Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результативность таможенно-тарифной политики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т. е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
- WT 1 ПСЗРИ. Т. XIV. С. 479. 154 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Петр I. Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия. Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I ее защищали морские (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвертой части его количества,
прядильное серебро — в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие — в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина — от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной. Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос- тались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. 156 Исто рия таможенного дела и таможенной политики России В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования1. В 30-е годы XVIII в. поступления от таможенных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов. Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся — повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность. Отпускная торговля в этот период имела следующую структуру: отпуск товаров и рукоделий служащих — 49,9 %, изделий — 34,9, мягкой рухляди и разных вещей — 9,4, шелка и китайки — 5,2, жизненных припасов — 0,6 %. По предметам привоза: изделия составляли 43,7 %, жизненные припасы — 25,3, товары и рукоделие для служащих — 22,6, разные товары — 7,7, мягкая рухлядь — 0,7 %2. В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Он содержал 99 статей, в которых были расписаны нормы, регулирующие таможенное оформление, и действия. таможенников до выхода корабля из порта. Это способствовало защите таможенных интересов на море и борьбе с контрабандой. Морским пошлинным уставом устанавливался порядок захода корабля для досмотра и дальнейшего направления грузов на склад. В нем предусматривалось при входе судна в порт брать на борт таможенника, который следовал до таможни, размещаемой в гавани. За неподчинение правилам устанавливался штраф с капитана корабля, независимо от его гражданства (российский или иностранный), 50 ефимков. Прибывший в порт корабельщик обязан был в течение 24 часов представить декларацию, в которой следовало указать название корабля, свое имя, национальность и откуда прибыл, товары на борту, количество их и упаковку (тюки, ящики и пр.), с чего брать пошлину и другие сведения. Уставом были предусмотрены меры защиты таможенных служащих и соблюдения ими законности при обращении с командой прибывшего корабля. «Кто отбирати неявленных товаров силою, или боем отнимать станет товары, они будут задержаны, а лицу, применяющему против таможенников силу и рукоприкладство, без всякого милосердия учинена будет смертная казнь». Высншм и низшим таможенным служащим и солда-
VIII. Таможенная и тарифная CHCTei^J^ 3v^^l l °;
Печать Кронштадтской таможни
,Т -&Л* Л- P#fe£ тЩщ *H*f Яймв ц ■ ш "«wep^rж Ass
1 См.: Россия в конце XIX века. СПб., 1900. С. 632. 2 См.: Николг>ский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 156. Выписка о подряде на перевозку вяленой рыбы из Саратова в Смоленск 158 История таможенного дела и таможенной политики Росс ии там также запрещалось «чинить обиду» купцам, корабельщикам и прочим торгующим людям. За нарушение указанных правил предусматривалось «жестокое» наказание. Указ 1746 г. устанавливал зону территориальных вод, которая определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, т. е. проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При отплытии капитану иностранного судна требовалось известить местные власти и таможенников и только с их разрешения после соответствующего оформления выходить в открытое море. В первой половине XVIII в. таможенная политика строилась с учетом интересов дальнейшего развития торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Серьезным препятствием в формировании таможенной политики стали внутренние таможни, многочисленные таможенные сборы, сложность таможенной процедуры. К середине XVIII в. таможенное дело осуществлялось централизованно и на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложенные в законодательных документах на первом этапе таможенной реформы, были реализованы и получили дальнейшее развитие. Этому способствовали указы государства, направленные на переустройство управления страной, упорядочение губернских учреждений, административных, финансовых и судебных органов, установление казенных цен на товары, отмена отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста по борьбе со взяточничеством. Правящие круги России начали склоняться к фритредерским воззрениям. Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекционизмом. Пошлины в этом тарифе составляли 5 — 8 коп. с рубля ефимками, что соответствовало 12,5 — 20 % с цены товара. Кроме пошлин на иностранные товары распространялся дополнительный налог от б до 16 %, вследствие чего полное обложение составляло 18,5 —36 %. На некоторые товары пошлины достигали 60—80 %. На отпускные товары устанавливались небольшие пошлины. В последующем тариф формировался под влиянием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произращения». Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России. Дальнейшая либерализация таможенной политики, заложенная в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринима- Раздел VIII. Там оженная и тари фная система в XVIII в....................... ^„„.^^^^^^JJ^L ЛГКАЗЬ ЕЯ ШПЕрАТОрСКАГО ВЕАИЧ&ГТВА. СШОДЕрЖИЦЫ ВСЕрОССШсКОИ. мЪ Государсшхенно* КаморЪ колсг!*» Pow^c *Ъ нь1м1ч11НСмЪ?4* *Ъ ™*У*. к чисЪаЪ. вйЬ..,,ч*чЪ ЛгиролЪ «рапюЛ **ЪуЫЬ. таможенные. ^.о.у.ьчЬ. им*у*л*р«-х'Ь. Hftfonwuxb»еоровЪ сЪпреАбуАУЧ1»п> WUim и»Ъ гсммошЪ а»Ъ левите*. «ЛчмвыреЛ рувлеА* к* онпка В«ыт& копсскЪ сЪч-тмр«ию наоткупЪ ojAajho-wo ШЩфШЫ* * «*«** т,° по*еАасоЙ> ьтт*ч,побЬ»ВИЛВС1, Л*аИйРЬ шш% сЪданны*** *«Ь о eodOMvbxb мхЪ «яоруптковЪ»хЬ» шолЬ гор^оЛ *юо матсшрашовЬ ««*#шельсш»«ма.
Я5 ряд«с«мЬ публвк^стся трвтчЬо* «лелв кто *ытепок*»анны«»«огъ, Л «ин-шиД» шшЬуЬф т>*сА**пЪ»маь сЪ в^УЩ»А 74* Ш на он^упЪ л» шЬбЪ люА«да«ВДоргу • оо е*лЪ миорЬ ШЖ регламент** **л«сь»Ъ «wopb колсПй. коье-жо U <:Шф мЬскцо «го 745 гоАу«ае»слвмо>яачеяно«п1врм«*.Ь ьЯМММ* лхипш иямикд» Л*послЬ того термин*» «а* осеСЬ к «|И».*1«ч»кахЪ см»*Ъ> пос.лЪ каиоЛ ШЩ регламента. И ^г«...р*в1оЛ евиА"Ью«АЬСМ1аиваннмхЪ «теемЪ не ©«Ъ»«яЬ» * и& люА* Л шоргу дивуцрни Mcey^yuib. История таможенного дела и таможенной политики России Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 161
тельства в России. В связи с принятием нового тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что он принят ввиду несоответствия потребностям развития экономики и «коммерцию российскую удаляют от цветущего ея состояния». Тариф этот был составлен без надлежащих правил и отличался разными пошлинами на товары равной надобности1. По нему запрещался ввоз хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, мехов, а также мышьяка и некоторых других ядов. Налагался запрет на отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, слитках и деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк. В 1774 г. Коммерц-коллегию, в состав которой входила Главная над таможенными сборами канцелярия, возглавил президент Коммерц-коллегии граф И. Э. Миних. С его приходом таможенное дело стало более централизованным и осуществлялось на основе единых таможенных правил.
На таможенную политику России в этот период влияли внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и воспрепятствовать расширению торговли. К. Лодыженский, оценивая влияние внешней политики на формирование таможенного дела в рассматриваемый период, писал: «Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою тамо- лучил в.молодости, за границей,
его основательному знанию юри-i женную политику сообразно требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно» 2. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил многие товары от пошлин. Средний таможенный сбор после принятия этого тарифа составил около 10 %. Составленный в 1795 г. тариф должен был вводиться с 1 января 1797 г., но был пересмотрен. В 1796 г. были отменены льго- 1 См.: Лодыженский К. Указ. соч. С. 149. 2 Никольский С. Указ. соч. С. 60.
