Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные акты в области аграрной политики.

Поиск

Аграрная политика.

Необходимость.

Аграрный комплекс является жизненно-важным для страны сектором экономики. В нем создается около 30% ВВП, потребительский рынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

АПК представляет собой совокупность технологических и экономических взаимосвязанных отраслей, общей конечной целью которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности.

АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере – сельском хозяйстве – используются важнейшие средства производства естественного происхождения – земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство – капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. В сельском хозяйстве также существуют монополии или олигополии, что приводит к высокому диспаритету цен, а так же к «ножницам цен».

Существует также проблема спроса и предложения в сельском хозяйстве. Проблема резкого колебания цен, так как спрос на продукцию сельского хозяйства неэластичный.

 

Именно поэтому аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

  1. Цели.

Основными целями аграрной политики можно считать:

- общий подъем сельского хозяйства,

- решение проблемы диспаритета цен,

- решение проблем рентабельности производства,

- решение проблем инвестирования,

- усиление роли науки и НТП в повышении эффективности АПК и его конкурентоспособности,

- осуществление земельных институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности использования производственного потенциала АПК,

- проведение протекционистской внешнеэкономической политики, создающей благоприятные условия для товаропроизводителей на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,

- коренное изменение социальной политики на селе, направленной на повышение доходов сельского населения, развитие социальной инфраструктуры на селе.

  1. Типы политики.

Политика разумного протекционизма: обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

Стимулирующая политика: создание благоприятного климата для инвестирования; предоставление кредитов; финансирование ключевых направлений в науке. Изменение политики на селе, предоставление социальных гарантий. Стимулирование потребления.

Политика регулирования: создание законодательной базы, правового обеспечения регулирования.

Политика поддержки: осуществление государственных программ.

  1. Объекты.

- Цены на ресурсы

- Цена на продовольствие

- Монополии и олигополии

- Убыточные сельскохозяйственные предприятия

- Фермерские хозяйства

- Села

- Отношения между производителями факторов производства и производителями сельского хозяйства

- Отношения между производителями и потребителями

- Качество сельскохозяйственной продукции.

РАЗДЕЛ 2: Ситуация в России.

Законодательные акты в области аграрной политики.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264 – ФЗ от 29 декабря 2006 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

Закон дает определение аграрной политике, определяет основные цели и принципы аграрной государственной политики, а также основные направления государственной поддержки в сфере сельского хозяйства.

2) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОТ 14.07.97 N 100-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА"

В законе определяются понятие и задачи регулирования АПК, основные направления регулирования, определяются способы финансирования АПК. В законе говорится о государственном регулировании реализации сельскохозяйственной продукции, о мероприятиях по стабилизации сельскохозяйственного рынка, о государственных агентах, осуществляющих регулирование. Также говорится о рыночных и гарантированных ценах на сельскохозяйственную продукцию, о антимонопольном регулировании цен в АПК, о государственном регулировании кредитования, расчетов, страхования в сфере АПК.

3) ЗАКОН «О ЗЕРНЕ» N 4973-1 от 14.05.93 г. (в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 N 53-ФЗ,от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,от 16.03.2006 N 41-ФЗ,с изм., внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 N 2232)

Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. В законе говорится о государственной поддержке производства и переработки зерна; о фондах зерна, их формировании и использовании; о содействии государства становлению и развитию рынка зерна, о экспорте и импорте зерна. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» №108-ФЗ от 21 июля 2005г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, опубликования ее итогов. В законе определяются основные понятия, цели переписи, принципы ее осуществления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июля 2007 г. N 446 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить прилагаемую Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. К постановлению прилагается программа с ее целями и задачами, а также прогнозированным результатом.

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

В законе определяется понятие фермерского хозяйства, определяются лица, которые вправе заниматься фермерским хозяйством, говорится об имуществе фермерских хозяйств, о земельных участках, предоставляемых под фермерские хозяйства, о деятельности данных хозяйств.

Министерство сельского хозяйства.

Согласно Положению «О Министерстве сельского хозяйства» № 450 от 12 июня 2008г.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

- по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

- по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство природных ресурсов.

Согласно Положению «О Министерстве природных ресурсов и экологии» №404 от 29 мая 2008 г.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

  1. Проблемы и возможности их решения.
  1. Ценовой диспаритет. Возможности решения: субсидии на ГСМ, технику и удобрения.
  2. Износ техники. Возможности решения: изготовление техники для сельского хозяйства; лизинг – долгосрочная аренда.

Осуществление лизинга:

Гос.Бюджет.

Лизинговые компании Коммерческие банки

 

Лизингодержатель

1) ЛК берут кредит в КБ.

2) Оборудование передается пользователю

3) Осуществление Лизинговых Платежей; ЛП=АО+%+расходЛК+прибыльЛК

4) В КБ возвращается кредит=АО+%

5) Возмещение расходов государством = %+ расходЛК + прибыль ЛК

В итоге, Лизинговые платежи=АО.

