Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 23: Внутренняя и внешняя политика Николая 1

Поиск

Внутренняя политика.

Император приступил к переустройству системы государственного управления. Огромную роль в его правление стала играть Собственная его императорского величества канцелярия. Она была создана Александром I для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I значительно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа управления государством. В 1826 г. Канцелярия была разделена на 5 отделений. Особое значение приобрело III отделение - тайная полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа.

В ведении III отделения находились: сыск и следствие по политическим делам; контроль за литературой и театром, периодикой; борьба со старообрядчеством и сектантством. В самом начале своего правления Николай I заявил, что в основу государственного управления он хочет положить закон. Для этого он решил привести российское законодательство в порядок, что не делалось со времен Алексея Михайловича. Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством М.М. Сперанского. М.М. Сперанский к этому времени отошел от либеральных убеждений и стал убежденным сторонником монархии.М.М. Сперанский проделал титанический труд и в 1830 г. представил представил государю 45 томов "Полного Собрания Законов Российской Империи", в котором заключалось более 30 тыс. законов, изданных в хронологическом порядке начиная с 1649 до воцарения Николая I. Через 3 года появился "Свод Законов Российской Империи" в 15-ти томах, в котором в систематическом порядке были изложены действующие законы. "Свод" был разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу. Предполагалось, что теперь любой человек в своей деятельности мог ими руководствоваться.

При Николае I в России появились железные дороги. В 1837 г. была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом (совр. г. Пушкин) - Царскосельская. На Царскосельской дороге работали шесть паровозов, закупленных за рубежом. С 1838 г. движение по Царскосельской дороге стало с паровой тягой. В 1851 г. Николаевская железная дорога связала Петербург и Москву.

Крестьянский вопрос. Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. В течение всего царствования Николая I было создано 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В общем, крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.

Было облегчено положение помещичьих крестьян. В стране было 36 млн. помещичьих крестьян, но они были собственностью помещиков. Правительством были приняты постановления, которые в обществе меняли взгляд на помещичьих крестьян. До этого в дворянской среде господствовала точка зрения на помещичьих крестьян, как на частную помещичью собственность наравне с землей, скотом, рабочим инвентарем и т.д.

Правительство издало ряд законов, которые подчеркивали, что "крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства" В 1827 г. был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казенное управление, или в свободное городское состояние. В 1841 г. крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определенные повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность. Следует отметить, что в правление Александра I и Николая I в дворянской среде все более усиливалась критика в адрес самодержцев, как охранителей крепостного права. Александр I в 1803 г. издал указ "О вольных хлебопашцах", Николай I в 1842 г. издал указ "Об обязанных крестьянах", которые позволяли помещику добровольно отпускать своих крестьян на волю. Но последствия этих указов были незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселева. П.Н. Киселев, по признанию крупнейшего историка В.О. Ключевского, был одним из лучших администраторов того времени. Это был человек, который государственный интерес, государственную пользу ставил превыше всего.Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины. Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн.300 тыс. десятин свободной земли; 500 тыс. дес. земли было передано крестьянам, вообще не имевшим земли; 170 тыс. крестьян были переселены в районы, обладавшие излишками земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. дес. леса. Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казенной запашки. По стране прокатились "картофельные бунты". Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1.800 учащимися, а в 1866 в них имелось уже 2.550 школ, в которых училось 110 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.Реформирование государственной деревни под руководством графа П.Д. Киселева стали несомненным достижением николаевского времени. В результате предпринятых мер существенно улучшилось правовое и материальное положение государственных крестьян. Помещичьи крестьяне стали с завистью смотреть на государственных крестьян. Помещичьи крестьяне для правительства становились все более острой проблемой.В 1844 по 1847 гг. в Киевском генерал-губернаторстве (9 западных губерний) была проведена инвентарная реформа. Земля здесь после вхождения в 1815 г. в состав России принадлежала польским дворянам-католикам, оппозиционным России. Они притесняли своих крестьян - украинцев, белорусов, русских. Николай I стал проводить политику защиты православного населения на этих территориях. Здесь были проведены инвентари - опись помещичьих имений. В соответствии с размерами помещичьих имений устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец именья не имел права превышать.

