Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики. Изучение любой науки начинается с определения объекта и предмета этой науки. Объект любой науки это то,на что направлено её исследование,что,противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки -часть объекта,которая определяется спецификой данной науки. Объектом политологии явл. вся полит.действительность или сфера жизни общества. Понятие «политика» многозначно,им обозначают: - различные сферы политики (внутренняя,внешняя,экономическая,социальная,образовательная) - уровни политики (региональная,федеральная) -политические цели (политика мира,разрядки,оборонная) -носители политики (политика правительства,оппозиция) -способы политических действий (политика компромисса,насилия) Политика -это сфера деятельности определённых общественных институтов и структур общества(гос-ва,партий обществ.организаций и движений)-(институциональный подход) Политика- это форма общения людей,способ коллективного существования человека(антропологический подход) Пол-ка -это деятельность по достижению коллективных целей(телеологический подход) Пол-ка -это наука и искусство.Это сфера,требующая не только знаний,но и мастерства полит.компромиссов,лавирования,искусства влияния на большие массы людей. Политика-это сфера деятельности,.связанная с отношениями между классами,нациями,другими социальными группами,имеющая целью завоевание,организацию и использование гос.власти,управление соц.процессами. Структура, уровни и функции политики, ее связи с другими общественными сферами. В структуре политики выделяют три измерения: институциональное (совокупность полит. институтов,в рамках которых осуществляеться властвующая и управленческая деятельность,оформляються и функционируют властеотношения.) нормативное (совокупность ценностей и норм,целей и задач полит.деятельности, зависящих от общих интересов соц.групп.) процессуальное (система действий и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению гос-вом.) Классификация политики. По критерию различения сфер общественной жизни выделяют: внутреннюю и внешнюю политику .По отраслевому принципу внутренняя политика делиться на экономич. (политика в области промышленности,транспорта,аграрная,торговая,финансовая), собственно политич. (гос.-административного строительства,партий,профсоюзов), социальную (жилищная,пенсионная,в области здравоохранения,образования), духовную (в области культуры,искусства,печати)по отраслевому принципу. Уровни политики: 1.макроуровень (пол-ка гос-ва,высших гос.органов власти) 2.мезоуровень (пол-ка учреждений регионального, областного и райнного масштабов) 3.микроуровень (пол-ка партий, обществ. объединений) 4.мегауровень (пол-ка на уровне международных отношений). По масштабности выделяют стратегическую (долговременную) и тактическую (текущую)пол-ку. Функции пол-ки: -фун-ия целеполагания,формирования полит.властвования, Мобилизационная Организационная Интеграционная(объединительная) Распределительная(директивное распределение дефицитных в обществе ценностей) Регулирующая(предотвращение конфликтов и регулирование возникающих в обществе противоречий) Социализация личности Связь политики с др. обществ. сферами. Значение знаний о полит. для человека. Рассм. взаимосвязь политики и экономики, необходимо подчеркнуть,что экономика выступает по отношению к политике как её материальная основа. Полит. проявляет себя как сознат. использование эконом. законов и выступает ср-вом решения экономич. вопросов.Если полит. и экономика действуют в одном направлении, экономика развив. успешно, если же они движуться в противопол. направлениях-такая политика терпит крах. Связь политики и морали. Иногда политика берёться диктовать обществу выгодные ей на том или ином этапе обществ. нормы. Соотнесение с общечел. ценностями. 1Подчинение моралью политики. Этот подход означ., что политика должна иметь не только высоконравств. цели, но и при любых обстоятельствах использовать высоконравств. ср-ва. 2Подчинение политикой морали Этот подход освобождает политику от нравств. оценок 3.Полный разрыв между ними «анархизм». С точки зрения анархизма, политика-это зло,а мораль-добро.Политика связана с властью,а власть-зло, поскольку развращает как тех над кем осущ.,так и тех,кто ею владеет. 4.Попытка сохр. взаимодействие морали и полит.. Этот подход обосновал Вебер, кот. считал, что мораль должна учитывать особенности политики, в том числе её право на насилие. Сегодня цивилизов. гос. должны руководствоваться нравств. принципами в полит.деятельности. Связь политики и соц. сферы. С помощью полит. средств осущ. формир. соц.-классовой и соц.-демограф. структуры общества. Взаимосвязь политики и культуры. Культура во многом определяет полит. облик общества,несмотря на то,что в истории есть примеры, когда народы, обладающие богатейшей культурой,поддерживали диктаторские режимы. Культура формирует облик гражданина,определяет его полит.поведение .