ты как русским, так и иностранным купцам, пошлины вновь стали взиматься ефимками из расчета в фунте 14 ефимков или русскими серебряными деньгами, считая каждый ефимок за 1 руб. 25 коп. Тариф 1797 г. практически повторил положение 1792 г. с небольшим повышением некоторых пошлин на иностранные товары, например, с пуда персидского шелка-сырца 16 руб. 32 коп., китайского — 40 руб. 80 коп. Незначительной пошлиной были обложены русские мануфактурные изделия. В 1796 г. таможенный доход страны составил 7 млн 500 тыс. руб., а в 1802 г. поступления в Государственный банк от таможни достигли 8 млн 750 тыс. руб.
Документы и материалы по таможенному делу свидетельствуют о том, что таможенная политика в это время отличалась непоследовательностью и нестабильностью. Подчас решение того или иного вопроса и принятие правительственного документа зависело от отдельных лиц, далеких от понимания механизмов таможенного дела. В формировании таможенной политики довлела потребность увеличения фискальных сборов. Установление в сельском помещичьем хозяйстве экономических и юридических отношений способствовало упорядочению феодального хозяйства. В стране с каждым годом рос оброк. Если в 60-х годах он составил 2 руб., то в 70-х — 3, в 80-х — 4, в 90-х — 5 руб. с каждой ревизской души1. Экономическое значение оброка состояло в том, что его рост влиял на доходы государства и, естественно, на развитие торговли. Крепостное право в России сдерживало рост городского населения, ремесел и промышленности. Достаточно отметить, что за вторую полови^ ну XVIII в. городское население выросло всего на 2 % и к концу столетия составило 5 % населения страны. Помещичье хозяйство сковывало инициативу крестьян, которые вели натуральное хозяйство и не могли быть заказчиками и потребителями, так как не распоряжались своим заработком^. Между тем государственные нужды росли, и правительство вынуждено было прибегать к косвенным средствам для их удовлетворения. 1 См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. V. С. 136. 2 См. там же. С. 143. 162 История таможенного дела и таможенной политики России Финансовое положение России как в начале царствования Екатерины II, так и в последующем находилось в критическом состоянии. Податью обложено было все, что только можно обложить ею, даже длинные бороды мужские, которые должны были платить за право выезда за городскую заставу1. Собирали эти подати огнем и мечом, при помощи военных экзекуций и утонченных пыток, выработанных опытом многих веков. Но так как казна оставалась все-таки пустою, то доходы ее были отданы на откупы, так сообщала «Ze Correspondant» в апреле 1785 г. Принцип «с чего бы ни брать, только бы брать» стал лозунгом финансовой системы XVIII в. По мнению И. М. Чечулина, система доходов в царствование Екатерины II преследовала исключительно фискальные цели. Екатерина II и не думала о развитии промышленности2. На первый план в наполнении казны выходили откупные суммы с продажи питей (спиртного), которые из года в год повышались. Важной статьей явились таможенные доходы, которые заняли второе место после питей (спиртного). По сведениям В. О. Ключевского, прямые налоги за период правления Екатерины II возросли в 3 раза, доход с питей — в 6 раз^, таможенные доходы утроились**. Важным средством пополнения доходов был государственный кредит. В 1768 г. был открыт Ассигнационный банк с разменным фондом в миллион рублей. В России впервые начали выпускать бумажные деньги. В начале они пользовались доверием, но к концу века курс ассигнационного рубля снизился на рынке до 50 металлических копеек. Всего бумажных денег было вылущено на 