Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие финансов, их функции, роль. Государственные и частные финансы.

Поиск

Вопрос 1. Понятие финансов, их функции, роль. Государственные и частные финансы.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, использования государственного централизованного и децентрализованного фондов денежных средств, а также фондов организаций и учреждений. Основываются на деньгах, денежных обязательствах, денежных оборотах.

Государственные (публичные) финансы – отношения, которые возникают при формировании централизованных гос. фондов денежных средств (бюджетные и внебюджетные фонды). Распределение выручки субъектом хозяйствования путем уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (движение денежных средств от предприятия к государству) относится к финансовой деятельности государства, которая направлена на мобилизацию денежных ресурсов в централизованные денежные фонды.

Формирование денежных фондов самого предприятия (фондов накопления, потребления) относится к финансовой деятельности конкретного субъекта хозяйствования. Эти фонды являются децентрализованными денежными средствами и относятся к частным финансам. (Частные финансы - отношения, которые возникают при формировании децентрализованных фондов (финансов предприятий, организаций, учреждений разных форм собственности.)

Основные различия между публичными и частными финансами проявляются в следующем:

1)для обеспечения себя денежными средствами государство использует принуждение и не применяет этот способ для распределения расходов. В сфере частных финансов собственник свободен в получении дохода, но ограничен в их использовании.

2)публичные финансы обеспечивают реализацию интересов государства и общества в целом. Частные финансы служат накоплению доходов собственника.

3)финансы выражаются в деньгах, выпуск которых осуществляется самим государством. Собственник же частных финансов не выпускает деньги и не оказывает на них влияния.

Функции финансов:

1) Распределительная – проявляется при образовании финансов в процессе материального производства, а также при распределении и перераспределении национального дохода.

2) Контрольная – проявляется в использовании финансов в качестве инструмента контроля за финансами хозяйства.

Вопрос 2. Финансовая деятельность (ФД) государства, её цели и задачи. Субъекты ФД гос-ва.

Основная цель ФД – обеспечение финансирования, реализация поставленных перед гос-вом функций (полит., экон., соц., оборонных)

ФД гос-ва – это осуществл. компетентными государственн. органами деят-ть по планомерной мобилизации, распределении и использованию централизованных и децентрализованных госуд-ных ден. средств, необходимых для выполнения задач и функций государства.

Задачи ФД:

1. Планомерная мобилизация, распределение и использование ден. средств

2. экономич. стимулирование производства

3. контроль за целесообразным использованием гос. средств

Функции ФД:

1. мобилизация ден. ср-в

2. распределение ден. ср-в

3. использование ден. ср-в

4. контроль за движением ден. ср-в

5. денежная эмиссия

Субъекты ФД:

1. органы общей компетенции (Президент, Парламент, Совмин и др.)

2. специализированные органы (Мин-во фин-сов, НБРБ, мин-во по налогам и сборам, комитет по ценным бумагам и др.)

Президент реализует свои полномочия путём принятия декретов, указов, подписания законов.

Парламент утверждает республиканский бюджет, отчёт по его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы.

Правительство разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчёт о его исполнении, обеспечивает проведение единой экон., финансовой, кредитной и денежной политики.

Министерства, гос. комитеты, республ. органы гос. управления осущ-ют ФД в связи с выпол-ем своих основных задач и функций.

Страховые организации. Страх-е предст. собой отнош-я по защите имуществ-ных интересов субъектов гражданского права при наступлении определённых событий за счёт ден. фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов.

Граждане РБ, иностран. граждане и лица без гражданства (физ. лица) участвуют в формировании централизованных фондов гос-ва путём уплаты налогов, сборов (пошлин при пересечении границы).

 

 

Вопрос 3. Принципы, методы и формы осущ-я фин. д-ти.

Фин. деят-ть базир-ся на прин­ципах (базовых началах):

1) з аконности (строгое соблюдение действующего фи­н. закон-ва всеми участниками фин. деят-ти);

2) разделения властей (каждой ветви власти присуща своя сфера фин. деят-ти);

3) сочетания объективно необходимой фин. централ-ии с самостоят-ю местных органов управ-ия и самоуп-ия в области фин. деят-ти;

4) гласности (нормативные акты гос-х органов публик-ся, довод-ся до всеобщего сведения);

5) плановости ( в основе фин. деят-ти гос-ва лежат финансово-плановые акты);

6) единства, согласованности, неравенства сторон.