Политика правительства в области просвещения, печати, религии. Политика в области просвещения становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений.Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий: сельские приходские училища - для крестьян; уездные училища - для городских обывателей; гимназии - для дворян. С 1832 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей. При министре С.С. Уварове наступил "золотой век" Московского университета, в это время в нем работали такие блестящие профессора как Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Г. Редкин и др. В 1832 г. был открыт университет в Киеве.В 1826 г. был установлен строгий цензурный устав, который отныне должен был стоять на страже нравственных устоев общества, религиозных традиций и должен был выполнять функцию защиты государственных интересов. Николаю I были неведомы религиозные "шатания" старшего брата. Он считал себя сыном Русской Православной Церкви. На его взгляд, вся русская история подтверждала право первородства Православной Церкви по сравнению с другими церквями. Поэтому его религиозная политика была направлена на поддержку авторитета официального православия. Вновь стали подвергаться гонениям старообрядцы и сектанты. Государство стало поддерживать миссионерскую деятельность Православной Церкви на востоке империи.

Правление Николая I ознаменовалось появлением в 1833 г. первого официального национального гимна "Боже, Царя храни". Слова английского гимна "Боже, храни короля" поэт В.А. Жуковский перевел на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.В социальной политике проводились мероприятия, направленные на укрепление сословного строя и позиций дворянства в обществе. В 1832 г. правительство ввело новое сословие "почетных граждан". "Почетными гражданами" могли стать крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые, художники, чиновники, лица, окончившие высшие учебные заведения и т.д. Правительство беспокоило дробление и ослабление материального положения дворян. В целях недопущения измельчания имений вводятся заповедные имения, которые мог наследовать только один сын, без дробления между другими наследниками. В 1845 г. был издан указ о порядке приобретения дворянства, который затруднял получение дворянского статуса по чинам и орденам.

Польское восстание 1830 - 1831 гг. По решению Венского конгресса 1815 г. центральная Польша вошла в состав России. До этого Польша много лет пребывала в состоянии разорения. Политика Александра I в отношении Польши была либеральной. Польше была предоставлена широкая автономия: свой сейм, своя армия, местная администрация, денежная система. В Польше строились заводы, дороги, был открыт университет. Польша быстро оправилась от былого разорения. Но к концу правления Александра Польша вся была покрыта сетью тайных обществ, стремившихся к восстановлению великой Польши "от моря до моря".

В ноябре 1830 г. в Польше вспыхнул мятеж. Вооруженные поляки ворвались в Бельведерский дворец с намерением убить цесаревича Константина Павловича. Сейм объявил династию Романовых низложенной и провозгласил главой правительства князя Адама Чарторыйского. Мятежники захватили арсенал русских войск и роздали оружие населению. Поляки нападали на русских солдат в казармах, на улицах, в церкви. Было убито много солдат, офицеров, даже генералов. Наместник Польши великий князь Константин Павлович едва живым успел уехать из Варшавы. Поляки объявили, что только тогда прекратят восстание, когда Царству Польскому будет предоставлена независимость, и к нему будут присоединены все русские земли, входившие ранее в Речь Посполитую: Литва, Белоруссия, Малороссия.

Николай I не встал вступать ни в какие переговоры с мятежниками. В Польшу была направлена русская армия под командованием фельдмаршала И.И. Дибича, которого после смерти от эпидемии холеры в июне 1831 г. сменил генерал И.Ф. Паскевич. Поляки сопротивлялись отчаянно, но противостоять русской армии не могли. 26 августа 1831 г. после кровопролитных боев Варшава была взята войсками И.Ф. Паскевича. Автономия Польши была ликвидирована. Царство Польское было обращено в генерал-губернаторство, польский сейм и армия были распущены. Польша была объявлена "неотъемлемой частью Российской империи". Генерал-губернатором Польши был назначен И.Ф. Паскевич, получивший титул светлейшего князя Варшавского. Тем не менее царское правительство не стало ломать местных польских управленческих порядков. В 1832 г. для Польши был издан закон "Органический статут", по которому полякам был оставлен польский язык в суде и местных органах власти. Запад попытался вмешаться в русско-польские дела и встал на сторону поляков. В самой России часть общества также осудила действия царского правительства. В 1812 - 1815 гг. русское общество пережило патриотический подъем, но затем часть общества по разным причинам стала утрачивать государственно-патриотическое сознание. В связи с этим очень показательным было отношение к польскому восстанию А.С. Пушкина. Для А.С. Пушкина честь и достоинство своей страны было превыше всего. У него также было романтическое отношение к польскому восстанию, но трезвое понимание государственных интересов России одержало верх. На польское восстание А.С. Пушкин откликнулся стихами "Клеветникам России", в котором предостерег Запад от вмешательства в русско-польские дела.

