Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики.

Поиск

Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики.

Изучение любой науки начинается с определения объекта и предмета этой науки. Объект любой науки это то,на что направлено её исследование,что,противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки -часть объекта,которая определяется спецификой данной науки. Объектом политологии явл. вся полит.действительность или сфера жизни общества. Понятие «политика» многозначно,им обозначают:

- различные сферы политики (внутренняя,внешняя,экономическая,социальная,образовательная)

- уровни политики (региональная,федеральная)

-политические цели (политика мира,разрядки,оборонная)

-носители политики (политика правительства,оппозиция)

-способы политических действий (политика компромисса,насилия)

Политика -это сфера деятельности определённых общественных институтов и структур общества(гос-ва,партий обществ.организаций и движений)-(институциональный подход)

Политика- это форма общения людей,способ коллективного существования человека(антропологический подход)

Пол-ка -это деятельность по достижению коллективных целей(телеологический подход)

Пол-ка -это наука и искусство.Это сфера,требующая не только знаний,но и мастерства полит.компромиссов,лавирования,искусства влияния на большие массы людей.

Политика-это сфера деятельности,.связанная с отношениями между классами,нациями,другими социальными группами,имеющая целью завоевание,организацию и использование гос.власти,управление соц.процессами.

Структура, уровни и функции политики, ее связи с другими общественными сферами.

В структуре политики выделяют три измерения:

институциональное (совокупность полит. институтов,в рамках которых осуществляеться властвующая и управленческая деятельность,оформляються и функционируют властеотношения.)

нормативное (совокупность ценностей и норм,целей и задач полит.деятельности, зависящих от общих интересов соц.групп.) процессуальное (система действий и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению гос-вом.)

Классификация политики.

По критерию различения сфер общественной жизни выделяют: внутреннюю и внешнюю политику .По отраслевому принципу

внутренняя политика делиться на экономич. (политика в области промышленности,транспорта,аграрная,торговая,финансовая), собственно политич. (гос.-административного строительства,партий,профсоюзов), социальную (жилищная,пенсионная,в области здравоохранения,образования), духовную (в области культуры,искусства,печати)по отраслевому принципу. Уровни политики:

1.макроуровень (пол-ка гос-ва,высших гос.органов власти) 2.мезоуровень (пол-ка учреждений регионального, областного и райнного масштабов) 3.микроуровень (пол-ка партий, обществ. объединений) 4.мегауровень (пол-ка на уровне международных отношений). По масштабности выделяют стратегическую (долговременную) и тактическую (текущую)пол-ку. Функции пол-ки:

-фун-ия целеполагания,формирования полит.властвования,

Мобилизационная

Организационная

Интеграционная(объединительная)

Распределительная(директивное распределение дефицитных в обществе ценностей)

Регулирующая(предотвращение конфликтов и регулирование возникающих в обществе противоречий)

Социализация личности

Связь политики с др. обществ. сферами. Значение знаний о полит. для человека.

Рассм. взаимосвязь политики и экономики, необходимо подчеркнуть,что экономика выступает по отношению к политике как её материальная основа. Полит. проявляет себя как сознат. использование эконом. законов и выступает ср-вом решения экономич. вопросов.Если полит. и экономика действуют в одном направлении, экономика развив. успешно, если же они движуться в противопол. направлениях-такая политика терпит крах. Связь политики и морали. Иногда политика берёться диктовать обществу выгодные ей на том или ином этапе обществ. нормы. Соотнесение с общечел. ценностями. 1Подчинение моралью политики. Этот подход означ., что политика должна иметь не только высоконравств. цели, но и при любых обстоятельствах использовать высоконравств. ср-ва. 2Подчинение политикой морали Этот подход освобождает политику от нравств. оценок 3.Полный разрыв между ними «анархизм». С точки зрения анархизма, политика-это зло,а мораль-добро.Политика связана с властью,а власть-зло, поскольку развращает как тех над кем осущ.,так и тех,кто ею владеет. 4.Попытка сохр. взаимодействие морали и полит.. Этот подход обосновал Вебер, кот. считал, что мораль должна учитывать особенности политики, в том числе её право на насилие. Сегодня цивилизов. гос. должны руководствоваться нравств. принципами в полит.деятельности.

