Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной концепций о «границах» государственной политики?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4.18. Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции государственная политика выполняет неудовлетворительно? 4.19. Цели государственной политики, эффективно реализуемые в Республике Беларусь. Осмыслите предложенные варианты ответов и аргументируйте один из них: □ а) создание условий для развития рыночной экономики; □ б) демократизация политической системы; □ в) совершенствование законодательства; □ г) укрепление суверенной государственности. Охарактеризуйте структуру институтов государственной власти в Республике Беларусь. Тип легитимности государственной власти в современной Беларуси. 4.22. Влияние институтов государственной власти Республики Беларусь на отношения собственности, развитие рьшочной экономики. 4.23. Что обусловливает «воспроизводство» легитимности институтов государственной власти Беларуси? Назовите функциональные стадии принятия управленческих решений. 4.25. Почему необходима белорусскому обществу государственная идеология? 4.26. Прокомментируйте содержание статьи 4 Конституции Республики Беларусь: демократия в стране «осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Тематика рефератов (докладов) и комментариев ► Государственная политика в Республике Беларусь. ► Государственное управление социально-экономическим развитием белорусского общества. ► Государственность Беларуси: тенденции развития. ► Профессиональная подготовка государственных служащих в Беларуси. ► Политический менеджмент в системе государственного управления. ► Внешнеполитические приоритеты Беларуси. Ключевые категории для усвоения Тема 19. Эволюция политической системы общества Тема 20. Приоритеты государственной политики Тема 21. Совершенствование государственного управления Тема 22. Идеология государства и социальное управление Тема 23. Внешняя политика Беларуси Государственная политика, государственное управление, выбор политический, методы государственного управления, ресурсы государственного управления, государственность, суверенитет политический, политическая интеграция, политическая стабильность, стратегический курс государства, политическое прогнозирование, политические приоритеты, технологии государственного управления, властные полномочия, управленческие функции, политическая идеология государства, консерватизм в политике, лицемерие в политике, рациональность в политике, радикализм, популизм, честность в политике, чувство нового в политике, бюрократизм, авторитет политический. РАЗДЕЛ V МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Тема 24 Система международных отношений Понятия «мировая политика» и «международные отношения». Субъекты международных отношений. Виды международных отношений. Роль политических отношений в системе международных отношений. Мировая политика как целенаправленная деятельность основных субъектов международного права: национальных государств, ООН, международных союзов, межправительственных и неправительственных организаций. Принципы международных политических отношений. Сущность, содержание и приоритеты мировой политики. Средства и методы мировой политики. Регулятивное воздействие ООН и других международных организаций на состояние и стабильность отношений между национальными государствами, обеспечение всеобщей безопасности. Характерные черты современных международных политических отношений. Мировая политика — сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагиваающих интересы мирового сообщества. В разной степени указанные субъекты сотрудничают и соперничают, преследуя различные, нередко противоположные цели. Это обусловлено взаимозависимостью стран и народов, их стремлением к усилению влияния на геополитические процессы, реализации национальных и общечеловеческих потребностей, к достижению баланса политических сил на мировой арене. Мировая политика — «сердцевина» международных отношений — экономических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других. Субъекты международных отношений: ► национальные государства; ► группы (союзы) государств; ► международные организации (государственные и неправительственные); ► общественные организации и движения; ► политические и общественные лидеры. Главный субъект этих отношений — национальные государства. Национальное государство — особый тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации, идентифицирует себя с ней. Обладая суверенитетом (независимостью в международных делах), государства представляют, защищают и реализуют национальные интересы на мировой арене. Национальные интересы — осознанные государством объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспечению благополучия и безопасности граждан. Деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов — это его внешняя политика. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики. Внешняя политика государства преследует две цели, неразрывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества. Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам. Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Нередко используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов. Взаимодействуя между собой, государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации — универсальные (объединяющие все государства), специализированные (по специальным вопросам), региональные (по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций: ► Организация Объединенных Наций (всеобщая организация, созданная для поддержания мира и безопасности); ► Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); ► Европейский Союз (ЕС); ► Лига арабских государств (ЛАГ); ► Организация американских государств (ОАГ); ► Организация африканского единства (ОАЕ); ► Организация Североатлантического договора (НАТО); ► Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); ► Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими экономическими, финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность международных отношений. Влиятельным и авторитетным субъектом мировой политики выступают в наше время религиозные организации. От внутренней политики государств мировую политику