М етоды:

- стадия мобил-ии

1. обяз. платежи (налоги, пошлины, штрафы, санкции);

2. добров. платежи (вклады, покупка ценных бумаг).

- стадия распределения

1. финансиров-е;

2. кредитов-е.

Формы фин. деят-ти (внешнее проявление явления):

- правовая (представительная) - издание нормативно-правовых актов;

- неправовая (исполнительно-распорядительная).

 

Вопрос 4. Финансовая система Республики Беларусь, её состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и звеньев.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с финансовой деятельностью государства.

Сферы однородных финансовых отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции и распределения денежных средств называются финансовыми институтами.

Финансовая система Республики Беларусь, как правовая категория, представляет собой совокупность финансовых институтов, как групп однородных финансовых отношений и финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельностью.

Как правовая категория, финансовая система состоит из двух систем:

-совокупность финансовых институтов;

-совокупность финансовых органов.

Финансовая система Республики Беларусь состоит из:

- бюджета;

- внебюджетных фондов;

- финансов предприятий и отраслей;

- кредита;

- фондов страхования.

 

Конституция Республики Беларусь содержит понятие “финансово – кредитная система Республики Беларусь”

Конституция РБ обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные нормативно-правовые акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ.

Финансово-кредитной системе в Конституции посвящён раздел VII(ст. 132-136). В соответствии со ст. 132 финансово- кредитная система РБ включает бюджетную, банковскую системы а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

В ст. 134 Конституции записано, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

В соответствии со ст. 56 Конституции граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты гос. налогов, пошлин и иных платежей.

 

Вопрос 19.Бюджетное устройство в РБ. Бюджетная система и принципы её построения.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, её структура взаимосвязь между отдельными звеньями, а так же обусловленность построения.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местного бюджета РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Она имеет конституционное закрепление ст. 133,которое говорит о том, что бюджетная система РБ включает в себя республиканские и местные бюджеты.

Конкретизируется это положение ст.6 БК” Структура бюджетной системы”: Местные бюджеты делятся на: 1)Бюджеты первичного уровня(сельские, поселковые, городские);2)Бюджеты базового уровня(районные, городские);3)Бюджеты областного уровня(областные, бюджет города Минска).

Республиканский бюджет – обеспечивает финансирование мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение.

Местные бюджеты - обеспечивает финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых в интересах данной административно территориальной единицы.

Бюджетное устройство, а в частности такое построение такой бюджетной системы, обусловлено её государственным устройством.

РБ – унитарное государство, территория которого делится на области, районы и иные административно-территориальные единицы.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность бюджетных государств.

Принципы бюджетной системы:

1)Принцип единства – единство бюджетной системы обеспечивается едининством документации, нормативно – правовой базы, денежной системы, единый порядок исполнения бюджета и ведения бухгалтерского учёта.

2)Полноты отражения доходов и расходов бюджета – все доходы и расходы, отражённые в законодательстве подлежат внесению в бюджет в полном объёме.

3)Сбалансированности -все расходы бюджета должны соответствовать совокупному доходу и дефициту бюджета плюс минимизация дефицита при его планировании.

4)Гласности - открытость для общества всех стадий бюджетного процесса.

5)Принцип самостоятельности бюджетов – бюджеты всех уровней имеют источники доходов, источники финансирования дефицита бюджета; имеют право самостоятельно определить направления расходов; составлять, рассматривать и исполнять бюджет.

6)Эффективности использования бюджетных средств - участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения максимального результата с использованием определённого бюджета объёма денежных средств или достижение поставленных целей с использованием минимального объёма бюджетных средств.

7)Общего покрытия расхода бюджета – все расходы покрываются за счёт доходов бюджета плюс источники финансирования дефицита.

8)Достоверности – формирование бюджета на основе обоснованных прогнозных показателей

Вопрос 21. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищённые статьи бюджета. Бюджетное регулирование его и методы.

Дефицит – это превышение расходов над доходами.

Профицит – превышение доходов над его расходами.

Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования республиканского бюджета:

1. Государственные займы, кроме гарантий Правительства РБ

2. Средства от операций с имуществом, находящейся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством

3. Изменения остатков средств на счетах по учёту средств республиканского бюджета

4. Другие источники, в соответствии с бюджетным законодательством

Если при исполнении бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам более 10% от запланированного уровня, то применяется секвестр (пропорциональное снижение расходов по всем статьям бюджета, кроме защищённых) и блокирование бюджета (осуществляется в отношении отдельных статей бюджета).

Если есть дефицит, в первую очередь финансируются защищённые статьи бюджета:

· заработная плата

· трансферты населению

· продукты питания

· медикаменты

· % по государственному долгу

· погашение государственного долга и др.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения сбалансированности.

Методы бюджетного регулирования:

* закреплённые доходы (доходы, которые закреплены в бюджете);

* регулирующие доходы (доходы бюджета, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для бюджетного регулирования);

* бюджетная ссуда (бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющихся резидентами РБ, ИП на безвозвратной и безвозмездной основе на осуществление определённых целевых расходов);

* бюджетный кредит (бюджетные средства, предоставленные из вышестоящего бюджета нижестоящему, а тот из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе);

* дотации (межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в условиях, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета);

* субсидии (бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании для производства и реализации товаров, работ, услуг)

* субвенции (межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определённых целевых расходов);

* трансферт (передача бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе);

* секвестр.

 

По месту аккумуляции

-централизованные

-децентрализованные

2. По методам мобилизации:

-налоги(ст.600 НК) – установленные законодательством обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет с организаций и граждан

К налогам относятся: НДС, акциз, подоходный налог, налог на прибыль, на недвижимость, экологический налог, единый налог, а также сборы и пошлины(налоговые платежи)

-неналоговые платежи – не обладают признаками налоговых платежей

3. По социально экономическому признаку:

-доходы от гос. хозяйства – образуются в результате производственной деятельности гос. предприятий, использования имущества государства, приватизации гос. собственности, сдачи в аренду гос. имущества; прибыль Нац. банка, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

-доходы от предприятий частной формы собственности и физ. лиц – налоги, сборы, пошлины

-платежи административного характера: штрафы, финансовые санкции, пени и т.д.

- заемные средства государства: внешние и внутренние гос. займы

Вопрос 40.Особые налоговые режимы. Единый налог для производителей с/х продукции, единый налог с ИП и иных физ.лиц, осущ. Реализацию товаров. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предприним-ва.

Особый режим нал.обложения - спец. Порядок исчисления и уплаты налогов, сборов, применяемый в порядке и в случае установл. НК(нал. Кодексом)и Президентом.

Этот режим прим-ся для след. Категории плательщиков:

-налога при упрощенной с-ме нал.обложения.

-ед.налога ИП идр. Физ.лиц

-налога для производителей с/х прод.

-Налога на игорный бизнес

-налог на доход от лотерейной деят-сти

-нал.на доходы от проведения электр.интерактивных игр

-сбора на осущ-ние ремесленной деят-сти

-сбора за осущ-ние деят-сти по оказанию услуг агроэкотуризма

Методы взимания налогов:

-замена установл. Перечня налогов и сборов спец. Нал.платежами(игорный бизнес, лотер.деят-сть)

-предост-ние комплекса льгот в виде обяз-стей их исчисления либо сниженных нал.ставок(в СЭЗ)

-полное освобождение от НСП(Коллегия адвокатов)

Плательщики по упрощенной с-ме нал.облож-я:

-Орг-ции и ИП,перешедшие на такую с-му в порядке установ.зак-вом

-орг-ции с численностью раб-ков до 100 чел.

-ИП,размер вал.выручки кот. До 2861250 руб.

Уплату налогов, сборов заменяют отчисления в бюджет.

Не вправе примен-ть упрощ-ую с-му нал.облож-ния:

-орг-ции и ИП,кот.производят подакцизные товары,реализ-ют и произ-т изделия из драг.мет. и камней.

-орг-ции в игорном бизнесе

-лотерейная деят-сть

-туристическая деят-сть

-РЦБ

-проведение интерактивных игр

-СЭЗ

-парк высоких технологий

НК определяет порядок перехода на упрощ. С-му нал.облож-ния.Объект нал.облож-ния-осущ-ние предпринмат.деят-сти.

 

 

Государственная пошлина

Правовое регулирование взимания государственной пошлины осуществляется гл. НК.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие докумен­ты, имеющие юридическую силу, в специальных учреж­дениях, которые имеют на это полномочия.

