Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы взаимоотношения политики и морали?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
□ а) не политика, а мораль — фактор прогрессивных изменений; □ б) политические цели оправдывают любые методы и средства их достижения; □ в) соблюдение норм морали — условие полезности политики. Эталон: О = 1. 1.40. Понятие «политика как искусство» означает: □ а) компетентное управление обществом; □ б) применение политических знаний; □ в) использование демократических технологий; □ г) искусство реализации ресурсных возможностей общества; □ д) недопустимость иррациональных действий и политиканства; □ е) все варианты ответов в совокупности отражают смысл понятия. Эталон: О = 1. 1.41. Рыночная экономика требует трех ключевых условий: □ а) всеобъемлющего государственного контроля; □ б) политической свободы; □ в) лоббирования в структурах политической власти; □ г) политического равенства; □ д) экономической свободы. Эталон: О = 3. 1.42. Объясните один из «каналов» взаимодействия политики и экономики в белорусском обществе, которое проявляется: □ а) в государственном регулировании; □ б) в социальной ориентации экономики; □ в) в налоговой политике; □ г) в привлечении инвестиций и внедрении инноваций. Эталон: О = 1. 1.43. Какие проблемы не актуальны для переходных обществ и почему? □ а) непоследовательность преобразований; □ б) несовершенство законов; □ в) неопределенность идеологии государства; □ г) затянувшийся поиск модели развития; □ д) все названные проблемы актуальны. Эталон: О = 1. 1.44. Подберите к каждому понятию (категории) в левой колонке краткое определение, сформулированное в правой колонке:
Политическая власть 1.45. Власть — это: □ а) возможность приказывать; □ б) принуждение к повиновению; □ в) обязанность и ответственность; □ г) социальные отношения «господства — подчинения»; □ д) искушение, которого невозможно избежать (Платон); □ е) то, что развращает и деморализует человека (Дж. Актон). Эталон: О = 1. 1.46. Под политической властью подразумевают: □ а) власть политических лидеров; □ б) власть СМИ; □ в) организованное насилие над обществом; □ г) политическое господство государства. Эталон: О = 1. 1.47. Какими качествами не должны обладать субъекты политической власти? □ а) ловкость, изворотливость (Макиавелли); □ б) способность добиваться цели любыми средствами; □ в) злоупотребление насилием; □ г) жестокость по отношению к неповинующимся гражданам; □ д) неверность закону и личным обязательствам; □ е) все названные качества антисоциальны. Эталон: О = 1. 1.48. Источники политической власти: □ а) личные качества и авторитет лидеров; □ б) полномочия и функции, закрепленные в законах; □ в) правила и механизмы смены, распределения и ограничения власти; □ г) политическая воля и интересы граждан (общества). Эталон: О = 1. 1.49. Мотивация устремлений индивидов к власти определяется: □ а) желанием господствовать; □ б) личной материальной выгодой; □ в) карьеристскими амбициями; □ г) идеалами справедливости и общего блага; □ д) недоверием к существующей политической системе; □ е) внутренней потребностью в самосовершенствовании; □ ж) возможны и другие мотивы. Эталон: 0 = 1. 1.50. Государственная власть — высшая форма политической власти, потому что... □ а) обладает неограниченным правом на применение насилия; □ б) формируется в условиях конкуренции субъектов политики; □ в) господствует (доминирует), управляет от имени общества. Эталон: О = 1. 1.51. Определите структурные элементы (источники, субъекты, объекты, функции, ресурсы, методы) политической власти по следующим признакам: □ а) авторитет, насилие, возможности (); □ б) личности, социальные группы, институты, властвующие элиты и лидеры, союзы государств, мировое сообщество (); □ в) средства и методы: экономические, социальные, правовые, административные, культурно-информационные, демографические (); □ г) личности, социальные группы, институты и общественные проблемы (__________ __); □ д) господство, управление (руководство), контроль, регуляция, координация, мобилизация (); □ е) убеждение, стимулирование, принуждение (). Эталон: О = 1. 1.52. Понятие «легитимность власти» означает: □ а) независимость судьи при осуществлении правосудия; □ б) профессионализм власти; □ в) законность власти, доверие к ней общества; □ д) авторитет главы государства. Эталон: О = 1. 