Политика тесно связана с идеологией. Идеология задаёт цели полит. развития, определяет те силы, опираясь на которые, можно решать поставленные задачи, служит теоретической основой, выступает мощным средством легитимации власти. Объект и предмет политологии. Становление политологии как науки. Объектом политологии явл. вся полит. действительность или полит. сфера жизни общества. Предмет политологии: в широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявления,включая полит. социологию,полит. психологию, полит. географию и пр. полит. дисциплины. Предметом ее явл. раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология-это одна из наук о политике и ее предмет - закономерности формирования и развития полит. власти, формы и методы ее функц. в гос.-организованном обществе. Становление политологии как науки: Морис Дюверже выдел. три крупных периода в истории формирования и становления полит. науки. Первый этап- это пред история: от античности до конца 18в.(Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье и др.) Второй этап -19в.-отмечен заслугами след. ученых: Токвиль, Кант, Маркс и др. Третий этап - современный период в развитии политической науки. Первая историческая форма политологии - религиозно-мифологическая форма. Полит. знание в это время не выделялось из общегуманитарного контекста. Макиавелли-отец политологии(1513Г.-работа "Государь",1525г.-"История Флоренции").Вопросы, поставленные в работах Макиавелли: классический вопрос(о соотношении политики и морали),роль личности в политике, роль полит. партий и групп в политике, о псих. факторах в политике. В 1857г. в Колумбийском университете США Френсис Лейбер начал читать лекции по политической философии. В 1880г. совет Колумбийского университета уполномочил Дж. Берджесса и Лейбера в создании высшей школы политических наук. В 1871г. выходец из США основал во Франции свободную школу политических наук. 1895г. – начинает работать Лондонская школа экономики и политики.
Типология полит. процессов. 1)По объектам полит.воздействия: -внутреполитические (выборы,образование полит. институтов…) -внешнеполитические (деятельность международных организаций,сотруднечество государств) 2)По характеру и методам преобразования власти: -эволюционный(процесс характеризуется постепенностью) -революционный (преобразование происходит за короткий срок) 3)С точки зрения публичности: -открытый(интересы групп и граждан выявляются в программах партии,в голосование на выборах…) -скрытый(скрытые действия гос. учреждений, деятельность органов с секретными функциями и полностью законспирированных учреждений) 4)С точки зрения устойчивости: -стабильный(основан на устойчивой социальной структуре,легитимности режима) -нестабильный(возникает в условиях кризиса власти,утраты ею легитимности) 5)В зависимости от ориентации на достижение определенного результата: -кооперативные(создаются объединения,блоки,коалиции) -конкурентные(представляют собой соперничество между полит.субъектами за власть) -конфликты (противоборство,связанное с распределением статусных позиций,ресурсов) -инновационные(в ходе которых создаются новые полит.структуры) 6)С точки зрения характера полит.участия: -неангажированные (предполагают свободное полит.участие в отношениях с государством и другими институтами власти) -ангажированные (преобладают навязанные гражданам формы полит.отношений и жестко централизированные методы принятия управленческих решений. 17. Полит.конфликты и кризисы,пути их преодоления. 1) Полит. кофликт-один из видов социальных конфликтов,специфика которого определяется особенностями развития полит.действительности.В его основе находится борьба участников полит.процесса за все то,что составляет власть и полит.господство. Функции конфликта (по Л.Козеру): -интегративная(способствует формированию определенных политических общностей) -инновационная (формируются новы государственные институты) 2) полит. конфликт-столкновение, противоборство полит.субъектов.оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов) Полит.кризис-состояние полит.системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов,в предельно резком усилении полит.напряженности и нестабильности.По сути,полит.кризис есть сбой в функционировании полит.системы,расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Способы разрешения полит.конфликтов: Управление конфликтом-целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов,их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними. Условием урегулирования конфликта является решение ряда универсальных задач: -воспрепятствие разрастанию конфликта. -вывести неявные конфликты в открытую форму,чтобы уменьшить следствия взаимодействия сторон. -минимизировать степень социального возбуждения. На этапе возникновения конфликта важно раскрытие его подлинных причин и истинных целей.Нужно уметь отличать причины конфликта от повода.На этапе развития важно получать достоверную информацию о степени интенсивности кофликта.На этапе окончания возможно примирение сторон или их непримиримость. Общие пути примирения сторон: -мирное урегулирование -примирение на основе принуждения.
