Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование правового государства в современной России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очевидна длительность, постепенность процесса формирования предпосылок правового государства (частной собственности, гражданского общества и гражданского сознания), в ходе которого приобретается столь необходимая для него способность саморегуляции социальных отношений, как и необходимость его соответствия национальной, культурной среде, в которой он разворачивается. В зависимости от нее предпосылки правового государства могут пополняться разным содержанием. Если связующим звеном гражданского общества Д.Локка служит интерес, то основанием соборности у В.Соловьева и П.Флоренского выступает любовь, центром гражданского сознания оказывается независимость (Ф.Хайек) или служение (С.Франк), а исходным началом частной собственности может быть как успех, так и трудолюбие. По мнению А.И.Бобылева, анализ Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что «в ней недостаточно полно закрепляются основные идеи гражданского общества, не защищаются социальные институты общества, а в большей степени она отражает государственное устройство Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а поэтому должна отражать проблемы и гражданского общества, а не только государства». Так, принцип разделения властей получил свое закрепление в ст.10,11 Конституции РФ (1993г.). При этом следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст.10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст.11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора», в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера, как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102). В современной России принцип верховенства права означает, прежде всего, верховенство Конституции РФ и принятых на ее основе федеральных конституционных и федеральных законов. Часть 2 статьи 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Более того, российское законодательство фактически устанавливает приоритет над международными договорами. Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, и в четком соответствии с установленной законом процедурой. В частности, реализация мер уголовно-правовой ответственности, связанных с пресечением преступных деяний и преследованием правонарушителей, зачастую требует от компетентных государственных органов совершения действий, ограничивающих субъективные права и свободы лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, в том числе: права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилища и собственности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Однако такие ограничения возможны только при соблюдении юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. В качестве отрицательной предпосылки, блокирующей становление правового государства в российском обществе на адекватной ему основе, следует назвать традиционный анархизм, служащий как раз естественной реакцией на пренебрежительное отношение государства к человеку. Поэтому русские не любят государство, зло и грех всякой власти чувствуют глубже, чем другие народы. Попытки политических преобразований в такой культурной среде всегда характеризуются мощной тягой ко всякого рода радикальным преобразованиям, жестким средствам. Это сопровождается идеализацией всякого рода смутьянов и преобразователей, стремящихся Россию «на дыбы поставить», стойко держащихся отношения к праву как к средству, но не как цели социального переустройства. Оборотной стороной всего этого оказывается глубокое укоренение в российской политической культуре и практике правового нигилизма, пренебрежения к закону, праву, рассмотрение его как «могилы правды». Очевидна необходимость следующих мероприятий, позволящих построить правовое государство в России: 1. Установление на теоретическом и практическом уровнях равновесия между частными и публичными интересами. 2. Приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией. 3. Качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.
