Система координации мирохоз-х процессов и её ступени. Место и роль международных экон. орг-й. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система координации мирохоз-х процессов и её ступени. Место и роль международных экон. орг-й.



Перечислим некоторые из таких координирующих институтов: Международный валютный фонд МВФ, Международный банк реконструкции и развития МБРР, или Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация ВТО, институты западноевропейской интеграции Парламентская ассамблея, рабочие органы Евросоюза, Европейский Банк и проч., ежегодные встречи руководителей семи ведущих капиталистических стран и России. Каждая из перечисленных организаций или институтов имеет собственную историю.

Активный процесс возникновения мирохозяйственных институтов начался в 40-е годы нашего века, когда страны-победители решали принципиальный вопрос о новом устройстве безопасного мира. В это время возникли специализированные институты Организации Объединенных Наций — МВФ и МБРР, были приняты решения о системе мирохозяйственных расчетов в Бреттон-Вудсе и т. д. В 60 — 70-е годы активно создавались институты европейской интеграции, которые в 80 — 90-е годы переросли в новое качество, позволившее ставить вопрос об единой западноевропейской валюте — евро. В последние десятилетия возросла координирующая роль в вопросах международного товарного и денежного обменов Всемирная торговая организация, локальные организации и соглашения о создании зон свободной торговли, например в Северной Америке, и проч..

Заметим, что мирохозяйственные институты, выполняя каждый свою конкретную функцию, вместе способствуют повышению степени координации национальных экономик и уменьшению издержек международного обмена. При этом вырабатываются универсальные правила, которые, будучи признанными всеми участниками хозяйственных отношений, создают определенные рамки экономического поведения, что повышает предсказуемость процессов, протекающих в мировой экономике в современный период, который иногда еще называют периодом глобализации. Можно говорить, что глобализация — это процесс интернационализации производства и капитала, подкрепленный зрелыми институциональными отношениями и соответствующими информационными технологиями.

в системе мирохозяйственных институтов борются две противоположные тенденции. Одна — к созданию равноправных экономических отношений и понятных правил в мировом хозяйстве, другая — к стремлению некоторых стран к доминированию в мировой экономике и навязыванию таких правил поведения, которые закрепляют существующее неравенство и недоверие между экономическими субъектами вторая тенденция в наибольшей степени проявилась после распада Советского Союза.

Все это делает невозможным однозначно определить роль мирохозяйственных институтов как положительную для всех участников хозяйственных отношений. Такой вывод не может стать неожиданным, так как вся система мирохозяйственных отношений строится капиталом, который, как мы уже неоднократно говорили, стремится к самовозрастанию и господству.

Субъекты, влияющие на развитие мирохозяйственных процессов:

1. Государства

2. Международные организации

3. ТНК транснациональный капитал

4. Неправительственные организации

Международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями Международная финансовая корпорация МФК, Международная ассоциация развития MAP и др. образует группу Мирового банка МБ, или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.

МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80-90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

Всемирная торговая организация ВТО была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле ГАТТ, заключенного в 1947 году.

ВТО — это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:

1. Генеральное соглашение о торговле товарами ГАТТ в редакции 1994 года.

2. Генеральное соглашение о торговле услугами ГАТС.

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности ТРИПС.

Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет обычно входят послы и главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.

Евросоюз. Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза в мире.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить первый конкретный фундамент европейской федерации. В самом начале объединились шесть стран Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды. Сегодня, после четырех присоединений 1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция, в ЕС входят 15 стран-членов.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

Создание европейского гражданства

Обеспечение свободы, безопасности и законности

Содействие экономическому и социальному прогрессу

Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:

Европейский парламент избираемый народами стран-членов;

Европейский Совет состоящий из правительств стран-членов;

Европейская Комиссия движущая сила и исполнительный орган;

Суд соблюдение закона;

Палата аудиторов надлежащее и законное управление бюджетом ЕС.

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

Европейский Экономический и Социальный Комитет выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам;

Комитет регионов выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию;

Европейский омбудсмен занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС;

Европейский инвестиционный банк содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций;

Европейский центральный банк отвечает за денежную политику и валютные операции.

Ряд агентств и органов завершают систему.

Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.

Ожидается, что 10 новых стран Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр станут членами ЕС 1 мая 2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны — Болгария, Румыния и Турция — также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время Европейский Союз завершает новый — самый крупный этап.

Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

Данный этап расширения уникален — подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.

Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.

После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской Комиссии Проди сказал: Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме. Действительно, ни одному европейскому государству, соответствующему Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано в такой перспективе. В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС не может продолжать расширяться бесконечно и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС — и, прежде всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.

Копенгагенские критерии для получения членства в ЕС

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как Копенгагенские критерии, и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;

- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.02 с.)