Особенности международно-правового регулирования экологических отношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности международно-правового регулирования экологических отношений



Правовое регулирование экологических отношений в странах СНГ

Экологическое законодательство зарубежных стран


1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины: изучение системы правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, формирование навыков толкования и применения правовых норм.

Задачи курса: профессиональная подготовка студентов в сфере правовой регламентации природопользования и охраны окружающей среды, формирование умения ориентироваться в законодательстве, работать с правовыми актами и применения их в практической деятельности.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Необходимость глубокого изучения законодательства и природопользовании и охране окружающей среды студентами, обучающимися по специализации «Экология» обуславливается тем, что взаимодействие общества и природы, основанные на естественных законах общества и природы, осуществляется в правовой форме. Сформулированные наукой экологические нормы, принципы и условия использования и охраны природы и составляющих ее компонентов и объектов (ресурсов) должны быть закреплены в законодательстве. Только в этом случае они являются общеобязательными. Эколого-правовые нормы являются регуляторами отношений в сфере взаимодействия общества и природной среды.

Реализация правовых предписаний может привести к деградации природной среды, порче, уничтожению природных ресурсов, причинению вреда имуществу, здоровью людей. Степень возникновения указанных негативных последствий зависит от качества правового регулирования, а также от уровня подготовки специалистов, работающих в экологической сфере.

В связи с вышеуказанным в результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь общее представление о системе правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, ее месте в общей системе правового регулирования общественных отношений;

- знать современное законодательство, содержащее правовые нормы, регламентирующее природопользование и охрану окружающей среды; ориентироваться в его системе;

- уметь находить необходимые правовые акты и нормы, правильно их толковать и применять;

- приобрести навыки системного толкования и применения правовых норм в конкретных ситуациях.

 


 

 

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

№ п/п Виды учебной работы Количество часов
1. Семестр
2. Аудиторные занятия
3. Лекции
4. Семинары
5. Самостоятельная работа
6. Всего часов на дисциплину
7. Текущий контроль подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, межсессионная аттестация
8. Виды промежуточного контроля экзамен

 

 

Форма обучения – заочная

№ п/п Виды учебной работы Количество часов
Семестр
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Текущий контроль подготовка рефератов, выполнение контрольных работ,
Виды промежуточного контроля экзамен

 

 


Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции семинары
  1. Раздел I общая часть Система правового регулирования природопользования и ООС. Экологические отношения -
2. Экологическое право: понятие, структура, методы
3. Экологическое законодательство -
4. Природоресурсовое право
5. Регулирование экологических отношений
6. Право природопользования
7. Природоохранительное, мелиоративное право
8. Правовое обеспечение экологического правопорядка
    Раздел II особенная часть        
9. Горное право
10. Водное право
11. Лесное право
12. Фаунистическое право
13. Природно-заповедное право
14. Воздушное право -
    15. Раздел III специальная часть Особенности международно-правового регулирования экологических отношений
16. Правовое регулирование экологических отношений в странах СНГ -
17. Экологическое законодательство зарубежных стран -
18. Итого

 


Форма обучения – заочная

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции семинары
  Раздел I общая часть          
19. Экологическое право и законодательство -
20. Природоресурсовое право -
21. Регулирование экологических отношений
22. Право природопользования
23. Природоохранительное, мелиоративное право -
24. Правовое обеспечение экологического правопорядка -
    Раздел II особенная часть        
25. Горное право -
26. Водное право -
27. Лесное право -
28. Фаунистическое право -
29. Природно-заповедное право -
30. Воздушное право -
    31. Раздел III специальная часть Особенности международно-правового регулирования экологических отношений -
32. Итого

 

 

 

Содержание курса

Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется нормами экологического права. Экологические отношения, опосредующие взаимодействие общества и природы, выступают объектом иных общественных отношений – государственно-правовых, административных правонарушений. Соответственно, в рамках государственного, административного, уловного, гражданского и иных отраслей права осуществляется правовое регулирование руководства, управления, контроля, ответственности и т.д. в экологической сфере.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что задачей курса является изучение экологического законодательства, а также норм, содержащихся в правовых актах, относящихся к государственному административному, уголовному, гражданскому и иным отраслям законодательства.

Указанные обстоятельства имеют исходное методологическое значение и предопределяют особенности изучения курса.

I Раздел I общая часть

Экологическое право состоит из общей и особенной частей. В общей части программы курса изучаются нормы общей части экологического права, регламентирующие правовой режим окружающей среды, вещные права на природные ресурсы, общие принципы природопользования, охраны и мелиорации природной среды, обеспечения соблюдения экологического законодательства.

