Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование правового государства в современной России.

Поиск

Очевидна длительность, постепенность процесса формирования предпосылок правового государства (частной собственности, гражданского общества и гражданского сознания), в ходе которого приобретается столь необходимая для него способность саморегуляции социальных отношений, как и необходимость его соответствия национальной, культурной среде, в которой он разворачивается. В зависимости от нее предпосылки правового государства могут пополняться разным содержанием. Если связующим звеном гражданского общества Д.Локка служит интерес, то основанием соборности у В.Соловьева и П.Флоренского выступает любовь, центром гражданского сознания оказывается независимость (Ф.Хайек) или служение (С.Франк), а исходным началом частной собственности может быть как успех, так и трудолюбие.

По мнению А.И.Бобылева, анализ Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что «в ней недостаточно полно закрепляются основные идеи гражданского общества, не защищаются социальные институты общества, а в большей степени она отражает государственное устройство Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а поэтому должна отражать проблемы и гражданского общества, а не только государства».

Так, принцип разделения властей получил свое закрепление в ст.10,11 Конституции РФ (1993г.). При этом следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст.10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст.11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора», в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера, как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102).

В современной России принцип верховенства права означает, прежде всего, верховенство Конституции РФ и принятых на ее основе федеральных конституционных и федеральных законов. Часть 2 статьи 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Более того, российское законодательство фактически устанавливает приоритет над международными договорами.

Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, и в четком соответствии с установленной законом процедурой. В частности, реализация мер уголовно-правовой ответственности, связанных с пресечением преступных деяний и преследованием правонарушителей, зачастую требует от компетентных государственных органов совершения действий, ограничивающих субъективные права и свободы лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, в том числе: права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилища и собственности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Однако такие ограничения возможны только при соблюдении юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве отрицательной предпосылки, блокирующей становление правового государства в российском обществе на адекватной ему основе, следует назвать традиционный анархизм, служащий как раз естественной реакцией на пренебрежительное отношение государства к человеку. Поэтому русские не любят государство, зло и грех всякой власти чувствуют глубже, чем другие народы. Попытки политических преобразований в такой культурной среде всегда характеризуются мощной тягой ко всякого рода радикальным преобразованиям, жестким средствам. Это сопровождается идеализацией всякого рода смутьянов и преобразователей, стремящихся Россию «на дыбы поставить», стойко держащихся отношения к праву как к средству, но не как цели социального переустройства. Оборотной стороной всего этого оказывается глубокое укоренение в российской политической культуре и практике правового нигилизма, пренебрежения к закону, праву, рассмотрение его как «могилы правды».

Очевидна необходимость следующих мероприятий, позволящих построить правовое государство в России:

1. Установление на теоретическом и практическом уровнях равновесия между частными и публичными интересами.

2. Приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией.

3. Качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.

 

Раздел 3. Общая теория права Тема 3.1. Норма права

Понятие и признаки нормы права

При помощи правовой нормы определяется типовой вариант (стандарт, правило) поведения, устанавливаемого от имени государства и обеспечиваемого системой государственных гарантий и санкций.

Основные признаки правовой нормы:

Общеобязательность.

Формально-юридическая закрепленность. Норма права излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте, нормативно-правовом договоре).

Непосредственная связь с государством. Норма права устанавливается от имени государства, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мерами принудительного характера).

Нормативность (неперсонифицирован­ность+неоднократность). Норма права устанавливает типовой стан­дарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе. При этом с помощью норм права устанавливаются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения.

Микросистемность. Являясь первичным элементом системы права, норма, в свою очередь, обладает структурой, объединяющей три взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.

Норма права – общеобязательное, формально-определенное, гарантированное принудительной силой государства микросистемное правило поведения общего характера.

Структура нормы права.

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

Правовая норма состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотезы; диспозиции; санкции.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит». «Если» - это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» - само правило поведения; «значит» - юридические последствия реализации правила.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности..

