Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.



Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.

Политология – наука о власти, которая определяет сущность политической сферы общества, изучающая политику, политические отношения и системы.

Предметом политологии является изучение закономерностей формирования и развития политической власти, методы и формы ее функционирования.

 

Основные изучаемые проблемы:

1.Проблемы политической модернизации (Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, как потенциальную возможность поддерживать постоянные изменения, что обусловлено развитием ряда общих качеств, которые свойственны современным системам и часто являются предвестниками и необходимыми условиями, модернизации)

2.Политика

3.Политич. конфликты

4.Проблемы геополитики (Гѐополи́тика— наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений).

 

Объектом политологии является политическая сфера общества.

 

Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества.

 

Функции политологии:

1.Теоретико- познавательная (разрабатываются новые исследовательские подходы, новые теории, парадигмы)

2.Управленческая (выработка политического решения)

3.Воспитательная (формирует мировоззрение, воспитание политически грамотного индивида)

4.Оценочная (суждения о политических событиях, объектах и т д)

5.Прогнозтическая (моделирование ситуации, стратегии развития)

6.Судебная (экспертная)

 

Методы политических исследований:

1.Исторические - изучение политических явлений

2.Ситуативные – учет всех условий, обстоятельств

3.Институциональный – наблюдение, описание, анализ политических структур, их свойств и взаимосвязей

4.Социологические – опросы, анкетирование

5.Экономические

6.Психологические – изучение мотивов политического поведения

 

Политика: понятие, субъекты, функции, принципы.

Политика– совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и государственного исполнения власти.

Политика– особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями, основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

Субъекты политики– участники полит. процесса, способные действовать свободно и самостоятельно.

Субъекты: иальных групп, посредством применения власти как отношение

1. Непосредственные участники полит. жизни: государство и институты, полит. партии, полит. лидеры.

2. Социальные общности: социально-демографические группы, национальные общности.

3. Группы, которые выделяются в политике: полит. элита, бюрократия.

Функции политики:

1. Функция выражения и реализации властно значимых интересов различных групп и слоев общества.

2. Социализация личности.

3. Обеспечение коммуникации.

4. Функция созидательной деятельности.

5. Управление и руководство общественными процессами, согласование групповых интересов за счет выдвижения общих целей социального развития.

6. Рационализация конфликтов и придание межгрупповым отношениям цивилизационного характера.

7. Интеграция общества и обеспечение целостности общественной системы.

8. Распределение и перераспределение общественных благ с учетом групповых приоритетов в каждый период развития общества.

Принципы политики:

1. Компромисс.

2. Нравственность.

3. Гуманизм.

4. Согласие.

5. Справедливость.

6. Демократизм.

7. Целеполагание.

8. Законность.

9. Научность.

Свойства политики:

1. Интуитивность – способность безграничного проникновения в другие сферы общества и соединение с другими регуляторами человеческих отношений.

2. Единство в полит. процессе сознательных и стихийных поступков и форм полит. поведения.

3. Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.

4. Функциональность – способность служить обществу.

 

Политическая деятельность: понятие, субъекты, уровни.

Политическая деятельность– разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Субъектами политической деятельности могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы.

Политическая деятельность неоднородна, выделяются несколько состояний:

1. Политическое отчуждение. Выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.

2. Политическая пассивность – такой вид полит. деятельности, в рамках которой субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под полит. влиянием другой социальной группы.

3. Политическая активность – стремление и возможность, воздействуя или непосредственно используя полит. власть, реализовать свои интересы. Формой полит. активной деятельности является полит. движение.

 

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

 

Деятельность законодательной ветви власти существует в следующих формах: принятие новых законов и отмена старых; ратификация государственных актов и договоров; осуществление взаимосвязи государственных и общественных интересов; оказание влияния и воздействия на исполнительную власть в части изменения или корректировки ее политики, осуществление функции контроля над ней.

 

Основное направление политической деятельности широких масс населения или больших его социальных групп сводится к воздействию на властные субъекты с помощью мер и средств: забастовок с политическими требованиями, манифестаций, акций одобрения или протеста, бойкота правительственных, мероприятий (например, выборов) и т.п. Эти действия могут носить стихийный характер или быть организованы иными субъектами политической деятельности (оппозиционными партиями и движениями и пр.).

 

Политика и мораль.

Политика– деятельность, специально созданных институтов власти, за поддержание общественного порядка.

Мораль– нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

 

Проблемы соотношения политики и морали волновали людей еще в древних государствах. Например, такие мыслители Древнего мира, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель считали, что хорошие законы не могут быть гарантией справедливого правления страной без соответствующих моральных качеств, которыми должен обладать каждый правитель. Они по сути не расчленяли политику и мораль.

Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята Н. Макиавелли. Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того, чтобы правителю удерживать свою власть, он в случае необходимости может использовать любые средства, в том числе и аморальные. Аморальная, безнравственная политика широко применялась различными тоталитарными режимами власти (фашистскими, коммунистическими, националистическими и др.).

Взаимодействие морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию.

Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации.

Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики.

Различия между политикой и моралью:

Политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применение власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, а источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.

Легитимность власти.

Легитимность –определенное состояние психики индивида в четко определенный промежуток времени, который выражает уровень удовлетворенности функционированием соц.- полит. структур.

Легитимность– положительная оценка населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться.

Легитимация– процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события.

Объектами легитимности выступают политические элиты, нормы, бюрократия, полит. институты.

Легитимность рассматривается в системе отношений: народ – власть.

Подходы:

1. Нормативный подход. Источники легитимности лежат вне властных отношений. К ним относят:

· закон;

· мораль;

· традиция.

Легитимность власти– соответствие полит. институтов и отношений определенным законам и правилам.

Существует 3 уровня доверия:

1. Общественно мнение (легитимность непрочная).

2. Интересы народа и отдельных социальных слоев, которые готовы поддерживать власть, если ожидают от нее удовлетворение своих нужд.

3. Социальные ценности и традиции, играющие большую роль в отношении народа к власти.

2. Функциональный подход исходит из самого процесса осуществления властных полномочий, т.е. основы легитимности лежат внутри власти.

Легитимность– способность власти обеспечивать стабильное функционирование соц. и полит. институтов и способность убедить население в том, что эти институты и структуры наиболее соответствуют состоянию общества и интересам народа.

В основе легитимности лежат 3 принципа:

1. Традиция.

2. Харизма.

3. Легальность.

Типы легитимности (по Веберу):

1. Традиционная легитимность. Власть традиции такова, что если правитель нарушает традиции, то он теряет легитимность в глазах массы.

2. Харизматическая легитимность развивается в условиях революции и связана с деятельностью отдельных личностей.

3. Легальная (рационально-правовая) легитимность. Предполагает строгое соблюдение закона всеми, в том числе государственными органами.

Признаками падения легитимности власти являются:

1. Рост степени принуждения.

2. Ограничение прав и свобод.

3. Запрещение политических партий и независимой прессы.

4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами.

5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти.

Политика и экономика.

Экономика — это, как известно, сфера материального обеспечения человеком и обществом своей жизнедеятельности. Она представляет собой единство двух неразрывно связанных сторон — производительных сил и производственных отношений и включает в себя, с одной стороны, совокупность орудий, средств производства, трудовых ресурсов, а с другой стороны — совокупность отношений между людьми по поводу орудии, предметов, средств труда, распределения, обмена и потребления производимых продуктов.

Проблема взаимоотношения политики и. экономики — важнейшая проблема жизнедеятельности общества. Она возникла вместе с формированием политической сферы жизни общества.

Взаимосвязь политики и экономики имеет непосредственный характер. Определяющую роль в этой взаимосвязи выполняет экономика. Она составляет материальную основу политики. Развитие экономических процессов детерминирует политику. Содержание политики, тех или иных политических решений и действий в конечном счете определяются экономическими интересами людей. Подлинная политика есть не что иное как сознательное использование экономических законов. В этом проявляется одна сторона взаимосвязи политики и экономики. Однако, их взаимосвязь не является односторонней.

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики.

Одной из ведущих функций экономики является ее способность удовлетворять потребности людей: кормить, поить, одевать. Это – вечное и естественное ее предназначение. Отсюда вывод – государство как выразитель общих интересов средствами политики может и обязано создавать условия для более эффективного осуществления этой функции экономики.

Экономика оптимально функционирует при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Такие условия может и должна создавать политическими методами прежде всего государственная власть.

Политическое вмешательство в экономику оправдано также в том случае, если оно создает благоприятные условия для научно-технического и технологического прогресса, ведет к росту производительности общественного труда и облегчает труд работника производства.

Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики.

Политическая реклама

Под понятием «политическая реклама» подразумевается вид коммуникации, в результате которого оказывается определенное воздействие на электорат. Причем осуществляется оно, как правило, в доступной и интересной форме, что способствует достижению цели – эффективно донести информацию до избирателя и подвигнуть его на принятие нужного выбора.

Политическая реклама выполняет несколько основных задач: представить содержание платформы, на которой базируется политическая сила, сформировать необходимое представление о сущности данной политической силы, и, как итог, помочь избирателю сделать верный, необходимый заказчику выбор.