1.53. Какой тип легитимности власти в современной Беларуси? □ а) рационально-легальный; □ б) харизматический; □ в) традиционный; □ г) власть сочетает признаки указанных типов легитимности. Эталон: О = 1. 1.54. Классифицируйте ресурсы власти. Определите, какие из них являются организационно-политическими, экономическими, социальными, нормативно-правовыми, культурно-информа- ционными: □ а) система законов и ведомственных нормативных правовых актов (_); □ б) центральные и местные органы управления, включая «силовые» структуры, их политическая стратегия и тактика (); □ в) духовно-нравственные ценности: национально-культур- ное достояние, образование, наука, информация, идеология и общественное воспитание (________________); □ г) социальная база власти и политика государства в социальной сфере (); □ д) материальные ценности, экономический потенциал и природные ресурсы страны, инвестиционная, научно-техническая, налоговая, таможенная политика (_______________); □ е) мотивы поведения граждан, обусловленные интересами, гражданской ответственностью, методами властвования — убеждением, стимулированием, принуждением (). Эталон: О = 1. 1.55. Какие методы и формы властного влияния не являются насильственными? □ а) убеждение, стимулирование; □ б) угроза применения силы; □ в) физическое устранение соперника; □ г) унижение личного достоинства и нарушение прав человека; □ д) применение силы против антиправительственных выступлений; □ е) политическая манипуляция. Эталон: О = 1. 1.56. Применяется ли в современном обществе насилие? □ а) применяется, но в скрытых (латентных) формах; □ б) не применяется; □ в) полностью не упразднено; □ г) активно используется автократическими режимами. Эталон: О = 2. 1.57. Почему демократическое государство сохраняет монополию на легитимное насилие? □ а) юридически регламентированное насилие — общественная норма; □ б) отказ от принуждения равнозначен саморазрушению государства; □ в) насилие — анахроническое (пережиток прошлого) средство укрепления политической системы; □ г) применение инструментов насилия выгодно лишь политической элите. Эталон: О = 2. 1.58. С какой целью государственной властью применяются позитивные и негативные санкции — как мера воздействия на граждан? □ а) социального контроля; □ б) оправдания права на насилие; □ в) побуждения к социально полезным действиям; □ г) поддержания общественного порядка. Эталон: О = 2. 1.59. Что гарантирует «воспроизводство» легитимности государственной власти? □ а) пропаганда политического курса; □ б) манипулирование общественным сознанием; □ в) предупреждение актов общественного протеста; □ г) социальная эффективность власти; □ д) применение государством методов принуждения. Эталон: О = 1. 1.60. Что обозначает понятие «авторитет политической власти»? □ а) общественное признание; □ б) государственное управление, основанное на согласии элиты; □ в) умелое использование методов убеждения и стимулирования; □ г) доверие и повиновение граждан партийным лидерам; □ д) действия власти, оправдывающие ожидания граждан. Эталон: О = 2. 1.61. Опираясь на примеры из политической практики, прокомментируйте одно из средств ограничения политической власти в демократическом обществе: □ а) разделение властей; □ б) общественный контроль; □ в) религия и нравственность; □ г) общественное мнение; □ д) судебная власть; □ е) законы. Эталон: О = 1. 1.62. Подберите к каждому понятию (категории) в левой колонке краткое определение, сформулированное в правой колонке:
Структура и функции политической системы 1.63. Политическая система — это: □ а) форма государственного правления; □ б) легитимность власти; □ в) методы властвования; □ г) совокупность институтов и отношений, функций и полномочий власти, политических процессов, норм и ценностей; □ д) политический курс государства. Эталон: О = 1. 1.64. Особенности политической системы: □ а) универсальное властное воздействие на общество; □ б) «черный ящик» — неизведанная область познания; □ в) целостность взаимозависимых элементов политики; □ г) совокупность институтов гражданского общества; □ д) взаимосвязи политиков. Эталон: О = 2. 1.65. Жизнеспособность политической системы обеспечивается: □ а) упорядоченностью средств и методов принуждения; □ б) гибкой реакцией системы на «импульсы» общественной среды; □ в) ужесточением политического режима; □ г) гармонией отношений между «силовыми структурами»; □ д) демократическим управленческим влиянием власти. Эталон: О = 2. 