  1. Убыточные предприятия. Возможности решения: бюджетные субсидии на погашение убытков.
  2. Проблема инвестирования. Возможности решения: давать кредиты с возможностью возвращения их либо продукцией, либо деньгами. Бюджетные субсидии.
  3. Цены на ресурсы и на продовольствие. Возможности решения: дотации производителю. Применение практики расчетных цен и цен интервенции.
  4. Импорт и экспорт. Возможности решения: 1) система бюджетных субсидий по экспорту; 2) система пошлин по импорту.

7. Фермерские хозяйства. Возможности решения: субсидирование, дотирование, кредитование фермеров, снижение % на кредитование, долгосрочные кредиты Предоставление льгот на земли, на пользование техники, лизинг.

8. Монополизация. Возможности решения: борьба с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение предприятий. Увеличение числа малых фирм, их поддержка.

  1. Инструменты и объекты.

В Аграрной политике применяются:

Правовые инструменты: созданы и продолжают создаваться необходимые нормативно-правовые акты, Федеральные законы, постановления, распоряжения правительства РФ, указы Президента РФ в области аграрной политики, программы развития сел.

Административные инструменты: данные инструменты проявляют себя в виде пошлин, квот; необходимости регистрации сельскохозяйственных предприятий, их лицензирования; осуществления контроля за произведенной сельскохозяйственной продукцией.

Экономические методы: наиболее распространенные меры – субсидирование, дотирование, кредитования фермерских хозяйств и сельскохозяйственных производств, льготы на аренду, лизинг, сокращение % за кредиты, налоговые льготы.

Объекты аграрной политики РФ:

- Цены на ресурсы и продовольствие

- Монополии и олигополии

- Убыточные сельскохозяйственные предприятия

- Фермерские хозяйства

- Села

- Отношения между производителями факторов производства и производителями сельского хозяйства

- Отношения между производителями и потребителями

- Качество сельскохозяйственной продукции.

- Рентабельности сельскохозяйственного производства.

РАЗДЕЛ 3: Ситуация в Томской области.

  1. Региональное законодательство в области аграрной политики.

1) Закон Томской области от 04.05.2001 № 44-ОЗ "О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области"

Семеноводство - один из основных факторов получения стабильных урожаев, поэтому особенно важно применение семян сортов высоких посевных качеств. Законом предусматривается финансовая поддержка как производителей, так и потребителей семян высших репродукций. Введение системы семеноводства, ее государственная поддержка поможет произвести продукции растениеводства в объемах, достаточных для удовлетворения потребности области в продовольственном и фуражном зерне.

Аграрная политика.

Необходимость.

Аграрный комплекс является жизненно-важным для страны сектором экономики. В нем создается около 30% ВВП, потребительский рынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

АПК представляет собой совокупность технологических и экономических взаимосвязанных отраслей, общей конечной целью которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности.

АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере – сельском хозяйстве – используются важнейшие средства производства естественного происхождения – земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство – капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. В сельском хозяйстве также существуют монополии или олигополии, что приводит к высокому диспаритету цен, а так же к «ножницам цен».

Существует также проблема спроса и предложения в сельском хозяйстве. Проблема резкого колебания цен, так как спрос на продукцию сельского хозяйства неэластичный.

 

Именно поэтому аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

  1. Цели.

Основными целями аграрной политики можно считать:

- общий подъем сельского хозяйства,

- решение проблемы диспаритета цен,

- решение проблем рентабельности производства,

- решение проблем инвестирования,

- усиление роли науки и НТП в повышении эффективности АПК и его конкурентоспособности,

- осуществление земельных институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности использования производственного потенциала АПК,

- проведение протекционистской внешнеэкономической политики, создающей благоприятные условия для товаропроизводителей на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,

- коренное изменение социальной политики на селе, направленной на повышение доходов сельского населения, развитие социальной инфраструктуры на селе.

  1. Типы политики.

Политика разумного протекционизма: обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

Стимулирующая политика: создание благоприятного климата для инвестирования; предоставление кредитов; финансирование ключевых направлений в науке. Изменение политики на селе, предоставление социальных гарантий. Стимулирование потребления.

Политика регулирования: создание законодательной базы, правового обеспечения регулирования.

Политика поддержки: осуществление государственных программ.

  1. Объекты.

- Цены на ресурсы

- Цена на продовольствие

- Монополии и олигополии

- Убыточные сельскохозяйственные предприятия

- Фермерские хозяйства

- Села

- Отношения между производителями факторов производства и производителями сельского хозяйства

- Отношения между производителями и потребителями

- Качество сельскохозяйственной продукции.

РАЗДЕЛ 2: Ситуация в России.

Законодательные акты в области аграрной политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.018 с.)