Формы гос. правления. Под формой правления поним. организация верховной гос. власти. Выдел. две основных формы правления: монархия и республика. Монархия – это форма правления, при кот. власть сосредоточена в руках единолич. главы гос. – монарха, кот. передается по наследству. Сущ. две формы монархии: неогранич. (абсолютная) и огранич. (конституционная). Особенностью абсолют. монархии явл. неогранич. власть монарха. С. Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Особен-тью конституц. монархии (Великобритания, Швеция, Дания) явл. ограничение власти монарха. Выдел. дуалистич. и парлам. монархии. При дуалистич. (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы гос. огранич. в сфере зак-ва, но достаточно широки в сфере исполнит. власти. При парлам. монархии (Япония, Испания, Нидерланды) власть главы гос. практич. не распростр. на сферу закон-ва и значительно ограничена в сфере исполн. власти. Республика – это ф-ма правления, при кот. глава гос. явл. выборным и сменяемым, а его власть счит-ся производной от представ. органа или избирателей. Выдел. три осн. разновиди. республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).Презид. республика характ-ся тем, что президент одновременно явл. главой гос. и главой прав-ва. Президент сам формир. прав-во, возглавл. его, ведет заседания и обладает решающ. голосом. Прав-во ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отдельные ветви власти – законодат., исполнит. и – судебная облад. значит. самост. по отнош. друг к другу. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия.) В парлам. республике избир. парламент. Прав-во формир. на парлам. основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, т.е. члены парламента одноврем. явл. и членами прав-ва. Парламент осущ. контроль над дея-тью прав-ва. Пример: Германия, Италия. Смешанная рес-ка. Эта форма правления сочетает в себе сильную презид. власть с эффект. контролем парламента за дея-тью прав-тва. Ее отлич. черта – двойная ответств. прав-ва перед президентом и парламентом. 22. Сущность, признаки и условия формирования правового государства. Правовое государство – это гос-во, дея-ть кот. подчинена установленному демократич. путем закону, защищающее свободу личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. В таком гос-ве законы имеют одинаковую силу для всех без исключ. членов общества, независимо от их соц., политич. или иного статуса; защита отдельного чел. от власти и произвола соответствует защите всех, поэтому личное право не может сущ. без гарантии в полит. праве, уравновешивающем всех друг перед другом. В правовом гос-ве четко и точно определены как формы, пути и механизмы дея-ти гос-ва, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что гос-во связано с правом; оно вправе разрабатывать и принимать законы, обязано уважать эти законы, пока оно сущ. и действует, хотя оно правомочно их пересмотреть и даже отменить. Более того, оно подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Именно это в значительной мере обеспечивает правовой характер гос-ва. Отличительны признаки: -суверенитет народа. Это значит, что именно народ является источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер - верховенство закона во всех сферах общественной жизни - подчинение праву государства и его органов - гарантии прав и свобод человека - незыблемость чести и достоинства личности - взаимная ответственность личности и государства Наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов (суд, прокуратура, государственные и негосударственные органы контроля и т.д.) - осуществление принципа разделения властей. 23. Сущность и условия формирования гражданского общества. Гражд. общество – это форма самоорганизации людей, включ. добровольно сформировавшиеся негос. соц., эконом., профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Гражд. общество имеет сложную структуру. Оно включ. в себя экономич., духовные, этнические, нравственные, религиозные, семейные отнош., не опосредованные гос-вом. Это арена дея-ти частных лиц, классов, групп, институтов, кот. регулируется гражданским правом и прямо не зависит от гос-ва. Гражд. общество – это сфера производственной дея-ти гос-ва. Институтами гражд. общества явл. семья, церковь, полит. партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Черты-предпосылки: -частная собственность и налич. частных собственников, для кот. она явл. средством получения доходов, ср-вом к жизни их семей. С потерей собственности владельцы ее лишаются источника средств к сущ. Поэтому ее обладатели заинтересованы в сохр. собственности и создании оптимальных условий ее функционирования - свободная рыноч. экономика, кот. присуща конкуренция, зав-ть от соотнош. спроса и предложения и т.