Раздел 3. Общая теория права Тема 3.1. Норма права Понятие и признаки нормы права При помощи правовой нормы определяется типовой вариант (стандарт, правило) поведения, устанавливаемого от имени государства и обеспечиваемого системой государственных гарантий и санкций. Основные признаки правовой нормы: Общеобязательность. Формально-юридическая закрепленность. Норма права излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте, нормативно-правовом договоре). Непосредственная связь с государством. Норма права устанавливается от имени государства, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мерами принудительного характера). Нормативность (неперсонифицированность+неоднократность). Норма права устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе. При этом с помощью норм права устанавливаются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения. Микросистемность. Являясь первичным элементом системы права, норма, в свою очередь, обладает структурой, объединяющей три взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию. Норма права – общеобязательное, формально-определенное, гарантированное принудительной силой государства микросистемное правило поведения общего характера. Структура нормы права. Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой. Правовая норма состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотезы; диспозиции; санкции. Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит». «Если» - это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» - само правило поведения; «значит» - юридические последствия реализации правила. Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.. Диспозиция – часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений. Санкция – часть правовой нормы, определяющая какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренного диспозицией данной нормы. Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей, вместе с тем следует выделять и позитивные санкции, предусматривающие наступление благоприятных последствий за общественно полезные деяния (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т.п.). Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Норма права сама по себе представляет в достаточной степени абстрактное явление и не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника права. Для того, чтобы приобрести реальную юридическую силу норма должна получить свое внешнее выражение (формально-юридическое закрепление). В России основной формой выражения норм права являются нормативно-правовые акты. Таким образом, норма права приобретает юридическую силу посредством закрепления ее в соответствующей статье нормативно-правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта предполагает, что: – все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта; – в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм; – элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; – элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. Способы изложения нормы права: 1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме (К примеру, ст. 65 ГПК РФ гласит: «…если требование суда о предоставлении письменного доказательства не выполнено (гипотеза) по причинам, признанным судом неуважительными (диспозиция), виновные должностные лица и граждане, участвующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти МРОТ (санкция)»); 2) отсылочный способ – в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другой части этой же статьи, другой статьи этого же нормативно-правового акта, другого нормативно-правового акта. К примеру, ст. 25 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны:…дела особого производства, перечисленные в статье 245 настоящего Кодекса»; ст. 62 ГПК РФ гласит: «За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет ответственность по статье 182 УК РСФСР (ст. 308 УК РФ)»); 3) бланкетный способ – в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции. (К примеру, ст. 264 ч. 1 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем… правил дорожного движения…, повлекшее по неосторожности причинение …вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет…». В данном примере в статье нормативно-правового акта определяется сам факт существования правил дорожного движения и определяются виды и меры юридической ответственности за их нарушение, вместе с тем в самой статье ничего не сказано о содержании самих правил дорожного движения, предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения) Классификация норм права В основу классификации юридических норм положены различные критерии. 1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права. 2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные. 3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы). 4. По действию в пространстве различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные). 5. По характеру властных предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.
Тема 3.2. Система права 1. Понятие и элементы системы права. В ряду социальных норм одно из ведущих мест занимают правовые нормы, регулирующие едва ли не важнейшую их часть. При этом и система общественных отношений, и весь массив правовых норм внутренне целостны и едины. Более того, эти явления еще и взаимно обусловлены. Система права характеризуется следующими чертами: - единством источников, нравственной природы социально-экономических, политических и идеологических отношений, правовой системы, механизма правового регулирования, исходных принципов, конечных целей; - различием правового содержания, характера предписания, сфер действия, форм выражения, предмета и метода правового регулирования; - взаимодействием правовых норм, институтов и отраслей между собой, их взаимной обусловленностью; - относительной объективностью права, его независимостью от субъективизма законодателя. Система права, понимаемая как внутренняя его структура, объективно обусловлена экономическим и социальным строем общества. Конечно, большое значение имеет здесь и политика государства, и его правотворческая деятельность. Однако, тем не менее, определяющим фактором формирования системы права являются существующие независимо от воли законодателя экономический и социальный строй общества[7]. Являясь системой, позитивное право характеризуется рядом признаков, которые позволяют составить о нем представление, как об определенной системе. К ним, на взгляд Н.