Политическая реклама способствует установлению и поддержанию связи между обществом и властью, а в период выборов – кандидатами на управленческие места; при этом используется набор символов, понятный и доступный простому избирателю. Она доносит идеи, символы, образы, устанавливая контакт между властью и человеком. Данное свойство называется коммуникативной функцией политической рекламы. Еще одна функция – информационная. Политическая реклама знакомит общество с партией и кандидатом, представляет их взгляды на те или иные вопросы и проблемы, выявляет преимущества, информирует о предложениях и акциях и т д. В политике велика конкуренция, и политическая реклама, выделяя свой объект из множества, выполняет идеологическую, или социально-ориентирующую функцию.

Цель политической рекламы – привлечь общество в сферу политического взаимодействия, побудить к делегированию полномочий, в том числе к участию в выборах.

Предметом политической рекламы являются партии, кандидаты и их предвыборные платформы. Также можно отнести различные движения (в протест либо поддержку чего-л.) , политические акции и т.д. В качестве субъекта политической рекламы выступает рекламодатель (та или иная организация, партия, политический деятель), объектом являются непосредственно целевые группы электората.

Среди средств политической рекламы выделяются вербальные (текст, речь), изобразительные и звуковые.

Одним из основных понятий политической рекламы является имидж, образ кандидата.


Также к центральным понятиям политической рекламы относятся характеристики кандидата, его качество, внешняя и внутренняя среда предвыборного маркетинга, рынок кандидатов, их конкурентоспособность, спрос, предложение и «стоимость» кандидата, позиционирование.

Политическая реклама – составная часть набора средств политического маркетинга, наряду с целенаправленным формированием общественного мнения, пропагандой, «личной продажей», «стимулированием сбыта», работающая на основе взаимодополняемости вместе со всеми указанными средствами.

Особенности политической рекламы – четкая определенность предмета и задач, а также активный, иногда агрессивный характер воздействия в процессе коммуникации


На основе социальных характеристик, таких как биография, культурный уровень, личностные качества, политическая культура и формируется модель поведения избирателя


Политическая реклама оказывает значительное воздействие на электорат, тем самым влияя на предвыборную ситуацию. Она объединяет в себе силу влияния разнообразных факторов, определяющих поведение избирателей, организует эти факторы с целью привести их в соответствие избирательной стратегии определенной политической силы. Политическая реклама воздействует на электорат, учитывая все возможные поведенческие реакции избирателей, и задает направление, способное положительно повлиять на исход выборов.

Для того чтобы политическая реклама была действительно эффективной, необходимы тщательные исследования так называемого политического пространства. Сюда относятся экономическая, политическая, демографическая ситуации, законодательные реалии, система власти, статус-кво на политических подмостках, в экономике и т.д. Совокупность указанных факторов во многом определяет характер поведения электората. Достижению эффективности политической рекламы способствует изучение общественного мнения, предпочтений, мотиваций и потребностей электората. Немаловажно правильно определить целевые аудитории.

Политическая психология

Политическая психология представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях и которые складываются в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения. К политико-психологическим явлениям относятся как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.).

Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.

Психологические моменты характеризуют важнейшие стороны политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.

Однако политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.

Политическая психология может выражаться как в более устойчивых формах (здравый смысл, психологический склад нации, нравы), так и в более подвижных, динамичных (переживания, настроения).

Элементы политической психологии:

чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;

— индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);

— физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.

Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции

Политический конфликт


Родоначальником «теории конфликта» в начале XX века стал итальянский экономист В. Парето. Политический конфликт – это разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.
Конфликты стимулируют формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Предполагается четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил.
Конфликт сигнализирует обществу и властям о существующих противоречиях. Он стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят разрушительный для общества характер.

Виды политических конфликтов:
1.Межгосударственный.
2.Классовый.
3.Этнический.
4.Между ветвями власти.
5.Между политическими элитами.
6.Между политическими лидерами.

Источниками политических конфликтов являются социальные и внесоциальные факторы. Результатом действия последних можно назвать расовые конфликты. Преобладают, конечно, социальные факторы. Их основой является
• несовпадение статусов субъектов политики
• возрастание потребностей во власти
•недостаток ресурсов
• расхождение людей (групп) в базовых ценностях и идеалах

По существу, любая деятельность политиков – это анализ и преодоление конфликтов. Разрешение конфликтов – это всегда коллективное решение при несовпадающих целях. В целом можно сказать, что политический конфликт является стимулом развития общественного прогресса. К. Маркс считал, что общество существует в условиях классового конфликта. Некоторое время спустя утверждалось, что в социалистическом обществе возможно бесконфликтное существование в связи с отсутствием классовой борьбы. Однако любое общество опирается на принуждение, при котором сохраняется неравенство, поэтому конфликт объективен.

