Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результативность таможенно-тарифной политики

Поиск

До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы бы­ли рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т. е. проводилась полити­ка свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.


 


- WT


1 ПСЗРИ. Т. XIV. С. 479.


154 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в.



 



В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме­ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Петр I.

Таможенное дело при Петре I стало ме­ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тариф­ной политики занималась Коммерц-коллегия.

Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за­паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I ее защищали морские (Санкт-Пе­тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо­стями и перед ними протянулась цепь фор­постов.

Романов Петр Алексее­вич - Петр I (1672-1725) -| русский царь (с 1682 г.) иперг вый российский император Щ ввозимого из-за границы, то пошлины 1721 г.),: государственный, воён- равнялись четверти его стоимости, если ный и общественный деятель треть — пошлины составляли треть стоимо-России. Провел реформы госу- ст Есш же государство ПРОИЗВОДИТ про-дарственного управления лсоз- даны Сенат, коллегии, органы КТ в Размере половины привоза, то пош­лина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавли­валась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрас­тал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям. В соответствии с тарифом 1724 г. ввози­мые железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной — в 75 % с цены,
высшего государственного кон­троля и политического сыска.] Церковь подчинена государству*; проведено деление страны |даа! губернии, построена шйая"4^д лица — Петербург). Петр I воплотил насущные интересы Российского государ­ства, за десять лет не только разгромил шведов, завоевал Балтийское побережье, но и принудил Европу признать это, В неустанных «трудах дер-

жавства и воины» родилась щ *■ р wj голландское полотно, бархат, золоченое и

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский тамо­женный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвертой части его количества,


 

[оформилась его идея, определя-1 |ющая шаги к созданию русской! ^промышленности. Промышлен-1 {ный труд он объявил государст-1 венным. Русское купечество? [привлекал к созданию промыш­ленных компаний. Проникнутый {идеей меркантилизма, импера­тор оградил промышленность от ^иностранной конкуренции за-[претными пошлинами, входил в [мелочную регламентацию произ­водства. В период его правления всеми мерами поощрялась тор-j |говля, развивалось таможенное (дело, где Петр, как мерканти­лист, стремится поддержать пре­обладание вывоза над ввозом.

прядильное серебро — в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие — в 25 %. На това­ры, не производившиеся в стране, налага­лась умеренная пошлина — от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен­ты, а также на очки пошлина не начисля­лась. На вывозимые из России товары суще­ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш­ленного сырья и полуфабрикатов, необхо­димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла­гались запретительной пошлиной.

Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос-

тались местные тарифы.

Кронштадтская таможня. Середина XIX в.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно­сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результа­те Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.


       
 
   
 



 

156 Исто рия таможенного дела и таможенной политики России

В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного тамо­женного благоприятствования1. В 30-е годы XVIII в. поступления от та­моженных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную каз­ну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ­водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся — повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз­можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож­давшаяся русская промышленность.

Отпускная торговля в этот период имела следующую структуру: от­пуск товаров и рукоделий служащих — 49,9 %, изделий — 34,9, мягкой рухляди и разных вещей — 9,4, шелка и китайки — 5,2, жизненных при­пасов — 0,6 %. По предметам привоза: изделия составляли 43,7 %, жиз­ненные припасы — 25,3, товары и рукоделие для служащих — 22,6, раз­ные товары — 7,7, мягкая рухлядь — 0,7 %2.

В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламен­тирующий порядок захода иностранных судов в порты. Он содержал 99 статей, в которых были расписаны нормы, регулирующие таможенное оформление, и действия. таможенников до выхода корабля из порта. Это способствовало защите таможенных интересов на море и борьбе с контра­бандой.

Морским пошлинным уставом устанавливался порядок захода кораб­ля для досмотра и дальнейшего направления грузов на склад. В нем пре­дусматривалось при входе судна в порт брать на борт таможенника, ко­торый следовал до таможни, размещаемой в гавани. За неподчинение пра­вилам устанавливался штраф с капитана корабля, независимо от его гражданства (российский или иностранный), 50 ефимков.

Прибывший в порт корабельщик обязан был в течение 24 часов пред­ставить декларацию, в которой следовало указать название корабля, свое имя, национальность и откуда прибыл, товары на борту, количество их и упаковку (тюки, ящики и пр.), с чего брать пошлину и другие сведения.