Диспозициячасть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

Санкция – часть правовой нормы, определяющая какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренного диспозицией данной нормы. Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей, вместе с тем следует выделять и позитивные санкции, предусматривающие наступление благоприятных последствий за общественно полезные деяния (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т.п.).

Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Норма права сама по себе представляет в достаточной степени абстрактное явление и не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника права. Для того, чтобы приобрести реальную юридическую силу норма должна получить свое внешнее выражение (формально-юридическое закрепление). В России основной формой выражения норм права являются нормативно-правовые акты. Таким образом, норма права приобретает юридическую силу посредством закрепления ее в соответствующей статье нормативно-правового акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта предполагает, что:

– все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;

– в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов.

Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме (К примеру, ст. 65 ГПК РФ гласит: «…если требование суда о предоставлении письменного доказательства не выполнено (гипотеза) по причинам, признанным судом неуважительными (диспозиция), виновные должностные лица и граждане, участвующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти МРОТ (санкция)»);

2) отсылочный способ – в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другой части этой же статьи, другой статьи этого же нормативно-правового акта, другого нормативно-правового акта. К примеру, ст. 25 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны:…дела особого производства, перечисленные в статье 245 настоящего Кодекса»; ст. 62 ГПК РФ гласит: «За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет ответственность по статье 182 УК РСФСР (ст. 308 УК РФ)»);

3) бланкетный способ – в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции. (К примеру, ст. 264 ч. 1 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем… правил дорожного движения…, повлекшее по неосторожности причинение …вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет…». В данном примере в статье нормативно-правового акта определяется сам факт существования правил дорожного движения и определяются виды и меры юридической ответственности за их нарушение, вместе с тем в самой статье ничего не сказано о содержании самих правил дорожного движения, предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения)

Классификация норм права

В основу классификации юридических норм положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права.

В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права.

2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).

4. По действию в пространстве различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

5. По характеру властных предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

 

Тема 3.2. Система права

1. Понятие и элементы системы права.

В ряду социальных норм одно из ведущих мест занимают правовые нормы, регулирующие едва ли не важнейшую их часть. При этом и система общественных отношений, и весь массив правовых норм внутренне целостны и едины. Более того, эти явления еще и взаимно обусловлены.

Система права характеризуется следующими чертами:

- единством источников, нравственной природы социально-экономических, политических и идеологических отношений, правовой системы, механизма правового регулирования, исходных принципов, конечных целей;

- различием правового содержания, характера предписания, сфер действия, форм выражения, предмета и метода правового регулирования;

- взаимодействием правовых норм, институтов и отраслей между собой, их взаимной обусловленностью;

- относительной объективностью права, его независимостью от субъективизма законодателя. Система права, понимаемая как внутренняя его структура, объективно обусловлена экономическим и социальным строем общества. Конечно, большое значение имеет здесь и политика государства, и его правотворческая деятельность. Однако, тем не менее, определяющим фактором формирования системы права являются существующие независимо от воли законодателя экономический и социальный строй общества[7].

Являясь системой, позитивное право характеризуется рядом признаков, которые позволяют составить о нем представление, как об определенной системе. К ним, на взгляд Н.А. Пьянова, можно отнести следующие.

«Во-первых, система права характеризуется компонентностью. Она, как и любая система, состоит из каких-то компонентов, т.е. частей, элементов. Элементами системы права являются правовые нормы и другие её структурные подразделения, о которых будет сказано ниже.

Во-вторых, системе права, опять же как и любой системе, присуща интегративность. Это значит, что элементы, части, составляющие систему права, так или иначе связаны между собой, соединены в одно целое и находятся в единстве. Система права — это взятые в единстве действующие правовые нормы и другие её структурные подразделения.