Внешняя политика в правление Николая I. Восточное направление. В июле 1826 г. Иран вторгся на российскую территорию в районе Южного Закавказья (Иранская война, 1826-1828 гг.). Однако уже вскоре после этого А. П. Ермолов, а затем и И. Ф. Паскевич нанесли иранским войскам сокрушительное поражение и захватили ряд населенных пунктов. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мир, в соответствии с которым Россия получила Эриванское и Нахичеванское ханства и денежную контрибуцию. Русско-иранская война 1826-1828 гг. привела к заключению Туркманчайского мирного договора. По нему в состав России вошли Эривань и Нахичевань. В 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа.

^ Война с Турцией (1828-1829 гг.). новая воина с Турцией была связана с обострением конфликта между Турцией и Грецией, в котором Россия встала на сторону греков и оказала ей вместе с Англией и Францией военную помощь. В результате развернувшихся военных действий русская армия нанесла туркам ряд поражений и Турция была вынуждена пойти на подписание мирного договора, который был заключен в сентябре 1829 г. (Адрианопольский мирный договор). По этому соглашению к России отходили восточное побережье Черного моря, а также устье Дуная. Турция, кроме того, гарантировала независимость Греции и Сербии. В 1833 г. между Турцией и Россией был подписан оборонительный договор о союзнических отношениях на 8 лет. Это произошло после того, как русский флот оказал туркам помощь в борьбе против египетского правителя Мухаммеда Али, который хотел взять Кон­стантинополь. Кроме того, заключенный с турками договор обязывал обе стороны закрыть свои черноморские проливы для иностранных военных судов в случае начала войны. Однако в 1840—41 гг. Англии удалось добиться пересмотра этих положений: черноморские проливы закрывались теперь уже для всех иностранных военных судов. В ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. был подписан Адрианопольский мирный договор. К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции. В 1830 г. было создано независимое греческое государство.

^ Кавказская война (1834-1864). Русским войскам и до этого времени приходилось сталкиваться с непокорными горцами, однако с середины 30-х гг. их борьба приобрела более организованный характер, что было связано с приходом к власти Шамиля, который был избран имамом, т. е. политическим и религиозным руководителем. Военную и финансовую поддержку Шамиль получал от Англии и Турции. Только в 1856 г. назначенному командующим кавказской армией А. И. Барятинскому удалось сломить ход военных действий и в 1859 г. Шамиль был принужден сдаться в плен. К 1864 г. русские войска взяли последнее оборонительное укрепление горцев (Гуниб ).^Крымская война (1853-1856). Поводом для начала войны стал конфликт в Палестине (часть Османской Империи). Спор о том, православные (Россия) или католики (Франция) будут признаны покровителями православных подданных Порты, стал формальным поводом для начала войны Россией. В ответ на занятие части при-дунайских территорий русскими войсками, Османская империя объявила России войну (4 октября 1853 г.). К началу войну обозначился следующий расклад сил: на стороне турок выступили Англия и Франция, которые объявили России войну в марте 1854 г. Если до того, как Англия и Франция реально вступили в войну, Россия успешно противостояла войскам Порты (победа русского флота над турками под Карсом, 18 ноября 1853 г., вступление в Болгарию), то к уже к концу 1853 г. русские войска были вынуждены уйти из дунайских княжеств. В сентябре 1854 г. флот союзников подошел к Крыму и нанесли поражение армии Меншикова на р. Альме. Русские войска отошли к Бахчисараю, оставив Севастополь. С 13 сентября англо-французский флот начал осаду города. Несколько раз русская армия пыталась прорвать блокаду города, однако обе попытки (октябрь 1854 г. и февраль 1855 г.) окончились неудачей. В августе после сдачи стратегической высоты - Малахова кургана - город сдался. Помимо этого были заняты Керчь, Анапа и другие города. В марте ^ 1856 г. был заключен Парижский мир. По этому соглашению Россия теряла Южную Бесарабию и устье Дуная. Также Россия не имела права иметь военный флот на черноморском побережье. Кроме того, Россия утрачивала контроль над Молдавией и Валахией. Крымская война закончилась сокрушительным поражением для России. В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой "нейтрализации" Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Война, с одной стороны, обнажила ее слабость, но с другой - продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