Связь политики и соц. сферы. С помощью полит. средств осущ. формир. соц.-классовой и соц.-демограф. структуры общества. Взаимосвязь политики и культуры. Культура во многом определяет полит. облик общества,несмотря на то,что в истории есть примеры, когда народы, обладающие богатейшей культурой,поддерживали диктаторские режимы. Культура формирует облик гражданина,определяет его полит.поведение .Политика тесно связана с идеологией. Идеология задаёт цели полит. развития, определяет те силы, опираясь на которые, можно решать поставленные задачи, служит теоретической основой, выступает мощным средством легитимации власти.

Объект и предмет политологии. Становление политологии как науки.

Объектом политологии явл. вся полит. действительность или полит. сфера жизни общества. Предмет политологии: в широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявления,включая полит. социологию,полит. психологию, полит. географию и пр. полит. дисциплины. Предметом ее явл. раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология-это одна из наук о политике и ее предмет - закономерности формирования и развития полит. власти, формы и методы ее функц. в гос.-организованном обществе. Становление политологии как науки: Морис Дюверже выдел. три крупных периода в истории формирования и становления полит. науки. Первый этап- это пред история: от античности до конца 18в.(Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье и др.) Второй этап -19в.-отмечен заслугами след. ученых: Токвиль, Кант, Маркс и др. Третий этап - современный период в развитии политической науки. Первая историческая форма политологии - религиозно-мифологическая форма. Полит. знание в это время не выделялось из общегуманитарного контекста. Макиавелли-отец политологии(1513Г.-работа "Государь",1525г.-"История Флоренции").Вопросы, поставленные в работах Макиавелли: классический вопрос(о соотношении политики и морали),роль личности в политике, роль полит. партий и групп в политике, о псих. факторах в политике. В 1857г. в Колумбийском университете США Френсис Лейбер начал читать лекции по политической философии. В 1880г. совет Колумбийского университета уполномочил Дж. Берджесса и Лейбера в создании высшей школы политических наук. В 1871г. выходец из США основал во Франции свободную школу политических наук. 1895г. – начинает работать Лондонская школа экономики и политики.

 

 

Типология полит. процессов.

1)По объектам полит.воздействия:

-внутреполитические (выборы,образование полит. институтов…)

-внешнеполитические (деятельность международных организаций,сотруднечество государств)

2)По характеру и методам преобразования власти:

-эволюционный(процесс характеризуется постепенностью)

-революционный (преобразование происходит за короткий срок)

3)С точки зрения публичности:

-открытый(интересы групп и граждан выявляются в программах партии,в голосование на выборах…)

-скрытый(скрытые действия гос. учреждений, деятельность органов с секретными функциями и полностью законспирированных учреждений)

4)С точки зрения устойчивости:

-стабильный(основан на устойчивой социальной структуре,легитимности режима)

-нестабильный(возникает в условиях кризиса власти,утраты ею легитимности)

5)В зависимости от ориентации на достижение определенного результата:

-кооперативные(создаются объединения,блоки,коалиции)

-конкурентные(представляют собой соперничество между полит.субъектами за власть)

-конфликты (противоборство,связанное с распределением статусных позиций,ресурсов)

-инновационные(в ходе которых создаются новые полит.структуры)

6)С точки зрения характера полит.участия:

-неангажированные (предполагают свободное полит.участие в отношениях с государством и другими институтами власти)

-ангажированные (преобладают навязанные гражданам формы полит.отношений и жестко централизированные методы принятия управленческих решений.

17. Полит.конфликты и кризисы,пути их преодоления.

1) Полит. кофликт-один из видов социальных конфликтов,специфика которого определяется особенностями развития полит.действительности.В его основе находится борьба участников полит.процесса за все то,что составляет власть и полит.господство.