Раздел I Система правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологические отношения.

Предметом правового регулирования, как отмечалось во введение к настоящему разделу, являются экологические отношения и иные общественные отношения, объектом которых выступают экологические отношения.

Выделение экологических отношений обуславливается тем, что их объектом выступает окружающая среда, ее компоненты, природные объекты и ресурсы.

Содержание экологических отношений составляет деятельность субъектов, направленная на обеспечение общественных и индивидуальных потребностей в компонентах окружающей среды (экологических потребностей).

Поскольку эти отношения в системе «социум (общество)-природа», то точнее их именовать «экосоциальные отношения».

Тема 2. Экологическое право: понятие, структура, методы

Экологическое (экосоциальное) право – система правовых норм, регулирующих экологические (экосоциальные) отношения.

Экологическое право состоит из общей и особенной частей.

Общая часть экологического права включает правовые нормы и институты, закрепляющие: предмет, принципы, методы правового регулирования экологических отношений, систему экологического законодательства, правовой статус субъектов экологических отношений, природноресурсовое право, регулирование экологических отношений, право природопользования, природоохранительное, мелиоративное право, правовые средства обеспечения экологического правопорядка.

Особенную часть составляют подотрасли экологического права: земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое, природно-заповедное, воздушное право.

Это первичная структура, основанная на поресурсовой структуре природы.

Второй уровень структуры – функциональный, основан на формах взаимодействия общества и природы. По этому основанию выделяются межотраслевые институты – природноресурсовое право, право природопользования, природоохранительное, мелиоративное право.

Третий уровень – структура подотраслей экологического права, которая аналогична общей части экологического права, а также отражает дальнейшую дифференциацию правового регулирования в зависимости от целевого назначения природных ресурсов.

Тема 3. Экологическое законодательство

Экологическое законодательство составляют правовые акты, содержащие нормы экологического права. В системе экологического законодательства выделяются правовые акты, содержащие нормы общей части экологического права, а также земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое, природно-заповедне, воздушное законодательство, содержащее правовые нормы соответствующих подотраслей экологического права.

В каждом подразделении экологического законодательства выделяется кодекс или федеральный закон (кодификационный акт) и издаваемые в их развитие подзаконные правовые акты: Указы Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, корпоративные, локальные правовые акты, принимаемые субъектами экологических отношений.

 

Тема 4. Природноресурсовое право

Природноресурсовое право – межотраслевой институт, правовые нормы которого закрепляют правой режим окружающей среды, ее компонентов, природных ресурсов и объектов, право собственности и иные вещные права на природные ресурсы.

В природноресурсовом праве выделяется общая часть и особенная с институтами правового режима: земель, недр, вод, лесов, животного мира, природно-заповедных объектов, воздушного пространства, которые одновременно являются институтами соответствующих подотраслей особенной части экологического права.

Тема 5. Регулирование экологических отношений

Регулирование экологических отношений – деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов экологических отношений по приведению объекта регулирования – экологических отношений в определенный порядок, направление деятельности субъектов экологических отношений. По субъектному признаку выделяются следующие уровни регулирования экологических отношений: федеральный, субъектов РФ, муниципальный; корпоративный, локальный (производственный).

Регулирование экологических отношений осуществляется в следующих формах: правовое регулирование, управление, планирование, распоряжение, экологический контроль, экологический мониторинг; оценка воздействия на окружающую среду, экологические и иные экспертизы (экспертная оценка воздействия на окружающую среду); экологический аудит, сертификация, лицензирование, нормирование качества окружающей среды, воздействия на ее и природопользования, Природоустройство, учет природных ресурсов, источников воздействия на окружающую среду, объектов размещения отходов; государственная регистрация прав на природные ресурсы и сделок с ними; экологическая информация, экологическое воспитание и образование, экологическое регулирование экологической деятельности, разрешение экологических споров, обеспечение экологического правопорядка.

Правовые нормы, регламентирующие регулирование экологических отношений составляют межотраслевой институт – право регулирования экологических отношений, в котором выделяется общая часть и особенная с подинститутами: право регулирования земельных, горных, водных, лесных, фаунистических, природно-заповедных, воздушных отношений.

