Понятие политики и многообразие подходов к определению политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.



Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.

Политология, как следует из самого названия, — это наука политике. “Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов во многих языках мира.

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”.

Научные трактовки термина “политика” отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы, основные из которых:

- социологический;

- субстанциональный (выясняющий основу явления); - системный;

- телеологический.

В телеологических (целевых) дефинициях политики подчеркиваются два ее момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных.

Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, ограниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.

Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики.

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности.

Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов.

Механизмы функционирования и реализации политической власти.

Процесс властвования регулируется с помощью механизма власти – системы организаций, норм их устройства и деятельности.

Применительно к такому сложному социальному объекту как общество, механизмом власти выступают государственные органы, политические институты и право.

Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально дееспособной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Господство, как власть, может по-разному восприниматься гражданами. Положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть выступает обычно как правомерная и справедливая.

Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер, он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.

З. Рационально-правовая, демократическая легитимность. Ее источником выступает интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ценности ее устройства представлениям граждан. Такое инструментальное соотношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе.

В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество.

К ним относятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на ихосуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции - выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности,эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.

Кроме этих задач, политика выполняет и ряд специфическихфункций. Это - поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

 

Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать — значит налагать свою волю на волю других. Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Существуют универсальные свойства власти:

- ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах;

- ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.

Важно учитывать соотношение политической и государственной власти Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных общественных сил, государственная власть — это непосредственный продукт политической власти.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта, или пассивного и активного агента власти. Субъектами власти могут быть общественные организации, общности людей, союзы государств, но первичными субъектами являются индивиды.

В самом общем смысле власть призвана:

- формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами органами государственного управления;

- контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные.

Таким образом, к наиболее важным, общественным функциям политической власти можно отнести:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя достижения социально значимых целей и стабильности;

- управление делами общества.

Политические режимы.

В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями функционирования политических систем. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют, а иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Понятие политического режима включает в себя основные критерии:

- характер и мера осуществления власти;

- механизм формирования власти;

- взаимоотношения общества и власти;

- роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

- характер существующих в обществе запретов;

- роль идеологии в жизни общества;

- характер политического лидерства;

- соотношение прав и свобод граждан;

- положение средств массовой информации;

- роль политических партий;

- соотношение между законодательной, и исполнительной властью;

- роль и значение органов подавления;

- тип политического поведения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов политических режимов. Характерные черты политических режимов практически сходны с характеристиками типов политических систем.

 

Социальное государство.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, повысят ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Око сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, заботится о предоставления каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. В результате этого примерно в 60-х гг. ХХ в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства многогранна. Основные его функции:

- перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения,

- политика занятости и охраны прав работника на предприятии,

- социальное страхование,

- поддержка семьи и материнства,

- забота о безработных, престарелых, молодежи,

- развитие доступных для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

 

Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

- овладение общественным сознанием;

- внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

- создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:

- теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

- программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты.

- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

 

 

Понятие политики и многообразие подходов к определению политики.

Политология, как следует из самого названия, — это наука политике. “Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов во многих языках мира.

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как “грязное дело”.

Научные трактовки термина “политика” отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы, основные из которых:

- социологический;

- субстанциональный (выясняющий основу явления); - системный;

- телеологический.

В телеологических (целевых) дефинициях политики подчеркиваются два ее момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных.

Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, ограниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.

Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики.

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – это определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности.

Политика как искусство – это собственно искусство управления государством, искусство завоевания и удержания политической власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.042 с.)