А. Пьянова, можно отнести следующие. «Во-первых, система права характеризуется компонентностью. Она, как и любая система, состоит из каких-то компонентов, т.е. частей, элементов. Элементами системы права являются правовые нормы и другие её структурные подразделения, о которых будет сказано ниже. Во-вторых, системе права, опять же как и любой системе, присуща интегративность. Это значит, что элементы, части, составляющие систему права, так или иначе связаны между собой, соединены в одно целое и находятся в единстве. Система права — это взятые в единстве действующие правовые нормы и другие её структурные подразделения. В-третьих, система права характеризуется организованностью, так как относится к органичным (организованным) системам. В философской науке принято различать суммативные и органичные (организованные) системы. В суммативных системах элементы, составляющие систему, находятся в механической, случайной связи. В органичных системах связь между элементами носит более глубокий характер. Элементы в такой системе структурированы и находятся друг с другом в строго определенных связях и зависимостях. Организованность системы права как раз и выражается в том, что нормы права и другие элементы системы права соединены в одно целое не механически, не случайно, а органически, на основе строго определенных связей. Поэтому система права — это не просто единство правовых норм, а организованное, упорядоченное единство, характеризующееся их согласованностью. В-четвертых, для системы права характерна многоуровневость, поскольку система права относится к числу так называемых многоуровневых или иерархичных систем. Многоуровневость системы права проявляется прежде всего в том, что в системе права, помимо норм, существуют элементы более высокого уровня, которые представляют собой определенные объединения этих норм. Кроме того, сами нормы, составляющие систему права, имеют разную юридическую силу и находятся между собой в отношениях иерархии, соподчинения. Практически в каждой современной системе права есть нормы, обладающие высшей юридической силой (нормы законов), и нормы более низкого порядка, юридическая сила которых обусловлена местом и ролью устанавливающих эти нормы органов в механизме государственной власти (нормы подзаконных нормативных актов). В-пятых, система права характеризуется объективностью строения. Позитивное право хотя и создается людьми, но как система оно складывается объективно. Объективный характер строения позитивного права обусловлен регулируемыми им общественными отношениями, которые объективно складываются в обществе в виде определенной системы. Эта система общественных отношений и предопределяет систему права, так как система права является отражением системы общественных отношений. В-шестых, система права характеризуется целостностью. Это целостное образование в масштабе всей страны. Несмотря на то, что позитивное право состоит из отдельных норм, они, будучи связанными друг с другом, образуют единую систему норм, выступающую как целостное образование, именуемое позитивным правом или правом данного государства»[8]. Структурными элементами системы права являются норма права, институт права, отрасль права. Первичным элементом системы права является правовая норма. Она является регулятором единичного, обособленного общественного отношения. Норма права — это общеобязательное, формально-определенное [9], гарантированное принудительной силой государства правило поведения общего характера, являющееся регулятором общественных отношений. Норма права — первичный элемент системы права. Автономность, обособленность и относительно самостоятельное существование различных групп общественных отношений предполагают существование соответствующих относительно изолированных общностей правовых норм[10] — отраслей права. Отрасль права — это часть системы права, представляющая собой объективно сложившуюся обособленную группу правовых норм, регулирующую качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, характеризующуюся относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в рамках одной или нескольких отраслей права. Правовые институты регламентируют сходные общественные отношения как в рамках одной отрасли права, так и нескольких. Примерами отраслевых правовых институтов могут служить институт необходимой обороны, снятия судимости (уголовное право); институт купли-продажи, дарения (гражданское право); институт гражданства, политического убежища (конституционное право); институт брака, усыновления (семейное право) и т.д. Все институты права тесно взаимосвязаны друг с другом, более того, существуют институты, регулирующие нормы, находящиеся в нескольких отраслях права. Примерами межотраслевых институтов могут служить институты собственности (конституционное, гражданское, административное право), вины (уголовное, гражданское, административное право) и т.д.
2. Предмет и метод правового регулирования. Критериями разграничения отраслей права между собой являются предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования (материальный критерий) — это совокупность однородных общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования. Метод правового регулирования (юридический критерий) — это совокупность определенных приемов и способов регулирования общественных отношений. По характеру правового регулирования различаются императивные и диспозитивные методы.