д. - налич. развитой соц. структуры и мощного среднего класса, включ. наиболее активную и мобильную часть населения, как соц. базы гражд. общества, предоставление широкой деловой инициативы гражданам, необходимость удовлетворения государством их интересов и потребностей. - в полит. сфере основой гражд. общества явл. многопартийность, налич. массовых демократ. движений, организаций, ассоциаций и др. групп по интересам. Условиями существования гражд. общества явл.: - налич. правового гос-ва, кот. стремиться обеспечить каждому гражданину достойные условия сущ. - в сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражд. сознания и полит. культуры, свободное функционирование СМИ, реальная свобода слова, совести. Либерализм и неолиберализм. Термин «либерализм» (лат. «liberalis») означает свободный. Либерализм - это идеология, выступ. за свободу личности, необходимость буржуазно-парламентского строя, против любых форм контроля за ее эконом. и духов. дея-тью со стороны светской и духовной власти. Осн. идеи либерализма: Идея индивид. свободы. Чел. должен быть свободен от произвольного вмешательства гос-ва в свою лич. жизнь. Доктрина естеств. прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Гарантом свободы чел. должен быть закон. В эконом. области либерализм отстаивает идеалы свобод. предпринимательства, освобожд. эконом. дея-ти от гос. регламентации, предоставление максимального простора частной инициативе. В полит. сфере либералы были сторонниками демократии. Важнейшей заслугой классич. либерализма явл. разработка принципов конституционализма, парламентаризма, правового гос-ва. Теоретики либерализма обосновали принцип разделения властей на законодат., исполн. и судеб., кот. должны сдерживать и уравновеш. друг друга. В соц. сфере либерализм исходит из естеств. неравенства людей, обладающими неодинаковыми способностями, силой воли, трудолюбием, и поэтому даже в одинаковых условиях рез-ты их дея-ти будут различны. В духовной сфере либерализм отстаивает свободу взглядов, свободу совести и волеизъявления. В конце XIX века идеи либерализма были реализов. в жизни. Но практика показала, что безгранич. конкуренция и рынок не привели к свободе чел-ка. Жизнь потребовала срочного пересм. теории и практики либерализма. Так появился неолиберализм. Его идеологами были англ. эк. Дж. Милль, Дж. Кейнс. Основн. расхождение неолиберализма с классич. либерализмом состоит в разном понимании ими обществ. роли гос-ва, кот. должно вмешиваться в разв. эк. Они пришли к выводу о необходим. некоторого огранич. частного капитала и национализации отдельных отраслей экономики. Одной из ф-ций гос-ва неолибералами признается также соц. защита граждан, особенно тех групп и слоев населения, кот. испытывают наибольшие трудности. Неолибералы выступают за гос., доступное всем категориям населения мед. обслуживание, бесплэ дошкол. воспит., школьн. образов., за дальн. расшир. с-мы соц. обеспеч. Типология полит. систем. Некот. исследователи выдел. три основные модели полит. системы: командную, соревновательную и консоциональную, или социопримирительную. Осн. признак первой системы - командный стиль управления обществом, администрирование. Гл. показатель второй – полит. противостояние, противоборство различ. сил, их состязательность в полит. процессе. Третья хар-ся поисками компромисса и консенсуса. В демократич. системе действуют меры контроля граждан за властью, сферы действия кот. ограничены. Для тоталитарной полит. системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны гос. Авторитаризм отличается неогранич. властью одного лица или группы лиц при сохран. определенной автономии общества и личности во внеполитических сферах. Рос. ученый Александр Сергеевич Панарин, характеризуя полит. системы современности, выделяет такие типы, как классический либеральный тип, или представительский; модернистский