Функции конфликта (по Л.Козеру):

-интегративная(способствует формированию определенных политических общностей)

-инновационная (формируются новы государственные институты)

2) полит. конфликт-столкновение, противоборство полит.субъектов.оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов)

Полит.кризис-состояние полит.системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов,в предельно резком усилении полит.напряженности и нестабильности.По сути,полит.кризис есть сбой в функционировании полит.системы,расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями.

Способы разрешения полит.конфликтов:

Управление конфликтом-целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов,их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Условием урегулирования конфликта является решение ряда универсальных задач:

-воспрепятствие разрастанию конфликта.

-вывести неявные конфликты в открытую форму,чтобы уменьшить следствия взаимодействия сторон.

-минимизировать степень социального возбуждения.

На этапе возникновения конфликта важно раскрытие его подлинных причин и истинных целей.Нужно уметь отличать причины конфликта от повода.На этапе развития важно получать достоверную информацию о степени интенсивности кофликта.На этапе окончания возможно примирение сторон или их непримиримость.

Общие пути примирения сторон:

-мирное урегулирование

-примирение на основе принуждения.

 

Формы гос. правления.

Под формой правления поним. организация верховной гос. власти. Выдел. две основных формы правления: монархия и республика. Монархия – это форма правления, при кот. власть сосредоточена в руках единолич. главы гос. – монарха, кот. передается по наследству. Сущ. две формы монархии: неогранич. (абсолютная) и огранич. (конституционная). Особенностью абсолют. монархии явл. неогранич. власть монарха. С. Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Особен-тью конституц. монархии (Великобритания, Швеция, Дания) явл. ограничение власти монарха. Выдел. дуалистич. и парлам. монархии. При дуалистич. (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы гос. огранич. в сфере зак-ва, но достаточно широки в сфере исполнит. власти. При парлам. монархии (Япония, Испания, Нидерланды) власть главы гос. практич. не распростр. на сферу закон-ва и значительно ограничена в сфере исполн. власти. Республика – это ф-ма правления, при кот. глава гос. явл. выборным и сменяемым, а его власть счит-ся производной от представ. органа или избирателей. Выдел. три осн. разновиди. республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).Презид. республика характ-ся тем, что президент одновременно явл. главой гос. и главой прав-ва. Президент сам формир. прав-во, возглавл. его, ведет заседания и обладает решающ. голосом. Прав-во ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отдельные ветви власти – законодат., исполнит. и – судебная облад. значит. самост. по отнош. друг к другу. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия.) В парлам. республике избир. парламент. Прав-во формир. на парлам. основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, т.е. члены парламента одноврем. явл. и членами прав-ва. Парламент осущ. контроль над дея-тью прав-ва. Пример: Германия, Италия. Смешанная рес-ка. Эта форма правления сочетает в себе сильную презид. власть с эффект. контролем парламента за дея-тью прав-тва. Ее отлич. черта – двойная ответств. прав-ва перед президентом и парламентом.

22. Сущность, признаки и условия формирования правового государства.

Правовое государство – это гос-во, дея-ть кот. подчинена установленному демократич. путем закону, защищающее свободу личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. В таком гос-ве законы имеют одинаковую силу для всех без исключ. членов общества, независимо от их соц., политич. или иного статуса; защита отдельного чел. от власти и произвола соответствует защите всех, поэтому личное право не может сущ. без гарантии в полит. праве, уравновешивающем всех друг перед другом. В правовом гос-ве четко и точно определены как формы, пути и механизмы дея-ти гос-ва, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что гос-во связано с правом; оно вправе разрабатывать и принимать законы, обязано уважать эти законы, пока оно сущ. и действует, хотя оно правомочно их пересмотреть и даже отменить. Более того, оно подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Именно это в значительной мере обеспечивает правовой характер гос-ва.

Отличительны признаки:

-суверенитет народа. Это значит, что именно народ является источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни

- подчинение праву государства и его органов

- гарантии прав и свобод человека

- незыблемость чести и достоинства личности

- взаимная ответственность личности и государства

Наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов (суд, прокуратура, государственные и негосударственные органы контроля и т.д.)

