Три закона диалектики (суть истории развития). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три закона диалектики (суть истории развития).



1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

Возникновение понятия «историософия» связано с концепцией «мирового духа» Г. Гегеля. Историософия стала ассоциироваться с идущей от Гегеля традицией рассмотрения исторического процесса как движимого одной главной первопричиной (онтологизм), объективно и однозначно обусловленного (детерминизм), однонаправлено развивающегося (прогрессизм), общего для всего человечества (универсализм) и рационально познаваемого (позитивизм). Отмеченные положения стали основами т.н. классической философии истории. Историософия марксизма, признающего в качестве первопричины истории «производительные силы», подчиняющего историю законам экономического детерминизма, целиком и полностью лежит в русле данного направления.

 

20. «Природный человек» в философии Л. Фейербаха.

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х 1804— выдающийся немецкий философ-метафизик, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Людвиг Фейербах, будучи учеником Г. Гегеля, первым подверг философскую систему последнего всесторонней критике с позиций антропологического материализма. Философия не может достигнуть истинных результатов до тех пор, настаивал он, пока она замыкается в рамках чистой мысли. Лишь изучая природу, действительность, человека, философ приобретает истинные знания о мире. Философская же система, пытающаяся выйти за пределы природы и жизни человека или игнорирующая и то, и другое, ничтожна и бессмысленна. Л. Фейербах поставил во главу угла своего философствования не просто проблему познания вообще, а познание человека, его сущности. Впервые рассмотрев человека как природное существо, как абстрактного индивида, он создал один из вариантов гуманистического (антропологического) материализма. При этом философ увидел данную проблему в специфическом отношении между человеческими индивидами.

Универсальным предметом философии, по Фейербаху, должен быть не дух и даже не природа, а человек - в единстве своей духовной и телесной сущности. В проблеме бытия человека скрыта, считал он, проблема всех проблем бытия мира. Поэтому философия обязана познавать человека и его сущность, а следовательно, она должна быть антропологией.

Л. Фейербаху импонировала идея «реально чувствующего человека». Поэтому характерной особенностью его философской системы стал антропологический принцип познания мира, заключающийся в представлении человечества как высшего продукта природы, в рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа телесна, материальна, чувственна. «Природа природы находится в самой природе». Следовательно, именно она является базовой основой духа человека. В этой связи природа должна стать основой нового философствования, призванного раскрывать земную сущность человека, которого она наделила и чувствами, и разумом.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выразился в том, что философ по-новому стал интерпретировать само понятие «объект». Оно первоначально формируется в опыте человеческого общения, и потому первый объект для любого индивида - это другой индивид, или «Ты». «Человек одновременно и «Я» и «Ты», - объясняет Л. Фейербах, - он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность». Человек для Фейербаха - это «единственный, универсальный и высший предмет философии».

По Фейербаху, «сущность человека заключается не в нем как моральном и не в нем как мыслящем существе». Сущность человека только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве, которое, однако, опирается только на реальность различия между «Я» и «Ты». Фейербаховское открытие «Ты» порой называют «коперниковским свершением» современной философской мысли.

Возникновение и развитие философии марксизма.

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Марксизм включает три основные составные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм. Философия К.Маркса (1818--1883) и Ф.Энгельса (I820--1895) является наследницей многих высших достижений философской мысли их предшественников, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями XVIII—XIX вв., Г.Гегелем и Л.Фейербахом.

Социально- исторические предпосылки марксизма
* Социальные и экономические трансформации, вызванные формированием капиталистических отношений.
* Появление и укрепление класса пролетариев.
* Появление первых союзов и партий пролетариата, повышение политической активности трудящихся классов.

Основные этапы становления и развития марксистской философии
* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
* Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.
* Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.
* Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.
* Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.
* Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.
* Западный марксизм в XX веке.
* Современное состояние марксистской мысли.

Основные философские идеи марксизма
* Идея практики;
* Идеи и принципы материалистической диалектики;
* Диалектико-материалистическое понимание истории;
* Концепция отчуждения.

Основные методологические принципы марксистской диалектики
* Принцип системности.
* Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
* Принцип единства исторического и логического.

Концепция отчуждения изложена Марксом в "Экономическо-философские рукописи 1844 года" и "Капитале". Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:
* Отчуждение условий труда от самого труда.
* Отчуждение результатов труда.
* Отчуждение социальных институтов от человека.
* Отчуждение идеологии от жизни.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем:

-проблему сущности индивидуального Я;

-роль эмоций в жизни человека;

-место человека в обществе;

-проблему свободы личности;

-роль философии и искусства в поиске своей истины;

-проблему межличностного общения;

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856). Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.03 с.)