1.66. Какой ученый впервые применил методологию познания общества как сложноорганизованной системы? □ а) Аристотель; □ б) Н. Макивелли; □ в) Т. Гоббс; □ г)Дж. Локк; □ д) Т. Парсонс. Эталон: О = 1. 1.67. Назовите ученых XX в., которые предложили метод исследования механизма политической системы и ее взаимодействия со средой? □ а) Э. Дюркгейм; Р б) Л. фон Берталанфи; □ в) А. А. Богданов; □ г) Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч; D д) Ч. Мерриам; □ е) Г. Лассуэлл. Эталон: О = 1. 1.68. Объясните предназначение одной из подсистем политической системы общества: □ а) институциональной; □ б) нормативно-регулятивной; □ в) коммуникативной; □ г) культурно-идеологической; □ д) функциональной. Эталон: О = 1. 1.69. Функции («обязанности»), не выполняемые политической системой на «входе»: □ а) нормотворчество; □ б) коммуникация; □ в) выражение и согласование интересов; □ г) политическая социализация. Эталон: 0 = 1. 1.70. Функции (действия) политической системы на «выходе»: □ а) политическое рекрутирование; □ б) контроль соблюдения законов и политических решений; □ в) нормотворчество; □ г) применение норм; □ д) артикуляция и агрегирование интересов. Эталон: О = 3. 1.71. Критерии соответствия политической системы потребностям общества: □ а) обоснованность принимаемых решений; □ б) адаптивность, демократичность, стабильность, эффективность; □ в) жесткость методов властвования; □ г) авторитет политических лидеров. Эталон: О = 1. 1.72. Основной критерий разграничения плюралистических, авторитарных и тоталитарных политических систем: □ а) качество законов государства; □ б) степень демократичности; □ в) уровень благосостояния граждан; □ г) адаптивность к процессам глобализации мира. Эталон: О = 1. 1.73. Подберите к каждому понятию (категории) в левой колонке краткое определение, сформулированное в правой колонке:
Тема 7 1.74. Авторитарный тип властвования отличается показателями: □ а) исключает реальное разделение государственной власти; □ б) «дозирует» демократию; □ в) нетерпимо относится к политической конкуренции; □ г) исключает самостоятельность СМИ; □ д) не допускает общественного контроля власти; □ е) всеми указанными показателями. Эталон: О = 1. 1.75. Чем объясняется существование в современном мире тоталитарных и авторитарных политических систем? □ а) историческими традициями; □ б) невысокой политической культурой; □ в) неравномерностью развития стран и регионов мира; □ г) незрелостью гражданского общества; □ д) совокупностью факторов. Эталон: О = 1. 1.76. Какой из вариантов ответа отражает сущность политического режима? □ а) взаимодействие политических партий; □ б) средства и методы осуществления политической власти; □ в) профессионализм госслужащих; □ г) уважение традиций общества; □ д) легитимность государственных институтов; □ е) диалог оппозиции и власти. Эталон: О = 1. 1.77. Назовите основной критерий, позволяющий определить тип политического режима в конкретной стране: □ а) наличие оппозиции и независимых СМИ; □ б) демократичность политических институтов и отношений; □ в) количество политических партий; □ г) поддержка гражданами главы государства. Эталон: О = 1 1.78. Определите демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы по «индикаторам»: □ а) тотальный контроль власти над обществом и личностью; □ б) разрешено все, что не запрещено законом; □ в) реализуется принцип «запрещено все, что не разрешено властью»; □ г) популизм, лицемерие и волюнтаризм в политике; □ д) политическое манипулирование сознанием граждан; □ е) общественный контроль власти; □ ж) ущемление прав человека запретами и ограничениями; □ з) свобода действий «групп интересов»; □ и) плюрализм, консенсус, компромисс субъектов политики; □ к) плановая экономика. Осмыслите и систематизируйте предложенные варианты ответов. Отразите ваше мнение в табл. 1.7.
1.79. Какому политическому режиму присущи следующие черты: □ а) все, что не позволено властью — запрещено; □ б) идеологизация общественного сознания; □ в) применение насилия против «нелояльных» граждан; □ г) «дозирование» плюрализма властью; П д) заполнение ролей в политической системе по корпоративному признаку. Эталон: О = 1.