- осуществление принципа разделения властей.

23. Сущность и условия формирования гражданского общества.

Гражд. общество – это форма самоорганизации людей, включ. добровольно сформировавшиеся негос. соц., эконом., профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Гражд. общество имеет сложную структуру. Оно включ. в себя экономич., духовные, этнические, нравственные, религиозные, семейные отнош., не опосредованные гос-вом. Это арена дея-ти частных лиц, классов, групп, институтов, кот. регулируется гражданским правом и прямо не зависит от гос-ва. Гражд. общество – это сфера производственной дея-ти гос-ва. Институтами гражд. общества явл. семья, церковь, полит. партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Черты-предпосылки:

-частная собственность и налич. частных собственников, для кот. она явл. средством получения доходов, ср-вом к жизни их семей. С потерей собственности владельцы ее лишаются источника средств к сущ. Поэтому ее обладатели заинтересованы в сохр. собственности и создании оптимальных условий ее функционирования

- свободная рыноч. экономика, кот. присуща конкуренция, зав-ть от соотнош. спроса и предложения и т.д.

- налич. развитой соц. структуры и мощного среднего класса, включ. наиболее активную и мобильную часть населения, как соц. базы гражд. общества, предоставление широкой деловой инициативы гражданам, необходимость удовлетворения государством их интересов и потребностей.

- в полит. сфере основой гражд. общества явл. многопартийность, налич. массовых демократ. движений, организаций, ассоциаций и др. групп по интересам.

Условиями существования гражд. общества явл.:

- налич. правового гос-ва, кот. стремиться обеспечить каждому гражданину достойные условия сущ.

- в сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражд. сознания и полит. культуры, свободное функционирование СМИ, реальная свобода слова, совести.

Либерализм и неолиберализм.

Термин «либерализм» (лат. «liberalis») означает свободный. Либерализм - это идеология, выступ. за свободу личности, необходимость буржуазно-парламентского строя, против любых форм контроля за ее эконом. и духов. дея-тью со стороны светской и духовной власти. Осн. идеи либерализма: Идея индивид. свободы. Чел. должен быть свободен от произвольного вмешательства гос-ва в свою лич. жизнь. Доктрина естеств. прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Гарантом свободы чел. должен быть закон. В эконом. области либерализм отстаивает идеалы свобод. предпринимательства, освобожд. эконом. дея-ти от гос. регламентации, предоставление максимального простора частной инициативе. В полит. сфере либералы были сторонниками демократии. Важнейшей заслугой классич. либерализма явл. разработка принципов конституционализма, парламентаризма, правового гос-ва. Теоретики либерализма обосновали принцип разделения властей на законодат., исполн. и судеб., кот. должны сдерживать и уравновеш. друг друга. В соц. сфере либерализм исходит из естеств. неравенства людей, обладающими неодинаковыми способностями, силой воли, трудолюбием, и поэтому даже в одинаковых условиях рез-ты их дея-ти будут различны. В духовной сфере либерализм отстаивает свободу взглядов, свободу совести и волеизъявления. В конце XIX века идеи либерализма были реализов. в жизни. Но практика показала, что безгранич. конкуренция и рынок не привели к свободе чел-ка. Жизнь потребовала срочного пересм. теории и практики либерализма. Так появился неолиберализм. Его идеологами были англ. эк. Дж. Милль, Дж. Кейнс. Основн. расхождение неолиберализма с классич. либерализмом состоит в разном понимании ими обществ. роли гос-ва, кот. должно вмешиваться в разв. эк. Они пришли к выводу о необходим. некоторого огранич. частного капитала и национализации отдельных отраслей экономики. Одной из ф-ций гос-ва неолибералами признается также соц. защита граждан, особенно тех групп и слоев населения, кот. испытывают наибольшие трудности. Неолибералы выступают за гос., доступное всем категориям населения мед. обслуживание, бесплэ дошкол. воспит., школьн. образов., за дальн. расшир. с-мы соц. обеспеч.