В-третьих, система права характеризуется организованностью, так как относится к органичным (организованным) системам. В философской науке принято различать суммативные и органичные (организованные) системы. В суммативных системах элементы, составляющие систему, находятся в механической, случайной связи. В органичных системах связь между элементами носит более глубокий характер. Элементы в такой системе структурированы и находятся друг с другом в строго определенных связях и зависимостях. Организованность системы права как раз и выражается в том, что нормы права и другие элементы системы права соединены в одно целое не механически, не случайно, а органически, на основе строго определенных связей. Поэтому система права — это не просто единство правовых норм, а организованное, упорядоченное единство, характеризующееся их согласованностью.

В-четвертых, для системы права характерна многоуровневость, поскольку система права относится к числу так называемых многоуровневых или иерархичных систем. Многоуровневость системы права проявляется прежде всего в том, что в системе права, помимо норм, существуют элементы более высокого уровня, которые представляют собой определенные объединения этих норм. Кроме того, сами нормы, составляющие систему права, имеют разную юридическую силу и находятся между собой в отношениях иерархии, соподчинения. Практически в каждой современной системе права есть нормы, обладающие высшей юридической силой (нормы законов), и нормы более низкого порядка, юридическая сила которых обусловлена местом и ролью устанавливающих эти нормы органов в механизме государственной власти (нормы подзаконных нормативных актов).

В-пятых, система права характеризуется объективностью строения. Позитивное право хотя и создается людьми, но как система оно складывается объективно. Объективный характер строения позитивного права обусловлен регулируемыми им общественными отношениями, которые объективно складываются в обществе в виде определенной системы. Эта система общественных отношений и предопределяет систему права, так как система права является отражением системы общественных отношений.

В-шестых, система права характеризуется целостностью. Это целостное образование в масштабе всей страны. Несмотря на то, что позитивное право состоит из отдельных норм, они, будучи связанными друг с другом, образуют единую систему норм, выступающую как целостное образование, именуемое позитивным правом или правом данного государства»[8].

Структурными элементами системы права являются норма права, институт права, отрасль права.

Первичным элементом системы права является правовая норма. Она является регулятором единичного, обособленного общественного отношения.

Норма праваэто общеобязательное, формально-определенное [9], гарантированное принудительной силой государства правило поведения общего характера, являющееся регулятором общественных отношений. Норма права — первичный элемент системы права.

Автономность, обособленность и относительно самостоятельное существование различных групп общественных отношений предполагают существование соответствующих относительно изолированных общностей правовых норм[10] — отраслей права.

Отрасль праваэто часть системы права, представляющая собой объективно сложившуюся обособленную группу правовых норм, регулирующую качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, характеризующуюся относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

Институт правасовокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в рамках одной или нескольких отраслей права. Правовые институты регламентируют сходные общественные отношения как в рамках одной отрасли права, так и нескольких.

Примерами отраслевых правовых институтов могут служить институт необходимой обороны, снятия судимости (уголовное право); институт купли-продажи, дарения (гражданское право); институт гражданства, политического убежища (конституционное право); институт брака, усыновления (семейное право) и т.д. Все институты права тесно взаимосвязаны друг с другом, более того, существуют институты, регулирующие нормы, находящиеся в нескольких отраслях права. Примерами межотраслевых институтов могут служить институты собственности (конституционное, гражданское, административное право), вины (уголовное, гражданское, административное право) и т.д.

 

2. Предмет и метод правового регулирования.

Критериями разграничения отраслей права между собой являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (материальный критерий) — это совокупность однородных общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования.

Метод правового регулирования (юридический критерий) — это совокупность определенных приемов и способов регулирования общественных отношений.

По характеру правового регулирования различаются императивные и диспозитивные методы.

 

3. Классификация и характеристика отраслей права.

1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ “О гражданстве РФ”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, “Об общественных объединениях” и т.д.

2. Административное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основной метод — императивный, власти и подчинения. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон РСФСР “О милиции”, Федеральный закон РФ “Об оружии” и т.д.

3. Финансовое право. Предмет — денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод — императивный. Основные источники: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон “О банках и банковской деятельности” и т.д.