 

 

Тема 6. Право природопользования

Право природопользования рассматривается как вещное право, правомочия собственника и природопользования, правовой институт. Право природопользования как вещное право производно от права государственной собственности на природные ресурсы, содержание которого составляют правомочия по владению, пользованию и в ограниченных случаях распоряжению природными ресурсами.

Правовой институт право природопользования содержит правовые нормы, закрепляющие правовой статус природопользователей, правовой режим природных ресурсов – объектов природопользования, виды, сроки природопользования, основания и порядок предоставления природных ресурсов в пользование, права и обязанности природопользователей, основания и порядок прекращения природопользования.

Право природопользования как межотраслевой институт экологического права состоит из общей части и подинститутов: право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром, природно-заповедными объектами, воздушным пространством.

Тема 7. Природоохранительное, мелиоративное право

Правовые нормы, регламентирующие охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов, составляют межотраслевой институт экологического права – природоохранительное право, имеющее общую часть и подинституты: правовая охрана земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха и иных ресурсов воздушного пространства.

Наличие особой формы взаимодействия общества и природы – преобразование, улучшение (мелиорация) природной среды и отдельных природных ресурсов предопределяет выделение в системе экологического права особого межотраслевого института – мелиоративное право.

Тема 8. Правовые средства обеспечения экологического правопорядка

Экологический правопорядок или основанное на нормах экологического права осуществление экологических отношений обеспечивается экономическим, моральным и иным стимулированием правомерного поведения субъектов экологических отношений. Ответственность за экологические правонарушения регламентируется нормами административного, уголовного, гражданского, трудового права исходя из особенностей объекта экологического правонарушения, которые закрепляются в экологическом праве.

Особенная часть

Тема 9. Земельное право

Земельное право – система правовых норм, регламентирующих предмет, принципы земельного права, закрепляющих систему земельного законодательства, правовой статус субъектов земельных отношений; правовой режим земель и земельных участков, право собственности и иные вещные права на земли, порядок регулирования земельных отношений, право землепользования, охрану и мелиорацию земель, правовые средства обеспечения земельного правопорядка.

В особенной части выделяются институты: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного, водного фондов запаса.

Тема 10. Горное право

Правовые нормы, составляющие горное право, закрепляют предмет, принципы правового регулирования горных отношений, систему законодательства о недрах, правовой статус субъектов горных отношений, правовой режим недр, право собственности и иные вещные права на недра, регулирование горных отношений , право недропользования, охрану недр, правовые средства обеспечения горного правопорядка.

Тема 11. Водное право

Водное право – система правовых норм, которые закрепляют предмет, принципы правового регулирования водных отношений, систему водного законодательства, правовой статус субъектов водных отношений, правовой режим вод, право собственности и иные вещные права на водные объекты, регулирование водных отношений, право водопользования, охрану вод, мелиорацию водных объектов, правые средства обеспечения водного правопорядка.

Тема 12. Лесное право

Лесное право представляет собой систему правых норм, регламентирующие отношения по поводу лесов и иной растительности. Они закрепляют предмет лесного права, принципы правового регулирования лесных отношений, систему лесного законодательства, статус субъектов лесных отношений, режим лесов и иной растительности, право собственности и иные вещные права на леса и лесные участки, регулирование лесных отношений, право лесопользования, охрану и мелиорацию лесов, правовые средства обеспечения лесного правопорядка.

Тема 13. Фаунистическое право

Правовые нормы, регламентирующие фаунистические отношения (отношения по поводу животного мира - фауны), составляют фаунистическое право.

Фаунистическое право закрепляет предмет, принципы правового регулирования фаунистических отношений, систему законодательства о животном мире, статус субъектов фаунистических отношений, правовой режим животного мира, право собственности и иные вещные права на животный мир, регулирование фаунистических отношений, право пользования объектами животного мира, охрану и мелиорацию животного мира, правовые средства обеспечения фаунистического правопорядка.

Тема 14. Природно-заповедное право

Природно-заповедное право – система правовых норм, регламентирующих отношения по поводу природных объектов, составляющих природно-заповедный фонд (особо охраняемые территории и объекты).

Правовыми нормами закрепляются предмет и принципы правового регулирования природно-заповедных отношений, систему природно-заповедного законодательства, правовой статус субъектов и правовой режим объектов природно-заповедных отношений, право собственности и иные вещные права на природно-заповедные объекты, право пользования природно-заповедными объектами, охрана и мелиорация природно-заповедных объектов, правовые средства обеспечения соблюдения природно-заповедных объектов. Особенную часть составляют подинституты, нормы которых регламентируют правовой режим (в том числе использование, охрану, мелиорацию) отдельных природно-заповедных объектов (государственных заповедников, национальных, природных парков и т.д.)