отличает отсутствие центральной власти, управляющей международным политическим процессом. Это зона повышенного риска, непредсказуемости поведения действующих лиц на мировой арене. Характер, направленность и стабильность международных отношений напрямую зависит от признания и соблюдения их субъектами норм международного права. Международное право представляет собой систему правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций. Виды международных отношений: ► политические (играют ведущую роль); ► экономические; ► международно-правовые; ► научно-технические; ► военно-стратегические; ► культурные. Чем обусловлена ведущая роль политических отношений в системе международных отношений? ► Взаимозависимостью внутренней и внешней политики национальных государств. Военные конфликты, угроза международной безопасности, экологические и сырьевые проблемы, последствия природных катаклизмов, расширение контактов между людьми объективно требуют согласования политических позиций и совместных политических действий мирового сообщества. ► Государства как главные субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями качественного преобразования мира, формирования нового, более справедливого и демократичного мирового порядка. ► Международные отношения имеют тенденцию к глобализации, усложнению и расширению. Это повышает роль политических механизмов в их регулировании. Главный их регулятор — баланс сил между государствами или блоками государств, соблюдение норм международного права и принципов отношений между странами и народами, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ в середине 1970-х гг. ► В ядерную эпоху вектор мировой политики направлен на разрешение проблем безопасности человечества. Сегодня это главный приоритет международных политических отношений. ► В основе мировой политики — конкурентная борьба государств за власть и влияние в мировом сообществе, что непрерывно угрожает безопасности человечества. Поэтому предупреждение и своевременное разрешение противоречий, конфликтов между государствами, поддержание баланса политических сил на мировой арене составляет сердцевину международных отношений. Сущность и содержание международных отношений проявляются в последовательной реализации общечеловеческих интересов и интересов национальных государств. Их субъекты не могут удовлетворить эти интересы, не стремясь к разрешению противоречий и конфликтов политическими средствами и методами. Принципы международных политических отношений: ► признание суверенного равенства государств; ► нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; ► неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров; ► невмешательство во внутренние дела других государств; ► уважение прав и свобод человека; ► равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; ► развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом. Характерные черты современных международных политических отношений. Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США, Западной Европой, Россией, Китаем, Японией, а также между западной, восточной, исламской цивилизациями. Глобализация политических и экономических отношений. Возрастает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социально-политического развития. Неустойчивость тенденции к демократизации мировой политики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой политики не ускорили движение международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более справедливому мировому порядку. Изменение границ в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в связи с «бархатными революциями» в Восточной Европе и распадом СССР изменило баланс сил в мире в пользу США и НАТО. Они навязывают миру насильственные критерии и методы регулирования международных отношений. Их концепция «транснационализма» оправдывает вмешательство США и НАТО во внутреннюю жизнь суверенных государств (военная акция в Косово, война в Ираке), несовместима с нормами международного права. Изучая состояние современных международных отношений, необходимо уяснить тенденции их трансформации, особенности исторической эволюции концепции равновесия сил в мировой политике. Вестфальская (государственно-центристская) модель мира за- крепила принципы отношений между европейскими государствами, утвердившиеся после окончания Тридцатилетней войны в Европе. Их содержание отражено в подписанном Вестфальском договоре 1648 г. Страны решили объединиться в международное сообщество, признав сходство своих интересов и необходимость поддержания равновесия в мировой политике. Венская система международных отношений отражала принципы межгосударственных отношений в Европе по окончании войн Наполеона I (1799 — 1815 гг.). Их основы были заложены решениями Венского конгресса, в котором участвовали европейские государства. Отношения базировались на консенсусе великих держав, включая Россию, относительно сложившегося территориального и политического положения в Европе. Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок после окончания Первой мировой войны (1914— 1918 гг.). Она отразила изменения в расстановке сил и сохранялась до 1945 г. Сменилась конфигурация ведущих держав. Были «урезаны» территориальные границы Германии, потерпевшей поражение в войне. В проигрыше оказались и ее союзники. Версальский пакт положил начало политике, ориентированной на мирное сосуществование национальных государств, создание систем коллективной и региональной безопасности. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений закрепила мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны (1939 — 1945 гг.). Ее характерные черты — передел сфер влияния между сверхдержавами — СССР и США (биполярная, двухполюсная система); соперничество между ними за военно-политическое, экономическое и идеологическое превосходство; возникновение и противостояние военно-политических блоков; гонка вооружений; накопление оружия массового уничтожения; мировые конфликты. Поиск концепции равновесия сил в мировой политике продолжается и в настоящее время, поскольку международные отношения нестабильны, не обеспечивают надежной гарантии безопасности государств, народов и регионов планеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.008 с.) |