Взаимоотношения между обьектом и субьектом исторического познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения между обьектом и субьектом исторического познания.



Античные цивилизации.

Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации.В переводе с латинского слово античность означает древность.Цивилизации Древней Греции и Древнего мира-составные части единой античной цивилизации.Постепенно античная цивилизации распространилась по всему Средиземноморью,охватила Северную Африку,часть Западной Азии и обширные пространства Европы.Древние греки называли свою страну Элладой,а себя эллинами. Греция находится на юге Балканского полуострова и омывается водами Эгейского и Ионического морей. Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет. Поэтому не было необходимости создавать оросительную систему, как, например, в Древнем Египте или Древнем Китае. Самым большим островом Эгейского моря является остров Крит. Именно на острове Крит 6 000 тысяч лет до н.э. поселились первые земледельцы и возникла критская цивилизация. Приблизительно в 1450 г. до н.э.большинство поселений и дворцов на Крите погибло. Причина – извержение вулкана на соседнем острове Фера. В следующие 300 лет (в период от 1 100 по 800 гг. до н.э.) в Греции наступили «тёмные века». «Тёмные века» для Греции имели драматические последствия: население сильно сократилось, произошёл общий экономический, политический и культурный упадок. Но с 800 по 500 гг. до н.э. начинается новый период – период архаики (старый, старинный). В Греции возникла новая цивилизация [9]. Опять появилась письменность, города, государственная власть, имущественное неравенство. В результате Греция обогнала в своём развитии все соседние страны.

Взаимоотношения между обьектом и субьектом исторического познания.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект -- не только индивид; это -- и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. Объект же -- это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Л. Фейербах отмечал: для себя «Я» -- субъект, а для других -- объект; словом, «Я» является и субъектом и объектом. Таково в основных чертах содержание понятий «субъект» и «объект». Это понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане «взаимопереходов». Грани между ними не абсолютны.

Вненаучные формы исторических знаний.

Теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания. ВНЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ — формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественнообразное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику... ВИДЫ ВНЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ: 1) ненаучное разрозненное, несистематизированное знание,которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2)донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5)квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное –утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное –спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).

Возможные переодизации истории человечества.

Периодизация истории человечества тесно связана с «историческим временем» - категорией, которая любое событие измеряет временными и пространственными характеристиками. История как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а движение от события к событию. Именно поэтому с понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация - как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. В настоящее время существуют:1. периодизация истории первобытного общества. ( каменный век,бронзовый век,железный век),2. периодизация средневековья (эпоха между древними цивилизациями и цивилизациями Нового времени: раннее средневековье, высокое средневековье,позднее средневековье),3. переодизация нового времени (на мену феодализма пришел капитализм),4. периодизация новейшего времени( для Европы и для Российской империи отсчет начала новейшего времени начинается с разницей в год. Рубеж первая мировая война.1 Европа (1918 год).2. Россия (1917 год).)

Восточный и западный типы государств.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.

Морфологические критерии человека.

Морфологический критерий – это особенности внешнего и внутреннего строения особей одного- вида.1.прямохождение,2.азвитая кисть верхних конечностей для изготовления орудий,3.высокоразвитый головной мозг.-гоминидная триада.

Обьект и предмет истории.

 

Объект истории человечества - это прошлое человечества.Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.В римской историографии[1] это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории - это то, что субъект считает главным, ведущим в прошлом, её путеводная нить, детерминанта[2].Наука познает объективный мир через предметы-приоритеты изучения в нем. Это может быть движение к Богу, общество, личность и др.

 

Понятие «истории».

История-1. вся совокупность чел действий в прошлом(весь процесс жизни людей)-обьективная история(о фактах истории),2.наука о прошлом человека-субьективная история(о фактах историков).Факт:произошедшие,источник информ,научный факт. Особенности истории: обьект изучения не завершен,качественное совпадение обьекта и субьекта изучения. Функции истории: 1.соц памяти (накопление и сохранение опыта покалений),научно историческая(предоставление достоверной информ),прогнозтическая. Принципы: 1.историзма(требует рассматривать любое явление в его развитии конкретной исторической обусловленностью и индивидуальностью),2. Обьективность(подлинное истолкование событий).