Типология полит. систем.

Некот. исследователи выдел. три основные модели полит. системы: командную, соревновательную и консоциональную, или социопримирительную. Осн. признак первой системы - командный стиль управления обществом, администрирование. Гл. показатель второй – полит. противостояние, противоборство различ. сил, их состязательность в полит. процессе. Третья хар-ся поисками компромисса и консенсуса.

В демократич. системе действуют меры контроля граждан за властью, сферы действия кот. ограничены.

Для тоталитарной полит. системы ха­рактерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны гос.

Авторитаризм отличается неогранич. властью одного лица или группы лиц при сохран. определенной автономии общества и личности во внеполитических сферах.

Рос. ученый Александр Сергеевич Панарин, характеризуя полит. системы совре­менности, выделяет такие типы, как классический либеральный тип, или представительский; модер­нистский и постмодернистский.

В полит. системе классического либе­рального типа общество форми­р. «входы» в полит. систему, кот. реа­гирует на них своими решениями.

В модернисткой полит. системе, на­оборот, полит. система сначала принимает решение, преобраз. общество по заранее при­нятому плану, и на это решение гражд. общест­во должно реагировать.

Постмодернистская полит. система тоже приним. решения, направляя их обществу, но эти решения лишь защищают корпоративные интересы тех, кто устроился во власти и использует ее во имя своих частных интересов.

№32. Понятие, основные критерии и классификация политических режимов.

Полит. режим - это совокупность приемов и методов, с помощью кот. осуществл. полит. власть. Полит. режим выражает характер и спо­собы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятие полит. режима включает в себя ряд критериев:

характер и мера осуществления власти; взаимоотношения общества и власти; роль и значение негос. и неполит. организаций и структур; характер существующих в обществе запретов; роль идеологии в жизни общества; положение личности в обществе, кот. определяется реальным объемом прав и свобод граждан; положение средств массовой информации.

Принято выдел.: демократич. и недемократич. режимы.

Недемократич. режим раздел. на 2 вида: тоталитарный и авторитарный режимы.

Тоталитарный режим – это режим всеобщего подавления.

Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполит. сферах.

Тоталитарный: большевистский, фашистский, нацистский.

Авторитарный: теократический, гржданский, военный, монархический.

Демократич. режим: президентские, конституционно-демократические, полупрезидентские.

№33. Тоталитарный режим.

Тоталитарный режим – характер. тотальным вмешательством гос. в жизнь общества и личн. жизнь граждан.

Отличительные признаки тоталитаризма:

- Идеологизация всей общественной жизни, стрем­ление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы в обществе. Для тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию.

- Тоталитарная политизация, гипертрофиро­ванное развитие аппарата власти, ее проникновение во все поры соц. организма. Пар­тия нового, тоталит. типа срастается с гос. и концентрирует в своих руках реальную власть в обществе. Запре­щается всякая полит. оппозиция и создание без санкции властей любых организаций.

- Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция. и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталит. управления. Создается культ вождей.

- Провозглашение превосходства определенного класса, нации или расы, деление всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи и т.п.

Сущ. разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Тоталит. система обладает высокой способ­ностью мобилизации ресурсов и концентрации ср-в для достижения огранич. целей, например, побе­ды в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. В то же время тоталитаризм – это исторически обреченный строй. Это общество не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и сущ. за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Это закрытое общество, неприспособленное к своеврем. качеств. обновлению учету новых требований непрерывно изменяющ. мира.

Демократический режим.