4. Природоресурсовое право. Предмет — отношения, складывающиеся по поводу правового режима владения, распоряжения и пользования природными ресурсами - земельными, водными, горными, воздушными, лесными. Базируется на соблюдении закономерностей, присущих как природе, так и обществу[11]. Основной метод — императивный. Основные источники — Закон “Об охране окружающей природной среды”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.

5. Гражданское право. Предмет — имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский кодекс РФ.

6. Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Семейный кодекс РФ.

7. Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Трудовой кодекс РФ.

8. Уголовное право. Предмет — общественные отношении, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод — императивный. Основной источник — Уголовный кодекс РФ.

9. Уголовно-исполнительное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, а также порядка отбывания уголовного наказания лицами, совершившими преступления, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда. Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

10. Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

11. Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое и др. отрасли права. Однако, думается, уместно ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из обозначенных нами отраслей права.

Особое место занимает международное право. Собственно отраслью права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права. Вместе с тем, учитывая прямое действие некоторых международно-правовых норм (закрепленных во вступивших в силу для РФ международных договорах) возможно включение норм международного права в зависимости от предмета правового регулирования в состав соответствующей отрасли национального права.

Отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют реально складывающиеся отношения между субъектами права, связанные с реализацией субъективных прав и исполнением юридических обязанностей. Процессуальные отрасли определяют порядок гражданских или уголовных дел. К процессуальным отраслям права относятся уголовно-процессуальное право и гражданское процессуальное право. Остальные отрасли — материального права.

Существует деление отраслей на публичное и частное право.

Частное право представляет совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собствеников в процессе осуществления их субъективных прав и исполнения ими юридических обязанностей как свободными субъектами рынка[12].

Публичное право регулирует отношения, складывающиеся между государством с одной стороны и другими субъектами права с другой, по поводу осуществления государством публичной власти, исполнением субъектами права вытекающих из этого юридических обязанностей.

К отраслям частного права относятся гражданское, семейное, трудовое право. К отраслям публичного права относятся остальные отрасли права.

 

Тема 3.3. Источники права

Понятие источников права.

Понимание данного термина отнюдь не однозначно.

Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.

Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.[13]

Виды источников права.

К основным формально-юридическим источникам права (формам права) относятся правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления признаваемого общественно полезным и, в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев – Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.[14]

Правовой прецедент – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми, либо нижестоящими органами.

Нормативный договор это соглашение между двумя и более субъектами права заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принимаемый от имени государства, в порядке установленной государством процедуры, содержащий правило поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которого распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.

Нормативно-правовой акт – это разновидность правовых актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела. В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования права, в которых дается разъяснение норм права.

 

2. Нормативно-правовой акт как основной источник права

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которые указывают как на единство юридического характера всех правовых актов, так и на отличия от актов индивидуального характера. Эти признаки заключаются в следующем:

1. Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то государством иных организаций.

2. Обеспечены принудительной силой государства. Нормативный правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим он отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

3. Содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы права целиком или частично).

4. Принимаются и реализуются в особом процедурном порядке. Например, часть 4 статьи 130 Регламента Государственной Думы РФ говорит о том, что если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

5. Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и так далее). Так, статья 76 Конституции РФ закрепляет положение о том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

6. Рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию.

7. Нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения права имеет конкретного адресата, то есть нормативно-правовой акт имеет временные, пространственные и субъектные пределы действия.

3. Классификация нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

- законы

- подзаконные нормативные акты.

В зависимости от времени действия:

- постоянные – не ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены);

- временные (срочные) – ограниченные конкретными сроками действия (календарной датой (годовой бюджет) либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)).

По сфере действия:

- общегосударственные, действующие на всей территории страны;

- региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;

- локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

По предмету правового регулирования:

- акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

- акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

- акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

По способу принятия:

- народные – акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России);

- вотированные – акты, принятые компетентным государственным органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст.108 Конституции России определяет порядок, в соответствие с которым Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

- октроированные («дарованные» свыше) – акты, принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г., «дарованный» народу российским императором).

4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения. Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующ<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.02 с.)