Уставом были предусмотрены меры защиты таможенных служащих и соблюдения ими законности при обращении с командой прибывшего корабля. «Кто отбирати неявленных товаров силою, или боем отнимать станет товары, они будут задержаны, а лицу, применяющему против та­моженников силу и рукоприкладство, без всякого милосердия учинена бу­дет смертная казнь». Высншм и низшим таможенным служащим и солда-


 

Печать Одесской таможни

VIII. Таможенная и тарифная CHCTei^J^ 3v^^l l °;

ж

Печать Кронштадтской таможни

 

Ш

-&Л* Л- P#fe£ тЩщ *H*f Яймв ц

ш "«wep^rж Ass


 


1 См.: Россия в конце XIX века. СПб., 1900. С. 632.

2 См.: Николг>ский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 156.


Выписка о подряде на перевозку вяленой рыбы из Саратова в Смоленск


158 История таможенного дела и таможенной политики Росс ии

там также запрещалось «чинить обиду» купцам, корабельщикам и прочим торгующим людям. За нарушение указанных правил предусматривалось «жестокое» наказание.

Указ 1746 г. устанавливал зону территориальных вод, которая опре­делялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориаль­ных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, т. е. проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При отплытии капитану иностранного судна требовалось известить местные власти и таможенников и только с их разрешения после соответствующе­го оформления выходить в открытое море.

В первой половине XVIII в. таможенная политика строилась с уче­том интересов дальнейшего развития торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Серьезным препятствием в формировании таможен­ной политики стали внутренние таможни, многочисленные таможенные сборы, сложность таможенной процедуры.

К середине XVIII в. таможенное дело осуществлялось централизован­но и на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложен­ные в законодательных документах на первом этапе таможенной рефор­мы, были реализованы и получили дальнейшее развитие. Этому способ­ствовали указы государства, направленные на переустройство управления страной, упорядочение губернских учреждений, административных, фи­нансовых и судебных органов, установление казенных цен на товары, от­мена отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста по борьбе со взяточничеством.

Правящие круги России начали склоняться к фритредерским воззре­ниям. Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекци­онизмом. Пошлины в этом тарифе составляли 5 — 8 коп. с рубля ефимка­ми, что соответствовало 12,5 — 20 % с цены товара. Кроме пошлин на ино­странные товары распространялся дополнительный налог от б до 16 %, вследствие чего полное обложение составляло 18,5 —36 %. На некоторые товары пошлины достигали 60—80 %. На отпускные товары устанавлива­лись небольшие пошлины.

В последующем тариф формировался под влиянием Екатерины II, ко­торая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть пер­вый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть ру­коделие из собственного произращения». Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пош­линами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, заложенная в ука­зе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринима-


Раздел VIII. Там оженная и тари фная система в XVIII в....................... ^„„.^^^^^^JJ^L

ЛГКАЗЬ ЕЯ ШПЕрАТОрСКАГО

ВЕАИЧ&ГТВА. СШОДЕрЖИЦЫ ВСЕрОССШсКОИ. мЪ Государсшхенно* КаморЪ колсг!*»

Pow^c *Ъ нь1м1ч11НСмЪ?4* *Ъ ™*У*. к чисЪаЪ.

вйЬ..,,ч*чЪ ЛгиролЪ «рапюЛ **ЪуЫЬ. таможенные. ^.о.у.ьчЬ. им*у*л*р«-х'Ь. Hftfonwuxb»еоровЪ сЪпреАбуАУЧ1»п>

WUim и»Ъ гсммошЪ а»Ъ левите*. «ЛчмвыреЛ рувлеА* к* онпка В«ыт& копсскЪ сЪч-тмр«ию наоткупЪ ojAajho-wo ШЩфШЫ* * «*«** т,° по*еАасоЙ> ьтт*ч,побЬ»ВИЛВС1, Л*аИйРЬ шш% сЪданны*** *«Ь о eodOMvbxb мхЪ «яоруптковЪ»хЬ» шолЬ гор^оЛ *юо матсшрашовЬ ««*#шельсш»«ма.