ВОПРОС 24: Отмена крепостного права в России:

Причины и предпосылки отмены крепостного права Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны (донесения военачальников из Крыма доходили до Зимнего дворца с фельдъегерем за 7 с половиной суток, а телеграфные сообщения об осаде Севастополя – из Парижа, столицы воюющего с Россией государства) и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", – это крылатое выражение В.О. Ключевского относится ко всем слоям русского общества, не исключая и власть. "Прежняя система отжила свой век", – таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П. Погодина. Александр II, воцарившись 19 февраля 1855 г., получил тяжелое наследие. Позже, после отмены крепостного права, министр финансов М.Х. Рейтерн писал в докладе императору: "Если бы правительство после Крымской войны и пожелало возвратиться к традициям последних времен, то оно встретило бы непреодолимые препятствия, если не в открытом, то, по крайней мере, в пассивном противодействии, которое со временем могло бы даже поколебать преданность народа – широкое основание, на котором зиждется в России монархическое начало".Но еще ранее, в 1856 г., крупнейший деятель эпохи реформ Н.А. Милютин в своей записке признавал, что дальнейшее сохранение крепостного права в перспективе, лет через 15, может привести к восстанию крестьянства. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера – доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу". Эта знаменитая, хотя и немногословная речь говорит нам о многом и важном в истории реформы 1861 г.: о том, что инициатива исходила от самого Александра II; что он ее навязывал дворянству; что он признавал необходимым опередить инициативу крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения; что он считался с общим направлением развития века. Дальнейшие события показали, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права. Каковы же были предпосылки реформ? Единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. Более бесспорным является влияние на подготовку реформы банковского кризиса конца 1850-х гг. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Он определяется фактически идентичными понятиями "либеральной" или "просвещенной" бюрократии. Очагами ее формирования были министерства (государственных имуществ, внутренних дел, юстиции, морское), разные ведомства, канцелярия Государственного совета. Либеральная бюрократия не была отгорожена от общественных сил страны, она формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учеными, литераторами. Другой такой предпосылкой стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I, в том числе создание министерств, в которых и выросли кадры будущих реформаторов. Важно отметить также значение наследия М.М. Сперанского, не только поставившего в повестку для крупномасштабные реформы государственного строя при Александре I, но осуществившего упорядочение законодательства при Николае I (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), внесшего свою лепту в воспитание и образование будущего царя-освободителя (Сперанский полтора года читал наследнику престола лекции "Беседы о законах"). Заслуживают внимания и реформы в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., которые готовили почву для грядущих перемен. Многие деятели Великих реформ вышли из университетов, института правоведения, Царскосельского лицея и др. Сами по себе перечисленные сюжеты достаточно изучены, но в историографии Великих реформ они пока не нашли должного места. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816–1819 гг. и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847–1848 гг. были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права. Реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г., давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления. Не остались без внимания и материалы Секретных комитетов (особенно 1835 г. и 1839 г.), которые в 1856 г. были переданы из II Отделения императорской Канцелярии в Министерство внутренних дел, где и началась подготовка отмены крепостного права

Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Историческое значение освобождения крестьян Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении. И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.013 с.)