Тема 15. Воздушное право

Воздушное право включает правовые нормы, закрепляющие предмет, принципы правового регулирования воздушных отношений (отношений по поводу воздушного пространства), систему воздушного законодательства, правовой статус субъектов и правовой режим объектов воздушных отношений, регулирование воздушных отношений, право пользования воздушного пространства, охрану и мелиорацию ресурсов воздушного пространства (атмосферного воздуха и других), правовые средства обеспечения соблюдения воздушного законодательства.

 

Раздел III Специальная часть

Тема 16. Особенности международно-правового регулирования экологических отношений

Регламентация природопользования и охраны окружающей среды планеты Земля осуществляется международно-правовыми актами (договорами, Конвенциями, Соглашениями и т.д.). Наиболее важными являются: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972г.); Конвенция о транспортном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.), Венская Конвенция по охране озонового слоя (1985г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987г.); Конвенция по охране и использованию трансграничных водостоков международных озер (1992г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992г.), Конвенция ООН по морскому праву (1997г.), Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1996г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1996г.), Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1996г.) и другие.

Тема 17. Правовое регулирование экологических отношений в странах СНГ

Природопользование и охрана окружающей среды в странах СНГ регламентируется законодательством соответствующих государств, а также соглашениями, заключаемыми между странами, входящими в СНГ. Так, Соглашением о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанным в феврале 1992 г. Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, предусмотрена выработка согласованной политики в области охраны и использования природных ресурсов с учетом Соглашений, ранее заключенных СССР.

Участниками СНГ заключены: Горная Хартия государств-участников СНГ и Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997г.), Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств-участников СНГ (1996г.), Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (1998г.) и другие.

 

Тема 18. Экологическое законодательство зарубежных стран

Становление и развитие законодательства о природопользовании и охране окружающей среды осуществляется в зарубежных странах. Эколого-правовые нормы закреплены в Конституциях большинства государств, а также специальных нормативных актах. Так, в Японии действует основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды (1967г.), основной закон об окружающей среде (1993г.), в США – Закон о национальной политике в области окружающей среды (1970г.), во Франции – Закон об охране природы (1976г.), в ФРГ – Закон об охране природы и ландшафтном планировании (1976г.), в Великобритании – Закон о хранении ядовитых отходов (1972г.) и т.д.


Планы семинаров

Методические указания

 

С целью закрепления полученных знаний, детального изучения законодательства и развития навыков его толкования и применения практические занятия проводятся в форме семинаров.

Семинары организуются в соответствии с предлагаемым ниже планом. При самостоятельной работе необходимо подготовить ответы на поставленные вопросы и решить задачи.

Чтобы ответить на вопросы следует изучить законодательные акты, материалы лекций, ознакомиться с литературой. При этом важно обращать внимание на дискуссионные проблемы, пробелы в законодательстве и пути их устранения, возможные направления его совершенствования. В необходимых случаях целесообразно проанализировать правоприменительную практику органов государственной власти, местного самоуправления, судебных органов.

Изучение теоретических вопросов сопровождается решением задач. Прежде всего следует внимательно прочитать условие задачи, дать квалификацию описанных правоотношений. Далее надо определить нормативные акты или их части (разделы, части, статьи, пункты), которыми нужно руководствоваться при оценке описанных в задаче правоотношений. Необходимые для этого нормативные правовые акты указаны в соответствующем разделе перечня нормативных правовых актов. На завершающем этапе надо на основе толкования отобранных нормативных актов решить задачу – оценить законность описанных решений, действий субъектов, ответить на поставленные вопросы. Решение задачи должно быть развернутым, со ссылками на нормативные правовые акты.

Задачи решаются в письменной форме в специальной тетради. Решение задач обсуждается на семинарах, а в конце семестра преподаватель проверяет тетради студентов.

Студенты, пропустившие семинары, обязаны отработать пропущенные темы индивидуально во время консультаций.

 

 


Экологическое право и законодательство

 

1. Экологические отношения: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание, цели.

2. Экологическое право: понятие, место в системе российского права.

3. Структура экологического права. Принципы выделения отраслей, межотраслевых институтов, институтов отраслей.

4. Методы правового регулирования экологических отношений.

5. Система экологического законодательства.

6. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

9. Локальные нормативные правые акты.

10. Акты судебных органов.