Псч&танЪ»Ь МосквЬ вЪ Сенятско* Tviiorp«j>lB i

Указ Елизаветы Петровны о проведении торгов на сдачу с таможенных сборов в Саратове на откуп

Я5 ряд«с«мЬ публвк^стся трвтчЬо* «лелв кто *ытепок*»анны«»«огъ, Л «ин-шиД» шшЬуЬф т>*сА**пЪ»маь сЪ в^УЩ»А 74* Ш на он^упЪ л» шЬбЪ люА«да«ВДоргу • оо е*лЪ миорЬ ШЖ регламент** **л«сь»Ъ «wopb колсПй. коье-жо U <:Шф мЬскцо «го 745 гоАу«ае»слвмо>яачеяно«п1врм«*.Ь ьЯМММ* лхипш иямикд» Л*послЬ того термин*» «а* осеСЬ к «|И».*1«ч»кахЪ см»*Ъ> пос.лЪ каиоЛ ШЩ регламента. И ^г«...р*в1оЛ евиА"Ью«АЬСМ1аиваннмхЪ «теемЪ не ©«Ъ»«яЬ» * и& люА* Л шоргу дивуцрни Mcey^yuib.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 161


 


тельства в России. В связи с принятием нового тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что он принят ввиду несоответ­ствия потребностям развития экономики и «коммерцию российскую уда­ляют от цветущего ея состояния». Тариф этот был составлен без надле­жащих правил и отличался разными пошлинами на товары равной надоб­ности1. По нему запрещался ввоз хлебного вина, французской водки, ино­странной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, мехов, а также мышьяка и некоторых других ядов. Нала­гался запрет на отпуск (вывоз) золота и се­ребра в монетах, слитках и деле, леса, поро­ха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк. В 1774 г. Коммерц-коллегию, в состав которой входила Главная над таможенными сборами канцелярия, возглавил президент Коммерц-коллегии граф И. Э. Миних. С его приходом таможенное дело стало более централизованным и осуществлялось на ос­нове единых таможенных правил.

(1707- 1788)Ш-дтиф..Зр1763 г. был назначен на должность глав-j ного директора ъсёх? таможенных сборов в империи. Этот важный] по своему значению служебный пост вполне Соответствовал той подготовке, которую Миних&Шг

На таможенную политику России в этот период влияли внешнеполитические акции иностранных государств, их стрем­ление затормозить развитие экономики России и воспрепятствовать расширению торговли. К. Лодыженский, оценивая влия­ние внешней политики на формирование та­моженного дела в рассматриваемый период, писал: «Русское правительство было постав­лено в необходимость изменить свою тамо-

лучил в.молодости, за границей,

дических наук и политической ЭКОНОМИИ, КОТОрЫК^^Ж^Ю^ЯШГа вд^йнтересовался. чэдЩЕд С 1764 го 1788 й&до самой кончины, был членом Таможен­ной комиссии о коммерции, уч­режденной Именным указом 8 де­кабря 1763;;Г§Щ^я^взыскивания| средств к увеличению отпускной ТОРГОВЛИ РОССИИ 1ЩК ПОДНЯТИЮ кредита русского купечества как внутри государства, так и за гра--ницей. По этим и.другим торго­вым вопросам он неоднократно

его основательному знанию юри-i женную политику сообразно требованиям и

домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно» 2. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил многие товары от пошлин. Сред­ний таможенный сбор после принятия этого тарифа составил около 10 %.

Составленный в 1795 г. тариф должен был вводиться с 1 января 1797 г., но был пересмотрен. В 1796 г. были отменены льго-

1 См.: Лодыженский К. Указ. соч. С. 149.

2 Никольский С. Указ. соч. С. 60.


 

{высказывал ^вое мнение. В 1767 — 1769 гг. Миних как депу­тат Главной канцелярии над та­моженными сборами принимал участие в знаменитой екатери-нинск6и*%омиссии «О сочинении проектаШнового уложения». В 1774 г. сЩыл назначен президен­том Коммерц-коллегщ£^.ь'Й5^^

ты как русским, так и иностранным купцам, пошлины вновь стали взиматься ефимками из расчета в фунте 14 ефимков или русски­ми серебряными деньгами, считая каждый ефимок за 1 руб. 25 коп. Тариф 1797 г. практически повторил положение 1792 г. с небольшим повышением некоторых пошлин на иностранные товары, например, с пуда персидского шелка-сырца 16 руб. 32 коп., китайского — 40 руб. 80 коп. Незначитель­ной пошлиной были обложены русские ма­нуфактурные изделия.

В 1796 г. таможенный доход страны со­ставил 7 млн 500 тыс. руб., а в 1802 г. по­ступления в Государственный банк от та­можни достигли 8 млн 750 тыс. руб.

Таможенные печати России XVIII в.

