Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и признаки правового государства, социального государства и гражданского общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия, мелочной опеки со стороны органов власти, обеспечивать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющееся воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями, для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей; законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в УI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУII — ХIХ вв. В работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин “правовое государство” окончательно утвердился в трудах немецких юристов — К. Велькера, Р фон Моля и других. Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; З) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, а государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой, обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип; «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому правовому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не допускает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других. Понятие и характерные черты гражданского общества. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин “гражданское общество” употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего “не доходят руки” государства. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — формируется преимущественно снизу, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает хозяйственные, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов. В таком обществе, в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности, оно нужно, прежде всего для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечению суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Социальное государство. Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, повысят ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Око сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, заботится о предоставления каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. В результате этого примерно в 60-х гг. ХХ в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность современного социального государства многогранна. Основные его функции: - перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, - политика занятости и охраны прав работника на предприятии, - социальное страхование, - поддержка семьи и материнства, - забота о безработных, престарелых, молодежи, - развитие доступных для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.011 с.) |