Государственная пошлина взимается:

· с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подавае­мых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судеб­ные постановления, а также за выдачу судами копий до­кументов;

· с надзорных жалоб на судебные постановления, по­даваемых в органы прокуратуры, а также за выдачу проку­ратурой копий документов;

· с исковых документов, подаваемых в хозяйственные суды, а также с заявлений и жалоб о пересмотре решений хозяйственных судов;

· за нотариальные действия, совершаемые нотариу­сами и соответствующими должностными лицами мест­ных исполнительных и распорядительных органов, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных доку­ментов;

· за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации, а также за выдачу свидетельств в связи с изменением за­писей актов гражданского состояния;

· за оформление документов на право выезда из Рес­публики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;

· за прописку граждан;

· за предоставление права на охоту и др.

Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь

Освобождаются от уплаты государственной пошлины в судебных учреждениях:

- истцы — по искам о взыскании алиментов;

- истцы - по искам о возмещении вреда, причинен­ного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

- органы прокуратуры, государственные и обществен­ные органы, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательст­вом, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов дру­гих организаций и физических лиц, и др.

 

 

Налог на услуги

Плательщиками налога на услуги признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом на услуги признается оказание плательщиками услуг:

1.1. рынков, ярмарок, выставок-продаж;

1.2. гостиниц (кемпингов, мотелей);

1.3. ресторанов (баров, кафе);

1.4. дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;

1.5. парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;

1.6. с недвижимым имуществом;

1.7. сотовой подвижной электросвязи абонентам;

1.8. кабельного телевидения;

1.9. по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц;

1.10. туристических.

Налоговая база налога на услуги определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Ставки налога на услуги устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налог за владение собаками

С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный ст. 9 НК пополнен новым налогом - налогом за владение собаками. В 2009 году владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности являлось одним из объектов налогообложения сборами с пользователей (подп. 1.4 ст. 7 Закона). Плательщиками являлись организации и физические лица. Плательщиками налога за владение собаками являются физические лица (ст. 269 НК), следовательно, юридические лица с 1 января 2010 г. уплачивать указанный налог не должны.

Сбор на развитие территорий

С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный статьей 9 НК, пополнен новым сбором - сбором на развитие территорий, который введен вместо целевых сборов и имеет с ними много общего. Так, плательщиками сбора на развитие территорий (как ранее, целевых сборов) являются организации и индивидуальные предприниматели, (ст. 273 НК). Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно- территориальных единиц. Налоговая база для организаций определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в их распоряжении после налогообложения; для индивидуальных предпринимателей - сумма дохода, оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Ставки сбора устанавливаются в размере, не превышающем 3 процентов (ст. 274 НК)

Курортный сбор

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал

 

 

45.Финансовая ответственность и ее осо­бенности. Основания финансовой от­ветственности. Состав и классификация налоговых правонарушений.

ФО — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, приме­няемая уполномоченными на то гос орг-ми и их должностными лицами к юр. и физ. лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения обществен­ных и государственных финансовых интересов.

Финансовая ответственность как разновидность юри­дической ответственности возникла относительно недав­но в связи с образованием финансового права как само­стоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответст­венность в настоящее время находится в стадии формиро­вания.

В национальном законодательстве о финансовой от­ветственности упоминается в ст. 10 Закона «О государст­венной налоговой инспекции Республики Беларусь». За­кон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут установленную законодательством РБ ответственность за правильность исчисления, свое­временность уплаты налогов в бюджет и соблюдение дей­ствующего законодательства о налогообложении.

Законодатель установил меру принуждения, выражаю­щуюся в денежной форме, применяемую уполномоченны­ми на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая ответственность устанавливается за нару­шение не только налогового, но и законодательства, регу­лирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответ­ственности имеет отраслевую принадлежность.

Особенности финансово-правовой ответственности:

· ее основанием является финансовое правонаруше­ние;

· устанавливается в финансово-правовых нормах;

· влечет для правонарушителя наступление отрицатель­ных последствий, как правило, имущественного (денеж­ного) характера.

Отв-ть за налогов. правонаруш. носит комплексный хар-р, объед-т нормы разных отраслей права, кот направ-ны на защиту налог-х отнош-й.