Документы и материалы по таможенно­му делу свидетельствуют о том, что тамо­женная политика в это время отличалась непоследовательностью и нестабильнос­тью. Подчас решение того или иного вопро­са и принятие правительственного доку­мента зависело от отдельных лиц, далеких

от понимания механизмов таможенного дела. В формировании таможен­ной политики довлела потребность увеличения фискальных сборов.

Установление в сельском помещичьем хозяйстве экономических и юридических отношений способствовало упорядочению феодального хо­зяйства. В стране с каждым годом рос оброк. Если в 60-х годах он составил 2 руб., то в 70-х — 3, в 80-х — 4, в 90-х — 5 руб. с каждой ре­визской души1. Экономическое значение оброка состояло в том, что его рост влиял на доходы государства и, естественно, на развитие торговли.

Крепостное право в России сдерживало рост городского населения, ремесел и промышленности. Достаточно отметить, что за вторую полови^ ну XVIII в. городское население выросло всего на 2 % и к концу столе­тия составило 5 % населения страны.

Помещичье хозяйство сковывало инициативу крестьян, которые вели натуральное хозяйство и не могли быть заказчиками и потребителями, так как не распоряжались своим заработком^. Между тем государственные нужды росли, и правительство вынуждено было прибегать к косвенным средствам для их удовлетворения.

1 См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. V. С. 136.

2 См. там же. С. 143.


162 История таможенного дела и таможенной политики России

Финансовое положение России как в начале царствования Екатери­ны II, так и в последующем находилось в критическом состоянии. По­датью обложено было все, что только можно обложить ею, даже длин­ные бороды мужские, которые должны были платить за право выезда за городскую заставу1. Собирали эти подати огнем и мечом, при помощи во­енных экзекуций и утонченных пыток, выработанных опытом многих ве­ков. Но так как казна оставалась все-таки пустою, то доходы ее были от­даны на откупы, так сообщала «Ze Correspondant» в апреле 1785 г.

Принцип «с чего бы ни брать, только бы брать» стал лозунгом фи­нансовой системы XVIII в. По мнению И. М. Чечулина, система дохо­дов в царствование Екатерины II преследовала исключительно фискаль­ные цели. Екатерина II и не думала о развитии промышленности2.

На первый план в наполнении казны выходили откупные суммы с продажи питей (спиртного), которые из года в год повышались. Важной статьей явились таможенные доходы, которые заняли второе место после питей (спиртного). По сведениям В. О. Ключевского, прямые налоги за период правления Екатерины II возросли в 3 раза, доход с питей — в 6 раз^, таможенные доходы утроились**.

Важным средством пополнения доходов был государственный кредит. В 1768 г. был открыт Ассигнационный банк с разменным фондом в мил­лион рублей. В России впервые начали выпускать бумажные деньги. В начале они пользовались доверием, но к концу века курс ассигнационно­го рубля снизился на рынке до 50 металлических копеек. Всего бумаж­ных денег было вылущено на 150 млн руб.

В 90-е годы XVIII в. внешний долг России составил 44 млн руб., вну­тренний — до 82,5 млн, при государственном бюджете в 68 млн рубА Долги России составили четыре бюджетных года. Они «ложились тяже­лым бременем на будущее поколение», — писал В. О. Ключевский.

Задолженность России была следствием прежде всего активной внеш­ней политики, борьбы за естественные границы и расширение российских земель. Из новых южных территорий было создано три губернии —Тав­рическая, Херсонская, Екатеринославская, а также земли Войска Черно­морского. На западе после раздела Польши появилось восемь губерний: Витебская, Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гроднен­ская, Волынская и Брацлавская (в последующем Подольская). Таким об­разом, из 50 1уберний 11 были созданы в конце XVIII в.

1 См: Епифанов А. Ф., Некрасов Е, М. Российская таможня между прошлым и буду­
щем. Ростов н/Д, 1995. С. 39.

2 См.: Чечулин И. М. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины II.
СПб., 1827. С. 62-63.

3 См.: Ключевский В. О. Указ. соч. С. 144.

4 См.: Три века. М, 1992. С. 492.

5 См.: Ключевский В. О. Указ. соч. С. 145.


Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 163

В течение XVIII в. Россия увеличила свою территорию в рамках этно­графической и географической границы. Из инвентаря 1781 г. следует, что «за 19 лет, т. е, с 1762 года, было устроено губерний по новому образцу 29, построено 144 города, заключено 30 конвенции и трактатов, одержано 78 побед, издано 88 указов, указов для облегчения народа — 123, итого

492 дела!

