Организационная структура и основы деятельности Комитета по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБРК 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура и основы деятельности Комитета по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБРК



В соответствии с Положением об Комитете по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций финансирование и содержание КФН осуществляется за счет средств бюджета Национального Банка Республики Казахстан.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг.

Комитет ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет.

Комитет представляет Национальному Банку отчетность и иную документацию, связанную с финансированием деятельности Комитет, в порядке и сроки, которые установлены Национальным Банком.

Структура Комитета по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций:

Руководство

Департамент стратегии и анализа

Юридический департамент

Департамент надзора за банками

Департамент надзора за субъектами рынка ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами.

Департамент надзора за субъектами страхового рынка и другими финансовыми организациями.

Департамент ликвидации финансовых организаций.

Департамент по обеспечению деятельности АФН.

Бухгалтерия.

Управление лицензирования.

Управление защиты прав потребителей финансовых услуг.

В компетенцию Комитета входят следующие вопросы осуществления регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций:

1) определение приоритетов в области формирования и развития финансового рынка;

2) утверждение нормативных правовых актов в пределах полномочий, определенных законодательством Республики Казахстан;

3) принятие решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешений на открытие, добровольную реорганизацию и ликвидацию финансовых организаций и об их отзыве;

4) установление порядка выдачи финансовым организациям лицензий на оказание финансовых услуг, их приостановления, возобновления действия и отзыва, а также принятие решений о выдаче, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий финансовых организаций на оказание финансовых услуг;

5) установление порядка выдачи, приостановления, возобновления и отзыва лицензий на осуществление актуарной деятельности, проведение аудита деятельности финансовых организаций, а также принятие решений о выдаче, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензий на осуществление актуарной деятельности, проведение аудита деятельности финансовых организаций;

6) принятие решения на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации;

7) принятие в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, решения о принудительном выкупе акций финансовых организаций у их акционеров и реализации этих акций новому инвестору;

8) принятие решения об осуществлении Агентством доверительного управления акциями крупного участника банка и (или) банковского холдинга;

9) принятие решений о консервации финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, и назначении временной администрации (временного управляющего) финансовой организации (финансовой организацией);

10) принятие решений о: признании активов финансового рынка ценными бумагами; признании определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных; выдаче разрешения на осуществление права прямого или косвенного владения, распоряжения и/или управления более, чем 25 процентами акций с правом голоса от их общего количества открытого накопительного пенсионного фонда в период его деятельности; присвоении и утрате статуса финансового агентства, акционерного общества, саморегулируемой организации;

11) установление требований к порядку работы организаций, осуществляющих деятельность по подготовке специалистов для работы на рынке ценных бумаг на основании разрешений Агентства;

12) рассмотрение, одобрение и представление на утверждение структуры, общей штатной численности и положения о Комитете;

13) определение и утверждение условий труда, системы и размеров его оплаты, социально-бытового обеспечения работников Комитета.

 

Министерство финансов РК выступает на финансовом рынке с одной стороны в качестве органа, осуществляющего эмиссию государственных ценных бумаг, а с другой стороны- в качестве органа государственного регулирования.

В этой связи основными внутриминистерскими подразделениями, принимающими участие в процессе регулирования финансового рынка, являются:

1. Комитет финансово-валютного контроля.

2. Казначейство.

3. Главная налоговая инспекция.

4. Департамент по управлению государственным имуществом и активами Министерства финансов.

5. Департамент по приватизации.

6. Комитет по таможенному контролю.

Важной функцией Минфина РК в области регулирования финансового рынка выступает финансовый контроль со стороны Комитета финансово-валютного контроля. Он организует и самостоятельно проводит ревизии и проверки, контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставления налоговых льгот и др.

Другим подразделением Минфина РК, осуществляющим целевое и экономическое использование государственных средств, является Казначейство и его территориальные органы на местах. В целях укрепления финансовой дисциплины ему предоставлены следующие права:

· проводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением и использованием средств республиканского бюджета РК;

· приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета РК;

· взыскивать бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае их использования не по целевому назначению с наложением штрафов;

· изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

· требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Главная налоговая инспекция представляет собой единую систему инспектирования, входящую в структуру Минфина РК и организованную по функциональному и территориальному признакам. Это подразделение выполняет такие задачи, как контроль за соблюдением налогового законодательства; проверку правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РК, субъектами РК, органами местного самоуправления.

К основным задачам Департамента по управлению государственным имуществом и активами Минфина, помимо других, относится и обеспечение управления государственными паями, пакетами акций акционерных обществ и компаний. В ведении этого Департамента на сегодняшний день остается Информационно-учетный центр, исполнявший до 1995 г. функции Центрального регистратора и Центрального депозитария.