ПРИКАЗ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.03.2003 N 23 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАМЯТКИ О СОСТАВАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ"

Основанием привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является совершение правонарушения, которое представляет собой противоправное, винов­ное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой не­исполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом норм налогового права, за которое за­конодательством предусмотрены меры ответственности.

Признаки налогового правонарушения:

1. Противоправность (действия (бездействие) субъекта налогового правоот­ношения нарушают нормы налогового права).

2. Виновность (налогового правонаруше­ния совершил его умышленно или по неосторожности).

3.А нтиобщественный харак­тер( причиняет вред государеву и обществу).

4. Наказуемость (предусматривает применение мер ответственности) С остав правонарушения - сово­купность элементов, необходимых для привлечения лица к ответ­ственности.

Приказ МНС №23, кот-м утв-на Памятка о составах адм-х, нал-х ПН.

К элементам состава налогового правонарушения относятся:

1. Объект налогового правонарушения(НПН) — охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено противоправное поведение субъекта правоотношения.

2. Объективная сторона НПН — непо­средственные действия (бездействие), направленные на нарушение норм налогового права. Вкл в себя само противоправ деяние, его послед-я причинно-следств-ю связь м\у ними.

3. Субъектами налогового правонарушения признаются физичес­кие лица (включая индивидуальных предпринимателей), способные иметь гражданские права и обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять их, создавать для себя обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью, + юридическое лицо

4. Субъективная сторона налогового правонарушения выража­ется в психическом отношении субъекта к противоправным дей­ствиям (бездействию) и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности.

Умышленное НПН - если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих послед­ствий. НПН по не­осторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвраще­ние либо не предвидело возможности наступления таких послед­ствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

Ложное банкротство ст 238

4.1. Представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем либо собственником юридического лица заведомо ложных документов с целью объявления себя банкротом (ложное банкротство) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Сокрытие банкротства ст 239

Сокрытие индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем либо собственником юридического лица, являющимися несостоятельными должниками, своей экономической несостоятельности путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным образом, повлекшее причинение ущерба кредиторам в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Вал. контроль и отв-ть

Вал.й контроль – д-ть органов вал. контроля и агентов вал. контроля, направл. на обеспеч.соблюдения рез. и нерез. требований бел. вал. зак-ва.

Осн. напр. вал. контроля явл.я: опред-е соотв-я провод. вал. опер. вал. зак-ву; обеспеч-е контроля за перемещ-м ин.вал. и иных вал. цен.через тамож. границу РБ; предотвращение легализации доходов, получ. незак. путем; проверка полноты и достов-ти учета и отч-ти по вал. опер-м; ан-з данных учета, отч-ти и инфо.по вал. опер.

Орг.вал.контроля в РБ явл .: Совет Мин. РБ-определяет компетенцию республ. органов гос.управления и иных гос.организаций, подчиненных правит-ву, областных (Минского гор.) исполкомов по вопросам осущ-я ими функций агентов вал. контроля;выполняет иные функции, предусм. зак-вом;

НБ: осущ. вал. контроль за соверш. вал. операций;выдает спец. разрешения на провед. вал.операций, связ. с движ. капитала; осущ-т контроль за провед. расчетов при соверш. юр. лицами и ИП внешнетор. опер.;устан-т формы учета и отч-ти по вал. опер.;опр-т порядок исполнения банками функций агентов вал. контроля;применяет к банкам меры отв-ти за ненадлеж. исполн-е ими ф-ций агентов вал. контроля;

предоставляет КГК для целей контроля за проведением юр. лицами и ИП внешнеторговых операций информацию в соотв. с порядком и формой, определяемыми КГК по соглас. с Нацбанком;выполняет др.функции, предусм. зак-вом;

Гос. тамож. комитет РБ: осущ. орг-цию вал. контроля за перемещ. рез. и нерез. ч\з тамож. границу вал. ценностей;контр-т работу таможен при провед-и ими вал.о контроля внешнеторг. опер-й как части тамож. контроля;опр-т по соглас. с КГК порядок заполнения и регистрации паспорта сделки и стат. декларации;

выполняет др.функции, предусм. зак-вом;

Комитет гос. контроля РБ:осущ. контроль за соблюд. зак-ва при провед. вал. операций, в т.ч. за поступл-м в РБ экспорт. вал. выр-ки, поставкой по импорту товаров, куплей-продажей и использ. ин. вал.;

формирует на осн. инфо., получ. от иных органов вал. контроля, а также агентов вал.контроля, базу данных по вопр. вал. контроля;осущ. контроль за выполн-м органами вал. контр. и агентами вал.контроля своих ф-ций;координирует д-ть органов вал. контроля;осущ-т др. функции, предусм. зак-вом.

