Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон единства и борьбы противоположностей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диалектические противоположности Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории "противоположность", "противоречие", "единство", "борьба противоположностей", "тождество", "различие". Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской ми-фхшогии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания, честного и нечестного, левого и правого и т. д. Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Антиномии, по Канту, - это противоположения (тезис и антитезис), которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господствует необходимость (детерминированность) - в мире существует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего. Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, красивое - безобразное и т. д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть* предметов и является источником развития. В неорганической природе это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т. д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целе-полаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей. Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т. е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания. Материя в своем развитии раздваивается на самое себя -материальное и свою противоположность — идеальное. Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрицательную. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненнонеобходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, производственной эффективности и социальной защищенности, социального равенства и различий в доходах. Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития. Дифференциация в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условие образования атомов, а затем и молекул. Дифференциация на' разнородные химические элементы (в частности, на металлы и неметаллы) - условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете - возникновения жизни. Деградация (антипод дифференциации) характеризует разрушение сложных структур, возрастание однородности и однообразия. Противоречивость бытия и познания Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Гераклит истолковал противоречия как движущий принцип возникновения и гибели в природе: враждующееся соединяется, из расходящихся начал складывается гармония, все происходит через борьбу. Гегель, раскрывая саморазвитие понятий, утверждал, что в противоречии заключен "корень всякрй жизненности и пульсации", "источник всякого движения". "Противоречие - вот что на деле движет миром..."111. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие метафизики противоречия допускали в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности связей и развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей..."11. Субъективная диалектика (противоречия, возникающие в познании, логике мышления) обусловлена объективной диалектикой (природы, общества). Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностя-ми) и субъект-объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть, экономическая эффективность и социальная справедливость, политическая интеграция и национально-государственный суверенитет, социальное равенство и различие людей в их способностях и т. д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия. Вероятно, субъективная диалектика есть не только логика и познание, но и преобразование мира человеком. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая — его упразднения. В динамике противоположностей охранительная и отторгающая роли меняются местами. Так, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую и до определенной поры охранительную роль в развитии последних, лишь затем превращаясь в тормоз и нацеливаясь на устранение данного способа материального производства. Выделяются противоречия основные (содержащиеся в самой сущности предмета) и неосновные (между взаимосвязанными явлениями), внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические. Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположных сторон данного предмета. Внешние противоречия -отношения предмета с окружающей его средой, с предметами этой среды. Механицизм и плоский эволюционизм источник развития либо полностью, либо преимущественно усматривал в воздействии лишь внешних факторов (например, в теории Е. Дюринга). В современной зарубежной социологии главный источник конфликтов по Р. Дарендорфу, - неизбежная в обществе система управления (т. е. внешний фактор) с ее господством и подчинением, порождающая столкновение интересов. Но ведь управление выступает и как средство согласования, сбалансирования интересов. К тому же, управление может (и должно) осуществляться, согласуясь с логикой развития объекта. Разделение противоречий на внутренние и внешние относительно. Например, взаимное противостояние капитализма и социализма в рамках всего человечества было внутренним противоречием, а по отношению к каждой из этих систем - внешним. Это противоречие отвлекало материальные и интеллектуальные силы от решения мирных созидательных задач, но в еще большей степени активизировало внутренние ресурсы каждой из систем. Определенного рода антагонизмы имеются в живой природе -между отдельными типами бактерий, хищными и нехищными животными, некоторыми растительными организмами. Антагонистические противоречия оживляются в конфронта-ционные периоды истории, когда интересы эксплуататоров и эксплуатируемых непримиримо враждебны. Совокупность противообщественных действий - бандитизм, пронизывание госаппарата мафией, коррупция, хищения, злоупотребление властью и пр. - находится в антагонизме к правовому обществу. При социализме, по Ленину, антагонизмы исчезнут, останутся только противоречия. Иную позицию занимал Сталин, предсказывавший нарастание классовой борьбы по мере продвижения общества к социализму. Общество в варианте "государственного социализма", как продемонстрировала практика, объективно заряжено коллизиями ввиду несовпадения интересов большинства народа и привилегированной административно-бюрократической верхушки населения. В современном переходном состоянии нашего общества, характеризующегося граничностью, столкновением тенденций многих формаций и укладов, цивилизаций, возможность антагонистических противоречий возрастает. Они преодолеваются овладением противоречиями путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей; устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающих в необходимых случаях применение насилия государственными органами. Борьба противоположностей и ее стадии Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их "взаимоотрицание". "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения"113. Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово "борьба" употребляется метафорически. "Противоречие выступает только там, где есть отношение"'14. Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория "тождество". Она также характеризует: синоним единства, взаимосвязи противоположностей; самотождественность объекта или процесса самому себе; динамизм, возможность при определенных условиях противоположностям превращаться друг в друга. Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие**. К. Маркс между тождеством и различием (на примере развертывания стоимостного отношения) дополни- Здесь мы мысленно отвлекаемся от того, что борьба (взаимодействие) противоположностей не существует вне их единства. Первая ступень -неопределенного бытия - характеризует становление нового предмета. Предмет есть, ибо он уже становится, и предмета нет, так как он лишь становится. Ступень определенного бытия показывает предмет как ставший, но еще не отчлененный от старого. Третья ступень характеризует новое как приобретшее относительно самостоятельное бытие, но вынужденное опираться на старое, ибо новое еще не имеет собственных оснований. На стадии реального бытия новое функционирует на собственных основаниях. На пятой ступени новое достигает зрелости, предмет становится органической целостной системой, которая сама продуцирует условия собственного функционирования. Проиллюстрируем динамику взаимодействия сторон целого на примере развития капитализма. (1). Становящийся капитализм был сугубо феодальным производством, излишки которого предназначались для продажи и в конечном счете для получения возросшей стоимости. (2). Капитализм поначалу использовал феодальные внеэкономические средства ("огораживание", применение труда крепостных на заводах). Новый способ производства уже всецело ориентирован на рынок, но способ соединения работника со средствами производства остался феодальным. (3). Перейдя к применению наемного труда и тем самым отойдя от феодального способа соединения работника со средствами производства, капитализм сохранял феодальный способ присвоения прибавочного труда (за счет удлинения рабочего дня). (4). В результате промышленной революции капитализм опирается не на увеличение рабочего времени, а на интенсификацию производства. (5). Капитализм в результате НТР, автоматизации и компьютеризации производства ориентирован на получение прибавочной стоимости за счет роста производительности труда, что влечет увеличение капиталовложений в рабочего как главную производительную силу. Экономика становится все более социально ориентированной. I Социальная направленность экономики может явиться основанием Для развития общества по "синтезному" варианту (см. 8.3). Этапы взаимодействия сторон целого - тожде-|ства, двойного существования, различия, противоположности и собственно противоречия - вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойственно взаимоукрепление, каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса. В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита "Война - отец всех вещей". Приверженцы выдвинутой в XIX в. позитивистами теории равновесия противоречия, нарушающие "нормальное" равновесное состояние системы, считали чем-то случайным и несущественным. Т. Парсонс в рамках структурно-функционального анализа (XX в.) рассматривает общество как стабильную систему, стремящуюся самоподдерживать состояние социального порядка, гармонии и равновесия. В обеих теориях устойчивое состояние системы изображается как отсутствие в ней внутренних противоречий, преувеличивается единство противоположностей. Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. "Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь"116. Идея примирения противоположностей у Гегеля предстала как обоснование ценности гражданского общества и общественного договора. В лоне русской философии и культуры XIX - начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П. Я. Чаадаев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась славянская (прежде всего русская) идея соборности (А. С. Хомяков, Е. Н. и С. Н. (Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства. Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженность в пространстве (волна). В социуме через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию выражается принцип дополнительности, согласно которому нет непримиримого противостояния двух начал с предполагаемой победой одного из них и поражением другого. Акцент на единство противоположностей направляет мысль на осознание того, что на место нескончаемой борьбы - классовой, межнациональной, межгосударственной и т. д. - заступают поиски терпимости во всех опасных направлениях, нахождения взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил. Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей* (как и их борьбу). Помимо линии на достижение "симфонии" (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм систем, регионов, государств, народов. В целом интеграционные мировые процессы поднимают значение единства проти-' воположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы -борьбы противоположностей. Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно**. Между тем в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчи вость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты "единства" и "борьбы" противоположностей ошибочно. Закон отрицания отрицания. Диалектика отрицания Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания. В философской классике отрицание связывалось с представлениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - создает нечто новое и лучшее. Ряд философских направлений упрощенно трактует отрицание: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление нигилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов. Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалектической философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения"118. Внутренняя противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания. Превращение вещи в нечто существенно иное (отрицание) осуществляется не только вследствие свойственных ей внутренних, но и внешних противоречий. Внешнее воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития. Полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человеческой популяции. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя слабых и больных, менее приспособленных особей, способствуют оздоровлению, естественному отбору жертвы, т. е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожен ие храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм, приведшие к подавлению рынка, следствием чего стала "затратная" экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление насильственно, "заговором правящих группировок" (А. Д. Сахаров) формиро вать "чистый" капитализм без привнесения положительных моментов социализма. И не случайно Иоанн Павел II в одном: из интервью (1993 г.) подчеркнул, что капитализм изменился "в основном благодаря социалистической мысли", которая породила такие "социальные амортизаторы", как профсоюзы и непосредственный контроль со стороны государства. Как отмечают некоторые современные исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях. Наследием плановой социалистической экономики являются получившие широкий размах в предпринимательском мире процессы по формированию надгосударственных союзов и объединений. Противоположность диалектического и метафизического понимания отрицания заключается в следующем: 1) природа отрицания: с точки зрения диалектики - внутреннее отрицание (самоотрицание), с признанием внешних факторов отрицания, с точки зрения метафизики — лишь внешнее отрицание; 2) роль отрицания: с позиций диалектики - м:омент связи и развития*, метафизики - уничтожение вообще; 3) характер связи нового и старого: по диалектике - преемственность, переход от низшей к высшей ступени, взаимодействие противоположностей по принципу "и - и", по метафизике - игнорирование (иногда абсолютизация) преемственности, соотношение старого и нового по принципу "или — или". Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового). Названные моменты отрицания представлены в практике обновления общества в СНГ. Разрушается командно-административная система. Используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее перестроек, профессионализм кадров, традиции патриотизма, интернационализма и т. д. Конструктивное начало означает соединение внедрения новейших технологий с планово-рыночным хозяйствованием, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т. д. Главное направление выхода общества СНГ из кризиса лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование гражданского общества, политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие. Продвижение по пути общециви-лизационного прогресса не исключает, а предполагает сохранение и дальнейшее развитие самобытной культуры народов содружества. Конечно, конструктивный замысел далеко не всегда совпадает с его реализацией, сохраняются и "голые" отрицания. Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции. Механизм действия закона отрицания отрицания. В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому". Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем: 1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности. 2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности. 3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отрицания, как трансформация, где происходит переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный. 4. Сохранение приобретений предшествующего периода в "снятом", т. е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание-синтез означает "прибавление". Например, в истории СССР было некое возрождение общественной собственности как повторение исходного (первобытного) на более высокой материальной базе. Это привело к тупику. К успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование органической системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, формы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. коллекция множества физических объектов, а предстает как сложная сеть взаимоотношений различных частей единого целого. Понятие "единство" не равнозначно понятию "единообразие". Например, в обществе единообразие (однообразие) выражается в монополизации, преувеличенной социальной интеграции, однопартийности в политике, что ведет к застою. В противовес этому выступает дифференциация жизни (см. 8.4.1), развитие параллельных структур: в экономике разнообразие путей научно-технического прогресса, форм хозяйствования, собственности, сочетание саморегулируемого рынка и стратегического планирования; в политических институтах двухпартийность или многопартийность для создания властных балансов, повышения эффективности политических действий вследствие состязательности; в социальной жизни не бесплодная уравниловка, а возрастание разницы потенциалов способностей и действий людей; в духовной сфере состязательность подходов, стилей. Конечно, помимо дифференциации, действует тенденция интеграции общественной жизни. Последняя не тождественна унификации социума и предполагает многообразие проявлений, многомерность. 8.6.2. Часть - целое. Системность. Структурность Долгое время под частями понимали то, что в своей совокупности образует более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля, утверждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Николай Ку-занский ввел представление о противоборстве частей внутри целого, предстающего, в свою очередь, как единство более высокого порядка. Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями "элемент", "структура", "система". Древние учения пифагорейцев о гармонии, стоиков о мировом порядке были отдаленными провозвестниками системных представлений. Проводилась мысль, что порядок или организация у целого (системы) выше, чем у изолированных частей. Идея организации воплотилась в учении о клетке, а интерпретация порядка как результата случайных процессов нашла свое выражение в концепции естественного отбора Дарвина. Понятие системы в немецкой классической философии применялось главным образом к познанию. Кант разъяснял: наука - не агрегат, а система, в которой целое - четкая взаимосвязь соответствующих знаний - важнее всего. Благодаря Чарлзу Роберту Дарвину (1809-1882) и К. Марксу системный подход стал применяться к биологической и социальной сферам. В XX в. наряду с теорией управления и моделями обратной связи возникли теории динамического "текущего" равновесия, тектология А. А. Богданова (1873-1928), общая теория систем Л. Берта-ланфи, системотехника. Система — общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Для сложноорганизованных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития; хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции. Элемент - неразложимый далее компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность выступает не в форме первичного объекта и события, а как их аспект, который можно понять лишь в его отношении к исходному целому. Все существующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят нестабильный характер (например, в различных конгломератах - куче камней, случайном скоплении людей), и такие, в которых явственно выражены системные связи. Типы связей образуют структуру системы, обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность. Широкое распространение структурных методов в различных сферах знания (математике, кибернетике, лингвистике и т. д.) породило необоснованные попытки структурализм как конкретно-научную методологическую ориентацию противопоставить диалектике. Структурно-функциональный анализ преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб новаторству индивидов, их преобразовательной деятельности, социальной статики в противовес социальной динамике. Поступательное развитие объекта осуществляется в рамках системности. Так, системный подход потенциально способен принести успех преобразованию нашего общества. Суть концепции обновления - борьба за утверждение и расширение прав и свобод человека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократии в связке с дисциплиной, устранение всех видов угнетения вместе с развитием конкурентности за эффективность деятельности, рост экономической отдачи наряду с утверждением социальной защищенности, расширение коллективистской солидарности и в то же время развитие индивидуализации. Здесь системность предстает как единство взаимодополняющих противоположностей, выступающих в парной обособленности. Системность выражается также в целом через совокупность звеньев (противоположности и звенья выступают в роли элементов системы). Так, в комплекс направлений обновления нашего общества (в идеале) входят: научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действие эффективных видов мотивации труда; формирование правового государства. В совокупности эти (и другие) звенья обеспечивают естественность развертывания процессов (позитивный хаос) в сочетании с упорядоченностью, динамичную стабильность функционирования нашего общества. В целом работы в области теоретических основ системных исследований охватывают ряд проблем (направлений): системность как сущность объектов мира (онтологический аспект системности); системные принципы и методологические установки теории познания; системная включенность объекта в человеческую деятельность (праксиологический срез системности). Форма и содержание Одним из понятий, с помощью которого осмысливается упорядоченность бытия, служит понятие формы. Аристотель форму представлял активной силой, организующей пассивную материю, -по аналогии с ситуациями человеческого творчества (воздействие гончара на глину, скульптора на мрамор). Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Он обосновал (особенно наглядно на примерах произведений искусства) неразрывную связь формы и содержания. Маркс и Энгельс мыслили форму не просто как что-то внешнее, поверхностное, но и как фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Энгельс пояснял, что условием, обеспечивающим прогресс первых живых существ, явилось то, что они приобрели определенную, передающуюся по наследству структуру (форму). Содержание — философская категория, обозначающая совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предмета, явления, процесса. Форма - философская категория, выражающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Форма также есть проявление внешнего облика предмета. Всякий достигший зрелости предмет способен продуцировать внутри себя структуры, представляющие собой упразднение старого в превращенной форме. Она консервирует старое и одновременно создает предпосылки нового в старом. Например, капитализм, укрепляя себя посредством насаждения акционерной собственности, перестает быть классическим, становится "некапитализмом", создавая структуры, которые хотя и служат капитализму, но по своей природе готовы для выполнения социалистических функций (в этой связи говорят о скандинавской, швейцарской и других моделях социализма на Западе). Здесь переход в качественно иное состояние образует длительную полосу постепенного превращения (с приращением, прибавлением) одного в другое, когда формируется синтез старого и нового качеств (см. 8.3). Возможно, прав Н. А. Бердяев, утверждая, что движение к социализму - "это мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой переходной стадией является то, что называют... регулированным, государственным капитализмом И. Ставинский в книге "Капитализм сегодня и капитализм завтра" (опубликована в 1995 г. в США) прогнозирует, что в недрах капиталистической экономики зреет ее самоотрицание. Выходом же из неразрешимых противоречий является замена частного капитала общественным капиталом и государственным управлением. У содержания преобладает тенденция к изменению, у формы -к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняет орга-низующе-конструктивную функцию, закрепляет, нормализует определенную ступень содержания. Так, без соответствующего строения человеческой руки были бы невозможны осуществляемые ею операции. Или идеи преобразования общества требуют для их реализации законодательного, организационного закрепления, воплощения их в хозяйственные, политико-социальные "механизмы",
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.017 с.) |