системности).

Форма и содержание

Одним из понятий, с помощью которого осмысливается упо­рядоченность бытия, служит понятие формы. Аристотель форму представлял активной силой, организующей пассивную материю, -по аналогии с ситуациями человеческого творчества (воздейст­вие гончара на глину, скульптора на мрамор). Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Он обосновал (осо­бенно наглядно на примерах произведений искусства) неразрыв­ную связь формы и содержания. Маркс и Энгельс мыслили фор­му не просто как что-то внешнее, поверхностное, но и как фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Эн­гельс пояснял, что условием, обеспечивающим прогресс первых живых существ, явилось то, что они приобрели определенную, передающуюся по наследству структуру (форму).

Содержание — философская категория, обозначающая сово­купность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предме­та, явления, процесса. Форма - философская категория, выра­жающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Форма также есть про­явление внешнего облика предмета.

Всякий достигший зрелости предмет способен продуциро­вать внутри себя структуры, представляющие собой упразднение старого в превращенной форме. Она консервирует ста­рое и одновременно создает предпосылки нового в старом. На­пример, капитализм, укрепляя себя посредством насаждения ак­ционерной собственности, перестает быть классическим, стано­вится "некапитализмом", создавая структуры, которые хотя и служат капитализму, но по своей природе готовы для выполне­ния социалистических функций (в этой связи говорят о сканди­навской, швейцарской и других моделях социализма на Западе). Здесь переход в качественно иное состояние образует длитель­ную полосу постепенного превращения (с приращением, прибав­лением) одного в другое, когда формируется синтез старого и но­вого качеств (см. 8.3). Возможно, прав Н. А. Бердяев, утверждая, что движение к социализму - "это мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через пере­ходные стадии. Такой переходной стадией является то, что называют... регулированным, государственным капитализмом И. Ставинский в книге "Капитализм сегодня и капитализм зав­тра" (опубликована в 1995 г. в США) прогнозирует, что в недрах капиталистической экономики зреет ее самоотрицание. Выходом же из неразрешимых противоречий является замена частного капитала общественным капиталом и государственным управлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.038 с.)