150 млн руб. В 90-е годы XVIII в. внешний долг России составил 44 млн руб., внутренний — до 82,5 млн, при государственном бюджете в 68 млн рубА Долги России составили четыре бюджетных года. Они «ложились тяжелым бременем на будущее поколение», — писал В. О. Ключевский. Задолженность России была следствием прежде всего активной внешней политики, борьбы за естественные границы и расширение российских земель. Из новых южных территорий было создано три губернии —Таврическая, Херсонская, Екатеринославская, а также земли Войска Черноморского. На западе после раздела Польши появилось восемь губерний: Витебская, Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гродненская, Волынская и Брацлавская (в последующем Подольская). Таким образом, из 50 1уберний 11 были созданы в конце XVIII в. 1 См: Епифанов А. Ф., Некрасов Е, М. Российская таможня между прошлым и буду 2 См.: Чечулин И. М. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины II. 3 См.: Ключевский В. О. Указ. соч. С. 144. 4 См.: Три века. М, 1992. С. 492. 5 См.: Ключевский В. О. Указ. соч. С. 145. Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 163 В течение XVIII в. Россия увеличила свою территорию в рамках этнографической и географической границы. Из инвентаря 1781 г. следует, что «за 19 лет, т. е, с 1762 года, было устроено губерний по новому образцу 29, построено 144 города, заключено 30 конвенции и трактатов, одержано 78 побед, издано 88 указов, указов для облегчения народа — 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн душ обоего пола. Таким образом, число жителей империи с 19 млн в 1762 г. возросло до 36 млн к 1796 г., армия со 162 тыс. человек возросла до 312 тыс. Флот в 1757 г., состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. насчитывал 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, т.. е. увеличилась более чем вчетверо. Успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 50 до 2 тыс. Увеличение ввоза и вывоза товаров с 9 млн до 44 млн руб. на Балтике и на Черном море с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. в 1796 г. Значение достижений Екатерины объяснялось тем, что видное участие в них имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличился почти вшестеро и к концу его составил почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн долга, что почти равнялось доходу последних 3,5 лет царствования»1. Заботой государства оставалась охрана границы как в политическом, так и в таможенном отношении. Острота вопроса объяснялась тем, что граница практически была открыта для контрабандистов. Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их охрана, состоящая из престарелых гарнизонных солдат и малороссийских казаков, не справлялась с возложенными на них задачами. Ответственные за задержание контрабанды, офицеры и надзиратели нередко находились в сговоре с контрабандистами и помогали им в тайном провозе товаров. Контрабанда шла через западные рубежи государства широким потоком. Узнав, что задержанная контрабанда лишь маленькая толика огромной массы товаров, упльшающих за рубеж и ввозимых в Россию мимо таможен, Екатерина II повелела Сенату подготовить закон по созданию специальной таможенной стражи, главная цель которой состояла бы в закрытии границ и задержании контрабанды. Так родился указ Екатерины II от 10 октября 1782 г., объявленный во всенародное известие. Он гласил: «В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за- подписанием собственной ея Величества руки, написано: «Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему от- 1 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 288, 289.