Прокомментируйте мнения о демократии как системе политического правления: □ а) худшая форма правления, если не считать все остальные (У.Черчилль); □ б) определенность процедур при неопределенности политических результатов (А. Пшеворский); □ б) правление большинства, ограниченное правами меньшинства (Дж. Сартори); □ в) многовластие — политический плюрализм (Р. Даль). Эталон: О = 1. 1.80. Дайте политическую оценку одной из форм демократического процесса: □ а) выражение, согласование и удовлетворение интересов граждан; □ б) самостоятельность и равенство институтов политической системы; □ в) участие граждан в принятии государственных решений; □ г) разрешение политических конфликтов; □ д) осуществление гражданином права на альтернативную информацию; □ е) представительный характер власти; □ ж) свобода политической деятельности. Эталон: О = 1. 1.81. Социальной «опорой» демократии являются: □ а) предприниматели; □ б) рабочие и крестьяне; □ в) работники умственного труда (интеллигенция); □ г) национальные меньшинства; □ д) «средний класс», политически активные граждане. Эталон: О = 1. 1.82. Самосохранение и устойчивость авторитарных режимов обеспечивают субъекты политики: □ б) профессиональные политики; □ в)пенсионеры; □ г) профсоюзы; □ д) политически пассивные граждане; □ е) привилегированные политические партии; □ ж) силовые структуры государства. Эталон: О = 2. 1.84. Подберите к каждому понятию (категории) в левой колонке краткое определение, сформулированное в правой колонке:
РАЗДЕЛ II ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ Тема 8 Государство как политический институт 2.1. Какое определение государства точное и полное: □ а) этническая общность людей; □ б) верховный институт политической системы; □ в) отношения «господства—подчинения»; □ г) аппарат насилия над обществом и личностью. Эталон: О = 1. 2.2. Объясните один из признаков государства: □ а) территориальная целостность; □ б) общность людей, объединенных правовым союзом граждан; □ в) механизм государства; □ г) суверенитет; □ д) монополия на принятие правовых актов, взимание налогов, применение принуждения. Эталон: О = 1. 2.3. Назовите основные причины возникновения государства: □ а) завоевание одних народов другими (теория насилия); □ б) антагонизм классов с противоположными интересами (социально-экономическая концепция); □ в) разум людей, приведший их к соглашению о создании государства (договорная концепция); □ г) антропологические факторы (невозможность индивидуального существования). Эталон: О = 1. 2.4. Авторы социально-экономической концепции происхождения государства: □ а) И. Бентам, Л. Блан; □ б) М. М. Сперанский; □ в) Т. Мор, Т. Кампанелла; □ г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Эталон: О = 1. 2.5. Осмыслите направления деятельности государства и назовите его функции: □ а) осуществление властных полномочий (); □ б) обеспечение взаимодействия институтов общественной системы (); □ в) создание условий для экономического развития (); □ г) поддержание правопорядка и законности в обществе (); □ д) удовлетворение потребностей граждан (); □ е) регулирование социальных отношений (); □ ж) обогащение духовной культуры общества, условий социализации человека (____); □ з) укрепление национальной безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества (). Эталон: О = 1. 2.6. Какие идеи мыслителей прошлого не утратили своей актуальности? □ а) идеальное государство — правление мудрецов-филосо- фов (Сократ, Платон, Аристотель); □ б) монархия основывается на праве, тирания — на силе, а аристократическая форма правления знаменует расцвет государства (Полибий); □ в) предотвратить «порчу» государственного строя способна лишь «смешанная» форма правления, сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии (Полибий); □ г) государство есть правовое общение граждан и его обязанность — защита имущественных интересов граждан (Цицерон); □ д) там, где власть основана на произволе и насилии, там нет государства (Цицерон); □ е) «Законы не мешали бы каждому жить, как ему угодно, если бы один не вредил другому» (Демокрит); □ ж) нет искусства выше политики и нет обязанностей выше обязанностей гражданина (Демокрит); □ з) Римское государство призвано реализовать идею мирового господства (мыслители Древнего Рима). Эталон: О = 3. Что определяет форма правления? □ а) тип государства; □ б) порядок формирования органов власти; □ в) взаимоотношения между властвующими субъектами; □ г) значимость поста главы государства. Эталон: О = 2. 2.7. Какая историческая форма правления сочетает элементы различных видов властвования? □ а) монархия; □ б) полития; □ в) олигархия; □ г) республика; □ д) полиархия. Эталон: О = 1. 2.8. Понятие «полиархия» в современном контексте подразумевает: □ а) эффективное политическое участие; □ б) власть одного человека; □ в) демократическое взаимодействие субъектов политики; □ г) поляризованный плюрализм; □ д) согласование интересов на основе равноправия. Эталон: О = 3. 2.9. В чем принципиальные различия между монархией и республикой? □ а) способах и процедурах замещения поста главы государства; □ б) уровне благосостояния кандидатов на высшую должность; □ в) полномочиях и функциях главы государства; □ г) личных качествах главы государства. Эталон: О = 2. 2.10. Выделите особенности абсолютной и конституционной (парламентской и дуалистической) монархии: □ а) монарх правит единолично, власть передается по наследству; □ б) монарх назначает и смещает кабинет министров, наделен правом вето в отношении решений парламента и выполняет представительские функции; М Политология □ в) правительство формируется парламентом и подотчетно ему («монарх царствует, но не правит»); □ г) власть монарха ограничена конституцией государства. Осмыслите и систематизируйте предложенные варианты ответов. Отразите ваше мнение в табл. 2.1.