К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Тур­ции земли с населением до 7 млн душ обоего пола. Таким образом, чис­ло жителей империи с 19 млн в 1762 г. возросло до 36 млн к 1796 г., ар­мия со 162 тыс. человек возросла до 312 тыс. Флот в 1757 г., состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. насчитывал 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, т.. е. увеличилась более чем вчетверо. Успехи про­мышленности выразились в умножении числа фабрик с 50 до 2 тыс. Уве­личение ввоза и вывоза товаров с 9 млн до 44 млн руб. на Балтике и на Черном море с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. в 1796 г.

Значение достижений Екатерины объяснялось тем, что видное уча­стие в них имел питейный доход, который в продолжение царствова­ния увеличился почти вшестеро и к концу его составил почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн долга, что почти равнялось доходу последних 3,5 лет царствования»1.

Заботой государства оставалась охрана границы как в политичес­ком, так и в таможенном отношении. Острота вопроса объяснялась тем, что граница практически была открыта для контрабандистов. Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их охрана, состо­ящая из престарелых гарнизонных солдат и малороссийских казаков, не справлялась с возложенными на них задачами. Ответственные за задержа­ние контрабанды, офицеры и надзиратели нередко находились в сгово­ре с контрабандистами и помогали им в тайном провозе товаров. Кон­трабанда шла через западные рубежи государства широким потоком.

Узнав, что задержанная контрабанда лишь маленькая толика огром­ной массы товаров, упльшающих за рубеж и ввозимых в Россию мимо та­можен, Екатерина II повелела Сенату подготовить закон по созданию специальной таможенной стражи, главная цель которой состояла бы в за­крытии границ и задержании контрабанды. Так родился указ Екатерины II от 10 октября 1782 г., объявленный во всенародное известие. Он гласил: «В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за- подписанием собственной ея Величества ру­ки, написано: «Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему от-

1 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 288, 289.


             
 
 
   
 
   
 
   

 

Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в.

Радищев Александр Нико­лаевичей?^— 1802) — русский прогрессивный мыслитель, писа­тель, просветитель. Служил в Коммерц-коллегии, ас 1780 по $7$0 г. был сначала помощни­ком управляющего, затем управ-|ляющим. Петербургской тамож­ни. Радищев один из первых в русской.экономической мысли поставил проблему протекций'': низма ,Цк уровень народно-хо- \ зяйственных задач. Его убеж^| -дёщость в необходимости для| России покровительственных та­рифов и ограничения свободы внешней, ^торговли подтверждав ёхдя.'Не только его теоретически­ми Положениями, но и практиче­ской деятельностью, направлен­ной даа защиту развития промы-

164История та моженного дела и таможенной политики Р оссии

крытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тя­гость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подоб­ное проездов пограничных охранение немало согласовать не может. По многом разыскание всего того, что может способствовать лучшим образом прекращение таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по гра­нице НАШЕЙ особую таможенную цепь и стражу, на следующих основа­ниях»1.

В каждой пограничной губернии, где находились портовые или погра­ничные таможни, учреждалась пограничная таможенная стража. Она со­стояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзира­телей. На реках и озерах планировалось иметь большие гребные суда.

Таможенные объездчики принимались на службу на добровольных на­чалах по контрактам, со свидетельствами и поручительством советников Казенной палаты по делам таможенным и с документами с тех мест, где они служили или проживали. Место пребывания таможенных объездчи­ков определялось на дорогах или тропинках. На каждые десять верст гра­ницы полагалось два таможенных объездчика.

Таможенный пограничный надзиратель назначался губернским прав­лением по одобрению Казенной палаты и особо — советником таможен­ных дел. Для таможенных надзирателей устанавливались места для жи­лья и участок в 50 верст. «Таможенных пограничных Надзирателей долж­ность есть надзирать не только на месте пребывания их, но и объезжая большие расстояния, каждому определенные, все ли так исполнено, как предписано; и все, что наблюдению таможенных объездчиков выше воз­ложено, иметь не меньше наблюдаемо быть и самими таможенными погра­ничными Надзирателями»2.

Таможенный пограничный надзиратель, который имел при себе двух особых таможенных объездчиков, обязан был наблюдать за объездчиками на 50-верстном участке границы. На них возлагалась задача: ежедневно один раз днем, другой ночью объезжать указанный участок, наблюдать, чтобы через таможню или мимо нее границу никто не переходил и не пе­реезжал. Если же объездчик обнаруживал контрабандистов, он должен был принять меры к их задержанию, привлекая для этого местных жите­лей, а после задержания сообщить о нем надзирателю. За особое усердие в службе таможенные объездчики награждались.