164История та моженного дела и таможенной политики Р оссии крытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение немало согласовать не может. По многом разыскание всего того, что может способствовать лучшим образом прекращение таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе НАШЕЙ особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях»1. В каждой пограничной губернии, где находились портовые или пограничные таможни, учреждалась пограничная таможенная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзирателей. На реках и озерах планировалось иметь большие гребные суда. Таможенные объездчики принимались на службу на добровольных началах по контрактам, со свидетельствами и поручительством советников Казенной палаты по делам таможенным и с документами с тех мест, где они служили или проживали. Место пребывания таможенных объездчиков определялось на дорогах или тропинках. На каждые десять верст границы полагалось два таможенных объездчика. Таможенный пограничный надзиратель назначался губернским правлением по одобрению Казенной палаты и особо — советником таможенных дел. Для таможенных надзирателей устанавливались места для жилья и участок в 50 верст. «Таможенных пограничных Надзирателей должность есть надзирать не только на месте пребывания их, но и объезжая большие расстояния, каждому определенные, все ли так исполнено, как предписано; и все, что наблюдению таможенных объездчиков выше возложено, иметь не меньше наблюдаемо быть и самими таможенными пограничными Надзирателями»2. Таможенный пограничный надзиратель, который имел при себе двух особых таможенных объездчиков, обязан был наблюдать за объездчиками на 50-верстном участке границы. На них возлагалась задача: ежедневно один раз днем, другой ночью объезжать указанный участок, наблюдать, чтобы через таможню или мимо нее границу никто не переходил и не переезжал. Если же объездчик обнаруживал контрабандистов, он должен был принять меры к их задержанию, привлекая для этого местных жителей, а после задержания сообщить о нем надзирателю. За особое усердие в службе таможенные объездчики награждались. Таможенные объездчики и таможенные пограничные надзиратели после окончания службы могли переехать на другое место жительства. 1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ), ф. 212, 2 Там же. Указ предписывал всем жителям селений в случае необходимости оказывать помощь таможенным пограничным служащим при поимке беглецов или лиц, которые провозят запрещенные товары. В случае требования исправники и городничие обязаны были под угрозой «отрешения от должности и наказания» содействовать таможенно-пограничной страже. В обязанности советника таможенных дел Казенной палаты входило трижды в год объезжать состоящую в ведомстве палаты пограничную стражу, обращая внимание на строгое исполнение указанного порядка; насколько возможно чаще посещать таможню, обращая особое внимание на досмотр и отправление товаров, а также на поведение таможенных служащих; устранять замеченные недостатки и неумышленные ошибки; за выявленные на таможнях непорядки и преступления, допущенные лицами таможенной службы, последних привлекать к суду и наказывать без «послабления». Наместникам киевскому, могилевскому и полоцкому предписывалось для пропуска товаров иметь, по усмотрению генерал-губернатора, по одной таможне, через которую обязаны были ездить с товарами все торгующие, «а не другими дорогами, кои признаны будут за потаенныя, и с тем, что там поймано будет, поступать как предписано о товарах, захваченных на скрытых дорогах». Указ разрешал белорусским и польским помещикам и их людям, имеющим владения в пограничных районах России и соседних странах, свободный проезд не только через таможню, но и через заставу, где таможенный пограничный надзиратель был обязан провести досмотр. Указ заканчивался словами: «На сем основании повелеваем Сенату Нашему учинить все зависящие от него из сего следующие распоряжения; а дабы Генерал-Губер-наторы пограничныя назначили по местной удобности и по уважению на торговые выгоды таможни и заставы, и взяли благовремен-но меры к заведению устанавляемой таможенной пограничной стражи, посланы к ним На-
шленности иторТовлиРосопТ^т! ши указы. О чем сим и публшсуется»^. Указ конкуренции развитых стран: Екатерины II положил начало устройству ох-
J J J у ! раны границы на основе контроля по всей ее протяженности. Росло число таможен.
' На рубеже XVIII—XIX вв. активно развивались таможенные органы. Значительный вклад в их строительство внес А. Н. Радищев, работавший в Коммерц-коллегии, а;ронцову о делах Петербургской затем руководивший Санкт-Петербургской таможни Радищев отмечал неод-1 таможней. Он разработал новые ПОДХОДЫ таможенно-тарифной политики, систему раз-
ПРОТЕСТ ПГЛ ГТГ\ТТГ»НТ.Т' 1£WTTTI«Di*«Sbn»*w:-l таможенного дела. При подведении итогов реализации таможенной и торгово-финансовой политики России во второй половине XVIII в. напра-готовил ряд предложении по его| шивается вьшод 0 том> ^о Россия, оставаясь {совершенствованию, обосновал, систем^лвможенных тарифов 1 феодальным государством, не могла выйти рией. В то же время благодаря российскому правительству продолжалось дальнейшее приращение территории империи, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.196 (0.02 с.) |