и постмодернистский. В полит. системе классического либерального типа общество формир. «входы» в полит. систему, кот. реагирует на них своими решениями. В модернисткой полит. системе, наоборот, полит. система сначала принимает решение, преобраз. общество по заранее принятому плану, и на это решение гражд. общество должно реагировать. Постмодернистская полит. система тоже приним. решения, направляя их обществу, но эти решения лишь защищают корпоративные интересы тех, кто устроился во власти и использует ее во имя своих частных интересов. №32. Понятие, основные критерии и классификация политических режимов. Полит. режим - это совокупность приемов и методов, с помощью кот. осуществл. полит. власть. Полит. режим выражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Понятие полит. режима включает в себя ряд критериев: характер и мера осуществления власти; взаимоотношения общества и власти; роль и значение негос. и неполит. организаций и структур; характер существующих в обществе запретов; роль идеологии в жизни общества; положение личности в обществе, кот. определяется реальным объемом прав и свобод граждан; положение средств массовой информации. Принято выдел.: демократич. и недемократич. режимы. Недемократич. режим раздел. на 2 вида: тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарный режим – это режим всеобщего подавления. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполит. сферах. Тоталитарный: большевистский, фашистский, нацистский. Авторитарный: теократический, гржданский, военный, монархический. Демократич. режим: президентские, конституционно-демократические, полупрезидентские. №33. Тоталитарный режим. Тоталитарный режим – характер. тотальным вмешательством гос. в жизнь общества и личн. жизнь граждан. Отличительные признаки тоталитаризма: - Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы в обществе. Для тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию. - Тоталитарная политизация, гипертрофированное развитие аппарата власти, ее проникновение во все поры соц. организма. Партия нового, тоталит. типа срастается с гос. и концентрирует в своих руках реальную власть в обществе. Запрещается всякая полит. оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. - Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция. и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталит. управления. Создается культ вождей. - Провозглашение превосходства определенного класса, нации или расы, деление всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи и т.п. Сущ. разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм. Тоталит. система обладает высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации ср-в для достижения огранич. целей, например, победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. В то же время тоталитаризм – это исторически обреченный строй. Это общество не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и сущ. за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Это закрытое общество, неприспособленное к своеврем. качеств. обновлению учету новых требований непрерывно изменяющ. мира. Демократический режим. Демократия-полит. Режим, при кот. Источником власти признается народ и он имеет возможность осуществлять свой авторитет.1. юридич. Признание и институциональное выражение суверенитета верховной власти народа. Именно народ выступ. Официальным источником Источником власти. 2.периодич. выборность основных органов гос-ва. Лица избираются на определенный срок.3.Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом. Этот принцип требует равенства избират прав. Он предполагает свободу создавать полит. Партии и др. объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руковод. Должностей в гос-ве.4. принятие реш. По большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.. Разрешено все, что не запрещено законом.Для демократии ха-но: 1.эк. предпосылки. Развитая экономика, базирующаяся на разл. Формах собственности и конкуренции. Многоуровневая эк. Явл. Гарантом автономии и препятствует монополизации эк. Ресурсов. 2. Социальные условия. Высокий Ур. Благосост. Граждан, что ведет к сглаживанию соц. Неравенства. 3. Грамотность, в том числе и политическая. 4. Идеологический плюрализм-свобода полит. Взглядов. 5.Свобода доступа к информации.
