Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие политики и многообразие подходов к определению политики. Политология, как следует из самого названия, — это наука политике. “Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов во многих языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”. Научные трактовки термина “политика” отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы, основные из которых: - социологический; - субстанциональный (выясняющий основу явления); - системный; - телеологический. В телеологических (целевых) дефинициях политики подчеркиваются два ее момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных. Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, ограниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы. Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Механизмы функционирования и реализации политической власти. Процесс властвования регулируется с помощью механизма власти – системы организаций, норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество, механизмом власти выступают государственные органы, политические институты и право. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально дееспособной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Господство, как власть, может по-разному восприниматься гражданами. Положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть выступает обычно как правомерная и справедливая. Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер, он выделил три главных типа легитимности власти: 1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью. 2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. З. Рационально-правовая, демократическая легитимность. Ее источником выступает интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ценности ее устройства представлениям граждан. Такое инструментальное соотношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности. Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся: — поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; — разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на ихосуществление; — авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; — предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции - выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности,эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. Кроме этих задач, политика выполняет и ряд специфическихфункций. Это - поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать — значит налагать свою волю на волю других. Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Существуют универсальные свойства власти: - ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; - ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных общественных сил, государственная власть — это непосредственный продукт политической власти. Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта, или пассивного и активного агента власти. Субъектами власти могут быть общественные организации, общности людей, союзы государств, но первичными субъектами являются индивиды. В самом общем смысле власть призвана: - формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами органами государственного управления; - контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Таким образом, к наиболее важным, общественным функциям политической власти можно отнести: - поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - принуждение во имя достижения социально значимых целей и стабильности; - управление делами общества. Политические режимы. В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов осуществления государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями функционирования политических систем. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют, а иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Понятие политического режима включает в себя основные критерии: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и власти; - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур; - характер существующих в обществе запретов; - роль идеологии в жизни общества; - характер политического лидерства; - соотношение прав и свобод граждан; - положение средств массовой информации; - роль политических партий; - соотношение между законодательной, и исполнительной властью; - роль и значение органов подавления; - тип политического поведения. В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов политических режимов. Характерные черты политических режимов практически сходны с характеристиками типов политических систем.
Социальное государство. Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, повысят ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Око сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, заботится о предоставления каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. В результате этого примерно в 60-х гг. ХХ в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность современного социального государства многогранна. Основные его функции: - перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, - политика занятости и охраны прав работника на предприятии, - социальное страхование, - поддержка семьи и материнства, - забота о безработных, престарелых, молодежи, - развитие доступных для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: - овладение общественным сознанием; - внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; - создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: - теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. - программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты. - актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.
Понятие политики и многообразие подходов к определению политики. Политология, как следует из самого названия, — это наука политике. “Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов во многих языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”. Научные трактовки термина “политика” отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы, основные из которых: - социологический; - субстанциональный (выясняющий основу явления); - системный; - телеологический. В телеологических (целевых) дефинициях политики подчеркиваются два ее момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных. Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, ограниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы. Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.014 с.) |