Институты государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институты государственной власти.



Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел. на законодат. (парламент), исполн. (глава гос-ва и пр-во) и судеб. (система судов). Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.

Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» - присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Важную роль в работе парламента играют фракции (от франц. «fraction» - разламывание). Этo организов. по полит. интересам группы. В бел. парламенте фракций нет, их образов. не предусмотрено закон-вом. В парламенте могут быть и другие группы, органы контроля (ревизоры, контролеры), есть такая должность омбудсмен, или «народный защитник», сейчас он называется уполномоченный по правам человека (рассм. жалобы граждан). В число рук-лей парламента входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры полит. фракций. Спикер, или председатель парламента (в однопалатном парламенте), или палаты (при двухпалатном) обычно избир. на весь срок полномочий палаты. Кроме ф-ции председательствующего, он представляет палату во взаимоотнош. с др. органами, следит за расходованием финн. средств палаты, за работой администр. аппарата. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции. Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся главагос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство - это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.

В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений. Судебная власть. Суд - это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом.Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.

Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число сулей в РБ 1022.

Понятие, сущность и функции полит. идеологии.

Термин «идеология» происходит от греческих слов «idea» - идея, образ и «logos» - слово, учение. Его ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754-1836) в труде «Элементы идеологии». Идеология - это целостная система взглядов на мир. Полит. идеология - это совокуп­ность взглядов и идей, в кот. осознаются полит. позиции и интересы соц. групп, классов, нации, общества.

Функции идеологии: Ориентационная. Она формир. взгляды человека на мир, основополагающее представление об обществе, соц. прогрессе, задает личности ориентиры дея-ти. Интегративная. Идеология сплачивает, объединяет людей, привлекая индивидов со сходными взглядами. Оценочная. Она объясняет и оценивает происходящие события. Мобилизационная. Мобилизует соц. группы на реализацию определ. идеала, подталкивает к действию большие массы людей. Амортизационная. Служит ослаблению соц. напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями и возможностями группы или индивида, позволяет им вновь возвращ. к активным действиям для реализации поставленных задач. Охранительная. Это выражение и защита интересов определ. соц. группы. Прогностическая. Она определ. приоритетные цели и задачи развития общества и пути их достижения. Идеологию нельзя путать с пропагандой. Первая - это форма существования полит. представлений, а вторая - основное ср-во распростр. идеологии.

Кроме того, сущ. такие идеологии, как национализм, фашизм, анархизм, феминизм, экологизм, христианско-демократическая идеология, фундаменталистские течения: ортодоксальный иудаизм сикхизм, исламский фундаментализм и др.

Либерализм и неолиберализм.

Термин «либерализм» (лат. «liberalis») означает свободный. Либерализм - это идеология, выступ. за свободу личности, необходимость буржуазно-парламентского строя, против любых форм контроля за ее эконом. и духов. дея-тью со стороны светской и духовной власти. Осн. идеи либерализма: Идея индивид. свободы. Чел. должен быть свободен от произвольного вмешательства гос-ва в свою лич. жизнь. Доктрина естеств. прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Гарантом свободы чел. должен быть закон. В эконом. области либерализм отстаивает идеалы свобод. предпринимательства, освобожд. эконом. дея-ти от гос. регламентации, предоставление максимального простора частной инициативе. В полит. сфере либералы были сторонниками демократии. Важнейшей заслугой классич. либерализма явл. разработка принципов конституционализма, парламентаризма, правового гос-ва. Теоретики либерализма обосновали принцип разделения властей на законодат., исполн. и судеб., кот. должны сдерживать и уравновеш. друг друга. В соц. сфере либерализм исходит из естеств. неравенства людей, обладающими неодинаковыми способностями, силой воли, трудолюбием, и поэтому даже в одинаковых условиях рез-ты их дея-ти будут различны. В духовной сфере либерализм отстаивает свободу взглядов, свободу совести и волеизъявления. В конце XIX века идеи либерализма были реализов. в жизни. Но практика показала, что безгранич. конкуренция и рынок не привели к свободе чел-ка. Жизнь потребовала срочного пересм. теории и практики либерализма. Так появился неолиберализм. Его идеологами были англ. эк. Дж. Милль, Дж. Кейнс. Основн. расхождение неолиберализма с классич. либерализмом состоит в разном понимании ими обществ. роли гос-ва, кот. должно вмешиваться в разв. эк. Они пришли к выводу о необходим. некоторого огранич. частного капитала и национализации отдельных отраслей экономики. Одной из ф-ций гос-ва неолибералами признается также соц. защита граждан, особенно тех групп и слоев населения, кот. испытывают наибольшие трудности. Неолибералы выступают за гос., доступное всем категориям населения мед. обслуживание, бесплэ дошкол. воспит., школьн. образов., за дальн. расшир. с-мы соц. обеспеч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.84 (0.005 с.)