Понятие феодализма.

Феодализм - это особая система земельно-правовых отношений, сложившаяся в Западной Европе в период Средневековья. ФЕОДАЛИЗМ- специфическая система экономических, социальных и политико-правовых отношений, характеризующаяся: а) условным правом собственности на землю; б) принадлежностью власти (суверенной или хотя бы административно-полицейской) землевладельцам-помещикам; в) наличием феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий. Общепринятое определение Ф. в исторической науке отсутствует (не в последнюю очередь из-за значительных цивилизационно-исторических отличий от "классического" западноевропейского образца, наблюдающихся не только в азиатских обществах, но и в Восточной Европе).

Роль личности в истории.

Если рассматривать поверхностно вопрос о роли личности в истории, то в обобщённом виде его можно решить примерно так: Человек рождается и действует в конкретных исторических условиях, в определённой социально – экономической среде. Поэтому в целом мыслит и действует в соответствии с ними. Человек может влиять на ход истории, способствовать ускорению или замедлению исторических закономерностей, однако отменить их действие не может.Но если рассматривать данный вопрос в конкретных исторических фактах, то такое обобщённое объяснение не может полностью охарактеризовать происходящее, отразить действие субъективных и объективных сил.От чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, в какой комбинации и как именно– сложно. Да и сам ответ в огромной степени зависит от избранного нами аспекта, угла и точки зрения, рассматриваемого периода и прочих релятивистских и методологических аспектов. Т. к. роль личности проявляется в конкретных исторических событиях, явлениях и процессах, то и оценивать её необходимо относительно этих исторических фактов.

Фальсификация в истории.

-сознательное искажение исторических событий. Авторы исторических фальсификаций могут вообще не указывать источники тех или иных «фактических» суждений или ссылаться на несуществующие издания либо явно не относящиеся к первичным источникам работы (обычно публицистические), в которых эти «факты» были впервые озвучены. В этом случае правильнее говорить не столько о фальсификации (подлоге известного), сколько о мифотворчестве (дописывание неизвестного). Наиболее тонким способом фальсификации является подделка первичных источников («сенсационные» археологические открытия, ранее «неизвестные» и «непубликовавшиеся» летописные материалы, мемуары, дневники и т. д.). В этом случае для опровержения ложных данных необходима специальная экспертиза, которая самими авторами и/или их сторонниками либо не проводится вообще, либо также фальсифицируется.

Античные цивилизации.

Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации.В переводе с латинского слово античность означает древность.Цивилизации Древней Греции и Древнего мира-составные части единой античной цивилизации.Постепенно античная цивилизации распространилась по всему Средиземноморью,охватила Северную Африку,часть Западной Азии и обширные пространства Европы.Древние греки называли свою страну Элладой,а себя эллинами. Греция находится на юге Балканского полуострова и омывается водами Эгейского и Ионического морей. Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет. Поэтому не было необходимости создавать оросительную систему, как, например, в Древнем Египте или Древнем Китае. Самым большим островом Эгейского моря является остров Крит. Именно на острове Крит 6 000 тысяч лет до н.э. поселились первые земледельцы и возникла критская цивилизация. Приблизительно в 1450 г. до н.э.большинство поселений и дворцов на Крите погибло. Причина – извержение вулкана на соседнем острове Фера. В следующие 300 лет (в период от 1 100 по 800 гг. до н.э.) в Греции наступили «тёмные века». «Тёмные века» для Греции имели драматические последствия: население сильно сократилось, произошёл общий экономический, политический и культурный упадок. Но с 800 по 500 гг. до н.э. начинается новый период – период архаики (старый, старинный). В Греции возникла новая цивилизация [9]. Опять появилась письменность, города, государственная власть, имущественное неравенство. В результате Греция обогнала в своём развитии все соседние страны.

Взаимоотношения между обьектом и субьектом исторического познания.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект -- не только индивид; это -- и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. Объект же -- это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Л. Фейербах отмечал: для себя «Я» -- субъект, а для других -- объект; словом, «Я» является и субъектом и объектом. Таково в основных чертах содержание понятий «субъект» и «объект». Это понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане «взаимопереходов». Грани между ними не абсолютны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.38.214 (0.015 с.)