Понятие и структура элиты. Наиболее активным субъектом политики явл. Политическая элита.Слово элита относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Это властвующая часть общества, правящий слой.Основной признак принадлежности к элите-занятие высших позиций в обществе. В структуру властвующей элиты входят: 1.Экономическая элита. Это соц. Слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта элита осуществляет эк. Господство и эк. Власть,определяярешение таких вопросов, как занятость, уровень жизни, зарплата…2.идеологическая, информационная элита.Ведущие представители гуманитарных наук, образования,СМИ, кот. Выполняют в обществе функцию мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций людей. 3. военная-крупные военачальники. Огромным влиянием военная элита обладает в гос-вах с авторитарным режимом.4.культурная-влиятельные деятели искусства, лит-ра..ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие лит-ры, искусства, духовной жизни..5.научная.ее роль-воздействие на такие процессы, как развитие науки и техники, нтр и нтп. Политическая-слой общества, группа, кот. Крнцентрирует в сврих руках гос. Власть и занимает командные посты, управляя обществом.монархи, президенты, премьер-министры, депутаты, члены верховного суда, губернаторы…стремление к аристократии-связано со стремлен. Полит. Класса стать наследственным. Кдемократии-в желании обновлять полит. Класс за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низжиш слоев общества. Элита делится на правящую, и неправящую(люди с характерными для элиты кач-ми, но не имеющими доступа к руководству.
№37. Сущность полит. элиты и ее функции. Среди функций полит. элиты назовем след.: 1. Стратегическая фун-ия. Это разраб. стратегии и тактики развития общества. Она может быть осуществлена только на высшем уровне полит. элиты - парламентариями, членами кабинета министров и т.д. 2. Коммуникативная функция. Она предусматривает отражение в полит. программах интересов и потребностей различ. соц. групп и слоев населения. В целях налаживания контактов с различ. соц. группами полит. руководство использует личные встречи с людьми, поездки по стране и т.п. 3. Организаторская функция. Это необходимость организовывать массы. Сюда входят такие мероприятия, как: законодательные (принятие законов); мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание); регулирующие (распределение ресурсов); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие;корректирующие и др. В зависимости от объема властных функций различ. след. виды, или уровни полит. элиты: высшая, средняя, административная. Высшая полит. элита включ. в себя ведущих полит. руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, спикер парламента, руководители органов госэ власти, ведущих полит. партий, политэ фракций в парламенте). Это ограниченный круг людей. Средняя элита формируется из большого количества выборных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов местных органов власти, мэров, лидеров различных полит. партий и общественно- полит. движений и организаций. Административная (бюрократическая ) элита -это высший слой гос. служащих (чиновничества) занимающих высшие позиции в министерствах и других органах гос. управления Среди элит различают правящую (непосредственно обладающую гос. властью) и onпозиционную (контрэлиту), открытую (рекрутирующуюся из общества) и закрытую (воспроизводящуюся из собственной среды). № 38. Механизмы формирования полит. элиты. Сущ. две системы формирования элит: система гильдий – закрытая и антрепренерская (предпринимательская) - открытая. Первая преобладает в гос. с авторитарным и тоталитарным полит. режимами, вторая - в демократических государствах. Система гильдий (закрытая) характеризуется след. чертами: - закрытость (приток за счет лиц из господствующих соц. слоев общества); - наличие многочисленных формальных требований для должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.); - небольшой, закрытый круг селектората (тех, кто осущ. отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п. Антрепренерская (открытая) система имеет след. черты: - открытость, возможность для представителей любых общественных групп занимать лидирующие позиции; - небольшое число формальных требований; - широкий круг селектората, кот. может включать всех избирателей страны; - высокая конкурентность отбора; - первостепенная значимость личностных качеств.