Демократия-полит. Режим, при кот. Источником власти признается народ и он имеет возможность осуществлять свой авторитет.1. юридич. Признание и институциональное выражение суверенитета верховной власти народа. Именно народ выступ. Официальным источником Источником власти. 2.периодич. выборность основных органов гос-ва. Лица избираются на определенный срок.3.Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом. Этот принцип требует равенства избират прав. Он предполагает свободу создавать полит. Партии и др. объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руковод. Должностей в гос-ве.4. принятие реш. По большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.. Разрешено все, что не запрещено законом.Для демократии ха-но: 1.эк. предпосылки. Развитая экономика, базирующаяся на разл. Формах собственности и конкуренции. Многоуровневая эк. Явл. Гарантом автономии и препятствует монополизации эк. Ресурсов. 2. Социальные условия. Высокий Ур. Благосост. Граждан, что ведет к сглаживанию соц. Неравенства. 3. Грамотность, в том числе и политическая. 4. Идеологический плюрализм-свобода полит. Взглядов. 5.Свобода доступа к информации.

 

 

Понятие и структура элиты.

Наиболее активным субъектом политики явл. Политическая элита.Слово элита относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Это властвующая часть общества, правящий слой.Основной признак принадлежности к элите-занятие высших позиций в обществе. В структуру властвующей элиты входят: 1.Экономическая элита. Это соц. Слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта элита осуществляет эк. Господство и эк. Власть,определяярешение таких вопросов, как занятость, уровень жизни, зарплата…2.идеологическая, информационная элита.Ведущие представители гуманитарных наук, образования,СМИ, кот. Выполняют в обществе функцию мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций людей. 3. военная-крупные военачальники. Огромным влиянием военная элита обладает в гос-вах с авторитарным режимом.4.культурная-влиятельные деятели искусства, лит-ра..ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие лит-ры, искусства, духовной жизни..5.научная.ее роль-воздействие на такие процессы, как развитие науки и техники, нтр и нтп. Политическая-слой общества, группа, кот. Крнцентрирует в сврих руках гос. Власть и занимает командные посты, управляя обществом.монархи, президенты, премьер-министры, депутаты, члены верховного суда, губернаторы…стремление к аристократии-связано со стремлен. Полит. Класса стать наследственным. Кдемократии-в желании обновлять полит. Класс за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низжиш слоев общества. Элита делится на правящую, и неправящую(люди с характерными для элиты кач-ми, но не имеющими доступа к руководству.

 

№37. Сущность полит. элиты и ее функции.

Среди функций полит. элиты назовем след.:

1. Стратегическая фун-ия. Это разраб. стратегии и тактики развития общества. Она может быть осуществлена только на высшем уровне полит. элиты - парламентариями, членами кабинета министров и т.д. 2. Коммуникативная функция. Она предусматривает отражение в полит. программах интере­сов и потребностей различ. соц. групп и слоев населения. В целях налаживания контактов с различ. соц. группами полит. руководство использует личные встречи с людьми, поездки по стране и т.п. 3. Организаторская функция. Это необходимость организовывать массы. Сюда входят такие мероприя­тия, как: законодательные (принятие законов); мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание); регулирующие (распределение ресурсов); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие;корректирующие и др.

В зависимости от объема властных функций различ. след. виды, или уровни полит. элиты: высшая, средняя, административная.

Высшая полит. элита включ. в себя ве­дущих полит. руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, спикер парламента, ру­ководители органов госэ власти, ведущих полит. партий, политэ фракций в парла­менте). Это ограниченный круг людей.

Средняя элита формируется из большого количества выборных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов местных органов власти, мэров, лидеров различных полит. партий и общественно- полит. движений и организаций.

Административная (бюрократическая ) элита -это высший слой гос. служащих (чиновничества) занимающих высшие позиции в министерствах и других органах гос. управления

Среди элит различают правящую (непосредственно обладающую гос. властью) и onпозиционную (контрэлиту), открытую (рекрути­рующуюся из общества) и закрытую (воспроизводящуюся из собственной среды).

№ 38. Механизмы формирования полит. элиты.

Сущ. две системы формирования элит: система гильдий – закрытая и антрепренерская (предпринимательская) - открытая. Первая преобладает в гос. с авторитарным и тоталитарным полит. режимами, вторая - в демократических государствах.

Система гильдий (закрытая) характеризуется след. чертами:

- закрытость (приток за счет лиц из господствующих соц. слоев общества);

- наличие многочисленных формальных требований для должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.);

- небольшой, закрытый круг селектората (тех, кто осущ. отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.

