Международные финансово-кредитные институты



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные финансово-кредитные институты



Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам экономики в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого относятся, прежде всего, специализированные институты ООН- МВФ и группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая организация.

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Парижский клуб стран-кредиторов (1956 г.) – неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов.

Лондонский клуб обсуждают проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

Международные финансовые институты возникли в основном после первой мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР,1930 г.).

Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странами, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К региональным валютным и кредитно- финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов» Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы. одных валютно-кредитных отношений. ции. еждународных валютно-кредитных и финансовых отног титьддлалал

Международный валютный фонд.МВФ (International monetary fund,IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Тэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. В составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

Персонал МВФ насчитывает примерно 2600 человек из 110 стран. Членами МВФ являются 182 государства. Управляющим органом определен Совет Управляющих, Временный Комитет, Исполнительный Совет. МВФ начал проводить финансовые операции 1 марта 1947 года. Расчетная единица – Специальные права заимствования (СДР). Финансовая поддержка включает кредиты и займы, предоставляемые МВФ странам-членам, имеющим проблемы платежного баланса для поддержки политики регулирование и реформ.

Официальные цели МВФ:

«способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать « обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Казахстан вступил в Международный Валютный Фонд 15 июля 1998 года. С 11 ноября 1992 года квота Республики Казахстан а МВФ составляла 247,5 млн. СДР, а с 30 января 1998 года, согласно Резолюции Совета Управляющих МВФ №53-2 . «Увеличение квот государств-членов Фонда в рамках Одиннадцатого общего пересмотра», квота Республики Казахстан в МВФ увеличилась до 365,7 млн.

Между Республикой Казахстан и Международным Валютным Фондом заключены следующие кредитные соглашения:

1. 2 февраля 1993 года была принята программа предоставления ресурсов Республике Казахстан для макроэкономической стабилизации и системных преобразований (STF) на сумму 123,75 млн. СДР.

2. 26 января 1994 года МВФ одобрил программу макроэкономической стабилизации и структурных реформ в Казахстане и заключил для поддержки этой программы первое Соглашение о резервном кредите (Stand-by 1). Было принято решение расширить программу Stand-by, подписав новое Соглашение на 1995-1996 гг. на сумму 185,6 млн. СДР.

3. 17 июля 1996 года было подписано Соглашение EFF, в соответствии с которым Казахстан берет на себя обязательства, что в течение всего периода действия программы EFF Правительство и НБК не намерены вводить или усиливать какие-либо валютные ограничения, вводить или модифицировать какую бы то ни было практику применения множественных валютных курсов, заключать любые двусторонние платежные Соглашения, противоречащие Статье VIII Статей Соглашения или вводить и усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом.

4. 13 декабря 1999 года было подписано Соглашение EFF-2 на сумму 329,10 млн. СДР, целью которого являлось сокращение дефицита государственного бюджета и накопления международных резервов.

24 мая 2000 года Национальный Банк РК досрочно погасил свои обязательства по кредитным линиям МВФ в размере 298,8 млн. СДР.

Группа Всемирного Банка (ВБ)– это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

· Международная ассоциация развития (МАР);

· Международная финансовая корпорация (МФК);

· Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Деятельность структур, входящих во ВБ, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк – это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Международный банк реконструкции и развития – головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. Одновременно с МВФ; деятельность начал в июле 1946 г.

Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции.

Организационная структура МБРРпостроена по принципу акционерного предприятия. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Этот показатель в отношении отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике. В период энергетического кризиса 70-х годов существенно возрос капитал некоторых нефтедобывающих стран. В 1998 финансовом году были увеличены акции Дании, Бразилии, Южной Кореи, Турции.

На момент образования МБРР его членами были 38 стран. На 30 июня 1998 г их число увеличилось до 182. Таким образом, членами Банка являются практически все страны мира.

Кредиты и кредитная политика МБРР. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государствам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительствам, либо под их гарантию.

Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, используемые им инструменты меняются в зависимости от мирохозяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 году. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономическом отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной. Образовав фонд льготного кредитования через МАР, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающихся страны.

Кредиты МАР выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период – 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только оплата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. МАР кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душе населения.

Юридически и в финансовом отношении МАР является самостоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР органы управления во главе с президентом Банка. МБРР и МАР реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты кредитуются совместно МБРР и МАР. Однако поскольку МАР создавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

Международная финансовая корпорация (МФК)создана в 1956 г. С целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25 % стоимости проекта.

МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний.

В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если Банк незначительно кредитует промышленность, то для МФК это одно из основных направлений деятельности. Кредиты МФК предоставляют в среднем на срок 7-8 лет, максимально – на 15 лет.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)образовано в 1988 году, для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ни м относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; военные действия; политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90 % объема инвестиций. Маги координирует свою деятельность с национальным страховыми компаниями.

Европейский банк реконструкции и развитияой или материальной форме а из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; вое

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран – все европейские страны (кроме Албании) США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.01 с.)