Для наличия конфликта характерны три условия:
•объективно складывающаяся конфликтная ситуация
•субъекты конфликтов
•повод для конфликтов

В своем развитии конфликт проходит несколько стадий:
Обострение противоречий → кризис → усиление напряженности → конфликт.

Этапы формирования конфликта:
1. Участвующие стороны пребывают в состоянии квазигрупп (quasi – лат. – якобы, как будто). Они еще не консолидировались, так как не осознали своих глубинных интересов.
2. Осознание латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов. Квазигруппы преобразовываются в фактические группы.
3. Столкновение групп, непременно идентичных.

Разрешение конфликта является полным или частичным. Полное разрешение возможно лишь при устранении его коренной причины. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его сторона, но при этом сохраняются внутренние побуждения к продолжению конфликта.
В. Парето в начале XX века предложил принцип его разрешения – выбор среди нескольких второстепенных компромиссов для приближения к главному. Из множества возможных коллективных решений следует рассматривать лишь те, которые нельзя улучшить одновременно для всех участников конфликта. Однако на практике модель Парето не нашла применения.

В настоящее время одним из актуальных политических конфликтов стал межнациональный.

Политические технологии

Политические технологии – совокупность определенных способов и приемов политической деятельности. К самым распространенным политическим технологиям относятся политическое консультирование, избирательные технологии, лоббирование, технологии «паблик рилейшнз».

Политическое консультирование проводится крупными аналитическими центрами, исследующими политические процессы и явления общественной жизни.

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп. Авторитетные политические или государственные деятели, представляющие интересы групп давления, могут функционировать в качестве лоббистов. Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах.

«Лоббирующее» влияние группы давления зависит от ряда факторов: степень приверженности ее членов поставленным целям, авторитет группы, возможности привлечения финансовых средств, географическое положение и др. Различные группы давления предпринимают необходимые действия для назначения авторитетных и влиятельных лиц, сочувствующих их целям, на должности, связанные с осуществлением важных для групп программ. Такие группы могут эффективно включаться, например, в выборы депутатов, предоставляя необходимые им для этой цели материальные средства, а после выборов поддерживая с ними необходимые контакты.

Избирательные технологии – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата. Избирательные технологии направлены на регулирование поведения избирателей, обращение к убеждениям и позициям граждан, их ориентации на определенные ценности. Выявить тенденции развития массовых настроений, найти оптимальные комбинации реализации политической программы призваны специалисты по паблик рилейшнз, коммуникациям, имиджмейкеры.

Паблик рилейшнз (англ. public relations – взаимоотношения с общественностью, связи с общественностью) – деятельность, направленная на формирование у общественности устойчивого положительного образа той или иной организации, кандидата, благожелательного отношения к ним посредством профессиональной обработки общественного мнения. В политической сфере это соответствующая деятельность органов государственной власти, партий, движений, избирательных блоков и т. д., нередко включающая в себя отдельные элементы политического манипулирования массовым сознанием. Главная цель паблик рилейшнз – склонить общественное мнение в поддержку какой-либо конкретной организации.

Функции паблик рилейшнз:

– выявление и анализ общих тенденций в общественном мнении;

– выработка стратегии взаимодействия с общественностью на основе данных изучения общественного мнения;

– формирование благоприятного отношения населения как к самой организации, так и к ее деятельности;

– информирование общественности о конкретной деятельности организации, человека.

Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.

Политология – наука о власти, которая определяет сущность политической сферы общества, изучающая политику, политические отношения и системы.

Предметом политологии является изучение закономерностей формирования и развития политической власти, методы и формы ее функционирования.

 

Основные изучаемые проблемы:

1.Проблемы политической модернизации (Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, как потенциальную возможность поддерживать постоянные изменения, что обусловлено развитием ряда общих качеств, которые свойственны современным системам и часто являются предвестниками и необходимыми условиями, модернизации)

2.Политика

3.Политич. конфликты

4.Проблемы геополитики (Гѐополи́тика— наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений).

 

Объектом политологии является политическая сфера общества.

 

Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества.

 

Функции политологии:

1.Теоретико- познавательная (разрабатываются новые исследовательские подходы, новые теории, парадигмы)

2.Управленческая (выработка политического решения)

3.Воспитательная (формирует мировоззрение, воспитание политически грамотного индивида)

4.Оценочная (суждения о политических событиях, объектах и т д)

5.Прогнозтическая (моделирование ситуации, стратегии развития)

6.Судебная (экспертная)

 

Методы политических исследований:

1.Исторические - изучение политических явлений

2.Ситуативные – учет всех условий, обстоятельств

3.Институциональный – наблюдение, описание, анализ политических структур, их свойств и взаимосвязей

4.Социологические – опросы, анкетирование

5.Экономические

6.Психологические – изучение мотивов политического поведения

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.039 с.)