Таможенные объездчики и таможенные пограничные надзиратели по­сле окончания службы могли переехать на другое место жительства.

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ), ф. 212,
указы II отд., д. 52, л. 385.

2 Там же.


Указ предписывал всем жителям селений в случае необходимости ока­зывать помощь таможенным пограничным служащим при поимке бегле­цов или лиц, которые провозят запрещенные товары. В случае требова­ния исправники и городничие обязаны были под угрозой «отрешения от должности и наказания» содействовать таможенно-пограничной страже.

В обязанности советника таможенных дел Казенной палаты входило трижды в год объезжать состоящую в ведомстве палаты пограничную стра­жу, обращая внимание на строгое исполне­ние указанного порядка; насколько возмож­но чаще посещать таможню, обращая особое внимание на досмотр и отправление товаров, а также на поведение таможенных служа­щих; устранять замеченные недостатки и не­умышленные ошибки; за выявленные на та­можнях непорядки и преступления, допу­щенные лицами таможенной службы, по­следних привлекать к суду и наказывать без «послабления».

Наместникам киевскому, могилевскому и полоцкому предписывалось для пропуска то­варов иметь, по усмотрению генерал-губер­натора, по одной таможне, через которую обязаны были ездить с товарами все торгую­щие, «а не другими дорогами, кои признаны будут за потаенныя, и с тем, что там пойма­но будет, поступать как предписано о това­рах, захваченных на скрытых дорогах».

Указ разрешал белорусским и польским помещикам и их людям, имеющим владения в пограничных районах России и соседних странах, свободный проезд не только через таможню, но и через заставу, где таможенный пограничный надзиратель был обязан провес­ти досмотр. Указ заканчивался словами: «На сем основании повелеваем Сенату Нашему учинить все зависящие от него из сего следу­ющие распоряжения; а дабы Генерал-Губер-наторы пограничныя назначили по местной удобности и по уважению на торговые выго­ды таможни и заставы, и взяли благовремен-но меры к заведению устанавляемой таможен­ной пограничной стражи, посланы к ним На-


 

История таможенного дела и таможенной политики России

шленности иторТовлиРосопТ^т! ши указы. О чем сим и публшсуется»^. Указ

конкуренции развитых стран: Екатерины II положил начало устройству ох-
Будучи управляющим Петер-1 w

бургской таможни, он твердо и неуклонно проводил попытку! ограничения свободы внешней! торговли, участвовал в составле-1 \шт тарифа ^Ш82 г., повысивше­го пошлины на многие товары. | В своих письмах А. Р

J J J у ! раны границы на основе контроля по всей ее

протяженности. Росло число таможен.

нократные уловки купцов, стре­мившихся «красть пошлину», обмануть бдительность таможен

' На рубеже XVIII—XIX вв. активно раз­вивались таможенные органы. Значитель­ный вклад в их строительство внес А. Н. Ра­дищев, работавший в Коммерц-коллегии, а;ронцову о делах Петербургской затем руководивший Санкт-Петербургской таможни Радищев отмечал неод-1 таможней. Он разработал новые ПОДХОДЫ

таможенно-тарифной политики, систему раз-
мещения таможен на границе, которая сло­
вников или подкупить:их; Ради- собствовала задержанию контрабандистов, и
Щв^шршо пресекал з^потреб- внес существенный вклад в развитие теории

[яеШя со стороны купцов, а так же со стороны таможенных чи-1 новнишв^и служащих. А. Н. Pa-i дищев внес серьезный вклад в! развитие таможенного дела, подг]

ПРОТЕСТ ПГЛ ГТГ\ТТГ»НТ.Т' 1£WTTTI«Di*«Sbn»*w:-l

таможенного дела.

При подведении итогов реализации тамо­женной и торгово-финансовой политики России во второй половине XVIII в. напра-готовил ряд предложении по его| шивается вьшод 0 том> ^о Россия, оставаясь

{совершенствованию, обосновал,

систем^лвможенных тарифов 1 феодальным государством, не могла выйти
Шлял внимание дафраструкту-j из отсталости и решить задачи экономичес-
;ре таможен. j кого развития, поставленные перед ней исто-

рией. В то же время благодаря российскому правительству продолжалось дальнейшее приращение территории импе­рии, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.196 (0.02 с.)