3. Классификация и характеристика отраслей права. 1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ “О гражданстве РФ”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, “Об общественных объединениях” и т.д. 2. Административное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основной метод — императивный, власти и подчинения. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон РСФСР “О милиции”, Федеральный закон РФ “Об оружии” и т.д. 3. Финансовое право. Предмет — денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод — императивный. Основные источники: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон “О банках и банковской деятельности” и т.д. 4. Природоресурсовое право. Предмет — отношения, складывающиеся по поводу правового режима владения, распоряжения и пользования природными ресурсами - земельными, водными, горными, воздушными, лесными. Базируется на соблюдении закономерностей, присущих как природе, так и обществу[11]. Основной метод — императивный. Основные источники — Закон “Об охране окружающей природной среды”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д. 5. Гражданское право. Предмет — имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский кодекс РФ. 6. Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Семейный кодекс РФ. 7. Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Трудовой кодекс РФ. 8. Уголовное право. Предмет — общественные отношении, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод — императивный. Основной источник — Уголовный кодекс РФ. 9. Уголовно-исполнительное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, а также порядка отбывания уголовного наказания лицами, совершившими преступления, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда. Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-исполнительный кодекс РФ. 10. Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 11. Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский процессуальный кодекс РФ. Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое и др. отрасли права. Однако, думается, уместно ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из обозначенных нами отраслей права. Особое место занимает международное право. Собственно отраслью права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права. Вместе с тем, учитывая прямое действие некоторых международно-правовых норм (закрепленных во вступивших в силу для РФ международных договорах) возможно включение норм международного права в зависимости от предмета правового регулирования в состав соответствующей отрасли национального права. Отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют реально складывающиеся отношения между субъектами права, связанные с реализацией субъективных прав и исполнением юридических обязанностей. Процессуальные отрасли определяют порядок гражданских или уголовных дел. К процессуальным отраслям права относятся уголовно-процессуальное право и гражданское процессуальное право. Остальные отрасли — материального права. Существует деление отраслей на публичное и частное право. Частное право представляет совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собствеников в процессе осуществления их субъективных прав и исполнения ими юридических обязанностей как свободными субъектами рынка[12]. Публичное право регулирует отношения, складывающиеся между государством с одной стороны и другими субъектами права с другой, по поводу осуществления государством публичной власти, исполнением субъектами права вытекающих из этого юридических обязанностей. К отраслям частного права относятся гражданское, семейное, трудовое право. К отраслям публичного права относятся остальные отрасли права.
Тема 3.3. Источники права Понятие источников права. Понимание данного термина отнюдь не однозначно. Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д. Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п. В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.[13] Виды источников права. К основным формально-юридическим источникам права (формам права) относятся правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт. Правовой обычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления признаваемого общественно полезным и, в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев – Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.[14] Правовой прецедент – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми, либо нижестоящими органами. Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принимаемый от имени государства, в порядке установленной государством процедуры, содержащий правило поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которого распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. Нормативно-правовой акт – это разновидность правовых актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела. В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования права, в которых дается разъяснение норм права.
2. Нормативно-правовой акт как основной источник права Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которые указывают как на единство юридического характера всех правовых актов, так и на отличия от актов индивидуального характера. Эти признаки заключаются в следующем: 1. Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то государством иных организаций. 2. Обеспечены принудительной силой государства. Нормативный правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим он отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов. 3. Содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы права целиком или частично). 4. Принимаются и реализуются в особом процедурном порядке. Например, часть 4 статьи 130 Регламента Государственной Думы РФ говорит о том, что если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым. 5. Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и так далее). Так, статья 76 Конституции РФ закрепляет положение о том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. 6. Рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию. 7. Нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения права имеет конкретного адресата, то есть нормативно-правовой акт имеет временные, пространственные и субъектные пределы действия. 3. Классификация нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям: В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на: - законы - подзаконные нормативные акты. В зависимости от времени действия: - постоянные – не ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены); - временные (срочные) – ограниченные конкретными сроками действия (календарной датой (годовой бюджет) либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)). По сфере действия: - общегосударственные, действующие на всей территории страны; - региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц; - локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации. По предмету правового регулирования: - акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере; - акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере; - акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д. По способу принятия: - народные – акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России); - вотированные – акты, принятые компетентным государственным органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст.108 Конституции России определяет порядок, в соответствие с которым Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); - октроированные («дарованные» свыше) – акты, принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г., «дарованный» народу российским императором). 4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения. Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц). Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени. Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующ<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.02 с.) |