2.11. Чем объясняется существование в наше время монархий — королевств, княжеств, герцогств, султанатов, эмиратов — в странах Европы, Азии и Африки? □ а) национальными традициями; □ б) позитивной ролью монархов в интеграции общества; □ в) длительной колониальной зависимостью стран и народов; □ г) религиозными предрассудками. Эталон: О = 1. 2.12. Особенности парламентской, президентской и смешанной (парламентско-президентской) республики: □ а) руководящий орган государственной власти — парламент; правительство избирается парламентом из числа депутатов; первое лицо в государстве — премьер-министр; □ б) выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства; □ е) президент и парламент избираются раздельно и взаимо- независимы; □ ж) правительство ответственно перед президентом и парламентом; □ з) глава правительства входит в нижнюю палату парламента и может ее распустить; □ и) правительство независимо по отношению к главе государства (президенту); □ к) президент назначает правительство □ л) президент политически ответствен перед народом, а правительство — перед президентом. Оцените предложенные варианты ответов. Отразите ваше мнение в табл. 2.2.
2.13. Назовите парламентские республики, где президент — глава государства, но обладает в основном представительскими функциями, а первым лицом в государстве является глава правительства: □ а) Франция, Австрия, Польша, Болгария; □ б) Германия, Греция, Италия; □ в) США, Бразилия, Мексика; □ г) Боливия, Колумбия, Гондурас. Эталон: О = 1. 2.14. В начале 90-х годов XX в. в мире было 127 республик, а после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140. Означает ли это, что нет альтернативы республиканской форме правления? Аргументируйте свой ответ: □ а) республике нет альтернативы; □ б) источник власти в республиках — народ, но это не гарантирует народовластие; □ в) не исключено, что в XXI в. появятся новые формы правления. Эталон: О = 1. 2.15. Признаки унитарного государства, федерации и конфедерации: □ а) государство не имеет в своем составе административно-территориальных образований, обладающих суверенитетом; □ б) устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах разделенных между ними и центром полномочий; □ в) временный союз суверенных государств. Осмыслите варианты ответов. Отразите ваше мнение в табл. 2.3.
2.16. Причины распада империй как исторических форм государственного устройства? □ а) неэффективное централизованное управление; □ б) этнический состав населения; □ в) насилие как инструмент покорения и угнетения народов; □ г) случайные обстоятельства. Эталон: О = 1. 2.17. Характерные признаки правового государства и гражданского общества: □ а) разрешено все, что не запрещено законами государства; □ б) сфера отношений между государством, личностью и обществом: регулируется правом и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан; □ г) прочные социальные гарантии свободы личности, ее прав и интересов; □ д) политический плюрализм; многообразие форм собственности, самодеятельных, самоуправляемых общественных объединений; □ ж) разделение властей, эффективный социальный контроль государственных институтов; □ з) высокий уровень политической культуры и ответственности личности. Систематизируйте и объясните варианты ответов. Отразите ваше мнение в табл. 2.4.
2.19. Подберите к каждому понятию (категории) в левой колонке краткое определение, сформулированное в правой колонке:
Тема 9 Институты государственной власти Республики Беларусь 2.20. Какие политические институты представляют государственную власть Республики Беларусь? □ а) Президент — Глава государства; □ б) законодательная, исполнительная и судебная власти; □ в) политические партии; □ г) союзы предпринимателей; □ д) контрольно-надзорные органы власти. Эталон: О = 3. 2.21. Определите, какие функции выполняют в механизме белорусского государства политические институты (законодательная, исполнительная, судебная власть, прокуратура, Комитет государственного контроля): □ а) рассмотрение законопроектов и принятие законов (); □ б) исполнение правовых актов, обеспечение проведения единой государственной политики, руководство органами исполнительной власти (); □ в) надзор за исполнением правовых актов (); □ г) контроль исполнения государственного бюджета и использования госсобственности (); □ д) осуществление правосудия (); □ е) исполнение правовых актов, регулирующих хозяйственные, финансовые и налоговые отношения (). 2.22. Какие институты входят в структуру органов государственной власти, осуществляющих местное управление? □ а) назначаемые исполнительно-распорядительные органы («президентская вертикаль»); □ б) представительные органы (Советы депу
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.015 с.) |