Департамент по приватизации в целях регулирования финансового рынка выполняет следующие функции:

· осуществление государственной политики в вопросах приватизации государственной собственности;

· управление государственными паями, пакетами акций акционерных обществ;

· организация продажи объектов государственной собственности РК;

· лицензирование в установленном порядке деятельности инвестиционно-приватизационных фондов и осуществление контроля за их деятельностью.

С 2004 г. в структуру Минфина РК вошел Таможенный комитет, являющийся государственным правоохранительным органом исполнительной власти, наделенный специальными полномочиями для выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела, и других связанных с ним областях, в том числе налоговой.

Национальный банк РК как главный банк страны выполняет своеобразную роль на финансовом рынке одновременно в качестве его профессионального посредника, активно ведущего операции с финансовыми инструментами и государственного органа регулирования.

Нацбанк РК, являясь по сути агентом государства по размещению государственных займов, вместе с Министерством финансов РК участвует в регулировании обращения государственных займов, а также покупает и продает ценные бумаги, выпущенные Правительством РК. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными видами государственных ценных бумаг. Кроме того, проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссии ценных бумаг акционерных банков В его структуру входит Комитет по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями.

В области регулирования Нацбанк РК осуществляет:

· разработку и проведение государственной политики в сфере денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Казахстана и его интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы.

Для осуществления своих функций Нацбанк РК имеет правление, директорат, главное территориальное и областные управления на местах.

Высшим органом управления является Правление, возглавляемое Председателем. Оно состоит из 9 человек: председателя, четырех его заместителей, по одному представителю Парламента и Президента и двух представителей от Кабинета Министров РК.

Орган оперативного управления Нацбанка РК – Совет директоров (директорат), который принимает решения по всем вопросам, находящимся в его ведении, за исключением тех, которые находятся в компетенции Правления и Председателя НБРК. В состав директората входят председатель, его заместители и директора департаментов: денежно-кредитных операций, банковского надзора, международных отношений, эмиссионно-кассовых операций, бухучета и бюджета, платежных систем и т.д.

Все свои функции на местах НБРК выполняет через соответствующие территориальные подразделения, исполняя роль координирующего и регулирующего органа системы. Основными его функциями являются:

· денежно-кредитное регулирование;

· эмиссия кредитных денег;

· контроль за деятельностью кредитных учреждений;

· аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

· рефинансирование коммерческих банков;

· кредитно-расчетное обслуживание Правительства;

· хранение золото-валютных резервов.

Одной из главных целей деятельности Нацбанка РК является обеспечение бесперебойного снабжения экономики платежными средствами, создание условий для функционирования всего кредитного рынка страны, налаживание системы расчетов, регулирование банковской деятельности.

Важной функцией Нацбанка является хранение вкладов банков, сберегательных и других финансовых учреждений, называемые резервами, имеющими стратегическое назначение для управления денежным обращением, обеспечения ликвидности и управления кредитной деятельностью коммерческих банков.

Главная задача денежно-кредитной политики Нацбанка РК – сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной системы денежных платежей и расчетов. В то же время такая политика служит одной из важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы. В области денежно-кредитного регулирования Национальный банк РК использует следующие инструменты:

· изменение учетного процента;

· изменение норм обязательных резервов банков;

· операции на открытом рынке.

НБРК регулирует кредит и денежное обращение, контролирует и стабилизирует движение обменного курса национальной валюты, сглаживает перепады в уровне деловой активности, цен, занятости.

Кроме того, он выступает агентом правительства в таких сферах, как управление национальным долгом, валютное регулирование, финансовые операции правительства. Он управляет правительственными депозитами. Почти все доходы и расходы правительства проходят по счетам НБРК. Помимо этого, банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигаций, их цену, доходность.

Одна из самых важных задач Нацбанка РК – управление государственным долгом, то есть целенаправленное изменение той его части, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями. Управление государственным долгом должно быть увязано с целями Правительства, например, не входить в противоречие с фискальной политикой. Здесь может возникнуть проблема: с одной стороны правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой – получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу с бюджетным дефицитом с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.

Как было отмечено выше, в Казахстане хоть медленно и трудно, но идет процесс продвижения к рынку, формируются новые экономические отношения, улучшается законодательная и налоговая базы, складывается рыночная инфраструктура и как логическое завершение процессов, формируется финансовый рынок. Налаживание эффективного организационного механизма регулирования процессов становления и функционирования финансового рынка и соблюдение одного из основных условий его развития – адекватного правового обеспечения – становится важнейшей первоочередной задачей радикальной реформы, одной из решающих предпосылок ее углубления и успеха. В этой ситуации участие нескольких государственных ведомств адекватно развитию рыночной экономики дает возможность рассмотреть все положительные и отрицательные моменты принятия того или иного стратегического или оперативного управленческого решения, касающегося финансового рынка страны.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.007 с.)