 

Задачи

1. Найдите нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус субъектов водных отношений; отношения по аренде участков лесного фонда; порядок предоставления в пользование объектов животного мира; ответственность за экологические правонарушения.

 

2. При рассмотрении на заседании Законодательного собрания края проекта закона о водных ресурсах края возникли разногласия. Отдельные депутаты считали, что Законодательное собрание не может принимать предлагаемый Закон, так как это - прерогатива Государственной Думы РФ. Высказывалось и противоположное мнение. Поскольку водные объекты находятся на территории края, то правовое регулирование водных отношений относится к исключительному ведению Законодательного собрания края.

Оцените высказанные мнения. Какими принципами следует руководствоваться при определении компетенции Государственной Думы РФ и Законодательного собрания края?

В каких случаях Законодательное собрание края вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие водные отношения?

 

3. Прокурор республики опротестовал ст.28 республиканского закона об охране окружающей природной среды, в который предоставлялось право президенту республики выносить постановления о приостановлении, прекращении деятельности предприятий, загрязняющих окружающую природную среду.

Верховный совет республики не согласился с протестом, считая, что президент является высшим должностным лицом республики и обладает в полном объеме властными полномочиями, в том числе и по прекращению деятельности предприятий.

Прокурор обжаловал отказ Верховного совета в суд.

Оцените законность требования прокурора, высказанных мнений и решите дело.

 

4. Статьей 18 Устава города главе города предоставлено право предоставлять в пользование природные ресурсы, находящиеся на территории города. Руководствуясь Уставом, глава города утвердил Положение о порядке предоставления в пользование недр, земельных участков, водных объектов, участков городских лесов, объектов животного мира.

Оцените законность принятых решений.

 

5. В учебнике М.М. Бринчука «Экологическое право (право окружающей среды)» (М.,1998) приводится понятие экологической функции государства, которая включает деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации её качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц (С.59-60).

Оцените указанное определение экологической функции.

Какова целостная цель экологической функции и ее подцели?

Какое содержание экологической функции?

Можно ли согласиться с применением термина «Экологическая функция государства»?

Соотношение экологической функции и экологических отношений.

Ваше определение экологической функции.

 

6. Профессор Б.В. Ерофеев определяет предмет экологического права как складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений (Экологическое право: учебник. М., 1999. С.52).

Оцените указанное определение.

Можно ли согласиться с применением термина «экологическое отношение»?

Какова структура экологического отношения?

Каков объект экологического отношения?

Виды экологических отношений.

Дайте свое определение экологического отношения.

 

7. В учебнике по «Экологическому праву» под редакцией В.В. Гучкова ( М., 2000 ) предлагается следующая структура экологического права:

О б щ а я ч а с т ь, которую составляют следующие вопросы: право государственной и других форм собственности на природные объекты; право природопользования и его виды, государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды; организационно-правовое обеспечение рационального природопользования и сохранности экологической системы; экономический механизм охраны окружающей среды; экологические права и обязанности граждан; юридическая ответственность за экологические правонарушения.

О с о б е н н а я ч а с т ь, включающая институты: эколого-правовой режим особо охраняемых природных объектов, экологическая безопасность России; правовая охрана окружающей среды в процессе осуществления различных видов деятельности; правовая охрана окружающей среды в городах и иных населенных пунктах; правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций и др.

С п е ц и а л ь н а я ч а с т ь рассматривает международно-правовой механизм регулирования охраны окружающей среды (С.37).

Оцените предложенную структуру экологического права.

На основе каких принципов следует структурировать экологическое право?

Ваше предложение по формированию структуры экологического права.

 

8. С.А. Боголюбов (Экологическое право: учебник. М., 1998. С.10-12) выделяет три составные части экологического права:

П е р в у ю ч а с т ь составляет природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды.

В т о р а я ч а с т ь - это природоресурсовое право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее отдельных природных ресурсов, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.

В т р е т ь ю ч а с т ь экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды .Оцените высказанное мнение.

В каком соотношении экологическое право находится с административным, уголовным, гражданским и другими отраслями права?

На чем основано отграничение экологического права от других отраслей права?

 

9. В правовой литературе распространено мнение о наличии особого метода правового регулирования экологических отношений – эколого-правового, или метода экологизации.

Можно ли выделить указанный метод в качестве самостоятельного?

Какова, по вашему мнению, его сущность?

Чем отличается указанный метод от императивного, диспозитивного методов, метода юридической ответственности?

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.03 с.)