Антрепренерская (открытая) система имеет след. черты:

- открытость, возможность для представителей любых общественных групп занимать лидирующие позиции;

- небольшое число формальных требований;

- широкий круг селектората, кот. может включать всех избирателей страны;

- высокая конкурентность отбора;

- первостепенная значимость личностных качеств.

 

№39. Полит. лидерство. Природа полит. лидерства.

Лидерство - один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной на­правленности.

Политическим лидером называют человека, который благодаря определенному набору социаль­но-психологических черт, своему общественному положению может влиять на ход политических

процессов.

Современные концепции по-разному трактуют природу политического лидерства:

1.Ситуационная концепция. Лидер рассм. как функция ситуации. Каждая ситуация выдвигает своего лидера,
кот. отвечает именно этой ситуации и никакой другой.

2.Теория определяющей роли последователей, или теория конституентов. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. (В этот круг входят не только полит. активисты и приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели). Сторонники данной
теории считают, что всякий полит. лидер вторичен по отнош. к той группе, кот. его выдвинула и поддерживает.

3. Теория черт лидера. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека.

4. Реляционная теория синтезирует все предыдущие теории. Лидер - это: 1) человек, обла­дающий способностями; 2) человек, кот. выдви­гается конкретной ситуацией; 3) человек, кот. не может быть оторван от определенной группы, выражает ее интересы.

5 Компенсаторная теория, или психологические концепции. В соот­ветствии с этой теорией, у многих людей обладание груководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различ. рода комплексы, чувство непоолноценности.

 

 

40. Функции и типы полит. лидерства.

Политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу. Полит. лидер выполняет след. функции: анализ ситуации (аналитическая); принятие оптимальных решений; инициирование обновления общества; роль коммуникатора между народом и властью; роль легитиматора полит. строя и др. В политологии сущ. различ. классификации лидеров. М. Вебер выделил три осн. типа полит. лидерства: Традиционное лидерствоосновано на обычае, утвердившейся традиционной норме. Так, старший сын монарха после его смерти становится монархом. Рационально-легальное лидерство легитимируется законом. Харизматическое лидерство основано на вере и особый дар человека, его способности эффективно решать все проблемы. Амер. политолог Г.Лассуэлл в основу классификации кладет склонность лидеров к определенной модели поведения. Он выделил три след. типа: 1. Лидер-агитатор, который воздействует силой слова, ораторским искусством. 2. Лидер-организатор отдает предпочтение работе с кадрами, использует возможности организации для усиления своего влияния. 3. Лидер-теоретик воздействует силой интеллекта, способностью производить идеи. Маргарет Херманн выделил такие типы, как: 1. лидер-знаменосец, которого характеризует умение повести за собой (Ленин, Мартин Лютер Кинг и др.); 2. лидер-служитель, который ориентируется на мнение группы и действует от её имени (Брежнев, Черненко); 3. лидер-торговец, который старается привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их, привлечь массы к их осуществлению (это лидеры-популисты); 4. лидер-пожарный, который ориентируется на жгучие проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией (М.Горбачев). В реальной жизни эти четыре типа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у полит. деятелей в различных пропорциях.

 

41. Представительство. Понятие и функции выборов.

Представительство – это способ высказывания требований и перевод их в сферу политики. Представительство – это органы власти и должностные лица, которые от имени и в интересах граждан принимают решения, осуществляют контроль за их исполнением, взаимодействуют с обществом и отвечают перед ним, осуществляя политические процессы. Представители – это люди, которые действуют от имени других людей. Выборы – это совокупность правил и приемов обеспечивающих образование власти, участия общества в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Выборы – это выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными. Функции выборов: 1) обеспечение демократического порядка в формировании и обновления власти; 2) разрешение политических конфликтов; 3) обеспечение легитимности власти; 4) политическая социализация или же приобщение к политической культуре общества. В зависимости от разных политических режимов: демократический режим: граждане, участвуя в выборах,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.015 с.)