Органы вал. контроля в рамках своей компет.вправе:проводить в устан. зак-вом порядке проверки осущ-я рез. и нерез.вал. опер., полноты и достовер. учета и отч-ти по вал. опер., а при наличии оснований – зак-ти происх-я вал. ценн.;осущ-ть контроль за своевр. представления резидентами и нерез. отч-ти по вал. опер-м и соот. ее требованиям вал.зак-ва;получать в устан.порядке при проведении проверок док-ты, содерж. инфо о вал. опер-х;приостанавливать операции по сч.рез. и нерез случаях и порядке, устан. зак-вом;применять к рез.и нерез. санкции

Агентами вал. контроля явл. республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчин. прав-ву,областные (Минский городской) испол. ком., таможни,

Банки: осуществляют контроль за провед. их кл-тами вал. операций;производят расч. обслуж-е юр.лиц по внешнеторг. договору только после представления ими зарегистрир. в устан. порядке паспорта сделки;осущ-т контроль за прав-ю провед-я кл-тами платежей по импорту в соотв. с действ. зак-вом и представл. инфо о поступлении ден. средств от экспорта товаров.

Как агенты вал. контроля они вправе:– осущ-ть контроль за своевр. представления отч-ти по вал. операциям и соотв. ее требованиям вал.зак-ва, а также за соотв.проводимых клиентами вал.операций треб-м вал. зак-ва; – получать д-ты, объяснения, справки и сведения об осущ. вал.опер.;– приостанав. опер. по открытым у них сч. кл-тов на сумму, по кот. не представлена документация о провод. опер.;– осущ-ть иные

При поступл. резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого рез. или нерез.с уведомл. соотв.органов вал.контроля.

Республиканские органы гос. управления – осущ. контроль за возвратом и исп-м подведомств.им юр. лицами, а также ИП выручки от экспорта товаров (работ, услуг);– принимают меры по устранению выявленных нарушений вал. зак-ва;– предст. инфо.о ВЭД в порядке и сроки, установленные зак-вом;

Таможни как агенты вал. контроля:регистр. в устан. порядке представл. паспорта сделок и стат. деклар.;

производят таможенное оформление товаров по внешнет. договорам при экспорте (импорте) товаров при усл. наличия зарег.паспорта сделки;контролируют наличие в тамож. деклар.;в пределах своей компетенции проводят проверки (ревизии) соблюдения юр.лицами установленного порядка осущ. внешнет.д-ти, и по выявл.нарушениям применяют эк. санкции.

Ответственность

За нарушение порядка провед. вал. опер. установлена угол., админ. и эк. отв-ть. КоАП нарушение должностным лицом устан. порядка провед.вал. опер., т.е. скупка, продажа, обмен ин. вал. осущ-мые без специального разреш. влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, с конфискацией предметов сделки, а согласно ст. 225 УК РБ "Невозвращение из-за границы ин. валюты" невозвращ. из-за границы должностным лицом юр. лица ин. валюты в особо кр. размере, подлежащей в соотв. с зак-вом РБ обяз. перечисл-ю на счета в уп. банк РБ, наказ. штрафом, или лишением права занимать опред.должности, или заниматься опред. д-тью, или огранич. свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до трех лет. За несанкц. превышение сроков проведения внешнеторг. операций – в размере до 2% не

 

 

Вопрос 1. Понятие финансов, их функции, роль. Государственные и частные финансы.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, использования государственного централизованного и децентрализованного фондов денежных средств, а также фондов организаций и учреждений. Основываются на деньгах, денежных обязательствах, денежных оборотах.

Государственные (публичные) финансы – отношения, которые возникают при формировании централизованных гос. фондов денежных средств (бюджетные и внебюджетные фонды). Распределение выручки субъектом хозяйствования путем уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (движение денежных средств от предприятия к государству) относится к финансовой деятельности государства, которая направлена на мобилизацию денежных ресурсов в централ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 39856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.015 с.)