№39. Полит. лидерство. Природа полит. лидерства. Лидерство - один из механизмов организации и интеграции групповой деятельности людей со стороны индивида или части социальной группы и придание этой деятельности определенной направленности. Политическим лидером называют человека, который благодаря определенному набору социально-психологических черт, своему общественному положению может влиять на ход политических процессов. Современные концепции по-разному трактуют природу политического лидерства: 1.Ситуационная концепция. Лидер рассм. как функция ситуации. Каждая ситуация выдвигает своего лидера, 2.Теория определяющей роли последователей, или теория конституентов. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. (В этот круг входят не только полит. активисты и приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели). Сторонники данной 3. Теория черт лидера. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. 4. Реляционная теория синтезирует все предыдущие теории. Лидер - это: 1) человек, обладающий способностями; 2) человек, кот. выдвигается конкретной ситуацией; 3) человек, кот. не может быть оторван от определенной группы, выражает ее интересы. 5 Компенсаторная теория, или психологические концепции. В соответствии с этой теорией, у многих людей обладание груководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различ. рода комплексы, чувство непоолноценности.
40. Функции и типы полит. лидерства. Политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу. Полит. лидер выполняет след. функции: анализ ситуации (аналитическая); принятие оптимальных решений; инициирование обновления общества; роль коммуникатора между народом и властью; роль легитиматора полит. строя и др. В политологии сущ. различ. классификации лидеров. М. Вебер выделил три осн. типа полит. лидерства: Традиционное лидерствоосновано на обычае, утвердившейся традиционной норме. Так, старший сын монарха после его смерти становится монархом. Рационально-легальное лидерство легитимируется законом. Харизматическое лидерство основано на вере и особый дар человека, его способности эффективно решать все проблемы. Амер. политолог Г.Лассуэлл в основу классификации кладет склонность лидеров к определенной модели поведения. Он выделил три след. типа: 1. Лидер-агитатор, который воздействует силой слова, ораторским искусством. 2. Лидер-организатор отдает предпочтение работе с кадрами, использует возможности организации для усиления своего влияния. 3. Лидер-теоретик воздействует силой интеллекта, способностью производить идеи. Маргарет Херманн выделил такие типы, как: 1. лидер-знаменосец, которого характеризует умение повести за собой (Ленин, Мартин Лютер Кинг и др.); 2. лидер-служитель, который ориентируется на мнение группы и действует от её имени (Брежнев, Черненко); 3. лидер-торговец, который старается привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их, привлечь массы к их осуществлению (это лидеры-популисты); 4. лидер-пожарный, который ориентируется на жгучие проблемы, его действия определяются конкретной ситуацией (М.Горбачев). В реальной жизни эти четыре типа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у полит. деятелей в различных пропорциях.
41. Представительство. Понятие и функции выборов. Представительство – это способ высказывания требований и перевод их в сферу политики. Представительство – это органы власти и должностные лица, которые от имени и в интересах граждан принимают решения, осуществляют контроль за их исполнением, взаимодействуют с обществом и отвечают перед ним, осуществляя политические процессы. Представители – это люди, которые действуют от имени других людей. Выборы – это совокупность правил и приемов обеспечивающих образование власти, участия общества в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Выборы – это выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными. Функции выборов: 1) обеспечение демократического порядка в формировании и обновления власти; 2) разрешение политических конфликтов; 3) обеспечение легитимности власти; 4) политическая социализация или же приобщение к политической культуре общества. В зависимости от разных политических режимов: демократический режим: граждане, участвуя в выборах,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.015 с.) |